Розничный товарооборот: динамика, резервы роста, методы управления его развитием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- рассмотреть сущности товарооборота;
- изучить роль товарооборота и его значения в экономике;
- изучить динамику и тенденции развития розничного товарооборота;
- предоставить организационно-экономическую характеристику ОАО «ДорОрс»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
1. Розничный товарооборот как экономическая категория…………………….
1.1 Экономическая сущность розничного товарооборота и факторы, его определяющие …………………………………………………..………………...
1.2 Динамика и тенденции развития розничного товарооборота в Республике Беларусь в современных условиях и в перспективе .…………………………
1.3 Методы управления розничным товарооборотом ...………………………
2. Анализ розничного товарооборота ОАО «ДорОрс» и факторов, воздействующих на его развитие………..………………………….………….
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ДорОрс»………………………………………………………….………...
2.2 Анализ и оценка развития розничного товарооборота ОАО «ДорОрс»………………………………………………………………...….
2.3 Анализ влияния факторов на розничный товарооборот ОАО «ДорОрс»………………………………………………………….….
3. Пути повышения розничного товарооборота ОАО «ДорОрс»………………………………………………………………...….
3.1 Совершенствование управления развитием розничного товарооборота ОАО «ДорОрс»………………………………………………………………….
3.2 Улучшение коммерческой работы ОАО «ДорОрс»...
3.3 Резервы роста розничного товарооборота ОАО «ДорОрс»………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 117.73 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

                               Кафедра Экономики торговли

Специальность Коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления

Допущена к защите

Заведующий  кафедрой

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Розничный товарооборот: динамика, резервы роста, методы управления его развитием (на материалах ОАО «ДорОрс»)

Студент

ФЭУТ, 4-й курс, ДГС-1              (подпись)                               А.С. Машкович

                                                          (дата)

Руководитель 

канд. экон. наук,

доцент                                           (подпись)                             З.М. Горбулева

                                                           (дата)

Консультанты:                             (подпись)                                

                                                          (дата)

                                                       (подпись)                                

                                                           (дата)

Нормоконтролер                           (подпись)                                   

                                                           (дата)

МИНСК 2012 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...

1. Розничный товарооборот как экономическая категория…………………….

1.1 Экономическая сущность розничного товарооборота и факторы, его определяющие …………………………………………………..………………...

1.2 Динамика и тенденции развития розничного товарооборота в Республике Беларусь в современных условиях и в перспективе .…………………………

1.3 Методы управления розничным товарооборотом ...………………………

2. Анализ розничного товарооборота  ОАО «ДорОрс» и факторов, воздействующих на его развитие………..………………………….………….

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ДорОрс»………………………………………………………….………...

2.2 Анализ и оценка развития розничного товарооборота ОАО «ДорОрс»………………………………………………………………...….

2.3 Анализ влияния факторов на розничный товарооборот ОАО «ДорОрс»………………………………………………………….….

3. Пути повышения розничного товарооборота ОАО «ДорОрс»………………………………………………………………...….

3.1 Совершенствование управления развитием розничного товарооборота ОАО «ДорОрс»………………………………………………………………….

3.2 Улучшение коммерческой работы ОАО «ДорОрс»...

3.3 Резервы роста розничного товарооборота ОАО «ДорОрс»………………

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованных источников…………………………………………...

 

ВВЕДЕНИЕ

Розничный товарооборот является одним  из основных показателей, по которому оценивается деятельность предприятий. Главной целью торговых организаций  является получение максимальной прибыли  и товарооборот выступает как  важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель.

Розничный товарооборот характеризует  эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший  конечный  результат  хозяйственной  деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных,   финансовых)  дает  представление  об  эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Проблемой   в   повышении   рентабельности  торгового  предприятия  является проблема оптимизации розничного товарооборота, как одного из наиболее важных аспектов коммерческой деятельности организации. Данная проблема     особенно     волнует     крупные     торговые     предприятия, где имеется значительное количество товарных групп и товарных позиций, а четкой и понятной системы по управлению ими (добавление новых и  перспективных, избавление от нерентабельных, количество наименований закупаемых по той или иной позиции) руководство торгового предприятия зачастую не имеет.

Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей,    которое    представлено    в    моделях    стратегического прогнозирования товарооборота.

В   современных  условиях   все   более   актуализируется   проблема оптимизации объема структуры розничного товарооборота и ее решение является одной из приоритетных задач для стабильного развития любого среднего и крупного торгового предприятия. Поэтому изучение материала по исследуемому аспекту деятельности торговой организации ОАО «ДорОрс» и выработка собственных новаторских предложений должно помочь в разрешении данной проблемы.

Исходя из актуальности темы и степени  ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: осуществить анализ розничного товарооборота торговой организации, анализ факторов, влияющих на розничный товарооборот торговой организации, разработать пути увеличения товарооборота.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:

- рассмотреть сущности товарооборота;

-    изучить роль товарооборота и его значения в экономике;

-    изучить динамику и  тенденции развития розничного  товарооборота;

-     предоставить     организационно-экономическую     характеристику ОАО «ДорОрс»;

- провести анализ общего объема розничного товарооборота и выявить факторы, влияющие на объем и структуру продаж;

  • разработать мероприятия по оптимизации величины розничного товарооборота и выявить экономический эффект по их внедрению;
  • спрогнозировать объём товарооборота на следующий период.

Объектом исследования является: ОАО «ДорОрс». В ходе работы изучены труды отечественных и зарубежных авторов по усматриваемому вопросу, в частности таких как А.И. Гребнев, Л.А. Брагин, .В. Максименко, Т.К. Серегина, О.В. Памбухчиянц, Л.И. Кравченко и ряда других, а также изучена нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы, рассматриваемые в данной работе.

Кроме этого, при проведении исследования использовались фактические материалы рассматриваемой организации, содержащие необходимую информацию для освещения поставленных вопросов: уставные документы, бизнес-план, плановые задания по объемам реализации, бухгалтерская и управленческая   отчетность предприятия   и   ряд   других   документов.

 

1 Понятие розничного  товарооборота как основного  показателя деятельности торговой  организации

 

1.1 Сущность, состав и  структура розничного товарооборота

 

Функционирование  торговых организаций на основе рыночных методов хозяйствования внесло определенные коррективы в приоритетность показателей, характеризующих их деятельность.

Прежде  всего это относится к показателю розничного товарооборота. Одной из главных целей торговых организаций является получение прибыли, а розничный товарооборот выступает как важнейшее условие ее достижения.

Розничный товарооборот  — количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы.

В соответствии с Инструкцией по учету розничного товарооборота, товарных запасов в торговле розничным товарооборотом является продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению за наличный и безналичный расчет (по банковским пластиковым карточкам,  чекам,  электронным   картам,   по   перечислениям   денежных средств со счетов вкладчиков банков, по кредитам банков и т.п.) организациями розничной торговли и общественного питания; организациями других отраслей экономики, имеющими на своем балансе сеть розничной торговли и общественного питания; организациями, не имеющими торговой сети, но реализующими товары населению; индивидуальными предпринимателями; физическими лицами, осуществляющими продажу сельскохозяйственных продуктов на рынках. Розничный товарооборот учитывается в розничных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость и налог с продаж по моменту отпуска товаров покупателям независимо от времени уплаты денег и сдачи торговой выручки в банк. [2, с. 193]

Постановлением Национального  статистического комитета Республики Беларусь от 21.10.2008 г. № 304 определены условия формирования розничного товарооборота торговли. В него включаются:

    1. продажа товаров населению:
  • за наличный расчет;
  • по безналичному расчету, но также учитываемая как продажа за наличный расчет (по банковским пластиковым карточкам, чекам, электронным картам, по перечислениям денежных средств со счетов вкладчиков банков, по кредитам банков и т.п.);
  • в кредит — включается в розничный товарооборот по моменту отпуска товаров покупателям по ценам фактической реализации;
  • по почте — включается в розничный товарооборот по моменту сдачи посылки отделению связи;
  • в магазинах беспошлинной торговли, комиссионных магазинах (отделах), на аукционах — включается в розничный товарооборот по ценам их реализации;
  • по образцам и с использованием электронных средств связи — включается в розничный товарооборот по времени доставки их покупателю;
  • на борту самолетов, судов речного флота, в пассажирских поездах — учитывается в розничном товарообороте по моменту сдачи денежной выручки в кассу своей организации;
  • со складов и непосредственно с лесных участков (лесоматериалы, древесное топливо, лес на корню) — включается в розничный товарооборот по моменту отпуска;
    1. продажа рабочим и служащим форменной одежды со складов материально-технического снабжения организации — учитывается в розничном товарообороте по времени выдачи в размере оплачиваемой работником стоимости;
    1. стоимость товаров, выданных населению по всем видам выигрышей (в денежно-вещевых лотереях и т.п.), — включается в розничный товарооборот по фактической стоимости и моменту отпуска товаров;
    2. стоимость проданных по подписке печатных изданий (книги, газеты, журналы) и видеопродукции — включается розничный товарооборот по моменту оформления подписки без учета стоимости доставки;
    3. стоимость упаковки, не входящая в цену товара, и стоимость проданной населению порожней тары;
    4. стоимость стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды и посуды, принятой от населения в обмен на товар;
    5. продажа по безналичному расчету продовольственных и непродовольственных товаров исправительно-трудовым учреждениям для отпуска осужденным за счет их личных денежных средств;
    6. продажа товаров, принятых на реализацию от юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, — включается в розничный товарооборот в ценах их реализации;
    7. продажа отдельным категориям населения некоторых товаров со скидкой (лекарственные средства, топливо, транспортные средства и другие товары) — в розничный товарооборот включается та часть стоимости товаров, которая оплачена потребителями.

Выручка от продажи товаров  населению за иностранную валюту учитывается в розничном товарообороте в пересчете на белорусские рубли по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день продажи товаров.

Объем розничного товарооборота  организаций сельского хозяйства формируется за счет продажи населению сельскохозяйственных продуктов, цветов, рассады, скота, живой птицы концентрированных кормов, фуража, сена, соломы, продовольственных и непродовольственных товаров (произведенных этих организациях либо полученных по товарообменным (бартерным) операциям или в порядке взаиморасчетов между организациями), а также отпуска продуктов для организации питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы (стоимость продуктов в дальнейшем удерживается из заработной платы).

Розничная продажа товаров, осуществляемая организации ми других отраслей экономики, для которых  розничная торговля не является основным видом деятельности (фирменные магазины, магазины оптовых и оптово-посреднических организаций), учитывается по розничным ценам на момент продажи товара.

В розничный  товарооборот торговли не включаются:

  • продажа по безналичному расчету продовольственных и непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям, индивидуальным предпринимателям, в том числе продажа продовольственных товаров организациям социального назначения (лечебные и лечебно-оздоровительные учреждения, детские дошкольные и внешкольные учреждения, дома (интернаты) инвалидов и престарелых), общественного питания, а также организациям, обеспечивающим лечебно-профилактическим питанием работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, геолого-поисковым партиям, судам речного флота;
  • выдача товаров рабочим и служащим своей организации в счет (и в погашение) заработной платы;
  • стоимость возвращенных покупателями товаров;
  • отпуск товаров по товарообменным (бартерным) операциям или в порядке взаиморасчетов между организациями, а также между организациями и населением при закупках у него сельскохозяйственных продуктов;
  • выдача товаров (включая новогодние подарки) рабочим и служащим за счет прибыли и средств профсоюзной организации;
  • стоимость реализованных проездных билетов и талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карточек;

продажа почтовых марок, конвертов, открыток, телефонных карточек, интернет-карт отделениями связи. [1, с. 91]

Информация о работе Розничный товарооборот: динамика, резервы роста, методы управления его развитием