Методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово «метод» греческого происхождения (methods),

Что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Характеризуется методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т. д.)

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

ГЛАВА1. теоретическая часть  
1.1. Понятие и классификация методов управления

Методы  управления - это совокупность приемов  и способов воздействия на управляемый  объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово «метод» греческого происхождения (methods),

Что в  переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Характеризуется методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т. д.)

Содержание- это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма – воздействие на конкретное сложившуюся ситуацию. Это может  быть прямо ( непосредственно) и косвенно (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления.

Одни  авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.

Направленность методов управления всегда одна и также – они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом  сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этими можно выделить следующие методы управления:

1.Организационно-административные

2.Экономические

3.Социально- психологические

Организационно-административные методы управления базируются на:

системе законодательных актов страны;

системе нормативных документов вышестоящих  структур управления;

системе разрабатываемых в организации, фирме и т.п. планов, программ, заданий;

системе оперативного управления.

В систему  законодательных актов страны входят государственные законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции, методы и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (Президентом, парламентом, правительством) для обязательного применения на территории всей страны.

Система нормативных документов вышестоящих  управленческих структур включает в  себя стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством этих государственных органов, и действующие во всех организациях, учреждениях и т.п., объединенных данным министерством или ведомством.

Система разрабатываемых в данной организации, фирме и т.п., планов, программ, заданий  имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффективности ее функционирования.

Система оперативного регулирования включает в себя распоряжения, поощрения, санкции, участие в управлении и передачу полномочий и ответственности сверху вниз по служебной лестнице. Например, распоряжение, даваемое руководителем подчиненному, обычно содержит в себе указание, что должен совершать или, напротив, не совершать подчиненный в тех или иных обстоятельствах или при изменении обстоятельств.

Организационно-административное управление предполагает подчинение сотрудников распоряжениям вышестоящих начальников и управляемых органов. Оно обычно бывает трех видов:

вынужденное и внешне навязанное подчинение, которое  сопровождается дискомфортным чувством зависимости от нажима (порой грубого и бесцеремонного) "сверху";

пассивное подчинение, сопровождаемое облегчением, связанным с освобождением от принятия самостоятельных решений;

осознанное, внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности  и важности полученного распоряжения и со стремлением выполнить его в намеченные сроки и с максимальным результатом.

Цель  социологических методов - управление формированием и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения единства интересов, развития инициативы и т. п. В основе социологических методов лежат потребности, интересы, мотивы, цели и т. п.

1. Методы  управления отдельными групповыми  явлениями и процессами включают:

методы  повышения социальной активности, которые  призваны повышать инициативу и творческое отношение членов коллектива к исполнению служебных и общественных обязанностей:

методы  социального регулирования - для  упорядочения общественных отношений  в коллективах на основе выявления общих целей, интересов;

методы  управления нормативным поведением - упорядочение социальных отношений  путем нормирования поведения.

2. Методы  управления индивидуально-личностным  поведением призваны обеспечить  необходимое производственное поведение персонала в соответствии с поставленными целями:

внушение - непосредственное воздействие на волю индивида в сложных, критических  ситуациях;

методы  личного примера рассчитаны на эффект подражания;

методы  ориентирующих условий используются для изменения отношения персонала к труду. Для этого необходимо информировать о ходе выполнения заданий, о доходности и рентабельности, о заработной плате и других показателях деятельности предприятия и индивида.

Цель  психологических методов - создание морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности индивида и повышения степени удовлетворенности процессом труда в коллективе, на предприятии.

Объектом  психологических методов на уровне предприятия является индивид, субъектом - руководитель.

К психологическим  методам относятся:

методы  формирования и развития трудового  коллектива с учетом психологической  и социально-психологической совместимости;

методы  гуманизации отношений между  работниками и руководителями, соответствующие  принципам социальной справедливости: стиль руководства, этика и культура управления;

методы  психологического побуждения (мотивации), формирующие у работников инициативу, предприимчивость, стремление к высокопроизводительному  труду;

методы  профессионального отбора и обучения ориентированы на соответствие психологических характеристик человека выполняемой работе.

Выбор методов во многом определяется компетентностью  руководителя, организаторскими способностями, знаниями в области социальной психологии.

Познание  социально-психологических и индивидуальных особенностей исполнителей дает руководителю возможность сформировать и принять оптимальный стиль управления и тем самым обеспечить повышение эффективности деятельности предприятия за счет улучшения социально-психологического климата и повышения степени удовлетворенности трудом.

Экономические методы управления базируются на действии экономических механизмов мотивации  и стимулирования активной производственной (реже - непроизводственной) деятельности. В отличие от организационно-административных эти методы управления ориентированы не столько на административное влияние (указы, распоряжения, указания и т.п.), сколько на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. Значимость экономических методов управления резко возрастает в условиях развития рыночных отношений, ориентированных на получение прибыли и возможно более высокого дохода.

К экономическим  методам управления, применяемым  на уровне страны, относятся: 1) налоговая  система страны и 2) кредитно-финансовый механизм. К экономическим методам, которые применяются на уровне организации, фирмы, учреждения и т.п., относятся:

система заработной платы и других форм материального  поощрения работников;

система ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы;

система стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности  деятельности данной организации и  повышение качества ее продукции.

Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления. Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации осложняют задачу выбора тех из них, которые окажутся наиболее эффективными при решении конкретных управленческих задач.

Разнообразие  методов управления вызывает необходимость  упорядочения всей их совокупности при помощи классификации по определенным критериям.

В табл. 3.2 представлена наиболее известная  классификация, в которой выделены:

• общенаучные  методы, в основе которых:

— системный  подход;

— комплексный  подход;

— конкретно-исторический подход;

— моделирование;

— экспериментирование;

— социологическое  исследование;

— экономико-математические методы (ЭММ);

• конкретные (или специфические) методы управления, выделяемые по трем основным направлениям:

— методы управления функциональными подсистемами;

— методы выполнения функций управления;

— методы принятия управленческих решений.

Таблица 3.2. Характеристика наиболее известных методов в науке управления

Название  метода Характеристика
Общенаучные методы
Системный подход Способ рассмотрения управляющей и управляемой систем в виде целостного комплекса взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью; способ выявления свойств системы, ее внутренних и внешних связей; способ использования методологии системного анализа
Комплексный подход Способ рассмотрения управленческих отношений и их конкретных форм в единстве с общими свойствами и устойчивыми взаимосвязями  важнейших элементов, образующих их структуру
Конкретно-исторический подход Способ исследования возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности
Моделирование Построение  моделей управляемого объекта или  субъекта управления, которые облегчают изучение их свойств и особенностей поведения
Экспериментирование Научно поставленный опыт проверки возможных решений  на одном или нескольких объектах, проводимый на базе разработанной методики подготовленными специалистами с целью проверки тех или иных гипотез, нововведений и изменений в системе управления организацией
Социологическое исследование Способ определения  роли возможных мотивов поведения  и характера взаимоотношений  в трудовом коллективе (социально-психологический  климат) и за его пределами
Экономико-математические методы (ЭММ) Описание экономических  объектов, закономерностей, связей и  процессов посредством математических соотношений
Конкретные (или специфические) методы управления
Методы  управления функциональными подсистемами Виды работ, используются специалистами функциональных подсистем (производство, персонал, маркетинг  и др.) при разделении управленческого труда
Методы  выполнения функций управления Действия, связанные  с выполнением функций (планирование, организованность, мотивация, координация и др.), составляющих процесс управления
Методы  принятия управленческих решений Способы осуществления  управленческой деятельности на этапах, необходимых для разрешения проблем: - методы постановки проблем; - методы решения проблем; - методы выбора решений; - методы организации выполнения принятия решений
 

Информация о работе Методы управления