Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:28, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение теоретических основ деятельности внебюджетных фондов, использования их средств, практических результатов их деятельности, пути совершенствования их формирования и использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
а) рассмотреть теоретические основы деятельности внебюджетных фондов, исторические аспекты из развития и становления как институтов;
б) проанализировать роль и место внебюджетных фондов в финансовой системе государства;
в) рассмотреть зарубежный опыт организации внебюджетных фондов на примере нескольких стран;
г) охарактеризовать внебюджетные фонды, выделив главные цели и задачи внебюджетных фондов, а также правовые основы деятельности фондов;
д) проанализировать действующий механизм формирования и использования средств внебюджетных фондов;
е) исследовать основные направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты деятельности внебюджетных фондов 6
1.1. История возникновения внебюджетных фондов 6
1.2. Роль внебюджетных фондов в финансовой системе государства. 14
1.3. Зарубежный опыт организации внебюджетных фондов 20
2. Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов 30
2.1. Характеристика внебюджетных фондов 30
2.2. Доходы и расходы внебюджетных фондов Российской Федерации 41
2.3. Совершенствование формирования и использования средств внебюджетных фондов.
Заключение 66
Список использованных источников 72

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

          Бюджетный Кодекс Российской Федерации  определяет государственный внебюджетный фонд как фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение [1].

     Проанализировав вышеуказанные определения, в качестве наиболее полного мы выделим следующее: внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и расходуемый на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фонда.

Ранее в Российской Федерации существовали как экономические, так и социальные внебюджетные фонды, но со временем практически все экономические внебюджетные фонды были включены в бюджет и в настоящее время на территории Российской Федерации функционируют три внебюджетных фонда, носящие статус социальных. Их перечень регламентирован Бюджетным Кодексом РФ: [1]

        -   Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР);

        -   Фонд социального страхования (ФСС);

        - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

        Самым крупным из социальных внебюджетных фондов является Пенсионный фонд РФ, осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением «О Пенсионном фонде» для государственного управления пенсионным обеспечением. В рамках программ социальной защиты оказывается адресная материальная помощь престарелым и нетрудоспособным гражданам. На выплату пенсий и пособий населению используется основная часть всех средств Пенсионного фонда РФ.

         Основную часть доходов внебюджетных фондов составляет единый социальный налог – около 70 %. Большая часть средств Пенсионного фонда расходуется на выплату трудовых пенсий  (так, на выплату страховой части трудовой пенсии в 2006 году приходилось 42,7 %  расходов всего Фонда, а в 2007 году- 46,1 % расходов Фонда).

       Наряду с Пенсионным фондом РФ способствовать материальному обеспечению лиц призван также Фонд социального страхования Российской Федерации. Средства Фонда используются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ним до достижения полутора лет, на оздоровление детей, санаторно-курортное обслуживание и другие цели. 

       Большая часть доходов Фонды социального страхования формируются за счет Единого социального налога (в среднем 60 % в 2006 г. -  2007 г.), налогов на совокупный доход. Большая часть средств Фонда расходуется на выплату различного рода социальных пособий. Самая большая доля в расходах на пособия приходилась в 2006 г. и 2007 г. на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Так, в  2006 году расходы составляли  38,5 % в общем объем е расходов Фонда, в 2007 году- 33,7 %. 

        Составной частью государственного социального страхования является обязательное медицинское страхование. Фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Для реализации государственной политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

        Основную часть доходов Фонда обязательного медицинского страхования составляет Единый социальный налог (в среднем 60% в 2006 г.- 2007 г.), взносы территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Средства фонда расходуются на обеспечение населения минимумом медицинских услуг, в который входит, например,  предоставления гражданину скорой помощи, льготных лекарственных препаратов. Так, расходы на здравоохранение и спорт составили в 2006 г. – 46,1 % , в 2007 г.- 46,7 % в общем объеме расходов Фонда.

       Таким образом, значение внебюджетных социальных фондов состоит в том, чтобы поддерживать существование лиц, нуждающихся в помощи, то есть обеспечить минимальный гарантированный уровень доходов инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим  и так далее. Все это осуществляется в нашей стране с помощью средств, поступающих во внебюджетные социальные фонды, значительную часть которых составляет единый социальный налог - в доходах всех внебюджетных фондов он составляет около 70 %. Расходование средств фондов осуществляется в соответствии с целями и задачами каждого Фонда.

         В настоящее время существует ряд проблем, связанных с функционированием внебюджетных фондов.

         Современная система государственного социального страхования по своей экономической природе не полностью соответствует новым экономическим реалиям.    Поэтому задача по ее совершенствованию состоит в создании системы страхования, основанной на принципах самоответственности граждан за собственное материальное благополучие.

           Главные проблемы, с которыми сталкиваются в настоящее время внебюджетные фонды – это не способность доходных источников покрыть расходную часть Фондов. Одной из главных проблем, которая влечет дефицитность Фондов, является проблема в части выплат, в частности уплаты единого социального налога. Итак, рассмотрим главные проблемы, с которыми сталкиваются на сегодняшний день внебюджетные фонды и обозначим пути их решения.

           а) проблема в части выплат. Данная проблема включает в себя ряд проблем, связанных непосредственно с уплатой единого социального налога.           

               1) чрезмерные страховые взносы, уплачиваемые работодателями        Решением данной проблемы, по нашему мнению, не является снижение ставок единого социального налога, так как такие меры применялись, но не принесли должного результата. Решение данной проблемы видится в переносе бремени ответственности с работодателя непосредственно ан самого работника. Тем самым обеспечивается прозрачность уплаты и повышается заинтересованность и ответственность работодателей.

              2) регрессивная шкала отчислений  ЕСН. Условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые могут их использовать, очень ограниченно. ЕСН - это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому работнику вести лицевой счет всех выплат, да еще и сумму начисленного налога. Решение данной проблемы – применение регрессивной шкалы ставок не по отношению к начисленным доходам отдельных работников, а в целом по организации.

              3) ЕСН не является единым налогом.  Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями. Осложняет расчеты по ЕСН право работодателей самостоятельно осуществлять расходы за счет средств Фонда социального страхования РФ.

          Как одним решений проблемы может выступать вариант объединения  взносов в федеральный и территориальный фонды ОМС в один платеж, который мог начисляться по единой ставке и распределяться  между ними органами федерального казначейства. Это, по нашему мнению упростит исчисление налога и отчетность, сократит количество платежных поручений, позволит сократить объем учетной работы и количество лицевых счетов в налоговых органах.

       Другой ряд проблем, с которыми сталкиваются внебюджетные фонды взаимосвязан с проблемой уклонения от уплаты ЕСН и тем самым с проблемы дефицитности бюджетов внебюджетных фондов.         

         б) проблема неопределенности правового статуса внебюджетных фондов и страховых взносов. Решением данной проблемы является четкое определение страховых платежей во внебюджетные фонды как «обязательные», жесткий контроль со стороны уполномоченных органов.

          в) непроработанная правовая база. Многие положения о внебюджетных  фондах проработаны не полностью  и создает препятствия для  эффективного функционирования внебюджетных фондов.

      Ряд законодательных актов, касаемых деятельности внебюджетных фондов представляет собой законодательные акты времен СССР, тем самым утратили свою актуальность и на сегодняшний день лишь тормозят развитие внебюджетных фондов.

      Совершенствование системы социального страхования на данном этапе является насущной необходимостью. Существующие проблемы вполне могут быть решены путем принятия своевременных и рациональных мер.

      Значение внебюджетных фондов  неоспоримо велико и их место и роль  финансовой системе государства неизменна. Благодаря внебюджетным фондам обеспечивается функционирование одной из наиболее важных сфер экономики - социальная защита населения, что актуально дл государства на любом этапе его развития. Тем самым, крайне важным является сохранение за внебюджетными фондами статуса значимости и необходимости для финансовой системы государства.

       Именно грамотная политика в сфере функционирования внебюджетных фондов позволит им сохранить данный статус и позволит  по- прежнему оставаться одним из важных звеньев финансовой системы государства в обеспечении государственного социального страхования и обеспечения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников: 
 

1. Бюджетный  Кодекс Российской Федерации 

2. Налоговый  Кодекс Российской Федерации

3. О  Федеральном бюджете Российской  Федерации на 2006 год: федеральный  закон от 26.12.2005 г. № 189-ФЗ 

4. О  Федеральном бюджете Российской Федерации на 2007 год: федеральный закон от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ

5. О  Федеральном бюджете Российской  Федерации на 2008 год и плановые  периоды 2009 и 2010 года: федеральный  закон от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ 

6. О  бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2006 год: федеральный закон от 22.12.2005 г. № 174-ФЗ

7. О  бюджете Пенсионного Фонда Российской  Федерации на 2007 год: федеральный  закон от 19.12.2006 г. № 236-ФЗ 

8. О  бюджете Пенсионного Фонда Российской  Федерации на 2008 год и плановые периоды 2009 и 2010 года: федеральный закон от 21.07.2007 г. № 182-ФЗ 

9. О  бюджете Фонда социального страхования  на 2006 год: федеральный Закон от 22.12.2005 г. № 173-ФЗ 

10. О  бюджете Фонда социального страхования  на 2007 год: федеральный Закон от 19.12.2006 г. № 235-ФЗ 

11. О  бюджете Фонда социального страхования  на 2008 год и плановые периоды  2009 и 2010 года: федеральный Закон  от 21.07.2007 г. № 183-ФЗ 

12. О  бюджете Фонда обязательного  медицинского страхования на 2006 год: федеральный Закон от 22.12.2006 г. № 171-ФЗ

13. О  бюджете Фонда обязательного  медицинского страхования на 2007 год: федеральный Закон от 19.12.2007 г. № 243-ФЗ 

14. О  бюджете Фонда обязательного  медицинского страхования на 2008 год и плановые периоды 2009 и  2010 года: федеральный Закон от 21.07.2007 г. № 184-ФЗ

15. Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации: федеральный  Закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ 

16. Положение  «О фонде социального страхования  РФ» (в ред. постановления Правительства  РФ от  19.07.2002 № 541)

17. Устав  федерального фонда обязательного  медицинского страхования (в ред.  постановления Правительства РФ  от 30.12.2006 № 861)

18. Борисоглебская  Л.Н. Кирсанов С.А Государственные  и муниципальные финансы. Финансирование  социальных услуг: учебник– М.: Андреевский издательский дом, 2008. – 360 с.

19. Вавиолин  И.Д  Финансы. – М.: Перспектива:  ИНФРА-М, 2005.

20. Вахрин  П. И. Бюджетная система Российской  Федерации: Учебник. М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и Ко», 2006.

21. Галицкая  С.В. Финансы. Конспект лекций: уч. пособие, ЭКСМО,2006 г.

22. Годин  А.М. Подпорина И.В. «Бюджет  и бюджетная система Российской  Федерации»: Учебное пособие. –  М.: 2007.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов