Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:18, контрольная работа
Метод управления — это метод воздействия субъекта управления на объект управления по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. Система управления представляет собой совокупность научных подходов, функций и методов управления, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции, выполняемой услуги, организации и т.д. на внешнем или внутреннем рынках.
Для достижения конечной цели субъект управления должен с одинаково высоким уровнем качества выполнять все функции управления, начиная со стратегического анализа и кончая регулированием. Эти функции должны выполняться с применением научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления.
Методы управления и их классификация.....................................................4
Характеристика методов управления..................................................4
Методы принуждения...........................................................................8
Методы побуждения.............................................................................13
Методы убеждения...............................................................................17
Конфликты и способы их разрешения..........................................................19
Резюме..............................................................................................................22
Список используемой литературы.................................................................23
Екатеринбургский
экономико-технологический
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
дисциплине «Менеджмент»
Вариант
№ 2
г. Туринск
2009г.
Вариант
№ 2
Содержание.
Список
используемой литературы....................
1.
Методы управления и
их классификация.
1.1.
Характеристика методов
управления
Метод управления — это метод воздействия субъекта управления на объект управления по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. Система управления представляет собой совокупность научных подходов, функций и методов управления, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции, выполняемой услуги, организации и т.д. на внешнем или внутреннем рынках.
Для достижения конечной цели субъект управления должен с одинаково высоким уровнем качества выполнять все функции управления, начиная со стратегического анализа и кончая регулированием. Эти функции должны выполняться с применением научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления.
В
настоящее время в научной
литературе раскрываются и на практике
применяются три
группы методов управления: административные
(организационные или организационно-
Нам представляется, что общепринятая классификация методов управления не в полной мере отражает их сущность. Например, любой нормативный акт как атрибут административного метода управления, кроме решения административно-правовых вопросов решает и социально-экономические вопросы, а реализация нормативного акта требует применения знаний в области психологии. Или результаты экономического управления чаще всего отражаются или фиксируются в нормативных (административных) документах. Экономические вопросы неправомерно рассматривать в отрыве от социальных и, наоборот, социальные — в отрыве от экономических и правовых вопросов.
В
основание классификации
Индивидуум как объект управления может иметь следующие степени свободы:
а) ограниченную свободу, при которой субъект управления принуждает зависимый объект выполнять планы или задания;
б) мотивационную свободу, при которой субъект управления должен найти обоснованные мотивы, побуждающие объект управления к выполнению планов или заданий;
в) высокую
степень свободы, при которой
субъект управления должен с использованием
психотехнологий формировать
Исходя из рассмотренных степеней свободы объекта, методы управления целесообразно подразделять на следующие три группы: методы принуждения; методы побуждения; методы убеждения. Сравнительная характеристика этих методов приведена в табл. 1
Таблица 1 Сравнительная характеристика методов управления
|
Приведенные
в таблице характеристики методов
управления являются укрупненными, отражающими
преобладание или приоритет конкретного
признака по конкретной группе методов.
Новизна представленной таблицы заключается
в системности подхода к проблеме. Анализ
соответствия характеристики конкретной
системы управления приведенным в таблице
рекомендациям позволит найти "узкие"
места в этой системе.
1.2.
Методы принуждения
Государственное регулирование экономики
Рыночная
экономика не может существовать
и функционировать без
При
отсутствии необходимого и достаточного
государственного регулирования в
действие неизбежно вступают стихийные
регуляторы. Они также "наводят
порядок" в экономике, восстанавливают
своеобразную равновесность и
В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов противостоит государственное регулирование.
Государственное
регулирование неизбежно
Как правило, государственное регулирование рыночной экономики осуществляется двояко. С одной стороны, это организующее, упорядочивающее воздействие, необходимое для самого рынка как неотъемлемое условие его надежной работы. Оно осуществляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, ее поддержке и обновлении, контроле за соблюдением нормативных актов. С другой стороны, государственные органы способствуют органическому встраиванию рыночных отношений в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами.
Отличие государственного управления в централизованной (централизованно-плановой) и рыночной экономиках состоит в том, что в первом случае органы государственной власти приспосабливают экономику к своим политическим и экономическим интересам, к идеологическим доктринам, а во втором — управление строится в соответствии с сутью рыночных отношений, с законами рынка, хотя и здесь правительство не забывает о себе и о тех, от кого оно зависит.
Найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической наукой и практикой не найдено. Можно лишь попытаться определить некоторые тенденции в поиске оптимума. Организация и регламентация рынка не должны нарушать огромный потенциал самонастройки рыночного механизма. Но и разгул конкурентной стихии при ослаблении регламентирующих "правил игры" может иметь самые разрушительные и негативные для общества последствия, такие, как массовые банкротства, безработица, жульничество и фальсификация продуктов.
Для конкретных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации. Такой механизм можно назвать механизмом организованной конкуренции. Современный инструментарий государственного регулирования экономики направлен на достижение подобного оптимума.
Основу государственного регулирования экономики составляют:
- система законодательных актов страны и субъектов Федерации;
- нормативные акты исполнительной власти (указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации, федеральные и региональные программы и планы т.п.).
Законодательные акты должны быть объединены в систему, глобальной целью которой является повышение качества жизни населения; целями первого уровня — обеспечение конкурентоспособности страны, эффективное использование природных ресурсов, труда и капитала, развитие макросреды и инфраструктуры регионов. Далее определяются цели второго, третьего и других уровней дерева целей развития страны. Прецедента разработки программы с подобным деревом целей в настоящее время нет. Имеются отдельные, не взаимоувязанные между собой законодательные акты и программы, направленные на решение отдельных проблем.
В систему законодательных актов регионов входят акты, которые должны развивать и дополнять федеральные, но не противоречить им. В промышленно развитых странах система региональных законодательных актов, как правило, шире и глубже федеральных (по принципу пирамиды: чем ниже уровень, тем больше регламентирующих положений, показателей, механизмов и т.д.).