Развитие рыночной инфраструктуры как фактора делового позиционирования города

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выяснить может ли рыночная инфраструктура, быть фактором делового позиционирования города.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи курсовой работы:
− изучить основные понятия и особенности развития рыночной инфраструктуры в МО;
− определить факторы влияющие на позиционирование города
− определить методы оценки рыночной инфраструктуры как фактора делового позиционирования города;
− провести анализ рыночной инфраструктуры муниципального образования;
− охарактеризовать основные стратегические направления развития рыночной инфраструктуры, как фактора делового позиционирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА 5
1.1 РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ 5
1.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ГОРОДА 10
1.3 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ 15
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ЕКАТЕРИНБУРГА) 17
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 17
2.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА КАК ФАКТОРА ДЕЛОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА 24
3 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА 39
3.1 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА 39
3.2 ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА ДЕЛОВОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ГОРОДА 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

Работа содержит 1 файл

Курсовая по РЭ.docx

— 485.34 Кб (Скачать)

Итогом  этих и других мероприятий должны стать:

  • увеличение количества и качества объектов материально-технической базы деловой инфраструктуры города до объемов, необходимых для соответствия потребностям в обслуживании развивающегося бизнеса (увеличение количества специализированных выставочных площадок, соответствующих мировым стандартам, до 35 единиц);
  • рост количества гостей, останавливающихся в гостиницах и аналогичных средствах размещения, до 2000 тысяч человек в год;
  • рост числа иностранных компаний, присутствующих в Екатеринбурге (до 530 единиц в 2020 году);
  • укрепление образа города как места проведения качественных деловых встреч, международного бизнес-центра, центра делового туризма (рост к 2020 году количества иностранных гостей, прибывающих в Екатеринбург, до 300 тысяч человек в год, рост количества консульских учреждений до 38 единиц);
  • увеличение к 2020 году количества международных мероприятий (до 18 единиц крупных конгрессных мероприятий в год) [22].

Оценивая  стратегический план Екатеринбурга, мы должны заметить, что деловое направление развитие города определяется, как одно из приоритетных, особенно той части, которая относится к выставочной и конгресс деятельности. Наши предположения подтверждаются данными, которые мы приводили в предыдущей главе по выставочной деятельности. Если в предыдущие годы город нацеливался на крупные конгресс мероприятия в роде саммитов ШОС и БРИК, то в ближайшее время усилия направлены на возможность проведения ЭКСПО-2020, поэтому развитие выставочно-ярмарочной деятельности становится наиболее важным.

3.2 ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЗ ПРОЕКТОВ НА ДЕЛОВОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ГОРОДА

В данной части работы мы хотели бы уделить внимание проектам, благодаря которым в ближайшие годы будет развиваться рыночная инфраструктура города, а также их влияние на деловое позиционирование.

Мы выделили несколько проектов направленных на развитие города, как делового центра: проект «Все флаги в гости к нам», проект «Екатеринбург - международный конгресс-центр», проект «Екатеринбург - международный выставочный центр».

Начнем  с первого -  проект «Все флаги в гости к нам» направлен на усиленное позиционирование Екатеринбурга как одного из основных российских центров международных деловых и культурных связей.

В рамках проекта планируется:

  • создать образ Екатеринбурга как одного из самых предпочтительных мест в России для ведения бизнеса, города, который приветствует развитие международного бизнеса, совместных проектов в культуре и образовании.
  • сформировать среду для удобного проживания и ведения бизнеса
  • формировать культуру открытости, гостеприимства, толерантности, международного взаимопонимания как основы международного имиджа города [22].

В качестве ожидаемого эффекта предполагается:

  1. Увеличение числа представительств иностранных компаний в г. Екатеринбурге (7-12% в год)
  2. Рост числа консульских учреждений иностранных государств в Екатеринбурге (в 2 раза в 2015 году к 2005)
  3. Рост количества международных мероприятий, проводимых в городе (в 1,6 раза), а также Увеличение доли международных выставок от общего числа выставок (в 2,3 раза – 2007-2015 годы)
  4. Рост количества иностранных граждан, посетивших Екатеринбург (деловой туризм – 4,2 раза в 2015 г. к 2005 г. ; туризм – 7,4 раза в 2015 году к 2005 году)
  5. Рост числа международных выставочных операторов (2 - 2006,4 - 2006,10 - 2015)
  6. Рост иностранных инвестиций в экономику Екатеринбурга (Ежегодный прирост числа предприятий с иностранными инвестициями – 25-30 единиц)
  7. Степень удовлетворенности потребности в офисных площадях (50 – 2010 г., 100% - 2015 г.)
  8. Количество дополнительных офисных площадей  класса «В+», необходимых для размещения офисов иностранных представительств, м2 (14750 – 2010, 44000 - 2015) [22].

Достигать поставленных результатов ОМСУ собираются в 3 этапа:

I этап (2005 – 2008 годы) – создание  благоприятной инфраструктуры в  городе для развития международных  связей и привлечение в город  иностранных инвестиций;

II этап (2009 – 2012 годы) – становление  Екатеринбурга как центра международных  деловых и культурных связей  Уральского Федерального округа (запуск в действие международного  выставочного центра, удовлетворяющих  международным стандартам, и конгресс-центра, основное увеличение количества  консульских учреждений);

III этап (2012 – 2015 годы) – позиционирование  Екатеринбурга для мирового сообщества  как одного из российских центров  международного сотрудничества [22].

Данный  проект является наиболее важным, так  как он направлен на позиционирование города вне пределов нашей страны, но также в городе будут проводиться  плановые мероприятия по застройке, обучению персонала, приспособлению территории к туристическим маршрутам и  др.

Проект  «Все флаги в гости к нам» показывает нам то, что ОМСУ серьезно рассматривают возможность становления города международным деловым центром.

Следующим стратегическим проектом, направленным на развитие деловой инфраструктуры, а также делового позиционирования города является проект «Екатеринбург - Международный конгресс-центр». Целью данного проекта является «обеспечение становления города Екатеринбурга как международного конгресс-центра за счет сбалансированного формирования и развития современной инфраструктуры для качественного проведения крупных межрегиональных и международных конференций, симпозиумов, форумов, съездов и других конгрессных мероприятий»

В рамках проекта планируется:

  • Формирование имиджа Екатеринбурга как города-международного конгресс-центра
  • Формирование управленческо-информационной инфраструктуры конгрессной деятельности как ведущего элемента развития конгрессной деятельности
  • Формирование кадровой базы для профессионального конгрессного рынка
  • Качественное развитие МТБ конгрессной деятельности

В качестве ожидаемого эффекта предполагается:

  1. Увеличение количества организаций-членов конгресс-бюро (20 в 2007-ом)
  2. Увеличение доли в бизнесе деятельности, связанной с организацией конгрессных мероприятий и обслуживанием конгрессных туристов,  (50 % в 2007 году)
  3. Членство в международных профессиональных объединениях, таких как ICCA, UIA, EFCT (3 объединения до 2015 года)
  4. Повышение качества конгрессного сервиса в городе; сертификация операторов конгрессных мероприятий (Доля специализированных профессиональных операторов, получивших сертификат соответствия - 100 % от включенных в реестр)
  5. Увеличения количества иностранных туристов, прибывающих с целью участия в конгрессных мероприятиях, чел. (5500 – 2010г., 13600 – 2015г. )
  6. Рост числа крупных конгрессных мероприятий (1000 и больше участников, 5 – 2008 г., 16 – 2010 г., 32 – 2015 г.)
  7. Рост количества специализированных международных выставок, в которых ежегодно участвуют представители города (2 – 2007г., 4 – 2010 г.)
  8. Обеспечение конгрессного рынка  профессиональными кадрами (количество подготовленных специалистов 330 – 2010 г., 450 – 2015г.) [22].

Проект  «Екатеринбург - Международный конгресс-центр» будет действовать до 2015 года, также как и предыдущий рассмотренный нами проект. Как утверждают авторы проекта, в городе к 2015 году будет сформирована качественная конгресс инфраструктура с квалифицированными кадрами. В данном проекте, на наш взгляд, уделено большое значение развитию инфраструктуры, что является положительным моментом для проекта, и малое внимание формированию брэнда города-конгресс центра, что является явным упущением, потому что его отсутствие может сформировать не понимание в сознание жителей и туристов чем занимается город и ОМСУ в частности.

Третьим проектом стал стратегический проект «Екатеринбург - международный выставочный центр», целью, которого является «превращение Екатеринбурга в центр международной деловой активности посредством активизации выставочной деятельности».

В рамках проекта планируется:

  • Развитие системы выставочной деятельности  в городе
  • Обеспечение позиционирования Екатеринбурга как комфортной выставочной площадки
  • Развитие современной выставочной инфраструктуры, соответствующей изменившимся международным стандартам [22].

В качестве ожидаемого эффекта от проекта  предполагается:

  1. Укрупнение выставочных мероприятий
  2. Рост привлекательности выставок для посетителей
  3. Формирование и продвижение бренда Международного выставочного центра
  4. Проведение на территории Екатеринбурга выставок мирового уровня
  5. Повышение эффективности использования выставочных площадей [22].

Большим достижением этого проекта стало  то, что в нем прописаны целевые  группы участников группы с обозначением их выгод от участия в проекте.

Проект  «Екатеринбург - Международный выставочный центр» на данный момент является наиболее эффектным и известным среди остальных рассмотренных нами проектов. Во многом это объясняется участием Екатеринбурга в борьбе за проведение выставки ЭКСПО-2020.

Всемирная выставка со 150-летней историей является показателем лучших технологических  достижений для стран-участников и  возможностью увеличить свою привлекательность для принимающей страны.

Для Екатеринбурга проведение в 2020 году выставки EXPO это не только хороший пиар для города на международной арене, но еще и реальные дивиденды от привлечения в город туристов, в том числе и деловых.

Как утверждают эксперты, проведение в  Екатеринбурге всемирной выставки «ЭКСПО-2020» позволит городу резко  увеличить объем торгового оборота.

Среди наиболее ярких примеров влияния  «ЭКСПО» на развитие торговли городов  и стран-организаторов всемирных  универсальных выставок - это «ЭКСПО-2000»  в Ганновере и «ЭКСПО-2010» в  Шанхае, каждую из которых посетили десятки миллионов человек.

Проведение  в Екатеринбурге всемирной выставки «ЭКСПО-2020» также будет способствовать значительному росту местного производства и реализации качественных потребительских товаров. Так, объем отгрузки продукции пищевой и легкой промышленности к 2020 году может значительно превысить запланированные показатели в десятки миллиардов рублей.

Подготовка  к проведению и само проведение «ЭКСПО-2020»  в Екатеринбурге привлечет в  регион дополнительные инвестиции и  станет катализатором запуска множества  крупных инвестиционных проектов.

Рассмотренные нами в этой главе проекты, направленные на улучшение рыночной инфраструктуры города, а также усиления делового позиционирования города говорят о  серьезных намерениях ОМСУ в создании бренда «Екатеринбург – центр деловых коммуникаций». Проекты действительно хорошо проработаны и отражают сложившуюся ситуацию в городе, а также предлагают конкретные мероприятия по изменению облика города и его восприятия.

Создание  городского бренда и его продвижение  происходит во многом благодаря крупным  мировым мероприятиям, выставкам, форумам, семинарам. Эффект преображения города, обновления структуры его экономики  возникает довольно быстро, а после  окончания город можно еще  долгое время использовать накопленный  ресурс для лучшей жизни населения. На наш взгляд, участие Екатеринбурга  реализация стратегических проектов привлечет инвестиции в город, повысит его привлекательность и откроет новые возможности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большое количество российских городов, округов, поселков на сегодняшний день не видят перспектив улучшения уровня жизни. Виной тому может быть множество причин: от «загнувшегося» городского производства в 90-е годы, до нежелания местной администрации проводить существенные изменения своего муниципального образования. Проблема жизни и «выживания» муниципальных образований стоит особо остро в структуре всей российской власти, потому как многие МО до сих пор несамостоятельны в осуществлении своих полномочий.

В качестве одного из возможных направлений разрешения создавшейся ситуации может стать эффективное использование маркетинговых технологий в муниципальной экономике. Формирование четкой стратегии развития города, ясных ориентиров для всех жителей муниципального образования, формирование крепкого имиджа города, а также активное продвижение территории на региональных и мировых рынках – это лишь небольшой перечень способов применения маркетинга в деятельность ОМСУ.

В нашей работы мы постарались рассмотреть определенный путь продвижения территории – деловой центр, главным фактором которого должны была стать рыночная инфраструктура. Так уж сложилось, что все территории неоднородны, и то, что хорошо получается у одних, вряд ли будет работать в других МО. Мы решили, что привлекательная рыночная инфраструктура в России является весьма значимым фактором для продвижения территории и входе всей работы пытались найти доказательства тому. Нами было явлено множество важных особенностей развития рыночной инфраструктуры и ее использования как фактора делового позиционирования. Наиболее важные из них представлены далее:

  1. Существует множество различных подходов к определению понятия инфраструктура, однако мы придерживаемся понятия, наиболее соответствующего теме нашего исследования: рыночная инфраструктура - это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
  2. Задачей региональных и местных органов власти является разработка и реализация стратегий, стимулирующих внедрение инноваций, направленных на создание условий для повышений уровня жизни, производительности труда и превращения администраций и муниципалитетов в высокоэффективную организацию. При этом стратегии развития регионов могут существенно различаться в зависимости от уникального набора факторов, присущего различным муниципальным образованиям. Так для органов местного самоуправления становится более значимым продвижение своей территории с позиции удобства инфраструктуры, безопасности ведения бизнеса и иных косвенных факторов развития экономики, в виду того что города приобретают новое значения в мировом разделении труда.
  3. Для органов местного самоуправления маркетинг рыночной инфраструктуры, как фактор делового позиционирования города, становится одним из главных инструментов в создании благоприятного имиджа. Маркетинг рыночной инфраструктуры охарактеризован притягательности для бизнеса с ориентацией на бизнес-процессы и предпринимателей, высокую степень цивилизованности рыночных отношений на территории, что является в свою очередь особенность маркетинга инфраструктуры.
  4. В выбранном нами в качестве примере городе Екатеринбурге наблюдается высокоразвитая инфраструктура рынка. С каждым годом увеличивается количество субъектов экономики в муниципальном образовании, увеличивается объем инвестиций поступающих в город, а это значит, что качественная рыночная инфраструктура будет ключевым фактором дальнейшего развития муниципальной экономики.
  5. В качестве классификации рыночной инфраструктуры стали: финансовый, торговый, рекламный, гостиничный, выставочно-ярмарочный сектор города. В ходе проведенного исследования были сделаны основные выводы о состоянии и тенденциях развития рыночной инфраструктуры в г. Екатеринбург.
  6. Наиболее развитым оказался рынок гостиничного сектора Екатеринбурга (2-3 место по уровню обеспеченности гостиничными местами на 1000 жителей города).
  7. Высоко развитие в городе получил торговый сектор, особенно сектор розничной торговли. По ряду показателей (обеспеченность различными видами торговых площадей, обеспеченность предприятиями розничной торговли) Екатеринбург обходит многие города-миллионники. За счет этого город притягивает к себе большое количество туристов из других регионов с целью отдыха и приобретения новых товаров.
  8. Что касается финансового сектора, то он находится на высоком уровне, во многом за счет динамичного роста экономики города. Так на сегодня по числу банков г. Екатеринбург обходит многие российские города: Казань, Челябинск, Пермь, Тюмень. В городе существенное развитие также получила страховая, кредитная, лизинговая деятельность.
  9. Очень быстрыми темпами развивается выставочно-ярмарочная деятельность города. Ежегодно в Екатеринбурге проходит более 200 выставок различного масштаба. Также в городе постоянно растет число выставочных операторов, способных предоставить качественные услуги. Однако самым главным достижением является строительство выставочного комплекса международного класса – Екатеринбург-ЭКСПО, а также само участие Екатеринбурга в конкурсе на проведение международной выставки.
  10. Также в ходе исследования был проведен анализ взаимосвязей между показателями развития рыночной инфраструктуры и показателями увеличения деловой активности города, с помощью которого мы смогли подтвердить предположения, что рыночная инфраструктура может являться фактором делового позиционирования города.
  11. Важной частью нашего исследования стал анализ стратегических программ и проектов по развитию рыночной инфраструктуры и делового продвижения города. В Екатеринбурге такими документами стали проект «Все флаги в гости к нам», проект «Екатеринбург - международный конгресс-центр», проект «Екатеринбург - международный выставочный центр».

Информация о работе Развитие рыночной инфраструктуры как фактора делового позиционирования города