Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:54, шпаргалка
Понятие финансовой политики предприятия. Содержание, цели, задачи формирования.
Финансовая стратегия и тактика предприятия. Цели, основные направления.
Современные формы финансирования оборотных средств.
Дебиторская задолженность: содержание и этапы управления.
Характеристика составных элементов долгосрочной финансовой политики.
Методы управления денежными потоками предприятия.
Финансовое планирование на предприятии: принципы, содержание, цели, задачи.
Финансовое прогнозирование, сущность, элементы цикла прогнозирования, методы его осуществления.
Вопросы к экзамену по дисциплине
«Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика».
Финансовая политика предприятия – совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия. Финансовая политика – наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и другие. Но только разработка и внедрение финансовой политики на предприятии позволят более четко определить основные направления развития.
Основа финансовой политики – четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.
Финансовая политика призвана дает ответы на вопросы:
Только с помощью разработанной финансовой политики можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей. Именно поэтому как алгоритм действий «финансовая политика» все больше применяется в практической сфере управления предприятиями.
Можно перечислить несколько задач, которые необходимо решить при организации долгосрочной финансовой политики:
Приоритетность той или иной цели по-разному объясняется в рамках существующих теорий организации бизнеса (theories of the firm).
Наиболее распространенным является утверждение, что фирма должна работать таким образом, чтобы обеспечить максимальный доход ее владельцам (Profit Maximisation Theory).
Цели имеют тенденцию принадлежать к двум классам.
Первый относится к прибыльности. Эта цель включает в себя объем продаж, сектор рынка и контроль над расходами, что относится, по крайней мере, потенциально, к различным способам получения или увеличения прибыли.
Вторая группа, включающая избежание банкротства, стабильность и безопасность, относится некоторым образом к контролированию риска.
Главной целью финансовой политики является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Как правило, эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия
Финансовая стратегия — это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач организации. При стратегическом планировании намечают альтернативные пути развития организации, используя прогнозы опытных специалистов (менеджеров) Стратегия бывает 3 видов: корпоративная, стратегия конкуренции, стратегия финансирования
Корпоративная стратегия - вид бизнеса, т.е. какая продукция будет выпускаться, каким объемом денег мы обладаем.
Стратегия финансирования: стратегия роста-max выручки min затрат, стратегия слияния, поглощения, выкуп скупка отдельных ресурсов (собственности, доли капитала)
Конкуренция основана на 5 принципах и состоит из элементов: Угроза появления новых участников (которое вызвано ценовой конкуренцией и потери прибыли), конкуренция между существующими компаниями (которая происходит из-за развитие отраслей, а в финансовом снижение доли постоянных затрат), продукты –заменители (конкуренция между отраслями), рыночная власть (поставщики, покупатели), цена и качество.
Финансовая тактика – это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа финансовой стратегии в текущем периоде. Для обеспечения максимизации прибыли необходимо решение следующих задач:
наращивать объем продаж; эффективно управлять процессом формирования рентабельности; бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами; осуществлять контроль над расходами, минимизировать период производственного цикла, оптимизировать величину запасов и др.
Второе стратегическое направление подразумевает решение таких задач как: - минимизация финансовых рисков; - синхронизация денежных потоков; - тщательный анализ контрагентов; - наличие необходимого остатка денежных средств; - финансовый мониторинг и др.
Источниками формирования оборотных средств являются собственные, заемные и дополнительно привлеченные средства. Информация о размерах собственных источников средств представлена в основном в разделе III пассива баланса. Информация о заемных и привлеченных источниках представлена в разделах IV и V пассива баланса.
Формирование собственных оборотных средств происходит в момент создания предприятия, когда образуется его уставный фонд. Источником формирования в этом случае служат инвестиционные средства учредителей предприятия. В дальнейшем минимальная потребность предприятия в собственных оборотных средствах покрывается за счет собственных источников: прибыли, резервного капитала, фонда накопления.
Основными и типовыми формами финансирования О.С. в отечественной и мировой практике являются: Собственное финансирование за счет прибыли, амортизационных отчислений и других источников. Кроме прибыли и амортизационных отчислении источниками финансирования инвестиций выступают: реинвестируемая путем продажи часть основных фондов, иммобилизуемая в инвестиции часть излишних оборотных активов, страховые возмещения убытков, вызванных потерей имущества, другие поступления.
Заемное финансирование за счет облигационных займов, банковских кредитов, займов других организаций.
В завис от срока – краткоср (до 1 г.), среднеср.(до 3 лет). долго-срочн.(свыше 3 лет).
В завис.от формы кредита: товар-ный (лизинг), денежный (в свою очередь, может выда-ваться в национальной валюте, твердой валюте, или мультивалютный); вексельный (в форме векселей для проведения взаиморасчетов); смешанный (комбинация вышеприведенных форм).
В зависимости от происхож-дения кредитора - российские, иностранные, междуна-родные кредитно-финансовые и небанковские учрежде-ния. Акционерное финансирование за счет вкладов учредителей и стратегических инвесторов. Представляет собой вклады юридических и физических лиц, в резуль-тате которых инвесторы становятся собственниками предприятия Лизинговое финансирование за счет вкла-дов лизингодателей.
ДЗ – сумма долгов, принадлежащая фирме со стороны других предприятий, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами, представлена в виде счетов, отражающих задолженность других компаний.
В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:
Среди перечисленных
видов наибольший объем дебиторской
задолженности предприятий
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотным капиталом и маркетинговой политики организации, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности предприятия и его динамика в предшествующем периоде.
где КОАдз — коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность; ДЗ — общая сумма дебиторской задолженности предприятия (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту); ОА — общая сумма оборотных активов предприятия.
На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Он характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла предприятия.
где ПИдз — средний период инкассации дебиторской задолженности предприятия; ДЗ — средний остаток дебиторской задолженности предприятия (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде; Оо — сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода.
где КОдз — количество оборотов дебиторской задолженности предприятия в рассматриваемом периоде; ОР — общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде; ДЗ — средний остаток дебиторской задолженности предприятия (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.
Также необходимо рассмотреть состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели: коэффициент просроченности дебиторской задолженности и средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности.
Коэффициент просроченности дебиторской задолженности:
где КПдз — коэффициент просроченности дебиторской задолженности; Д3пр — сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки; ДЗ — общая сумма дебиторской задолженности предприятия.
Средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности:
Где ВПдз — средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности; Д3пр— средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде; Оо— сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.
На заключительном этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности):
Эд3 = Пдз - ТЗДЗ - ФПдз ,
Где Эдз — сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями; Пдз — дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита; ТЗдз — текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга; ФПдз — сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.
Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность:
где КЭдз — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями; Эд3 — сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде; ДЗрП — средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
Первоначальный источник финансирования любого предприятия – это уставный капитал, складочный капитал, паевой фонд.
Информация о работе Шпаргалка по "Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика"