Методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

Метод управления — это метод воздействия субъекта управления на объект управления по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. Система управления представляет собой совокупность научных подходов, функций и методов управления, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции, выполняемой услуги, организации и т.д. на внешнем или внутреннем рынках.

Для достижения конечной цели субъект управления должен с одинаково высоким уровнем качества выполнять все функции управления, начиная со стратегического анализа и кончая регулированием. Эти функции должны выполняться с применением научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления.

Содержание

Методы управления и их классификация.....................................................4
Характеристика методов управления..................................................4
Методы принуждения...........................................................................8
Методы побуждения.............................................................................13
Методы убеждения...............................................................................17
Конфликты и способы их разрешения..........................................................19
Резюме..............................................................................................................22

Список используемой литературы.................................................................23

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Екатеринбургский  экономико-технологический колледж 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По  дисциплине «Менеджмент» 

Вариант № 2 
 
 
 
 
 
 

                                                Выполнил: 

                                                Студент IV курса 

                                                Гончерова Ирина  Анатольевна 

                                                Преподаватель: 
 

                                                Дата сдачи: 
 
 
 
 
 
 

г. Туринск 2009г. 

Вариант № 2 

  1. Понятие о  методах управления. Классификация  методов управления. Конфликты и  способы их преодоления.
  2. Составить персональное резюме.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание. 

  1. Методы  управления и их классификация.....................................................4
    1. Характеристика методов управления..................................................4
    2. Методы принуждения...........................................................................8
    3. Методы побуждения.............................................................................13
    4. Методы убеждения...............................................................................17
  2. Конфликты и способы их разрешения..........................................................19
  3. Резюме..............................................................................................................22

          Список  используемой литературы.................................................................23 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Методы управления и их классификация. 

1.1. Характеристика методов управления 

      Метод управления — это метод воздействия субъекта управления на объект управления по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. Система управления представляет собой совокупность научных подходов, функций и методов управления, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции, выполняемой услуги, организации и т.д. на внешнем или внутреннем рынках.

      Для достижения конечной цели субъект управления должен с одинаково высоким уровнем  качества выполнять все функции  управления, начиная со стратегического  анализа и кончая регулированием. Эти функции должны выполняться с применением научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления.

      В настоящее время в научной  литературе раскрываются и на практике применяются три группы методов управления: административные (организационные или организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Эти группы методов управления чаще всего рассматриваются как дополняющие друг друга.

      Нам представляется, что общепринятая классификация  методов управления не в полной мере отражает их сущность. Например, любой нормативный акт как атрибут административного метода управления, кроме решения административно-правовых вопросов решает и социально-экономические вопросы, а реализация нормативного акта требует применения знаний в области психологии. Или результаты экономического управления чаще всего отражаются или фиксируются в нормативных (административных) документах. Экономические вопросы неправомерно рассматривать в отрыве от социальных и, наоборот, социальные — в отрыве от экономических и правовых вопросов.

      В основание классификации методов  управления следует положить иной признак — степень свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта

      Индивидуум  как объект управления может иметь следующие  степени свободы:

а) ограниченную свободу, при которой субъект  управления принуждает зависимый объект выполнять планы или задания;

б) мотивационную  свободу, при которой субъект  управления должен найти обоснованные мотивы, побуждающие объект управления к выполнению планов или заданий;

в) высокую  степень свободы, при которой  субъект управления должен с использованием психотехнологий формировать метод  воздействия на относительно независимый  объект управления, ставя во главу  угла изучение психологического портрета управляемой личности и тенденции ее развития.  Для объекта управления в этом случае удовлетворение первичных физиологических потребностей не является приоритетным, для него важнее удовлетворение высших потребностей (самореализация, самовыражение).

      Исходя из рассмотренных степеней свободы объекта, методы управления целесообразно подразделять на следующие три группы: методы принуждения; методы побуждения; методы убеждения. Сравнительная характеристика этих методов приведена в табл. 1

Таблица 1 Сравнительная характеристика методов управления

Признаки  методов управления Группы  методов управления
Методы  принуждения Методы побуждения Методы убеждения
1. Общепринятое название группы  методов, примерно соответствующей  новой группе Административные Экономические Социально-психологические
2. Субстанция методов Директива, дисциплина Оптимизация мотивов Психология, социология
3. Цель управления Выполнение  законов, директив, планов Достижение  конкурентоспособности выпускаемых  объектов Достижение  взаимопонимания
4. Структура управления Жесткая Адаптивная  к ситуациям Адаптивная  к личности
5. Форма собственности, где преимущественно  применяются методы Государственная Корпоративная, частная, государственная и др. Частная
6. Субъект воздействия Коллектив, индивидуум Индивидуум Индивидуум
7. Форма воздействия При помощи нормативно-методических документов Мотивация Управление  социально-психологическими процессами
В. Основное требование к субъекту при  применении методов Исполнительность, организованность Профессионализм в данной области Психологическая устойчивость личности
9. Потребности, на удовлетворение  которых нацелены методы Физиологические, обеспечение безопасности Физиологические Все

потребности

10. Тип организационной структуры,  для которой в наибольшей мере  приемлемы данные методы Линейная, функциональная Проблемно-целевая, матричная Бригадная
11. Преимущественное направление управляющего  воздействия Сверху вниз Вертикальное (сверху вниз и снизу вверх) Вертикальное  и горизонтальное
12.Уровень  иерархии управления, где преимущественно применяются методы Высший и  средний Высший, средний, низший Низший
13. Характер управленческой информации Качественная, детерминированная Качественная, стохастическая Комплексная (как  фактор качества), стохастическая
14. Стиль руководства, характерный данной группе методов Авторитарный Смешанный Демократический
15. Тип темперамента субъекта управления (руководителя), наиболее адекватный  данной группе методов Флегматик Сангвиник Сангвиник
16. То же объекта управления (исполнителя) Сангвиник Флегматик, холерик Меланхолик
17. Тип чаще всего принимаемого  управленческого решения Решения, основанные на строгом соблюдении нормативно-методических документов и директив Решения, основанные на моделировании и комплексном  обосновании Решения, основанные на суждении, интуиции, опыте лица, принимающего их
18. Конкретные методы и способы  управления 1. Государственное  регулирование экономики

2. Стандартизация  и сертификация

3. Мониторинг

экосистемы

4. Нормативно-

методическое  регулирование

системы

управления  организацией

5. Планирование, учет и контроль

1. Экономическое  стимулирование

2. Анализ  затрат, качества и др. параметров  систем (фотография рабочего времени,  хронометраж, анкетирование, тестирование, факторный анализ и др.)

3. Экономико-математическое моделирование

4. Балансовые  методы

1. Мониторинг  социально-психологических процессов

2. Моделирование  социально-психологических процессов

3. Психотехнологии

4. Моральное  стимулирование

      Приведенные в таблице характеристики методов  управления являются укрупненными, отражающими преобладание или приоритет конкретного признака по конкретной группе методов. Новизна представленной таблицы заключается в системности подхода к проблеме. Анализ соответствия характеристики конкретной системы управления приведенным в таблице рекомендациям позволит найти "узкие" места в этой системе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Методы принуждения 

      Государственное регулирование экономики

      Рыночная  экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. В этом смысле термин "регулируемая рыночная экономика" обладает выраженной избыточностью, так как экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета "регулируемая" не лишено смысла, если мы подчеркиваем, что экономика в высокой степени регулируется со стороны государства.

      При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в  действие неизбежно вступают стихийные  регуляторы. Они также "наводят  порядок" в экономике, восстанавливают  своеобразную равновесность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, массовой безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правят мафия, организованная преступность и, как следствие, растет сектор теневой экономики.

      В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов противостоит государственное регулирование.

Государственное регулирование неизбежно ассоциируется  с централизацией управления экономикой, и действительно, принцип централизации  является одной из его составляющих.

      Как правило, государственное регулирование  рыночной экономики осуществляется двояко. С одной стороны, это организующее, упорядочивающее воздействие, необходимое для самого рынка как неотъемлемое условие его надежной работы. Оно осуществляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, ее поддержке и обновлении, контроле за соблюдением нормативных актов. С другой стороны, государственные органы способствуют органическому встраиванию рыночных отношений в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами.

      Отличие государственного управления в централизованной (централизованно-плановой) и рыночной экономиках состоит в том, что  в первом случае органы государственной  власти приспосабливают экономику  к своим политическим и экономическим  интересам, к идеологическим доктринам, а во втором — управление строится в соответствии с сутью рыночных отношений, с законами рынка, хотя и здесь правительство не забывает о себе и о тех, от кого оно зависит.

      Найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической наукой и практикой не найдено. Можно лишь попытаться определить некоторые тенденции в поиске оптимума. Организация и регламентация рынка не должны нарушать огромный потенциал самонастройки рыночного механизма. Но и разгул конкурентной стихии при ослаблении регламентирующих "правил игры" может иметь самые разрушительные и негативные для общества последствия, такие, как массовые банкротства, безработица, жульничество и фальсификация продуктов.

      Для конкретных условий оптимальным  является максимум свободной конкуренции  при адекватной организации и  регламентации. Такой механизм можно  назвать механизмом организованной конкуренции. Современный инструментарий государственного регулирования экономики направлен на достижение подобного оптимума.

      Основу  государственного регулирования экономики  составляют:

- система законодательных актов страны и субъектов Федерации;

- нормативные акты исполнительной власти (указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации, федеральные и региональные программы и планы т.п.).

      Законодательные акты должны быть объединены в систему, глобальной целью которой является повышение качества жизни населения; целями первого уровня — обеспечение конкурентоспособности страны, эффективное использование природных ресурсов, труда и капитала, развитие макросреды и инфраструктуры регионов. Далее определяются цели второго, третьего и других уровней дерева целей развития страны. Прецедента разработки программы с подобным деревом целей в настоящее время нет. Имеются отдельные, не взаимоувязанные между собой законодательные акты и программы, направленные на решение отдельных проблем.

      В систему законодательных актов регионов входят акты, которые должны развивать и дополнять федеральные, но не противоречить им. В промышленно развитых странах система региональных законодательных актов, как правило, шире и глубже федеральных (по принципу пирамиды: чем ниже уровень, тем больше регламентирующих положений, показателей, механизмов и т.д.).

Информация о работе Методы управления