Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:49, курсовая работа
Суть рыночных отношений - производители и продавцы должны действовать на свой
страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги,
процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в
этой системе.
Введение
.....................................................................................
Глава 1.Теория ценообразования.
1.1 Теоретическое обоснование ценообразования............................
1.2 Основные виды и функции цен
..................................................
1.3 Механизм образования цен
........................................................
1.4 Факторы, влияющие на процесс ценообразования......................
Глава 2. Зависимость процесса ценообразования от
характеристики рынка.
2.1 Ценообразование в условиях
совершенной конкуренции
...........................................................
2.2 Ценообразование в условиях
несовершенной конкуренции
..........................................................
2.3 Государственное регулирование цен..........................................
Глава 3. Ценовая политика предприятия
3.1 Механизм ценообразования
.......................................................
3.2 Методы ценообразования
..........................................................
3.3 Контроль ценообразования
налоговыми органами в России
..............................................................
3.3 Ценовая политика предприятия
..................................................
Заключение.................................................................................
Список
литературы...................................................................
непознаваемости стоимости. Дело представляется так, что время, общественно
необходимое для производства и воспроизводства товара, представляется
несводимым к "общему знаменателю" на том основании, что время живого труда и
время прошлого труда измеряется разными мерами: живого – в часах живого
труда, ранее овеществленного – в ценах потребляемых ресурсов. Правда,
недооценивается тот факт, что, и время живого труда может быть выражено как
часть издержек на оплату труда – другое дело, что оплата труда не совпадает
со стоимостью, добавляемой живым трудом. Но существует категория товарного
хозяйства, в которой выражены все оплачиваемые затраты живого и ранее
овеществленного труда – издержки производства общественные, а в практике
ценообразования среднеотраслевые издержки, формируемые на базе учета динамики
производительного потребления сырья, материалов, топлива, энергии и других
ресурсов и расходов на оплату труда работников соответствующей квалификации
служат базой цен.
Факт существования двух концепций ценообразования некоторые теоретически
считают основанием для попыток «синтезировать» полезностную и стоимостную
концепции цены и получить, таким образом, третью концепцию. Такое
«синтезирование» означало бы признание того, что полезностная концепция
лишена своего основания стоимости, а стоимостная оторвана от полезности.
Практически оно вредно, поскольку оправдывает как искусственный отрыв цены от
стоимостной основы, так и произвол в определении её «полезностного» значения.
Цена, имея объективную основу, не может быть продуктом искусственного
конструирования. Исторически она всегда была результатом изменения
общественных условий производства и, следовательно, затрат, общественно
необходимых для производства товаров. Цена производства, в частности,
отразила рост органического строения капитала и рост фондоёмкости
(капиталоёмкости) производства, усложнение условий диверсификации в
конкурентной борьбе между товаропроизводителями. В современных условиях в
России динамика цен с неизбежностью отражает невиданную недогрузку
производственных мощностей, но не должна быть произвольной. В
действительности произвол в ценообразовании имеет место и во многом
объясняется политикой «либерализации», которая одновременно является и
политикой утраты механизмов контроля со стороны государства в области
ценообразования.
Одинаково опасна практика ценообразования, закладывающая в основу только
полезность или только затраты.
Напомним, что в товарной организации общественного хозяйства цена – денежное
выражение стоимости товара. Качественно и количественно она – форма
стоимости. Эта форма допускает возможность отрыва цены от стоимости в
условиях инфляции. Но поскольку законы денежного обращения диктуют связь
выраженной в деньгах товарной массы с количеством денег, необходимых для
обращения, поскольку изменяется только «счетное» выражение стоимости, оно
распространяется на всю товарную массу. Но и при этом в основе
ценообразования –динамика затрат, общественно необходимых для производства
товара, в условиях изменившихся цен. Последние определяются господствующими
условиями производства основной товарной массы. Потребительная стоимость
(полезность) товара
не существует в отрыве от
стоимости. Это форма
конкретного труда.
Конкретный труд – реализация профессиональных способностей человека при
использовании им соответствующих средств и предметов труда. Конкретный труд
обеспечивает технологическую направленность затрат абстрактного труда,
определяя тем самым общественную их полезность. Одним словом, расходование
энергии мышц, мускулов, мозга человека – это не напрасный труд. Их затраты
всегда являются целенаправленными, общественно – полезными. Эффективность
конкретного труда выражается в количестве потребительных стоимостей,
производимых в единицу времени. Вместе с тем общественная полезность того или
иного товара, формируясь конкретным трудом, создаётся затратами абстрактного
труда. Качественный аспект затрат интеллектуальных и физических сил человека
проявляется в общественной полезности результата процесса труда.
Общественно необходимые затраты абстрактного труда (стоимость) – мера
качественной и количественной общественной полезности товара и основание его
равенства при обмене.
Таким качеством и такой
не обладает полезность вне товарной её формы.
Полезность товара сама по себе не может быть выражена в другом товаре, как и
конкретный труд, её создающий, не может быть выражен посредством конкретного
труда, воплощенного в другом товаре. Иными словами, полезность товара не
содержит условий для своего выражения в полезности другого товара, как и этот
другой товар не содержит полезности первого (товара).
Другими словами, полезность того или иного товара не может быть воплощением
всеобщей полезности, как, разумеется, и её мерой, т.е., она не обладает
качеством всеобщего эквивалента.
Полезность товара, лишенная свойства всеобщего эквивалента, не может
выполнять и функцию средства обращения товаров, в ней отсутствует главное
условие универсальной ликвидности – быть эталоном полезности всех других
товаров. Естественно, она не может выполнять и функции, посредством которых
деньги реализуют себя как особый товар.
Другая сторона товара – воплощенный в нём абстрактный труд в единстве живого
и прошлого. Именно это единство делает возможным совмещение всей совокупности
затрат и их выражение в стоимости товара, как и её представление посредством
денег в цене.
Затраты «прошлого» труда, овеществленного в средствах производства, входят
полностью или частями в затраты на производство товара, и вместе с тем в
процессе производства живым трудом создаётся новая стоимость. В стоимости
товара, как и его цене, затраты «прошлого» и «живого» труда выступают как
затраты общественно необходимого абстрактного труда, создающего стоимость
товара.
Стоимость, будучи воплощением единого качества – абстрактного труда,
присущего товарному миру, оказывается и его мерой, т.е., всеобщим
эквивалентом. Товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, оказывается
универсальным средством обращения (деньги).
Следовательно, труд, создающий товар, несёт в себе его общественную
полезность, как и общественная полезность товара, полагает труд как своё
основание. Именно поэтому и цена товара, будучи формой денежного выражения
его стоимости, передает суть общественно необходимых затрат абстрактного
труда.
Одним словом, проблема цены товара – это проблема общественно необходимых
затрат абстрактного труда и их общественной полезности. Цены в этом качестве
обеспечивают эквивалентное обращение всей товарной массы на рынке. Это
проверенное практикой качество цены служит отправным моментом практики
совершенствования
ценообразования и
над ценами. В основу их динамики должно быть заложено изменение общественных
условий формирования затрат на производство. Практически это означает, что
осуществление государственного регулирования уровня и динамики цен требует
соответствующего регулирования технических, технологических условий
формирования затрат и уровня квалификации работников. А это диктует
необходимость соответствующей кадровой, структурной, инвестиционной,
селективной политики в развитии производства. Подтверждением того, что эта
необходимость на государственном уровне ещё не осознана, являлся проект
федерального бюджета на 2001 г. В нём, как и прежде на финансирование
промышленности, транспорта, связи, энергетики, дорожного и сельского
хозяйства было намечено выделить лишь 7% общей суммы расходов. Такова «цена»
«дерегулирования» указанных отраслей. И это осуществляется при том, что
Россия стоит на пороге вступления в ВТО, условия которого исключают
возможность противостояния конкурентоспособным зарубежным
товаропроизводителям при безнадёжно устаревшей технике и технологиях.
Единственный выход- создание механизмов «сквозного» контроля со стороны
государства над условиями воспроизводства.
1.2 Основные виды и функции цен.
Действующие в России различные виды цен образуют единую систему цен. Цены
классифицируются в зависимости от отдельных признаков. Так, в зависимости от
характера обслуживаемого оборотные цены подразделяют на закупочные, отпускные
(оптовые), цены оптовых предприятий, биржевые, аукционные, торгов, розничные
цены, цены на продукцию строительства и тарифы на услуги (транспортные,
коммунальные, бытовые) и т.д.
Закупочные цены устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию; отпускные
(оптовые) цены
на промышленную продукцию,
производителями. При этом на практике отпускная цена, как правило,
распространяется на товары народного потребления, а оптовая на продукцию
производственно-технического назначения.
При реализации товаров оптовыми, снабженческо-сбытовыми, заготовительными
организациями другим организациям для дальнейшего использования в
производстве, а также
с целью перепродажи
цены оптового предприятия, заготовительной организации и т.д.
1. Биржевые цены - это цены специально организованного и
постоянно действующего рынка. Складываются под влиянием спроса и предложения
и представляют собой официальные котировки. Распространяются они, как
правило, на массовые сырьевые товары, продовольственные товары и некоторые
виды промышленных товаров. Биржевые цены зависят от характера, условий сделок
и ряда других факторов.
Виды котировок различны. Так, указывается: предельный диапазон цен первой и
последней сделки и промежуточные цены в течение дня, максимальные и
минимальные цены в сочетании с ценами начала и конца биржевого дня;
максимальные и минимальные цены с выделением типичной справочной цены сделки.
Котировки цен служат ориентиром при заключении конкретных сделок. Сделки
Информация о работе Рыночное ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции