Розничный товарооборот: динамика, резервы роста, методы управления его развитием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- рассмотреть сущности товарооборота;
- изучить роль товарооборота и его значения в экономике;
- изучить динамику и тенденции развития розничного товарооборота;
- предоставить организационно-экономическую характеристику ОАО «ДорОрс»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
1. Розничный товарооборот как экономическая категория…………………….
1.1 Экономическая сущность розничного товарооборота и факторы, его определяющие …………………………………………………..………………...
1.2 Динамика и тенденции развития розничного товарооборота в Республике Беларусь в современных условиях и в перспективе .…………………………
1.3 Методы управления розничным товарооборотом ...………………………
2. Анализ розничного товарооборота ОАО «ДорОрс» и факторов, воздействующих на его развитие………..………………………….………….
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ДорОрс»………………………………………………………….………...
2.2 Анализ и оценка развития розничного товарооборота ОАО «ДорОрс»………………………………………………………………...….
2.3 Анализ влияния факторов на розничный товарооборот ОАО «ДорОрс»………………………………………………………….….
3. Пути повышения розничного товарооборота ОАО «ДорОрс»………………………………………………………………...….
3.1 Совершенствование управления развитием розничного товарооборота ОАО «ДорОрс»………………………………………………………………….
3.2 Улучшение коммерческой работы ОАО «ДорОрс»...
3.3 Резервы роста розничного товарооборота ОАО «ДорОрс»………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 117.73 Кб (Скачать)

 

 

 

Рисунок 1.2.1 - Соотношение продовольственных  и непродовольственных товаров  в объеме розничного товарооборота (в процентах)

 

Примечание – Источник: [17]

 

Рост розничного товарооборота  в Беларуси также обеспечивается за счет строительства и открытия новых торговых объектов. Для наращивания розничного товарооборота была разработана концепция развития торговли в Беларуси на 2011-2015 гг., согласно которой необходимо значительно увеличить обеспеченность торговыми площадями население страны. В 2010 году было открыто несколько крупных торговых объектов, а также опубликованы заявления по входу на белорусский рынок ряда иностранных игроков. Развитие розничной торговли будет основываться на увеличении количества современных торговых центров (гипермаркеты, супермаркеты) при сокращении объемов продаж на рынках, в павильонах, киосках. В районных центрах планируется открыть 21 новый супермаркет. Дальнейшее развитие получат социально ориентированные розничные торговые объекты (дискаунтеры с минимальными торговыми надбавками для малообеспеченных граждан). В системе Белкоопсоюза в каждом райцентре намечено создание современных торговых объектов площадью 250 кв. метров и более, строительство торговых мини-магазинов шаговой доступности с площадью до 100 кв. метров, в том числе на автотрассах.

Таким образом, растущий рынок и постепенное улучшение условий будут способствовать развитию сетей локальными игроками и приходу международных участников.

В целом реализация намеченных мер  позволит увеличить за пятилетие  объем розничного товарооборота в 1,7–1,8 раза, повысить обеспеченность торговыми площадями до 600 кв. метров на 1 тыс. жителей, создать современную инфраструктуру и эффективную систему товародвижения.

 

 

1.3 Методы управления розничным товарооборотом

 

 

В процессе управления розничными товарооборотом определяются следующие задачи:

1) взаимосвязь темпов развития  товарооборота с развитием регионального  потребительского рынка и изменениями  его конъюнктуры;

2) планирование объема реализации  товаров, который обеспечит получение  торговым предприятием необходимой  суммы прибыли;

3) обеспечение в процессе планирования  товарооборота эффективного использования  имеющегося ресурсного потенциала;

4) разработка ассортиментной политики предприятия согласно спросу контингента потребителей. [9, c.45]

Планирование и прогнозирование  являются основными методами управления товарооборотом в современных условиях.

Планирование общего объема розничного товарооборота обычно начинается с определения его ожидаемой величины, так как план разрабатывается за несколько месяцев до наступления планируемого периода и к этому моменту отсутствуют фактические показатели за текущий год.

Под ожидаемым товарооборотом следует понимать наиболее вероятную его величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года.

Величина ожидаемого товарооборота  определяется по формуле

 

              РТ0ож = РТОфакт (9 мес) + РТ0ож (IV кв),                      (1.1)

 

где РТ0ож - ожидаемый объем розничного товарооборота за отчетный год, р.; РТОфакт (9мес) - фактический объем розничного товарооборота за 9 месяцев отчетного года, р.; - ожидаемый объем розничного товарооборота за IV квартал отчетного года, р.

 

При этом учитываются данные анализа выполнения плана за истекший период, перспективы развития торговля в предстоящие месяцы.

Кроме того, при  планировании товарооборота следует учесть изменение в материально-технической базе торговой организации (открытие или закрытие магазинов) и внести необходимые коррективы.

При планировании общего объема розничного товарооборота торговой организации могут быть использованы следующие методы:

I опытно-статистический;

  • экономико-статистический;
  • экономико-математического моделирования и др.

Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем розничного товарооборота исходя из сопоставимого товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году:

 

                                (1.2)

 

где РТОп.г. — объем товарооборота на планируемый год, р.; РТОсоп - сопоставимый товарооборот отчетного года, р.; Т% - среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %.

Экономико-статистический метод основан на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Сглаживание производится с помощью скользящей средней. Полученный выровненный ряд скользящих средних дает возможность определить среднегодовое изменение прироста объема товарооборота по следующей формуле:

                         ,                                   (1.3)

 

где - среднегодовое изменение прироста объема розничного товарооборота, %; - последний показатель в ряду выровненных средних, %; - первый показатель в ряду выровненных средних, %; n - количество показателей выровненного ряда средних.

Значение прироста товарооборота  () на планируемый год определяется продолжением выровненного ряда средних на два шага вперед по формуле

 

.                                (1.4)

 

Для выявления  основной тенденции развития товарооборота можно использовать метод аналитического выравнивания (трендовый метод).

Если выявляются четкие тенденции в развитии розничного товарооборота, то можно использовать линейную функцию

 

,                                      (1.5)

 

где y - объем розничного товарооборота; t - фактор времени, год; a, b - параметры модели.

Параметры определяются методом наименьших квадратов с  помощью решения системы нормальных уравнений вида:

 

.                         (1.6)

 

Принято считать, что модель является применимой, если средний  процент отклонений теоретических  значений товарооборота от фактических не превышает 3%.

При планировании объема товарооборота  торговой организации может использоваться авторегрессионная модель вида:

 

                                                                          (1.7)

 

где у – объем товарооборота торговой организации; х - объем товарооборота торговой организации в предшествующем году; t - фактор времени, год.

Параметры модели определяются на основе решения следующей системы уравнений:

 

                             .                    (1.8)

 

При наличии информации об основных направлениях развития показателей зоны деятельности торговой организации можно использовать следующую модель для определения темпов изменения розничного товарооборота:

 

,                    (1.9)

 

где ух - темп изменения розничного товарооборота в среднем на домашнее хозяйство; - темп изменения учтенных денежных доходов на одно домашнее хозяйство (в среднем); - темп изменения доли доходов домашних хозяйств на покупку товаров; -темп изменения торговой площади в расчете на 1000 домашних хозяйств; -фактор времени; , , , , - параметры уравнения.

Расчеты параметров уравнения выполняются  на ЭВМ по данным за предшествующие 5-7 лет.

Общий объем товарооборота можно  определить путем умножения товарооборота домашнего хозяйства на их общую численность за конкретный год.

Результаты расчетов позволяют  определить объем розничного товарооборота  по средней величине как среднюю арифметическую по его наименьшей и наибольшей сумме.

Обоснованность  плана розничного товарооборота можно проверить и посредством определения «критической точки продаж», обеспечивающей безубыточную работу организации по следующей формуле:

 

,                          (1.10)

 

где РТОб - объем товарооборота, обеспечивающий безубыточность деятельности организации, р.; Рпост- сумма постоянных расходов на реализацию товаров, р.; УД - уровень доходов от реализации (без отчислений), %; УРпер - уровень переменных расходов на реализацию товаров, %.

Точка безубыточности показывает, при каком объеме продаж величина дохода покроет понесенные затраты организации.

Точка минимальной рентабельности характеризует такой объем товарооборота, при котором организация за счет своих доходов не только покрывает текущие расходы, но и получает минимальную прибыль. Формула определения точки минимальной рентабельности имеет следующий вид:

 

,                      (1.11)

 

где - точка минимальной рентабельности.

Минимальной считается такая прибыль, которая после уплаты налогов и отчислений обеспечивает организации минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившийся за исследуемый период.

Минимальная прибыль определяет целесообразность ведения данного вида деятельности и рассчитывается по формуле

 

,                            (1.12)

 

где _ минимальная рентабельность на уровне среднего процента ставки банков по депозитам, %; К - авансированный организацией капитал (сумма остаточной стоимости основных и собственных оборотных средств), р.; Сп - удельный вес отчислений от прибыли в бюджет, %.

Критическую точку продаж можно также рассчитать, используя формулу

 

,                         (1.13)

 

где - критическая точка продаж (порог рентабельности), р.; - расчетный плановый товарооборот, р.; - сумма постоянных расходов на реализацию товаров, р.; - сумма переменных расходов на реализацию товаров, р.

Чем выше разность между фактической  выручкой организации и выручкой в критической точке, тем выше запас финансовой прочности. Запас финансовой прочности () можно рассчитать по формуле

 

                                .                           (1.14)

 

Комплексная увязка основных финансово-экономических показателей деятельности торговой организации при планировании позволяет выявить конкурентные преимущества и разработать направления по их развитию. [2, с. 216]

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Экономика организаций торговли: учебное пособие / Валевич Р. П. [и др.]; под ред. Р. П. Валевич, Г. А. Давыдовской. – Минск: БГЭУ, 2010. – 610 с.
  2. Экономика предприятий торговли: учебное пособие / Н.В. Максименко. – 2-е изд., испр. – Минск: Выш. Шк., 2007. – 542 с.
  3. Экономико-статистическое моделирование и прогнозирование средствами MS Excel: Учеб. пособие / С.И. Скриба. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 171 с.
  4. Экономика торгового предприятия: учебное пособие / С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков; под ред. С. Н. Лебедевой. – 5-е изд., испр. – Минск: Новое издание, 2007. – 240 с. (44-87)
  5. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учебное пособие / Т.И. Николаева [и др.]; под ред. Т.И. Николаевой, Н.Р. Егоровой. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 400 с.
  6. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. — 2-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 615 с.
  7. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007. — 215 с.
  8. Виноградова, С. Н. Коммерческая деятельность: учебное пособие / С.Н, Виноградова - Минск: Вышэйшая школа, 2005. - 356 с.
  9. Гиляровская, Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 360 с.
  10. Губина О.В., Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум: учебное пособие / О.В. Губина, В.Е. Губин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. – 192 с.
  11. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. — 288 с.
  12. Кент, Тони. Розничная торговля: Учебник для студентов вузов / Т. Кент, О. Омар; пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 719 с.
  13. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / Л.И. Кравченко. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Новое знание, 2005. — 512 с.
  14. Соломатин, А.Н. Экономика, анализ и планировании на предприятии торговли: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.: ил.
  15. Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. — 415 с.
  16. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://belstat.gov.by/ - Дата доступа: 05.03.2012

 

 

5. Лебедева С.Н. «Экономика  торгового предприятия».

6. Райсберг Р.Г. «Курс экономики».

7. Смирнов А.Д. «Рыночная  экономика».

8. Дайн А., Букерель Ф. «Экономика».

9. Николаева М.А., Карташова  Л.В. «Экономика».

10. Сергеев И.В. «Экономика  предприятия».

11. Емельянова Т.В. «Экономика  предприятий».

12. Кравченко Л.И. «Анализ  хозяйственной деятельности».

13. Треатов А.С. «Экономика предприятия».

14. Сафонов Н.А. «Экономика  предприятия».

15. Савитская Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности».

16. Борисов Н.С. «Анализ  хозяйственной деятельности».

1. Конституция РФ. - СПб.: Издательство "Литера", 2006. - 48 с.

2. Гражданский кодекс  РФ. Части первая и вторая. Официальный  текст по состоянию на 1 августа  2000 года. - М.: Издательство НОРМА, 2006. - 376 с.

3. Федеральный закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ. Налоговый кодекс  Российской Федерации (часть вторая).

4. Федеральный закон от 31.07.98 № 147-ФЗ. Налоговый кодекс  Российской Федерации (часть первая).

5. Абрютина М. С. Экономический анализ торговой деятельности. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2005. - 512 с.

6. Агафонова М. Н. Бухгалтерский  учет в оптовой и розничной  торговле. - М.: Бератор-Пресс, 2007. - 504 с.

7. Анализ и диагностика  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия / Под ред. П. П. Табурчака и др. - Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 352 с.

8. Баканов И.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: "Финансы и статистика", 2007. - 340 с.

9. Баканов М. И. Анализ  хозяйственной деятельности в  торговле: - М: Экономика, 2007 - 352 с.

10. Баканов М. И., Капепюш С. М. Калькуляция издержек обращения в торговле: Учебное пособие для вузов. - М.: Экономика, 2008. - 232 с.

11. Бандурин А. В., Чиненов А. В. Проблемы управления финансами корпораций по материалам Волгоградской области. - М.: "ТДДС Столица-8", 2008. - 176 с.

12. Баскакова О.В. Экономика  организаций (предприятий) - М., 2006.- 256с.

13. Бахтина В. Новые  нормы в действии. Налог на  прибыль на примерах. // Двойная  запись. - 2008. № 1

14. Брен И. П., Митрофанов Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий торговли и общественного питания: - 2-е изд., перераб. и доп. - К. Высш. шк., 2005. - 231 с.

15. Джоунз Гари. Торговый  бизнес: как организовать и управлять / Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 2007. - 304 с.

16. Карпова Е.В. Ресурсы  торгового предприятия. - М.: КНОРУС, 2007. - 256 с.

17. Кравченко Л.И. Анализ  хозяйственной деятельности в  торговле: . - 6-е изд., перераб. - М.: Новое издание, 2007. - 526 с.

18. Лебедева С.Н. Экономика  торгового предприятия: / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков; Под ред. С.Н. Лебедевой. Минск: Новое знание; 2005. - 239 с.

19. Савицкая Г.В. Анализ  хозяйственной деятельности предприятия. - Минск, 2007. - 228с.

Информация о работе Розничный товарооборот: динамика, резервы роста, методы управления его развитием