Развитие рыночной инфраструктуры как фактора делового позиционирования города

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выяснить может ли рыночная инфраструктура, быть фактором делового позиционирования города.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи курсовой работы:
− изучить основные понятия и особенности развития рыночной инфраструктуры в МО;
− определить факторы влияющие на позиционирование города
− определить методы оценки рыночной инфраструктуры как фактора делового позиционирования города;
− провести анализ рыночной инфраструктуры муниципального образования;
− охарактеризовать основные стратегические направления развития рыночной инфраструктуры, как фактора делового позиционирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА 5
1.1 РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ 5
1.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ГОРОДА 10
1.3 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ 15
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ЕКАТЕРИНБУРГА) 17
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 17
2.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА 24
3 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА 39
3.1 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА 39
3.2 ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА ДЕЛОВОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ГОРОДА 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

Работа содержит 1 файл

Курсовая по РЭ.docx

— 485.34 Кб (Скачать)

Начнем  с финансово-кредитного сектора. Екатеринбург является одним из крупнейших финансово-деловых центров России, здесь сконцентрированы офисы транснациональных корпораций, представительства иностранных компаний, большое количество федеральных и региональных финансово-кредитных организаций. Банковский сектор Екатеринбурга насчитывает более 90 банковских организаций, в числе которых 19 местных. В последний рейтинг TOP500 крупнейших российских банков вошло 12 банков, зарегистрированных в Екатеринбурге (это третий показатель после Москвы и Санкт-Петербурга) [24].

Страховой сектор представлен более чем 100 компаниями, из которых 26 являются местными. В секторе негосударственного пенсионного страхования работают 14 пенсионных фондов, в том числе 6 местных. Также в Екатеринбурге расположены офисы крупнейших мировых аудиторских компаний — Ernst & Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers [21].

Большинство из этих страховых организаций входят в TOP500 крупнейших страховых компаний. Первая десятка (Росгосстрах, Согаз, Ингосстрах, РЕСО-Гарантия, Военно-страховая компания (ВСК), РОСНО, АльфаСтрахование, Согласие, Ренессанс страхование, Уралсиб) составляет плотную основу местного и регионального рынка [24].

До  недавнего времени Екатеринбург был единственным региональным городом, в котором работали две фондовые биржи. Однако в 2008 году ФСФР отозвала лицензию у Екатеринбургской фондовой биржи, которая занимала третье место в России по объёму совершаемых сделок. Сейчас функционирует только Уральская региональная валютная биржа, насчитывается 35 местных профессиональных участников фондового рынка, 9 управляющих компаний. Также на территории города действует сеть филиалов и представительств, посредством которых можно получить услуги других российских управляющих компаний [21].

Сосредоточение  большого количества российских и международных  организаций финансового сектора  в Екатеринбурге объясняется  несколькими причинами.

Во-первых, положительной динамикой роста  финансового состояния предприятий. Так в 2010 году по данным государственной  статистики был замечен рост сальдированной прибыли крупных и средних  предприятий и организаций Екатеринбурга  в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом. Это говорит о быстром  выходе города из кризисного состояния, а также улучшении общей экономической  ситуации. Соответственно для обеспечения  успешной экономической деятельности предприятия Екатеринбурга необходимы организации финансовой сферы способные  обслуживать реальный сектор экономики  города.

Во-вторых, в Екатеринбурге с начала 2000-х  годов сильно заметен рост инвестиций в основной капитал по средним  и крупным предприятиям (рисунок 1). При чем практически треть  инвестиций (28,6 % в 2010 году) привлечены за счет средств кредитных организаций, что говорит о высокой активности финансового сектора Екатеринбурга  и его успешном сотрудничестве с  предприятиями города и области.

Рисунок 2- инвестиций в основной капитал по средним и крупным предприятиям в сопоставимых ценах к уровню 2000 года [22]

Таким образом, развитие финансовой инфраструктуры Екатеринбурга тесно связно с  успешной экономической деятельностью  города. Расширение и модернизация производства требуют широкого спектра финансовых услуг различных организаций, поэтому ежегодно количество компаний кредитной системы увеличивается.

Следующим важным элементом рыночной инфраструктуры Екатеринбурга является рынок рекламы, а точнее рекламные агентства  города.

По данным TNS Россия и Adinpress, весь объем рекламы в местной и распространяемой в Екатеринбурге федеральной прессе, размещение в локальных рекламных блоках на ТВ и радио, а также рекламные инвестиции в сфере наружной рекламы принесли на рекламный рынок Екатеринбурга по итогам прошедшего года 6,43 миллиарда рублей. Данный результат превышает показатели 2010 года на 24%, а также общефедеральные показатели за прошлый год: по данным АКАР, в 2011 году сегмент ATL по России в целом вырос на 21% [21].

На сегодняшний день можно говорить о том, что в целом рекламный рынок Екатеринбурга в 2011 году оперировал примерно 5 миллиардов рублей, что составляет 2,3% от рекламного рынка России [18].

По словам экспертов, на екатеринбургском рекламном рынке более 300 агентств. Каждый год часть мелких компаний закрывается, на их место приходят новые. До сих пор основную часть рекламных денег, составляющих весь объем екатеринбургского рынка, осваивают собственные продающие службы медиа, однако эти бюджеты постепенно перераспределяются в пользу рекламных агентств. Расклад сил среди последних в 2009 г. не изменился: на долю десятка ведущих игроков приходится почти 80% агентских денег.

В течение прошлого года продолжилось укрупнение участников екатеринбургского рекламного рынка. Если в центральных регионах России практически не встретишь агентств полного цикла, то многие уральские РА — комплексные. По данным ТОП-листа «ДК», лидеры среди клиентских агентств — «Восход», «Дельта-План», «Пресс-сервис», «МедиаПилот», «Мир рекламы» [23].

Что касается организаций розничной  и оптовой торговли в Екатеринбурге, то здесь укрупнение рынка идет полным ходом.

Количество  организацией розничной торговли и  оптовой торговли ежегодно растет. По итогам 2010 года число предприятий  розничной торговли превысило отметку  в 3000. Многие из предприятий вышли  из кризисного ситуации и за счет повышения  платежеспособного спроса, и сейчас они дают высокие темпы роста  оборота розничной торговли (119,5 % 2010 года к 2009).

 

Рисунок 3 - Динамика товарооборота и оборота  общественного питания (в сопоставимых ценах) [22]

В городе ежегодно открывается большое  количество крупных торговых комплексов. Например, в рамках стратегических проектов «Торговые узлы» и «Центральная торговая зона» в 2010 году за счет нового строительства были введены наиболее крупные объекты розничной торговли: торгово-развлекательный комплекс (ТРК) Комсомолл, Автосалон KIA, обувной гипермаркет «ПарАход», гипермаркет OBI и др [22].

В Уральском регионе Екатеринбург имеет наиболее развитую торговую инфраструктуру, это подтверждают многие показатели, характеризующих различные типы объектов розничной торговли (таблица 3).

Города

Общее количество объектов торговли

Количество магазинов без торговых центров

Количество торговых центров

Количество павильонов

Количество палаток и киосков

Ед.

Ед.

Ед.

Ед.

Ед.

Екатеринбург

4614

2889

26

776

949

Пермь

3255

2619

21

163

473

Челябинск

4026

2516

47

644

866


Таблица 2 - удельный вес различных типов объектов розничной торговли в совокупном количестве предприятий торговли в 2009 году [20].

На  сегодняшний день  единственный показатель розничной торговли, по которому  Екатеринбург уступает другими  столицам федеральных округов –  это количество торговых центров. В Екатеринбурге функционируют 26 крупных торговых центров, к 2015 году их станет уже 44 [22].

Что касается предприятий оптовой торговли, то их Количество ежегодно уменьшается. Так, если в 2008 году в Екатеринбурге существовало 175 предприятий оптовой торговли непродовольственными товарами, то в 2009 году их число снизилось до 157. «Аналогичная тенденция наблюдается с предприятиями оптовой торговли продовольственными товарами. Их количество с 269 в 2008 году снизилось до 227 в 2009 году», — отметила в одном из интервью председатель комитета по товарному рынку администрации города Елена Чернышова [19].

Также важной составляющей современной рыночной инфраструктуры является выставочно-ярмарочная деятельность. В этом направлении  г.Екатеринбург сделал серьезный рывок  не только по количеству выставок за год, но и по качеству их проведения. Так  за год в Екатеринбурге проходит около 200 выставочных мероприятий  различного уровня, причем с каждым годом это количество увеличивается  в среднем на 17%. Заметно повышается качество выставок – это подтверждает деятельности экспертной комиссии, которая проверила 26 выставок в 2011 году и выставила средний бал проведение в 9,5 из 10 возможных баллов.

Выставочная деятельность является одной из приоритетных на сегодняшней день, так как она  привлекает в город туристов, увеличивает  количество связей и самое главное  – создает позитивный образ города за счет проведения подобных мероприятий.

В тесной связи с предыдущими объектами  рыночной инфраструктуры находится  рынок гостиничных услуг. Так  как Екатеринбург с каждым годом  привлекает большой количество людей  из разных уголков нашей страны и  всего мира, то естественно необходимо иметь все необходимые условия  для того, чтобы оказать гостям города качественное размещение и отдых. Во многом это определяется количеством  гостиниц различного уровня, а также  спектром их услуг. На сегодняшний день в Екатеринбурге работает около 100 гостиниц. По этому показателю Екатеринбург серьезно опережает ближайших соседей: Челябинск (48), Пермь (54) [13 c.18]. Развитие гостиничного сервиса, в городе стремящегося заявить о себе на деловой арене должно проходить быстрыми темпами, чтобы не сдерживать развитие экономики города в других направлениях.

Подводя итог вышеизложенному, мы можем сделать  вывод о том, что в городе имеется  большое количество организаций, которые  можно отнести к рыночной инфраструктуре. В городе с каждым годом увеличивается  количество субъектов экономики  в муниципальном образовании, а  это значит, что необходима развитая рыночная  инфраструктура, которая  будет обслуживать домохозяйства.

На  данный момент многие предприятия и  компания вышли на докризисные показатели экономической деятельности, что  подтверждает необходимость расширения инфраструктуры рынка не только в  количественном плане, но и в качественном. Обеспеченность рынка Екатеринбурга  различными услугами мы рассмотрим в  следующем параграфе для того, чтобы определить эффективность развития рыночной инфраструктуры и возможного позиционирования города, как делового центра.

 

 

2.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНЬУРГА КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНОРОВАНИЯ ГОРОДА

На  сегодняшний день наиболее значимой составляющей рыночной инфраструктуры муниципального образования, на наш взгляд, является его финансовая инфраструктура. Без обеспечения экономических субъектов полным объемом финансовых услуг будет практически невозможно эффективное производство.

Из  городов и регионов, в которых  отсутствуют финансовые институты, способные оказать эффективную  поддержку в осуществлении экономических  операций, медленно развиваются новые  виды предпринимательства. Естественно  это является сдерживающим фактором для развития муниципальной экономики, поэтому мы решили проанализировать развитие финансовой инфраструктуры крупного города с точки зрения возможностей её позиционирования.

Наиболее  актуальные и часто встречающиеся  финансовые структуры города: банки  и иные кредитные организации, биржи, страховые компании, аудиторские  и консалтинговые компании.

Анализ  развития финансовой сферы Екатеринбурга  в 2003-2010 годах позволяет утверждать, что в городе сформировался развитый и самостоятельный финансовый сектор городской экономики. В частности, банковская инфраструктура Екатеринбурга  является в настоящее время одной  из самых развитых в стране, как  по составу представленных организаций, так и по количеству их филиалов и отделений.

На  данный момент, по оценкам экспертов, в Екатеринбурге на 10 000 жителей приходится 2 кредитные организации. Всего их в городе в 2009 году было 270, в 2010 – 273. Из-за недостатка статистической информации по субъектам финансовой деятельности в Екатеринбурге и других городах-миллиониках, мы вынуждены проводим анализ по имеющейся информации – банковской системе [22].

В настоящее время в городе зарегистрировано более 90 кредитных организаций и  филиалов крупных российских банков, в том числе более 10 со 100% участием иностранного капитала. Для сравнения - в 2004 году в городе работал лишь один банк с участием иностранного капитала.

Среди городов-миллиоников Екатеринбург занимает одно из лидирующих позиций  по числу банков.

Рисунок 2 - Количество банков в городах России1

Также в городе функционирует 19 местных  банков, что является хорошим показателем  против 11 местных в Перми, и 12 региональных в Челябинске.

На  Урале банковская система Свердловской области наиболее крупная, в России – 4-5 место. Естественно финансовая инфраструктура Екатеринбурга во многом развивается за счет того, что в  городе сосредотачиваются наиболее крупные банки всего региона.

Также в столице Урала сосредоточено  большое количество банкоматов – 1678, и с каждым годом их количество увеличивается. Так на 1000 жителей приходится 1,21 банкомата, что говорит о высокой финансовой активности населения. Доступность кредитных организаций и пунктов выдачи денежных средств является еще одним показателем удобства для гостей города.

Что касается страховых организаций, то их количество также увеличивается. Сейчас в городе работает 45 страховых  компаний, а в 2009 их было 41. Страховая  деятельность развивается бурно: по итогам 2011 года страховой рынок Урала прирос на 19% и как отмечают эксперты прирост будет длится и в ближайшие годы. В целом страховая деятельность находится на среднероссийском уровне.

Следующим по значимости после финансового  обеспечения субъектов экономики  идет рекламная деятельность. С учетом того, что экономика города успешно  развивается, увеличивается число  экономических субъектов, которым  необходима эффективная реклама  и продвижение продукта.

Информация о работе Развитие рыночной инфраструктуры как фактора делового позиционирования города