Розничный товарооборот: динамика, резервы роста, методы управления его развитием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- рассмотреть сущности товарооборота;
- изучить роль товарооборота и его значения в экономике;
- изучить динамику и тенденции развития розничного товарооборота;
- предоставить организационно-экономическую характеристику ОАО «ДорОрс»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
1. Розничный товарооборот как экономическая категория…………………….
1.1 Экономическая сущность розничного товарооборота и факторы, его определяющие …………………………………………………..………………...
1.2 Динамика и тенденции развития розничного товарооборота в Республике Беларусь в современных условиях и в перспективе .…………………………
1.3 Методы управления розничным товарооборотом ...………………………
2. Анализ розничного товарооборота ОАО «ДорОрс» и факторов, воздействующих на его развитие………..………………………….………….
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ДорОрс»………………………………………………………….………...
2.2 Анализ и оценка развития розничного товарооборота ОАО «ДорОрс»………………………………………………………………...….
2.3 Анализ влияния факторов на розничный товарооборот ОАО «ДорОрс»………………………………………………………….….
3. Пути повышения розничного товарооборота ОАО «ДорОрс»………………………………………………………………...….
3.1 Совершенствование управления развитием розничного товарооборота ОАО «ДорОрс»………………………………………………………………….
3.2 Улучшение коммерческой работы ОАО «ДорОрс»...
3.3 Резервы роста розничного товарооборота ОАО «ДорОрс»………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 117.73 Кб (Скачать)

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, отражающих конечный результат деятельности торговых организаций и определяет все остальные показатели развития торговли: состояние материально-технической базы, потребность в персонале, в финансовых ресурсах и др.

Розничный товарооборот завершает движение товаров от производства к потребителю. В процессе этого движения товар из сферы обращения переходит в сферу потребления, т.е. в личную собственность отдельных членов общества. Потребительная стоимость и стоимость товаров в процессе купли-продажи получают общественное признание, все затраты общества на производство и обращение товаров возмещаются в денежной форме, что обеспечивает непрерывный процесс воспроизводства.

Значение  розничного товарооборота определяется также и тем, что его объем  характеризует уровень жизни населения. Розничная продажа товаров составляет основу личного потребления.

Развитие  розничного товарооборота оказывает  определенное влияние на денежное обращение. Преобладающая часть обращающихся в стране денег принимает участие в розничной купле-продаже товаров, обслуживает розничный оборот.

Розничный товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развития рынка и его конъюнктуру.[2, с. 195]

Товарооборот складывается из различных  видов продаж, его величина —  это суммированная торговая выручка, сданная в банк или кассу, совокупный объем мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), общие документированные  расходы, произведенные за счет кассовой выручки.[1, c.94]

Классификация розничного товарооборота представлена на рисунке 11.1.1.

 

 

Рисунок 1.1.1 -  Классификация  розничного товарооборота по признакам

На развитие розничного товарооборота оказывают  влияние как внешние, так и  внутренние факторы.

Факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, представлены на рисунке 1.1.2.

 

Рисунок 1.1.2 - Классификация факторов, влияющих на розничный товарооборот

 

Анализ внешней  среды предприятия предполагает исследование ее составляющих и непосредственного  окружения. Это позволяет оценить  стратегические условия, созданные  внешней средой, возможности и  угрозы.

Как известно, степень воздействия отдельных  компонент макроокружения на различные  предприятия зависит от размера  предприятия, его отраслевой принадлежности, территориального расположения, выбранных  целей, исторических и прочих особенностей. Считается, что крупные предприятия  испытывают большую зависимость  от макроокружения, чем мелкие. Розничная  торговля представлена в основном крупными и средними по количеству работников предприятиями.

По результатам  опросов специалистов розничной  торговли сегодня на деятельность предприятий  розничной торговли значительное влияние  оказывают факторы научно-технического и экономического характера (62,7 и 43,3%) соответственно, которые могут быть с одной стороны потенциальными носителями угроз для них, а с  другой - могут открывать новые  возможности для предприятия. В  свою очередь, социально-демографические  и политические факторы оказывают  среднюю степень влияния на коммерческую деятельность розничных торговых предприятий  (38,9 и 47,3%). Основными факторами экономического характера, оказывающими по мнению опрошенных, высокую степень влияния на коммерческую деятельность розничных торговых предприятий, являются: уровень доходов населения, процентная ставка банковского кредита, инфляционные процессы, уровень развития конкурентных отношений; нормы налогообложения, уровень безработицы и т.д. Наиболее значимый фактор политического характера - отношение правительства к отраслям экономики и регионам государства. Из социально-демографических факторов для предприятий розничной торговли важным является динамика численности населения страны, региона, из научно-технических высокую значимость получил фактор состояния и перспектив развития технологии.

Изучая различные  компоненты макроокружения, важно иметь  ввиду, что все они сильно влияют друг на друга. Изменения в одной из компонент обязательно приводят к изменению в других. Поэтому их изучение и анализ должны вестись системно, с отслеживанием не только собственно изменений в отдельном компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения. Изучение непосредственного окружения предприятия направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми оно находится в непосредственной взаимосвязи. Предприятие может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз его дальнейшему существованию.

По мнению большинства исследователей, степень  взаимодействия предприятия с элементами внешней среды и с непосредственным окружением различна. С непосредственным окружением оно взаимодействует  через прямые и обратные связи, а  факторы внешней среды предприятие  может только изучать и учитывать  при планировании своей деятельности [8, с.28-29].

Данные факторы, подлежат изучению и анализу, но вместе с тем, необходимо отметить, что оказать  какое-либо влияние на них, торговая организация фактически не может, соответственно принимает их к сведению, подстраиваясь  под существующие реалии.

При анализе  розничного товарооборота исследуются  закономерности его развития на душу населения. Сравнивают фактический  объем среднедушевой реализации с физиологическими нормами потребления  по продовольственным товарам и  рациональными нормами потребления  по непродовольственным товарам, позволяющим  оценить степень удовлетворения населения в конкретных материальных благах. [6, с.292].

В частности  к факторам, связанным с численностью обслуживаемого населения и его  покупательными фондами, относятся: численность  населения, обслуживаемого организацией, его покупательные фонды и  охват покупательных фондов товарооборотом.

Внутренние  факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, можно подразделить на факторы, связанные:

    • с обеспечением товарными ресурсами;
    • эффективностью использования трудовых ресурсов;
    • эффективностью использования основных средств.

Указанные факторы  в большей мере поддаются влиянию  торговой организации, в данной связи  заслуживают отдельного внимания и  соответствующего анализа.

Факторы, связанные  с обеспечением товарными ресурсами, влияют на объем розничного товарооборота  через изменение величин запасов  товаров на начало периода, поступления  товаров, прочего выбытия и запасов  на конец отчетного периода.

Положительное влияние на сумму товарооборота  оказывает увеличение объема поступления  товаров, уменьшение прочего выбытия  товаров и их остатка на конец  периода.

Влияние данных факторов на товарооборот определяют как разность между фактическими данными и плановыми.

К факторам, связанным с обеспечением и использованием трудовых ресурсов, относятся: численность  работников, организация и производительность их труда.

Численность торговых работников во многом зависит  от количества торговых организаций. Численность  торговых работников, их качественный состав влияют на уровень обслуживания населения и на выполнение плана  розничного товарооборота. Работники  розничных торговых организаций, непосредственно  общаясь с населением в процессе продажи товаров, определяют объем  и характер потребительского спроса, воздействуют на формирование ассортиментной политики. Повышение эффективности  использования трудовых ресурсов зависит  от организации труда, его производительности [11, с.51].

Производительность  труда в торговле определяется суммой товарооборота на одного торгового  работника.

К факторам, связанным с использованием основных фондов, относятся: количество магазинов, средняя торговая площадь одного магазина, товарооборот на 1 кв. м. торговой площади, фондоотдача, среднегодовая  стоимость основных фондов.

Все факторы, под влиянием которых развивается  товарооборот, следует разделить  на две группы - экстенсивные и интенсивные.

Такие экстенсивные факторы, как покупательные фонды населения, товарные ресурсы, численность обслуживаемого населения, не зависят от деятельности торговых организаций и складываются под влиянием развития экономики  страны в целом. Интенсивные факторы  зависят в большой степени  от эффективности деятельности торговых организаций.

 

 

1.2 Динамика и  тенденции развития розничного  товарооборота в Республике Беларусь  в современных условиях и в  перспективе

 

Развитию  товарооборота предприятий торговли всех форм собственности придается большое значение в экономической и социальной политике Республике Беларусь. Это связано с тем, что товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары, стимулирует развитие производства и способствует ускорению оборота капитала предприятия, в значительной степени определяет масштабы внешнеэкономической деятельности, денежного оборота, бюджетных поступлений и др. макроэкономических показателей.

В настоящее  время в рамках системы управления товарооборотом в Республике Беларусь на государственном уровне устанавливается  прогнозируемый размер роста его  физического объема на предстоящий  год. Кроме того, руководителям предприятий  общественного питания всех форм собственности ежегодно доводятся  прогнозные показатели розничного товарооборота, выпуска продукции собственного производства и ее удельного веса в розничном товарообороте. Тем  самым товарооборот признается одним  из основных показателей социально - экономического развития страны, рассматривается  на макроуровне в числе важнейших целевых ориентиров.

Проведем  анализ динамики и тенденций развития розничного товарооборота торговых предприятий и товарооборота  общественного питания в Республике Беларусь за последние несколько  лет.

Розничная торговля в Беларуси является одним из нескольких секторов в стране, в котором доминируют предприятия частной формы собственности. Распределение товарооборота по формам собственности представлено в таблице 1.2.1.

 

Таблица 1.2.1 - Распределение розничного товарооборота по формам собственности (в процентах к итогу)

 

2007

2008

2009

2010

2011

Розничный товарооборот - всего

100

100

100

100

100

в том числе по формам собственности:

         

государственная

14,2

14,0

13,8

11,9

11,7

частная

82,8

82,8

82,7

83,2

84,3

иностранная

3,0

3,2

3,5

4,9

4,0


 

Примечание – Источник: [17]

 

В период с 2007 по 2008 год наблюдается рост розничного товарооборота в сопоставимых ценах, однако в 2009 году на фоне кризиса рост розничного товарооборота в сопоставимых ценах замедлился.

В 2010 году было принято несколько нормативно-правовых актов, которые предполагают улучшение условий в белорусской торговле: подписаны указы об отмене лицензирования в розничной торговле, а также о свободном ценообразовании для юридических лиц государственной формы собственности. Это способствовало росту товарооборота в сопоставимых ценах в 2010 году на 15,5% по сравнению с 2009 годом.

Динамика  розничного товарооборота за 2007-2011 гг. представлена в таблице 1.2.2.

 

Таблица 1.2.2 – Динамика розничного товарооборота за 2006-2010 гг.

 

2007

2008

2009

2010

2011

Розничный товарооборот:

         

в фактически действовавших ценах, млрд. руб.

38168

50651

54736

68136

109341,3

в сопоставимых ценах, в процентах  к предыдущему году

114,8

119,2

103,2

115,5

107,1


 

Примечание – Источник: [17]

 

 

В структуре розничного товарооборота  из-за инфляции на продукты питания наблюдается тенденция замедления динамики оборота розничной торговли пищевыми продуктами по сравнению с показателями предыдущего года, и возобновилась тенденция опережающего роста продажи непродовольственных товаров. В период с 2000 по 2008 гг. наблюдается снижение доли продаж продовольственных товаров в объеме розничного товарооборота с 60,7% до 49,5% и соответственно увеличение доли продаж непродовольственных товаров с 39,9% до 50,5%. В 2009 году происходит увеличение доли продаж продовольственных товаров до 51,5%, однако в 2010 снова происходит её снижение на 2%. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в объеме розничного товарооборота отражено на рисунке 1.2.1.

Информация о работе Розничный товарооборот: динамика, резервы роста, методы управления его развитием