Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Экономика".

Работа содержит 1 файл

Аудит ответы.doc

— 328.50 Кб (Скачать)
 

1. Сущность и роль  контроля в экономике.

Контроль существует только во взаимосвязи с управлением. Без контроля управление не имеет  смысла и наоборот.

В современных условиях контроль выполняет особые функции по отношению к управленческой деятельности. Он обеспечивает возможность осуществлять управление деятельностью общества и его обособленными организациями в целом, и складывающимися в нем социально-экономическими отношениями. В частности контроль одновременно является самостоятельной функцией управления и завершающей стадией процесса управления. Поскольку любая общественная или индивидуальная деятельность направлена на достижение конкретных целей, то соответственно управление этой деятельностью направлено на достижение этих целей и контроль при этом выполняет обслуживающую управление функцию:

- контроль за соблюдением  прав

- выполнением обязанностей

- несением ответственности  участников хоз. деятельности  осуществляется в соответствии с нормативно правовыми актами специально уполномоченными органами разных уровней государственного устройства, т.е. федерального уровня, субъектов федерации и муниципалитетов, а также негосударственными органами и физическими лицами. К числу негосударственных относятся аудиторские организации, индивидуальные аудиторы и разного рода общественные организации.

Финансово экономический контроль можно определить как регламентированная нормами права деятельность уполномоченных гос. и мун. органов, а также негосударственных организаций и лиц, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений правовых норм и управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование экономической системы государства и ее элементов.

Роль  финансово экономического контроля определяется его целями, функциями, задачами, принципами и основным содержанием, которое составляют:

1. обеспечение качественного  и эффективного финансово-хозяйственного  управления и соблюдение финансового  законодательства субъектов финансово-хозяйственных отношений;

2. защита интересов  всех субъектов хозяйствования  и управления, государства в целом  и его граждан в частности.

3. содействие проводимой  государством единой социальной, хозяйственной, финансовой налоговой,  кредитной и денежной политики.

4. выявление внутренних  резервов использования финансовых  ресурсов во всех сферах производства  и распределения общественного  продукта;

5. укрепление экономической  системы страны. 

2. Функции и задачи  финансово-экономического  контроля.

 Предмет и спецификация контроля раскрываются его функциями. Функции и задачи контроля многогранны как функции управления. К основным функциям, кроме соответственно контрольной функции относятся:

1) Предупредительная  функция. Проявляется на стадиях  процесса управления.

а) постановки проблемы подлежащей решению

б) приятия решения  о цели подлежащей достижению

в) планирование мероприятий  по достижению цели.

На этих стадиях  процесса управления контроль позволяет  предупредить нарушение действующего законодательства, выявить а стадии прогнозирования и планирования дополнительные финансовые ресурсы и пресечь попытки нерационального использования средств. Предшествуя приятию экономических решений и совершению финансовых и хозяйственных операций, контроль носит предупредительный характер.

2) Регулятивная. Проявляется  на стадиях реализации мероприятий  по достижению цели.

Контроль позволяет  на основе данных первичных документов операционного и бухгалтерского учета, инвентарного и визуального  наблюдения оперативно реагировать на изменяющуюся хозяйственную ситуацию, принимать корректирующие решения и меры предупреждающие возможность возникновения потерь и убытков.

3) Оценочно-аналитическая.  Проявляется на стадиях процесса  управления (на всех) и особенно  на стадиях анализа и оценки результатов по достижению поставленной цели. Непосредственно в процессе осуществления контроля широко используются методы экономического анализа и оценки, вместе с тем и результаты самого контроля также подвергаются анализу на основании данных которого дается оценка ситуации сложившейся на конкретном этапе решения поставленной цели. 

Основными общими задачами фин. Эк. Контроля являются:

1. обеспечение соблюдения  действующего законодательства,

2. обеспечение эффективности  планирования фин.эк. деятельности,

3. обеспечение правильности  ведения бухучета и составления  отчетности по фи. эк. Деятельности,

4. обеспечение сохранности  имущества собственников и соблюдения  их прав,

5. установление целесообразных  операций по ведению хоз. деятельности,

6. анализ, установление и оценка состояния суб. Хоз. деятельности,

7. выявление резервов  роста финансово – экономического  потенциала участников хоз. деятельности,

8. определение и  применение мер ответственности  лиц ответственных за нарушение  фин. Эк. Законодательства.  

3. Общие принципы  финансово-экономического  контроля.

Под принципами контроля понимают основные исходные положения  его организации.

Контролю присущи  следующие принципы:

1) соответствия явл. Главным принципом и означает, что содержание и организация контроля должны соответствовать задачам и функциям стоящим перед государством и экономическими субъектами на данном этапе соц.-эком. Развития, а также целям и задачам стоящим перед контролирующими органами, организациями и лицами.

2) эффективности (действенности), проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданных параметров, их причин и лиц ответственных за них, а также в оперативности исправления отрицательных результатов явившихся следствием выявленных отклонений и обеспечение возможности возмещения нанесенного ущерба. На эффективность контроля существенное влияние оказывает качество самого контроля и квалифицированность лиц его выполняющих. Задача контроля не только в установлении нарушений отклонений, но и в оказании помощи органам управления в искоренении причин их повлекших.

3) плановости, предопределяется тем, что осуществление контрольной деятельности должно строиться на основе обоснованных тщательно проработанных планов и программ. Каждому контрольному мероприятию должно предшествовать предварительное изучение объекта контроля для понимания его деятельности и составление общего плана и программы процедур контроля.

4) всеобщности, всякая соц.-экоом. деятельность совершаемая государством должна системно контролироваться с целью установления ее законности, целесообразности, эффективности, полноты выполнения и соблюдения установленных сроков. Всесторонность и повсеместность должны обеспечиваться органами гос. управления и негос. Органами.

5)системности, необходимо обеспечение такой полоты охвата разл. частей контролируемого процесса, которая гарантировала бы объективность рез.-тов контроля. Подразумевает периодичность проведения контрол. мероприятий в одних и тех же организациях и учреждениях. Это позволяет обеспечить постоянное наблюдение за выполнением приятых законов, нормативных актов, управленческих решений.

6)законности, осущ. контроля в строгом соответствии с законодательством, обеспечение интересов государства и общества в целом и юр. физ. Лиц в частности. Основу оценки законности действий контролирующих лиц составляют требования норм.-правов. актов. Сами котролир. органы должны действовать в строгих рамках законодат., в пределах опред. задач, функций, полномочий.

7) непрерывности, т.к. процесс управления непрерывен, то и все объекты управления явл. одновременно объектами контроля, подлежат постоянному предварительному, текущему и последующему контролю.

8) ответственности, предпол. Предусмотренную законом ответственность субъектов, осуществляющих контроль за соблюдением закона и правовых актов, регламентирующих их деятельность. А также ответственность за достоверность информации фин.-эконом. Контроля.

9) объективности, предполагает полое независимое отражение рез. контроля и действий должностных лиц на основе сопоставления установленных во время проверки фактов с законами, инструкциями и управл. Решениями руководящих органов и лиц регулирующих контролир. деятельность. Этот принцип предпол. также независимость и объективность выводов вытекающих из результатов контроля от субъективного отношения контролир. органов и лиц.

10) научности, означает, что контроль осуществляется путем применения научно-обоснованных методов и приемов установления систем точности в практике управления ресурсами во всех сферах производства и распределения ОП задачам эконом. политики.

4. Система финансово-экономического  контроля

  В управлении экономич деят-ю система контроля – это совок-ть субъектов, объектов и средств контроля взаимодейств-х  как единое целое в процессе установления степени соответствия достигнутых  результатов принятым решениям, а также оценка состояния объекта контроля на основе сопоставления поставленной цели с фактическим положением дел.

  Система контроля (с.к.) имеет общие основы и принципы создания и функц-ния. Для каждой с.к. должны быть определены: объект, предмет, субъект и общие конкретные формы и методы контроля.

  Объектами контроля являются: экономич система  в целом, отдельные отрасли экономики, регионы, Мин-ва, ведомства, организации  и учреждения. Внутри объектов могут  быть выделены происходящие в них процессы или отдельные элементы, которые относятся к объектам. Характерной особенностью объектов контроля является их сложность. Она влияет на выбор методов и средств контроля. В сфере управления экономический объект управления и объект контроля всегда совпадают.

  Совпадение  объектов управления и контроля является принципиальным, т.к. управленческая деят-ть направлена на достижение поставленной цели, а контр-я деят-ть направлена также на обеспечение такого состояния  и поведения объекта управления, которое позволяет достичь поставленной цели. Соотношение между управлением и контролем – это соотн между целым и частью.

  Предмет контроля это состояние и поведение  объекта управления и контроля. Предметом  может быть деят-ть организации и  органов управления в целом и деят-ть организации по отдельным направлениям или операциям. Предметом организации или органа управления является их деят-ть в соответствии с установленными законами, нормативами, правилами, решениями и поручениями. Т.е. предметом контроля является опред-е состояние объекта контроля на определенный момент времени или в определенном периоде времени. Предметом контроля может быть состояние объекта как в целом, так и его части, которые включают свойства и характеристики объектов контроля.

  Субъект контроля – носитель практической деят-ти по осуществлению контроля. Субъекты многочисленны. Это: органы и организации, их подразделения и лица, которые непосредственно осуществляют контроль.

  Средства  контроля – это методы, приемы, процедуры, которые позволяют выявлять и предупреждать возникающие в состоянии объектов и предметов контроля несоответствия действительному закон-ву и принятым управленческим решениям, нарушения правил ведения б/у, составление фин.отчетности.

5. Формы финансово-экономического  контроля

  В зависимости  от времени осуществления, по отношению  к контролируемой деят-ти объекта  контроля в качестве форм выделяют:

  а)предварительный; б)текущий;  в)последующий.

  Эти формы находятся во взаимосвязи  и отражают непрерывный характер контроля.

  Форма предварительного контроля имеет предупреждающий характер, т.к. предшествует совершению хоз и фин операций. Цель предвар контроля – предотвращать незаконные действия и нарушения (пресекать незаконное и нерацион-е использ-е фин-х и матер-х средств, посягательств на собственность до совершения фин и хоз операций). Предварительный контроль проводится на первых трех стадиях процесса управления, т.е. на стадии постановки проблемы, определении цели и планировании мероприяий по достижению цели.

  Текущий контроль проводится на стадиях управления связанных с реализацией и регулированием мероприятий по достижению поставленной цели. Осуществляется в ходе фин-хоз операций. Главная особенность – оперативное выявление отклонений от норм закон-ва, принятых управл-х решений, утвержденных плановых и нормативных показателей путем оперативного сопоставления с фактич-ми данными на момент совершения фин и хоз операций.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"