Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Экономика".
1. Сущность и роль контроля в экономике.
Контроль существует только во взаимосвязи с управлением. Без контроля управление не имеет смысла и наоборот.
В современных условиях контроль выполняет особые функции по отношению к управленческой деятельности. Он обеспечивает возможность осуществлять управление деятельностью общества и его обособленными организациями в целом, и складывающимися в нем социально-экономическими отношениями. В частности контроль одновременно является самостоятельной функцией управления и завершающей стадией процесса управления. Поскольку любая общественная или индивидуальная деятельность направлена на достижение конкретных целей, то соответственно управление этой деятельностью направлено на достижение этих целей и контроль при этом выполняет обслуживающую управление функцию:
- контроль за соблюдением прав
- выполнением обязанностей
- несением ответственности участников хоз. деятельности осуществляется в соответствии с нормативно правовыми актами специально уполномоченными органами разных уровней государственного устройства, т.е. федерального уровня, субъектов федерации и муниципалитетов, а также негосударственными органами и физическими лицами. К числу негосударственных относятся аудиторские организации, индивидуальные аудиторы и разного рода общественные организации.
Финансово экономический контроль можно определить как регламентированная нормами права деятельность уполномоченных гос. и мун. органов, а также негосударственных организаций и лиц, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений правовых норм и управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование экономической системы государства и ее элементов.
Роль финансово экономического контроля определяется его целями, функциями, задачами, принципами и основным содержанием, которое составляют:
1. обеспечение качественного
и эффективного финансово-
2. защита интересов всех субъектов хозяйствования и управления, государства в целом и его граждан в частности.
3. содействие проводимой
государством единой
4. выявление внутренних
резервов использования
5. укрепление экономической
системы страны.
2. Функции и задачи финансово-экономического контроля.
Предмет и спецификация контроля раскрываются его функциями. Функции и задачи контроля многогранны как функции управления. К основным функциям, кроме соответственно контрольной функции относятся:
1) Предупредительная
функция. Проявляется на
а) постановки проблемы подлежащей решению
б) приятия решения о цели подлежащей достижению
в) планирование мероприятий по достижению цели.
На этих стадиях процесса управления контроль позволяет предупредить нарушение действующего законодательства, выявить а стадии прогнозирования и планирования дополнительные финансовые ресурсы и пресечь попытки нерационального использования средств. Предшествуя приятию экономических решений и совершению финансовых и хозяйственных операций, контроль носит предупредительный характер.
2) Регулятивная. Проявляется
на стадиях реализации
Контроль позволяет на основе данных первичных документов операционного и бухгалтерского учета, инвентарного и визуального наблюдения оперативно реагировать на изменяющуюся хозяйственную ситуацию, принимать корректирующие решения и меры предупреждающие возможность возникновения потерь и убытков.
3) Оценочно-аналитическая.
Проявляется на стадиях
Основными общими задачами фин. Эк. Контроля являются:
1. обеспечение соблюдения действующего законодательства,
2. обеспечение эффективности планирования фин.эк. деятельности,
3. обеспечение правильности
ведения бухучета и
4. обеспечение сохранности
имущества собственников и
5. установление целесообразных
операций по ведению хоз.
6. анализ, установление и оценка состояния суб. Хоз. деятельности,
7. выявление резервов
роста финансово –
8. определение и
применение мер
3. Общие принципы финансово-экономического контроля.
Под принципами контроля понимают основные исходные положения его организации.
Контролю присущи следующие принципы:
1) соответствия явл. Главным принципом и означает, что содержание и организация контроля должны соответствовать задачам и функциям стоящим перед государством и экономическими субъектами на данном этапе соц.-эком. Развития, а также целям и задачам стоящим перед контролирующими органами, организациями и лицами.
2) эффективности (действенности), проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданных параметров, их причин и лиц ответственных за них, а также в оперативности исправления отрицательных результатов явившихся следствием выявленных отклонений и обеспечение возможности возмещения нанесенного ущерба. На эффективность контроля существенное влияние оказывает качество самого контроля и квалифицированность лиц его выполняющих. Задача контроля не только в установлении нарушений отклонений, но и в оказании помощи органам управления в искоренении причин их повлекших.
3) плановости, предопределяется тем, что осуществление контрольной деятельности должно строиться на основе обоснованных тщательно проработанных планов и программ. Каждому контрольному мероприятию должно предшествовать предварительное изучение объекта контроля для понимания его деятельности и составление общего плана и программы процедур контроля.
4) всеобщности, всякая соц.-экоом. деятельность совершаемая государством должна системно контролироваться с целью установления ее законности, целесообразности, эффективности, полноты выполнения и соблюдения установленных сроков. Всесторонность и повсеместность должны обеспечиваться органами гос. управления и негос. Органами.
5)системности, необходимо обеспечение такой полоты охвата разл. частей контролируемого процесса, которая гарантировала бы объективность рез.-тов контроля. Подразумевает периодичность проведения контрол. мероприятий в одних и тех же организациях и учреждениях. Это позволяет обеспечить постоянное наблюдение за выполнением приятых законов, нормативных актов, управленческих решений.
6)законности, осущ. контроля в строгом соответствии с законодательством, обеспечение интересов государства и общества в целом и юр. физ. Лиц в частности. Основу оценки законности действий контролирующих лиц составляют требования норм.-правов. актов. Сами котролир. органы должны действовать в строгих рамках законодат., в пределах опред. задач, функций, полномочий.
7) непрерывности, т.к. процесс управления непрерывен, то и все объекты управления явл. одновременно объектами контроля, подлежат постоянному предварительному, текущему и последующему контролю.
8) ответственности, предпол. Предусмотренную законом ответственность субъектов, осуществляющих контроль за соблюдением закона и правовых актов, регламентирующих их деятельность. А также ответственность за достоверность информации фин.-эконом. Контроля.
9) объективности, предполагает полое независимое отражение рез. контроля и действий должностных лиц на основе сопоставления установленных во время проверки фактов с законами, инструкциями и управл. Решениями руководящих органов и лиц регулирующих контролир. деятельность. Этот принцип предпол. также независимость и объективность выводов вытекающих из результатов контроля от субъективного отношения контролир. органов и лиц.
10) научности, означает, что контроль осуществляется путем применения научно-обоснованных методов и приемов установления систем точности в практике управления ресурсами во всех сферах производства и распределения ОП задачам эконом. политики.
В управлении экономич деят-ю система контроля – это совок-ть субъектов, объектов и средств контроля взаимодейств-х как единое целое в процессе установления степени соответствия достигнутых результатов принятым решениям, а также оценка состояния объекта контроля на основе сопоставления поставленной цели с фактическим положением дел.
Система контроля (с.к.) имеет общие основы и принципы создания и функц-ния. Для каждой с.к. должны быть определены: объект, предмет, субъект и общие конкретные формы и методы контроля.
Объектами контроля являются: экономич система в целом, отдельные отрасли экономики, регионы, Мин-ва, ведомства, организации и учреждения. Внутри объектов могут быть выделены происходящие в них процессы или отдельные элементы, которые относятся к объектам. Характерной особенностью объектов контроля является их сложность. Она влияет на выбор методов и средств контроля. В сфере управления экономический объект управления и объект контроля всегда совпадают.
Совпадение
объектов управления и контроля является
принципиальным, т.к. управленческая деят-ть
направлена на достижение поставленной
цели, а контр-я деят-ть направлена
также на обеспечение такого состояния
и поведения объекта
Предмет контроля это состояние и поведение объекта управления и контроля. Предметом может быть деят-ть организации и органов управления в целом и деят-ть организации по отдельным направлениям или операциям. Предметом организации или органа управления является их деят-ть в соответствии с установленными законами, нормативами, правилами, решениями и поручениями. Т.е. предметом контроля является опред-е состояние объекта контроля на определенный момент времени или в определенном периоде времени. Предметом контроля может быть состояние объекта как в целом, так и его части, которые включают свойства и характеристики объектов контроля.
Субъект контроля – носитель практической деят-ти по осуществлению контроля. Субъекты многочисленны. Это: органы и организации, их подразделения и лица, которые непосредственно осуществляют контроль.
Средства контроля – это методы, приемы, процедуры, которые позволяют выявлять и предупреждать возникающие в состоянии объектов и предметов контроля несоответствия действительному закон-ву и принятым управленческим решениям, нарушения правил ведения б/у, составление фин.отчетности.
В зависимости от времени осуществления, по отношению к контролируемой деят-ти объекта контроля в качестве форм выделяют:
а)предварительный; б)текущий; в)последующий.
Эти формы находятся во взаимосвязи и отражают непрерывный характер контроля.
Форма предварительного контроля имеет предупреждающий характер, т.к. предшествует совершению хоз и фин операций. Цель предвар контроля – предотвращать незаконные действия и нарушения (пресекать незаконное и нерацион-е использ-е фин-х и матер-х средств, посягательств на собственность до совершения фин и хоз операций). Предварительный контроль проводится на первых трех стадиях процесса управления, т.е. на стадии постановки проблемы, определении цели и планировании мероприяий по достижению цели.
Текущий контроль проводится на стадиях управления связанных с реализацией и регулированием мероприятий по достижению поставленной цели. Осуществляется в ходе фин-хоз операций. Главная особенность – оперативное выявление отклонений от норм закон-ва, принятых управл-х решений, утвержденных плановых и нормативных показателей путем оперативного сопоставления с фактич-ми данными на момент совершения фин и хоз операций.