Развитие рыночной инфраструктуры как фактора делового позиционирования города

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выяснить может ли рыночная инфраструктура, быть фактором делового позиционирования города.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи курсовой работы:
− изучить основные понятия и особенности развития рыночной инфраструктуры в МО;
− определить факторы влияющие на позиционирование города
− определить методы оценки рыночной инфраструктуры как фактора делового позиционирования города;
− провести анализ рыночной инфраструктуры муниципального образования;
− охарактеризовать основные стратегические направления развития рыночной инфраструктуры, как фактора делового позиционирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА 5
1.1 РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ 5
1.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ГОРОДА 10
1.3 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ 15
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ЕКАТЕРИНБУРГА) 17
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 17
2.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА 24
3 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА 39
3.1 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА 39
3.2 ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА ДЕЛОВОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ГОРОДА 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

Работа содержит 1 файл

Курсовая по РЭ.docx

— 485.34 Кб (Скачать)

По  разным оценкам рынок рекламы  Екатеринбурга среди рынков городов-миллионников в России занимает 3-4 место, что соответствует  положении городской инфраструктуры.

Большинство экспертов уверены: рынок рекламы  в Екатеринбурге начинает обретать черты цивилизованного. Рекламный рынок как профессиональная сфера бизнеса, в которой игроки не топят друг друга, а нормально взаимодействуют, сложился. Однако в полной мере цивилизованным его назвать нельзя, потому что многие рекламодатели до сих пор выбирают агентство по цене, а не по качеству услуг. Мелких, демпингующих фирм на рынке по-прежнему в избытке.

Однако  и эта проблема постепенно решается, этому свидельствует мнения о  том, что рекламные агентства-лидеры укрупняются и борются за звание компаний полного цикла. Это позволяет им противостоять федеральным игрокам, агрессии демпингующих фирм и осваивать перспективные рекламоносители.

Официальной статистики по количеству рекламных  агентств в Екатеринбурге пока нет, есть лишь экспертные оценки. Так на оснований журналов «Деловой Квартал» и «Лаборатория рекламы» нам удалось определить динамику роста рекламных агентств в Екатеринбурге.

Рисунок 3 - Количество рекламных агентств в Екатеринбурге2

Ежегодно  в городе появляются новые РА, какие-то уходят с рынка, но в целом мы видим  тенденцию к постоянному росту. Естественно больше всего ценятся  агентства полного цикла, которые  создают рекламу с нуля, а не отдают часть работы на аутсортинг. Основную часть рынка и занимают агентства полного цикла. По данным ТОП-листа «ДК», лидеры в этом сегменте — «Восход», «Пресс-сервис», «Дельта-План», «МИррЕКЛАМЫ» и «МедиаПилот». Как оценивает Кирилл Коноплев, директор РА «Дельта-План», на них приходится до 80% рынка РА. Именно поэтому в Екатеринбурге реальная планка для попадания в клуб лидеров высока. Марина Бурькова полагает: чтобы войти на рынок серьезно и претендовать на хорошие позиции, необходимо вложить минимум 3 млн руб. (аренда офиса, наем квалифицированных специалистов, техническое оснащение, приобретение исследовательских программ, оборотные средства). 

О развитии РА можно судить по количеству исследований в городе и числу агентств, которые их покупают. Например, по сравнению с Челябинском в Екатеринбурге в три раза больше компаний покупают данные Gallup Media», — аргументирует Марина Бурькова, генеральный директор РГ «Пресс-сервис».  
В столице Урала более 300 рекламных агентств. Такое большое количество игроков объясняется тем, что порог вхождения в рекламный бизнес почти нулевой.

Компания

Общее количество клиентов, обращавшихся к услугам компании в 2009 г.

Общее кол-во клиентов, обращавшихся к услугам компании в 2008 г.

Структура бюджетов клиентов по видам носителей

Телевидение

Радио

Пресса

Наружная реклама

Интернет

BTL и event

Другое

1

«Дельта-План»

553

450

17%

15%

15%

48%

1%

4%

0%

2

Холдинг «Информо Групп»

350

Н/д

10%

20%

10%

40%

3%

2%

15%

3

«Мир рекламы»

300

383

10%

17%

15%

30%

5%

10%

13%

4

«Пресс-сервис»

278

214

15%

7%

30%

10%

3%

0%

35%

5

«МедиаПартнер»

211

258

5%

8%

31%

24%

2%

11%

19%

6

«Дмитрий и Партнеры»

73

82

10%

13%

25%

33%

3%

5%

11%

7

«КБ-32»

55

65

12%

14%

19%

12%

9%

34%

0%


Таблица 3- Количество клиентов у рекламных  агентств Екатеринбурга [18]

Согласно  исследованию журнала «Деловой Квартал» количество клиентов у рекламных  агентств Екатеринбурга в 2009 году упало  по сравнению в 2008. На наш взгляд, это связано с кризисным явлением в экономики, из-за которого снизился спрос на рекламные услуги.

Однако  стоит заметить и положительные  тенденции в рекламном бизнесе  Екатеринбурга в плане качества предоставляемых услуг.  
РА ставят на креатив. Доходность бизнеса зависит от вида направлений деятельности РА. К примеру, рентабельность медиаразмещения не превышает 15%, в то же время доходность креативных разработок достигает 40%. Именно поэтому перспективным трендом развития ведущие РА называют креатив в рекламе. Пока доля доходов от него в оборотах РА невелика и в лучшем случае равна 10-15%. Кирилл Коноплев отмечает, что за последний год этот вид деятельности стал более востребованным: «В 2008 г. мы сделали десять крупных креативных проектов, а в 2009 г. выдавали уже по десять подобных работ ежемесячно». Светлана Владимирова, директор РА «МедиаПилот», считает, что популярность нестандартных разработок возрастает во многом благодаря усилению конкуренции на отдельных рынках: «Креатив нужен тогда, когда обостряется соперничество между игроками. Например, банки, туристические компании стали особое внимание уделять качеству рекламных идей, их оригинальности, новизне». 

  Подведем итог: рекламная отрасль  становится еще более востребованной, а инфраструктура Екатеринбурга  более качественной. Несомненно, что  на Урале рынок рекламы Екатеринбурга  среди местных рынков самый  современный, а агентства способны  предоставить клиентам широкий  спектр услуг. 

Успешная  деятельность рекламного рынка в  Екатеринбурге может стать еще  одним «за» для того, чтобы выбрать  город в качестве местом размещения и продвижения бизнеса любого типа.

Что касается торговой инфраструктуры, то за последние 5 лет показатели развития торговой инфраструктуры Екатеринбурга увеличивались, несмотря на кризисные явления в экономике. Так обеспеченность предприятиями розничной торговли в 2010 году составила 2,21 на 1000 человек.

 

Рисунок 4 - Обеспеченность предприятиями розничной торговли г. Екатеринбурга, ед. на 1000 жителей3.

Несмотря  на то, что в Екатеринбурге организаций, занимающихся розничной торговли, наибольшее количество среди муниципальных  образований УрФО, показатель обеспеченности населением ниже чем в других столицах Субъектов РФ – Челябинск (2,66), Пермь (2,79). Это связано с тем, что  население в этих городах меньше чем в Екатеринбурге, поэтому, даже при меньшем количестве организаций  розничной торговли города, обеспеченность ими будет выше чем в столице  Свердловской области.

Еще одним показателям транспортной инфраструктуры была выбрана обеспеченность торговыми площадями.

 

Рисунок 5 - Обеспеченность торговыми площадями в Екатеринбурге, кв. м. на 100 жителей4.

В период с 2006 по 2010 год данный показатель вырос более чем в 1,5 раза. В  основном увеличение торговых площадей в городе осуществляется за счет нового строительства, а не перевода помещений  с жилых в нежилые. Большое количество торговых появляется в крупных торгово-развлекательных центрах, которых в городе на сегодняшний день – 26.

По данным за 2010 год Екатеринбург находится на первом месте по показателю обеспеченности торговыми площадями  на 1000 человек среди городов-миллионников в России. Для сравнения можно отметить, что на тысячу москвичей приходится 775 м² торговых площадей, в Казани — 710, в Санкт-Петербурге — 760, а в Новосибирске — 540 м² на тысячу жителей, в Челябинске – 916,61 кв.м. на 1000 жителей, в Перми – 894,24 кв.м [19].

По обеспеченности качественными торговыми площадями Екатеринбург, по разным источникам, занимает 1 - 2 место в России наряду с Санкт-Петербургом и Москвой.  На 1000 жителей Екатеринбурга приходится 440—510 м² качественных торговых площадей в зависимости от того, что вкладывается в понятие «качественных». В последнее время стал популярным формат универсальных торгово-развлекательных центров, где помимо торговых площадей присутствуют зоны отдыха и развлечений, спортивные площадки, предприятия общественного питания, кинотеатры, а также проводятся различные выставки, выступления артистов [20].

Подобная  активность объясняется успешной экономической  деятельностью области и удобным  экономико-географическим положением города, которое позволяет привлекать к себе население других регионов для покупок, отдыха и удобного ведения  бизнеса.

Естественно качественная торговая инфраструктура также будет положительно влиять на деловое позиционирование города, потому что рынок розничной торговли это в первую очередь крупная  сеть сбыта продукции. С развитием  торгово-развлекательных комплексов эта задача упрощается ввиду того, что там концентрируется большое  количество, как местных жителей  так и гостей города.

Особое  развитие в Екатеринбурге получила в последние годы выставочно-ярмарочная деятельность. В первую очередь это  связано с тем, что город становится все более привлекательным для  деловых встреч переговоров, семинаров. Подобных крупных мероприятий проводится более 300, на которые приезжает все  больше гостей и участников.

Подобная  активность не случайна, а скорее закономерна. Касательно только сфер бизнеса, торговли, финансов мы проанализировали крупные  положительные изменения, которые  уже происходят и будут только увеличиваться в ближайшие годы, а это значит, что город становится площадкой для крупных презентаций, переговоров, деловых встреч. Естественно  подобный вызов необходимо принять  достойно, поэтому в городе появляется все больше площадок для проведения подобных мероприятий.

Рисунок 6 - Количество выставок в Екатеринбурге [22]

Ежегодно  в Екатеринбурге проходит более 200 выставок, из которых 34 патронажные [22]. По сравнению с Москвой Екатеринбург явно отстает. Ежегодно в столице России проходит более 500 выставок.

Естественно это объясняется политической, экономической  значимостью Москвы, однако в таком  крупном городе имеется и ряд  отрицательных факторов для проведения выставок. В первую очередь это  транспортные сложности при движении по городу, затем серьезная перенаселенность города, что тоже играет не маловажную роль.

При возможности перенести часть  выставочных мероприятий в другой крупный город нашей страны, на наш взгляд, это необходимо сделать. Подобное решение избавило бы столицу  от множества проблем и добавило популярности другим городам, что позитивно  сыграло бы на их экономики.

В последние годы г. Екатеринбург серьезно продвинулся в данном направлении. С каждым годом инфраструктура выставочных  мероприятий расширяется и улучшает свое качество. Это подтверждает проведенное  в 2010 году мероприятие «ИННОПРОМ». По итогам проведения «Иннопрома» была дана высокая оценка качеству подготовки объектов, где проводились мероприятия, техническому обеспечению площадок.

Важно отметь не только количество выставок, но и их специализацию. Так, например в 2010 году половина всех выставок проводимых в городе были посвящены торговой тематике, 20% - промышленности, 15% - строительства, около 15% -  остальные (услуги, медицина, образование). Подобное распределение  говорит нам о том, что большая  часть выставок связана со сферами  бизнеса, развития экономики. Естественно  это говорит о в большей  степени деловом характере проводимых в городе мероприятий [22].

На  сегодняшний день в Екатеринбурге  действуют порядка 10 крупных выставочных  центров, способных провести мероприятий  российского и международного масштаба. Самый крупный из них "Екатеринбург-ЭКСПО", в  состав которого входят 4 павильона (3х10 000 кв.м.; 1х20 000. кв.м.), 3 из которых отведены под выставки, а один (форумный) выполняет на данный момент функцию конгресс-холла.  Форумный павильон предлагает для проведения деловых мероприятий: 

  • зал пленарных заседаний на 1200 мест (площадью 1 500 кв.м.)
  • зал официальных делегаций на 140 мест (площадью 750 кв. м.)
  • 5 конференц-залов на 150 мест (площадью 230 кв.м.)
  • 7 переговорных комнат
  • банкетный зал на 250 мест (площадью 780 кв.м.) [22].

 

 Гордость выставочного комплекса - техническое оборудование для ведения  концертно-конференционной деятельности. Комплекс оснащен самым современным  аудиовизуальным оборудованием, что  позволяет проводить массовые мероприятия  любого уровня технической сложности.

На 2013 год запланировано окончание  строительства второй очереди комплекса. Будут построены конгресс-холл на 3 500 мест, отель и просторная входная  группа.  Общая площадь строений после запуска второй очереди составит 205000 кв.м., из них 90000 кв.м. – выставочные площади [22].  

Масштаб  комплекса, его выдающиеся технические возможности, удобное расположение в 5 минутах езды от международного аэропорта и в 15 минутах от центра города являются беспроигрышными условиями  для проведения мероприятий различного формата и уровня сложности, комфортного пребывания экспонентов и посетителей.

МВЦ «Екатеринбург-Экспо» позволит реализовать самые амбициозные и масштабные проекты организаторов мероприятий, как утверждают строители комплекса и организаторы мероприятий.

Улучшение городской инфраструктуры Екатеринбурга  в рамках стратегического проекта  «Международный выставочный центр», к которому относится строительство ЭКСПО-центра, благоприятным образом скажутся на деловом позиционировании города. Если у города имеется не только сильная экономика, но и рыночная инфраструктура, в которую, на наш взгляд, должна входить выставочно-ярмарочная деятельность, то мероприятия, проводимые на базе этой части инфраструктуры помогут городу улучшить качество жизни населения, а также закрепить свое положение на конкурентном рынке.

Важной, на наш взгляд, составляющей в рыночной инфраструктуре муниципального образования, как фактора делового позиционирования является сфера гостиничного сервиса. Это обусловлено, прежде всего, тем, что при активном позиционировании города предполагается привлечение  гостей и туристов, которым необходимо предоставить качественные услуги по временному размещению и отдыху.

Гостиничный рынок Екатеринбурга находится  в хорошем состоянии на сегодняшний  день и с каждым годом только увеличивается. На сегодняшний день гостей и туристов в городе готово принять 95 гостиниц и аналогичный мест размещения. А ведь еще 5 лет назад их было порядка 30.

Рисунок 7 - Динамика роста гостиничного фонда в Екатеринбурге, количество гостиниц5.

Гостиничный рынок Екатеринбурга растет со скоростью 10 — 15% в год, также как и в других крупных городах УрФО. В строительство и реконструкцию отелей вкладывают деньги сети иностранные (шведская Rezidor SAS; английская Inter Continental Hotels Group, которой принадлежит бренд Holiday Inn; французская Accor) и федеральные (тот же HELIOPARK Group и «Амакс Гранд Хотелс»). Инвесторами выступают и местные компании: ИК «Ермак» (Пермь), УК «Евро-азиатская управляющая компания» (Екатеринбург), холдинги УГМК, «Лидер», AVS Group [13, c. 19].

Рисунок 8 - Обеспеченность местами гостиничного комплекса Екатеринбурга, мест на 1000 жителей6

Информация о работе Развитие рыночной инфраструктуры как фактора делового позиционирования города