Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – выяснить может ли рыночная инфраструктура, быть фактором делового позиционирования города.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи курсовой работы:
− изучить основные понятия и особенности развития рыночной инфраструктуры в МО;
− определить факторы влияющие на позиционирование города
− определить методы оценки рыночной инфраструктуры как фактора делового позиционирования города;
− провести анализ рыночной инфраструктуры муниципального образования;
− охарактеризовать основные стратегические направления развития рыночной инфраструктуры, как фактора делового позиционирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА 5
1.1 РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ 5
1.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ГОРОДА 10
1.3 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ 15
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ЕКАТЕРИНБУРГА) 17
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 17
2.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА 24
3 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА 39
3.1 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА 39
3.2 ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА ДЕЛОВОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ГОРОДА 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
На сегодняшний день Екатеринбург по разным оценкам занимает 2-3 место по количеству гостиничных мест на 1000 жителей в России. Так в Москве на 1000 жителей приходится 7,31 мест, в Санкт-Петербурге – 5,24, в Екатеринбурге – 5,57 [13, c. 18].
Естественно этот показатель так высок, потому что число жителей в столицах на много больше, а гостиничных не настолько много. Также очевидно, что для населения в 1 386 тысяч человек такое количество гостиниц не требуется, но главное, чтобы была возможность разместить всех гостей Екатеринбурга приезжающих на выставки, форумы, семинары, деловые встречи и т.д. На сегодняшний день гостиничный фонд Екатеринбурга с этой задачей справится на «отлично».
На основании проведенного нами исследования мы можем сделать вывод, что Екатеринбург обладает достаточно современной рыночной инфраструктурой. Многие составные части инфраструктуры находятся в отличном состоянии, их количество постоянно увеличивается, а качество находится на высоком уровне. Мы убедились в том, что по некоторым позициям развития рыночной инфраструктуры Екатеринбург занимает лидирующие позиции в России среди городов-миллиоников.
Достаточно ли этих высоких отметок развития инфраструктуры города для позиционирования Екатеринбурга, как делового центра? Этот вопрос достаточной спорный, и чтобы его решить необходимо проанализировать зависимость между развитием рыночной инфраструктурой и деловой активностью в городе.
К сожалению, из-за недостаточно проработанной статистической базой состояния, как рыночной инфраструктуры, так и показателей деловой активности, мы не можем проанализировать влияние всех факторов, но можем выделить из них наиболее влиятельные. Тем не менее, мы все равно проанализируем возможные взаимосвязи между показателями.
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Количество выставок в год |
179 |
204 |
206 |
206 |
206 |
Количество деловых туристов Екатеринбурга в год, тысяч. чел. |
304,5 |
407,16 |
509,82 |
612,48 |
715,14 |
Коэффициент корреляции: |
0,745145 |
||||
Число гостиниц и иных мест размещения в Екатеринбурге |
65 |
77 |
85 |
92 |
95 |
Количество туристов Екатеринбурга в год, тысяч. чел. |
350,175 |
468,234 |
586,293 |
704,352 |
822,411 |
Коэффициент корреляции: |
0,977411316 |
| |||
Количество финансовых структур |
204 |
228 |
251 |
270 |
278 |
Количество представительств иностранных компаний |
242 |
254 |
267 |
280 |
289 |
Коэффициент корреляции: |
0,993176332 |
||||
Количество финансовых структур |
204 |
228 |
251 |
270 |
278 |
Количество организаций с участием иностранного капитала |
749 |
837 |
925 |
1013 |
1101 |
Коэффициент корреляции: |
0,886058823 |
Таблица 4 -
Зависимость показателей
инфраструктуры и увеличения деловой активности в Екатеринбурге7
Мы выбирали интересующие нас показатели по принципу «причина – следствие». Выбранные нами факторы могут иметь как прямые, так и обратные связи, но главное, чтобы была взаимосвязь, на которую могут повлиять ОМСУ.
Например, мы выделили показатель - количество выставок в Екатеринбурге за год, характеризующий развитие деловой инфраструктуры, и показатель количество деловых туристов Екатеринбурга в год, отражающий деловую активность города. Так на основании корреляционного анализа мы можем сказать о наличии зависимости между увеличением количества выставок в городе и увеличением количества деловых туристов, посетивших столицу Урала. Естественно, увеличение количества туристов приехавших по служебным делам зависит от различных факторов. Многие деловые туристы могут приехать не только на конгресс-мероприятия, однако не стоит и исключать этот фактор, тем более что конгрессная деятельность является одним из приоритетных направлений развития. Коэффициент корреляции равный 0,7451 подтверждает наличие зависимости между показателями.
Следующая пара показателей: число гостиниц и иных мест размещения в Екатеринбурге, количество туристов Екатеринбурга в год. Данные показатели отражают деловую инфраструктуру города и степень ее влияния на туристическую привлекательность города. Эти показатели не только имеют прямую связь (Коэффициент корреляции = 0,977411316), но также имеют обратную связь, поскольку увеличение количества туристов приезжающих в город привлечет новые средства в гостиничный бизнес, что создаст новые места для отдыха. Увеличение количества гостиниц в Екатеринбурге происходит большими темпами превосходя нынешние потребности города, но предполагая, что в ближайшие годы поток туристов будет также расти.
Показателями взаимосвязи между развитием финансовой инфраструктуры, и увеличением деловой активности, мы выбрали - количество финансовых структур в Екатеринбурге и количество представительств иностранных компаний. Мы полагаем, что степень развития финансовой инфраструктуры муниципального образования является не последним фактором при выборе зарубежной компанией местом размещения своего представительства. Наши предположения подтвердились аналитическими данными – коэффициент корреляции показал тесную связь между этими показателями, а это значит, что для дальнейшего привлечения в город новых иностранных организаций необходим развитий рынок финансовых услуг.
Последней парой, рассматриваемых нами показателей, оказались количество финансовых структур в городе и количество организаций с участием иностранного капитала. Мы изначально предполагали, что для участия иностранного капитала в развитии муниципальной экономики необходим полный спектр финансовых услуг на территории МО. Выбранные нами показатели тоже показали тесную связь (Коэффициент корреляции = 0,886058823).
Подводя итог, мы хотели бы отметить, что, на наш взгляд, город - деловой центр должен иметь две ключевые составляющие, для того чтобы можно было получить по праву брэнд делового центра: крупная деловая активности на территории МО и наличие качественная рыночная инфраструктура, способная обслуживать деятельность экономических субъектов.
На основании проведенного анализа рыночной инфраструктуры Екатеринбурга мы можем сделать вывод о том, что город по праву может использовать её как фактор делового позиционирования. Он имеет обе составляющие, которые мы считаем необходимыми для продвижения территории в данном направлении.
Проведенное нами исследование взаимосвязей между показателями развития рыночной инфраструктуры и показателями деловой активности доказывает, то, что рыночная инфраструктура является фактором делового позиционирования.
3 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА
3.1 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА
Главным стратегическим документом города Екатеринбург является стратегический план развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2020 года. В нем находятся цели, задачи и направления развития города на ближайшие годы. Для того чтобы определить какую роль ОМСУ отдают рыночной инфраструктуре города, мы решили проанализировать данный документ.
В стратегическом плане исследуемый нами объект отражен в двух направлениях:
Начнем с первого направления, в котором нас больше всего интересует часть о финансовом центре. Согласно программе «Финансовый центр Урала» Екатеринбург развиваться в качестве межрегионального центра притяжения финансовых потоков, а также города с крупной инвестиционной деятельностью.
На базе SWOT-анализа авторами стратегии были выделены сильные и слабые стороны города, которые схожи в своей оценке с той характеристикой финансового сектора, которую дали мы в предыдущей главе.
Согласно плану мероприятий данной программы в городе будет происходить:
Данная система мероприятий приведет к крупным количественным и качественным изменениям:
Если ожидаемые результаты данной программы будут достигнуты, то можно будет говорить о Екатеринбурге не только, как о финансовом центре Урала, но и важнейшем центре в России. На наш взгляд, в будущем федеральные города будут ограничены в своем развитии в отличие от Екатеринбурга, их экономика с каждым годом становится менее мобильной в отличие от экономики Екатеринбурга, который может перетянуть на себя часть внимания, полномочий и инвестиций.
В следующем направлении, непосредственным образом, связанным с рыночной инфраструктурой, под наше внимание попадает 2 стратегических программы: «Екатеринбург - центр современных технологий торговли», «Екатеринбург – международный центр деловых коммуникаций».
Согласно программе развития торговли – Екатеринбург будет развиваться как крупный межрегиональный центр оптовой и розничной торговли для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в качественных товарах и создание комфортных условий их приобретения.
В
ожидаемых результатах
Данная программа довольно прямолинейна, поскольку торговля в городе развивается бурными темпами и требует лишь некоторой корректировки со стороны ОМСУ, а нынешние крупные успехи в торговли дают реальную возможность достигнуть поставленных результатов.
Наиболее важная для нашего исследования стратегическая программа - «Екатеринбург – международный центр деловых коммуникаций».
Авторы
стратегического плана и
В стратегической программе отмечены основные успехи в развитии деловой инфраструктуры, которые мы также пытались отразить в своей работе:
На наш взгляд, в стратегии, верно, отмечена особенность позиционирования города в качестве площадки «для проведения крупных международных выставок, конгрессных мероприятий, местом концентрации представительств иностранных компаний», потому как Екатеринбург на данный момент не может похвастаться городом, в котором встречаются деловые интересы национальных и мировых компаний.
Согласно программным мероприятиям планируется:
Информация о работе Развитие рыночной инфраструктуры как фактора делового позиционирования города