Развитие рыночной инфраструктуры как фактора делового позиционирования города

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выяснить может ли рыночная инфраструктура, быть фактором делового позиционирования города.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи курсовой работы:
− изучить основные понятия и особенности развития рыночной инфраструктуры в МО;
− определить факторы влияющие на позиционирование города
− определить методы оценки рыночной инфраструктуры как фактора делового позиционирования города;
− провести анализ рыночной инфраструктуры муниципального образования;
− охарактеризовать основные стратегические направления развития рыночной инфраструктуры, как фактора делового позиционирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА 5
1.1 РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ 5
1.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ГОРОДА 10
1.3 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ 15
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ЕКАТЕРИНБУРГА) 17
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 17
2.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА 24
3 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА 39
3.1 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА 39
3.2 ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА ДЕЛОВОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ГОРОДА 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

Работа содержит 1 файл

Курсовая по РЭ.docx

— 485.34 Кб (Скачать)

На  сегодняшний день Екатеринбург по разным оценкам занимает 2-3 место по количеству гостиничных мест на 1000 жителей в  России. Так в Москве на 1000 жителей  приходится 7,31 мест, в Санкт-Петербурге – 5,24, в Екатеринбурге – 5,57 [13, c. 18].

Естественно этот показатель так высок, потому что  число жителей в столицах на много  больше, а гостиничных не настолько  много. Также очевидно, что для  населения в 1 386 тысяч человек такое количество гостиниц не требуется, но главное, чтобы была возможность разместить всех гостей Екатеринбурга приезжающих на выставки, форумы, семинары, деловые встречи и т.д. На сегодняшний день гостиничный фонд Екатеринбурга с этой задачей справится на «отлично».

На  основании проведенного нами исследования мы можем сделать вывод, что Екатеринбург обладает достаточно современной рыночной инфраструктурой. Многие составные  части инфраструктуры находятся  в отличном состоянии, их количество постоянно увеличивается, а качество находится на высоком уровне. Мы убедились в том, что по некоторым  позициям развития рыночной инфраструктуры Екатеринбург занимает лидирующие позиции  в России среди городов-миллиоников.

Достаточно  ли этих высоких отметок развития инфраструктуры города для позиционирования Екатеринбурга, как делового центра? Этот вопрос достаточной спорный, и  чтобы его решить необходимо проанализировать зависимость между развитием  рыночной инфраструктурой и деловой  активностью в городе.

К сожалению, из-за недостаточно проработанной  статистической базой состояния, как  рыночной инфраструктуры, так и показателей  деловой активности, мы не можем  проанализировать влияние всех факторов, но можем выделить из них наиболее влиятельные. Тем не менее, мы все равно проанализируем возможные взаимосвязи между показателями.

 

2006

2007

2008

2009

2010

Количество выставок в год

179

204

206

206

206

Количество деловых туристов Екатеринбурга  в год, тысяч. чел.

304,5

407,16

509,82

612,48

715,14

Коэффициент корреляции:

0,745145

       

Число гостиниц и иных мест размещения в Екатеринбурге

65

77

85

92

95

Количество туристов Екатеринбурга  в год, тысяч. чел.

350,175

468,234

586,293

704,352

822,411

Коэффициент корреляции:

0,977411316

     

 

Количество финансовых структур

204

228

251

270

278

Количество представительств иностранных компаний

242

254

267

280

289

Коэффициент корреляции:

0,993176332

       

Количество финансовых структур

204

228

251

270

278

Количество организаций с участием иностранного капитала

749

837

925

1013

1101

Коэффициент корреляции:

0,886058823

       

Таблица 4 - Зависимость показателей развития рыночной

инфраструктуры  и увеличения деловой активности в Екатеринбурге7

Мы  выбирали интересующие нас показатели по принципу «причина – следствие». Выбранные нами факторы могут  иметь как прямые, так и обратные связи, но главное, чтобы была взаимосвязь, на которую могут повлиять ОМСУ.

Например, мы выделили показатель - количество выставок в Екатеринбурге за год, характеризующий развитие деловой инфраструктуры, и показатель количество деловых туристов Екатеринбурга в год, отражающий деловую активность города.  Так на основании корреляционного анализа мы можем сказать о наличии зависимости между увеличением количества выставок в городе и увеличением количества деловых туристов, посетивших столицу Урала. Естественно, увеличение количества туристов приехавших по служебным делам зависит от различных факторов. Многие деловые туристы могут приехать не только на конгресс-мероприятия, однако не стоит и исключать этот фактор, тем более что конгрессная деятельность является одним из приоритетных направлений развития. Коэффициент корреляции равный 0,7451 подтверждает наличие зависимости между показателями.

Следующая пара показателей: число гостиниц и иных мест размещения в Екатеринбурге, количество туристов Екатеринбурга в год. Данные показатели отражают деловую инфраструктуру города и степень ее влияния на туристическую привлекательность города. Эти показатели не только имеют прямую связь (Коэффициент корреляции = 0,977411316), но также имеют обратную связь, поскольку увеличение количества туристов приезжающих в город привлечет новые средства в гостиничный бизнес, что создаст новые места для отдыха. Увеличение количества гостиниц в Екатеринбурге происходит большими темпами превосходя нынешние потребности города, но предполагая, что в ближайшие годы поток туристов будет также расти.

Показателями  взаимосвязи между развитием  финансовой инфраструктуры, и увеличением  деловой активности, мы выбрали -   количество финансовых структур в Екатеринбурге и количество представительств иностранных компаний. Мы полагаем, что степень развития финансовой инфраструктуры муниципального образования является не последним фактором при выборе зарубежной компанией местом размещения своего представительства. Наши предположения подтвердились аналитическими данными – коэффициент корреляции показал тесную связь между этими показателями, а это значит, что для дальнейшего привлечения в город новых иностранных организаций необходим развитий рынок финансовых услуг.

Последней парой, рассматриваемых нами показателей, оказались количество финансовых структур в городе и количество организаций с участием иностранного капитала. Мы изначально предполагали, что для участия иностранного капитала в развитии муниципальной экономики необходим полный спектр финансовых услуг на территории МО. Выбранные нами показатели тоже показали тесную связь (Коэффициент корреляции = 0,886058823).

Подводя итог, мы хотели бы отметить, что, на наш взгляд, город - деловой центр должен иметь две ключевые составляющие, для того чтобы можно было получить по праву брэнд делового центра: крупная деловая активности на территории МО и наличие качественная рыночная инфраструктура, способная обслуживать деятельность экономических субъектов.

На  основании проведенного анализа  рыночной инфраструктуры Екатеринбурга  мы можем сделать вывод о том, что город по праву может использовать её как фактор делового позиционирования. Он имеет обе составляющие, которые  мы считаем необходимыми для продвижения  территории в данном направлении.

Проведенное нами исследование взаимосвязей между  показателями развития рыночной инфраструктуры и показателями деловой активности доказывает, то, что рыночная инфраструктура является фактором делового позиционирования.

 

3  СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА

3.1 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА

Главным стратегическим документом города Екатеринбург является стратегический план развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2020 года. В нем находятся цели, задачи и направления развития города на ближайшие годы. Для того чтобы определить какую роль ОМСУ отдают рыночной инфраструктуре города, мы решили проанализировать данный документ.

В стратегическом плане исследуемый нами объект отражен в двух направлениях:

  • Екатеринбург - межрегиональный инновационно ориентированный промышленно-финансовый центр
  • Развитие рынка товаров и услуг.

Начнем  с первого направления, в котором  нас больше всего интересует часть  о финансовом центре. Согласно программе  «Финансовый центр Урала» Екатеринбург развиваться в качестве межрегионального центра притяжения финансовых потоков, а также города с крупной инвестиционной деятельностью.

На  базе SWOT-анализа авторами стратегии были выделены сильные и слабые стороны города, которые схожи в своей оценке с той характеристикой финансового сектора, которую дали мы в предыдущей главе.

Согласно  плану мероприятий данной программы  в городе будет происходить:

  • повышение эффективности функционирования банковской системы
  • создание «финансовых супермаркетов» для комплексного, своевременного и качественного предоставления услуг физическим и юридическим лицам
  • внедрение новых финансовых услуг и продуктов, разработанных на основе инновационных технологий (организационных, информационных, телекоммуникационных), внедрение прогрессивных кредитных технологий
  • повышение капитализации и укрупнение местных финансово-кредитных организаций посредством их слияния, формирование финансово- промышленных кластеров;
  • Развитие страховых услуг и пенсионного обеспечения: повышение надежности и финансовой устойчивости местных страховых компаний за счет их объединения и укрупнения и др [22].

Данная  система мероприятий приведет к  крупным количественным и качественным изменениям:

  • возрастет количество финансовых структур, будут созданы условия для размещения в городе межрегиональных центров управления (центров зональной ответственности) на базе филиалов и представительств крупных российских и международных финансовых учреждений;
  • формирование в городе мощного межрегионального финансового центра приведет к привлечению и перераспределению ресурсов национальных и международных финансовых структур, в результате чего увеличится доля финансового сектора в экономике города, возрастет количество занятых в нем;
  • вырастут объемы финансовых операций кредитования и страхования, увеличится количество заключенных брокерских договоров, выручка аудиторских компаний, объем средств негосударственных пенсионных фондов; качество предоставления финансовых услуг будет соответствовать уровню мировых стандартов [22].

Если  ожидаемые результаты данной программы  будут достигнуты, то можно будет  говорить о Екатеринбурге не только, как о финансовом центре Урала, но и важнейшем центре в России. На наш взгляд, в будущем федеральные  города будут ограничены в своем  развитии в отличие от Екатеринбурга, их экономика с каждым годом становится менее мобильной в отличие от экономики Екатеринбурга, который может перетянуть на себя часть внимания, полномочий и инвестиций.

  В следующем направлении, непосредственным образом, связанным с рыночной инфраструктурой, под наше внимание попадает 2 стратегических программы: «Екатеринбург - центр современных технологий торговли», «Екатеринбург – международный центр деловых коммуникаций». 

Согласно  программе развития торговли – Екатеринбург будет развиваться как крупный  межрегиональный центр оптовой  и розничной торговли для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в качественных товарах  и создание комфортных условий их приобретения.

В ожидаемых результатах предполагается:

  • рост оптового и розничного товарооборота (в 2 раза к 2000 году в сопоставимых ценах),
  • рост количества сетевых операторов торговли за счет объединения независимых магазинов и прихода федеральных и международных сетей;
  • повышение статуса местных сетевых операторов за счет выхода на региональный, федеральный и международные рынки (30 сетей - 2010 год, 100 сетей - 2020 год);
  • внедрение современных технологий на всех предприятиях розничной торговли;
  • повышение значимости Екатеринбурга как крупного межрегионального центра оптовой и розничной торговли [22].

Данная  программа довольно прямолинейна, поскольку  торговля в городе развивается бурными  темпами и требует лишь некоторой  корректировки со стороны ОМСУ, а  нынешние крупные успехи в торговли дают реальную возможность достигнуть поставленных результатов.

Наиболее  важная для нашего исследования стратегическая программа - «Екатеринбург – международный центр деловых коммуникаций».

Авторы  стратегического плана и конкретно  данной программы отмечают, что у  Екатеринбурга есть потенциал для  развития в качестве делового центра. Программа предполагает дальнейшее развитие комфортной деловой инфраструктуры как одной из составляющих развития экономического потенциала, усиления конкурентоспособности и повышения инвестиционной привлекательности Екатеринбурга.

В стратегической программе отмечены основные успехи в развитии деловой  инфраструктуры, которые мы также  пытались отразить в своей работе:

  • развитие материально-технической базы (конференц-недвижимость, выставочные, деловые и офисные центры);
  • развитие сферы деловых услуг, необходимых для качественной реализации конкретных стратегических проектов с учетом требований мировых стандартов;
  • позиционирование города на международном рынке как качественной площадки для деловых коммуникаций [22].

На  наш взгляд, в стратегии, верно, отмечена особенность позиционирования города в качестве площадки «для проведения крупных международных выставок, конгрессных мероприятий, местом концентрации представительств иностранных компаний», потому как Екатеринбург на данный момент не может похвастаться городом, в котором встречаются деловые интересы национальных и мировых компаний.

Согласно  программным мероприятиям планируется:

  • привлечение международных компаний в Екатеринбург для открытия представительств, создания совместных предприятий;
  • разработка и утверждение концепции выставочно-ярмарочной деятельности в Екатеринбурге на период до 2020 года;
  • реализация мер по привлечению выставок, конференций, иностранных бизнес-миссий в Екатеринбург;
  • разработка стандартов офисных помещений в соответствии с мировым опытом;
  • подготовка и переподготовка специалистов в сфере туризма и гостеприимства;
  • сертификация качества услуг операторов конгрессных мероприятий;
  • добровольная сертификация гостиничных услуг;
  • проведение комплексного маркетингового исследования для четкого формулирования признаков территории как центра деловых коммуникаций [22].

Информация о работе Развитие рыночной инфраструктуры как фактора делового позиционирования города