Развитие рыночной инфраструктуры как фактора делового позиционирования города

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выяснить может ли рыночная инфраструктура, быть фактором делового позиционирования города.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи курсовой работы:
− изучить основные понятия и особенности развития рыночной инфраструктуры в МО;
− определить факторы влияющие на позиционирование города
− определить методы оценки рыночной инфраструктуры как фактора делового позиционирования города;
− провести анализ рыночной инфраструктуры муниципального образования;
− охарактеризовать основные стратегические направления развития рыночной инфраструктуры, как фактора делового позиционирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА 5
1.1 РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ 5
1.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ГОРОДА 10
1.3 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ 15
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ЕКАТЕРИНБУРГА) 17
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 17
2.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА 24
3 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА 39
3.1 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА 39
3.2 ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА ДЕЛОВОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ГОРОДА 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

Работа содержит 1 файл

Курсовая по РЭ.docx

— 485.34 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ГОУ ВПО «Уральский  государственный экономический  университет»

РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА

Курсовая работа по дисциплине «Муниципальная экономика»

 

 

 

 

Департамент экономики

Исполнитель: Мифтахов Д.Н.

Специальность национальная экономика 

Специализация региональная и муниципальная экономика

 

Группа: РиМЭ-08                                              

                  

 
 

 Кафедра региональной и муниципальной экономики                                                        

Руководитель: д.э.н., профессор  Дворядкина Е.Б.

 

 

 

Нормоконтролер: к.э.н., доцент Сабитов Р.К.                                                                                                                  

Дата защиты                                                        

Предварительная оценка                                                                                                                             


 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА 5

1.1 РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ 5

1.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ГОРОДА 10

1.3 ОСНОНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ 15

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНРОВАНИЯ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ  ЕКАТЕРИНБУРГА) 17

2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТРЕИСТИКА РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 17

2.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНЬУРГА КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНОРОВАНИЯ ГОРОДА 24

3  СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА 39

3.1 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА 39

3.2 ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЗ ПРОЕКТОВ НА ДЕЛОВОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ГОРОДА 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

 

 

 

 

Задача не в том, чтобы быстро бежать,

а в том чтобы выбежать первым.

Ф. Рабле.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  выбранной темы объясняется тем, что для российских муниципальных  образований наступило время  полной ответственности за свою территорию. Сегодня в руках органов местного самоуправления (ОМСУ) будущее своего муниципального образования (МО), а  также его жителей. Территориям  приходится конкурировать между  собой за все: за население, ресурсы, сферы деятельности, в двух словах – за место под солнцем.

Очевидно, что в сложившейся ситуации выиграет тот, кто первым возьмет на свое вооружение нужные технологии и продвинет их в массы. Некоторые города уже  активно используют маркетинговые  технологии для продвижения своей  территории, другие присматриваются  и выбирают оптимальный вариант  создания имиджа и бренда территории. Отчасти они правы, ведь выбирать действительно есть из чего: основой  для маркетинга территории может  быть любая уникальность муниципального образования, даже самая малая. Но и  также правы и те, кто методом  проб и ошибок уже начали применять  эти технологии в стратегии развития города, потому что «задача не в том, чтобы быстро бежать, а в том, чтобы выбежать первым».

С учетом того что все территории в  масштабах одной страны конкурируют  между собой, то им особенно необходимо найти свою уникальность, отличительную  особенность, которая должна понравится будущим потребителям. Так многие города в мире уже не производят материальных продуктов, а являются место сосредоточения интересов различных людей. Позиционирование города в качестве туристического, культурного или делового центра в последние годы наиболее актуально, и материально выгодно для ОМСУ. Исходя из этого мы сформулировали цель нашей курсовой работы.

Цель курсовой работы – выяснить может ли рыночная инфраструктура, быть фактором делового позиционирования города.

Исходя  из поставленной цели, сформулированы следующие задачи курсовой работы:

  • изучить основные понятия и особенности развития рыночной инфраструктуры в МО;
  • определить факторы влияющие на позиционирование города
  • определить методы оценки рыночной инфраструктуры как фактора делового позиционирования города;
  • провести анализ рыночной инфраструктуры муниципального образования;
  • охарактеризовать основные стратегические направления развития рыночной инфраструктуры, как фактора делового позиционирования.
  • Объект исследования – рыночная инфраструктура, как фактор делового позиционирования города.
  • Предметом исследования является тенденции, факторы и условия развития рыночной инфраструктуры г. Екатеринбурга.
  • Информационной базой работы послужили нормативные акты, труды отечественных ученых в области изучения рыночной инфраструктуры, официальные данные администрации города Екатеринбурга, периодические издания и интернет ресурсы.
  • Содержание курсовой работы изложено на 59 страницах машинописного текста и включает введение, три главы основного текста, заключение, список использованных источников. В исследовании представлены 4  таблицы, 8 рисунков. Список использованных источников включает 24 наименования.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА

1.1 РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

Впервые термин инфраструктура был использован  в экономическом анализе для  обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX века). Он произошел от латинских слов "infra" – ниже, под; "struktura" – строение, расположение. Несмотря на широкое  использование, существуют различные  трактовки этого понятия.

Одна  группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания,  видя функцию инфраструктуры в "предоставлении услуг производству и населению", в "обслуживании производства и населения"(Нуреев Р. М., Ермишин П. Г.).

Другие  понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в "создании общих  условий производства", в "обеспечении  деятельности основного производства" (Борисов Е. Ф).

Известна  и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические  условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как  часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности (Бартнев С. А.) [2, с. 55].

В 40-е годы XX века на Западе под инфраструктурой  стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства. В нашей  экономической литературе эта проблема получила основное развитие в 70-е годы .

Инфраструктура  – это обязательный компонент  любой целостной экономической  системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный  характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики  или политической системы в целом [7, с. 39].

Существует большое количество классификаций инфраструктуры по различным признакам. Мы же выделим основные: производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру – совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.

При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые  условия для его производства.

Инфраструктурные  элементы экономики являются лишь следствием своеобразных функций, возложенных  экономикой на инфраструктуру. Эти  функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций  основного производства. Поэтому  в определении производственной инфраструктуры первичным признаком  выступают ее функции, состоящие  в обеспечении производства.

Особенностью  хозяйственной деятельности предприятий  инфраструктуры является то, что результат  их деятельности нельзя резервировать  или складировать, ибо он проявляется  в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д. Не следует  характеризовать инфраструктуру как  вспомогательную и тем более  как второстепенную сферу [7, с. 46].

Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного  механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных  рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление  рынка обусловило возникновение  новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование [11, с. 154].

Инфраструктура  рынка – это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров  и услуг, акты купли-продажи, или  совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок  и выполняющих определенные функции  по обеспечению нормального режима его функционирования [5, с. 27].

Рыночная  инфраструктура представляет услуги, связанные с четырьмя основными  функциями:

- снижение степени риска благодаря  различным видам страхования,  аудиторской деятельности, консалтинговым, сертификационным услугам; 

- ускорение оборачиваемости оборотных  средств за счет факторинга, брокерских  и маклерских услуг, качественной  и быстрой контрактной подборки  работников и подрядчиков, применения  усовершенствованных специальных  средств связи. Одним из важных  факторов, оказывающих решающее  воздействие на скорость оборота  средств, является быстрая и  бесперебойная работа банковской  системы по приему, переводу и  выдаче платежей различных экономических  субъектов; 

- развитие предприятий за счет  расширения деятельности аренды  и лизинга, эмиссии ценных бумаг,  профессиональной подготовки и  переподготовки работников в  сфере менеджмента, инжиниринга;  дальнейшего роста мелких и  средних предприятий. 

- содействие маркетингу по доведению  товаров и услуг до потребителей  с применением рекламы и других  средств продвижения, использование  прикладных исследовательских работ по изучению спроса потребителей, емкости конкретных рынков [5, с. 30-31].

Рыночная  инфраструктура является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики, во многом определяющей ее воспроизводственные  и конкурентные возможности. Кроме  того, это сфера трудоемкого приложения сложного и высококвалифицированного труда, которая имеет большое  значение для создания рабочих мест и обеспечения рациональной занятости  населения

Экономическое назначение рыночной инфраструктуры состоит  в том, чтобы снабдить рыночно  функционирующую часть национального  хозяйства рыночными сигналами, необходимыми для успешной работы относительно изолированных субъектов рынка. Исполняя эту функцию, рыночная инфраструктура частично выполняет координирующую роль, которая ранее была свойственна  народнохозяйственному планированию.

Политическое  назначение рыночной инфраструктуры заключается  в создании стабильно функционирующего хозяйственного комплекса, чутко реагирующего на косвенные управляющие воздействия  со стороны государственных учреждений. Кроме того, государственные предприятия  и организации, активно участвующие  в деятельности рыночной инфраструктуры, определяют характер производственных отношений и непосредственно  проводят в жизнь меры национальной экономической политики.

Социальное  назначение рыночной инфраструктуры выражается в расширении возможностей занятости  населения и свободного выбора каждым членом общества подходящего ему  места в системе общественного  разделения труда. Специфика работы посреднических предприятий, выполняющих  разного рода услуги, состоит в  том, что для занятия ими требуются  не только глубокие знания и профессионализм, но и творческий подход [11, с. 155-156].

Многие предприятия  совмещают деятельность, относимую  к услугам рыночной инфраструктуры, с производством товаров и  оказанием массовых услуг. Поэтому  к объектам рыночной инфраструктуры могут быть отнесены все те предприятия, которые выполняют какую - либо функцию рыночной инфраструктуры. В условиях рынка потребность в различных услугах, обеспечивающих совершение каждой сделки, очень велика. Рыночная инфраструктура - это система, создающая условия для свободного обмена ресурсов - финансовых, трудовых, товарных, сырьевых, информационных, технологических, интеллектуальных [14, с. 76].

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1.  Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество.

2.  Аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества.

3.  Кредитная система и коммерческие банки.

4.  Эмиссионная система и эмиссионные банки.

Информация о работе Развитие рыночной инфраструктуры как фактора делового позиционирования города