Применение СНС в России и других странах СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода. В рамках данной работы я попытаюсь раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2-3
Система национальных счетов-инструмент наблюдения за рыночной экономикой……………………………………………………………….4-16
Понятие, задачи, история возникновения и развития…4-8
Потребители данных СНС……………………………….8-9
Общая структура системы национальных счетов……..10-13
Показатели СНС………………………………………….13-16
Практика применения СНС в России………………………………….17-25
Особенности измерения макроэкономических показателей в плановой экономике………………………………………………17
Принципиальные различия между СНС и БНХ……….17-20
Объективные основы перехода российской статистики на СНС.........................................................................................20-21
Основные итоги внедрения СНС-93 в российскую статистику………………………………………………………....21-25
Современные проблемы формирования российской СНС…………26-27
Применение СНС-93 в странах СНГ……………………………….…28-36
Проблемы применения СНС 2008 в Российской Федерации и других странах СНГ……………………………………………………………………….37-41
Заключение………………………………………………………………….42-43
Библиографический список………………………………………………..44-45

Работа содержит 1 файл

Контрольная по нац.сч.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

При составлении баланса  активов и пассивов для экономики  в целом особое значение имеет  отражение в нем внешней задолженности  страны перед остальным миром (понимаемой как сумма финансовых обязательств резидентов данной страны перед остальным миром) и внешней задолженности остального мира перед резидентами данной страны. Такая информация должна составляться центральными банками стран как дополнение к платежному балансу в таблице, именуемой "Иностранная инвестиционная позиция", однако в полном объеме она пока не разрабатывается. Нет ясности и по вопросу о статистике внешнего государственного долга, в частности, о том, соответствуют ли публикуемые время от времени в прессе оценки международным определениям.

Справедливости ради следует отметить, что отсутствие прогресса в разработке упомянутых счетов связано главным образом  с проблемами получения исходной информации для оценки финансовых активов  и обязательств, а также непроизведенных  материальных активов (земля, полезные ископаемые и другие природные ресурсы).

Общепризнано, что валовой  внутренний продукт как объем  произведенных в стране товаров  и услуг не может быть использован  для анализа уровня жизни и  благосостояния населения. Не решают полностью  проблему анализа уровня жизни и такие показатели СНС-93, как располагаемые доходы населения и конечное потребление, поскольку благосостояние представляет собой многоаспектную категорию, в которой доходы и потребление населения - это только элементы обшей картины (хотя и достаточно важные). Поэтому в Системе национальных счетов 1993 г. предусмотрен особый раздел "Матрицы для анализа социальных процессов" (Social accounting matrices). Они предназначены для анализа некоторых аспектов благосостояния, например, распределения доходов по отдельным группам населения, отражения деятельности домашних хозяйств по производству услуг для собственного потребления, учета тендерного фактора и др. К сожалению, ни в одной из стран СНГ работа по составлению указанных матриц не начата, хотя известен успешный опыт их разработки для анализа социальных процессов в таких странах, как Нидерланды и Германия. В ряде стран дальнего зарубежья производятся экспериментальные оценки влияния изменений в окружающей среде на экономику, делаются оценки валового экологического продукта, учитывающего истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды в результате производственных процессов.

Для повышения точности и надежности макроэкономических показателей  необходимо решить ряд вопросов. В  первую очередь следует провести работу по совершенствованию методов оценки так называемой ненаблюдаемой экономики, которая включает теневую экономику (подпольное производство товаров и услуг с целью уклонения от налогов), незаконную экономику (производство юридически запрещенных товаров и услуг), неформальную экономику (деятельность некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам) и производство домашними хозяйствами товаров для собственного использования.

Начиная со второй половины 1990-х годов все страны СНГ осуществляют оценки деятельности в теневой и неформальной экономике, а также производство товаров домашними хозяйствами для собственного использования. Однако методы таких оценок, с нашей точки зрения, остаются весьма приближенными и не случайно эти оценки, публикуемые отдельными исследователями, существенно отличаются от официальных данных. Настораживают и различия по странам СНГ в данных о доле теневой экономики в ВВП, которые, возможно, отражают несовершенство методов измерения.

В 2002 г. совместными усилиями ряда международных организаций - - ОЭСР, МВФ, МОТ и Статистического комитета СНГ опубликовано "Руководство по измерению ненаблюдаемой экономики". Оно содержит обобщение наиболее совершенных методов измерения ненаблюдаемой экономики, которое детализирует и уточняет соответствующие положения СНС 1993 г. Применение рекомендаций этого Руководства на практике должно повысить точность оценок теневой и неформальной экономики.

Следует отметить, что  в оценки ВВП пока не включаются доходы от незаконных и запрещенных видов деятельности (производство и реализация наркотиков, проституция и др.), хотя СНС-93 рекомендует учитывать оценки деятельности, запрещенной во многих странах мира. В настоящее время такая работа проводится лишь в двух странах - в Австралии и Нидерландах. С нашей точки зрения, оценки доходов от запрещенных видов деятельности необходимы органам государственного управления для принятия решений по ряду социально-экономических проблем независимо от того, надо их включать в ВВП или нет.

Важной проблемой повышения  точности оценок ВВП и других макроэкономических показателей является совершенствование  расчетов, связанных с отражением в СНС-93 деятельности органов государственного управления. Дело в том, что отчеты об исполнении государственного бюджета, которые служат основным источником данных при составлении счетов для сектора государственного управления, не вполне приспособлены для такой цели. Определения, классификации доходов и расходов, методы оценки операций, используемые в этих отчетах, не соответствуют требованиям разработки СНС-93. Например, отсутствует полная информация о поступлении и расходовании средств, получаемых бюджетными организациями из внебюджетных источников, не проводится четкого различия между операциями - с доходами и расходами, с нефинансовыми активами и с финансовыми инструментами. Не соответствует требованиям СНС-93, а также международным стандартам определение субсидий, доходов от собственности. Для оценки операций применяют так называемый кассовый метод, тогда как для составления счетов в СНС должен использоваться метод начислений.

В 2001 г. МВФ выпустил "Руководство  по статистике государственных финансов, гармонизированное с СНС 1993 года". Одно из существенных его положений - определение сектора государственного управления и государственного сектора, которым должны руководствоваться составители статистики государственных финансов (и составители отчета об исполнении государственного бюджета). Применение этого Руководства в статистической практике стран СНГ является важным условием повышения надежности статистики государственных финансов и оценок деятельности сектора государственного управления в СНС-93. Однако его внедрение в практику может занять несколько лет, поскольку предполагает большие изменения в бухгалтерской отчетности бюджетных организаций.

Одно из ключевых направлений  повышения надежности оценок ВВП  и других показателей Системы  национальных счетов обусловлено отражением влияния инфляции на экономические  процессы. Эта проблема имеет два  аспекта, из которых один связан с холдинговой прибылью. В соответствии с концепциями СНС-93 показатели добавленной стоимости, ВВП и доходов должны исчисляться в текущих рыночных ценах за вычетом так называемой холдинговой прибыли, отражающей изменение стоимости активов в результате инфляции за время нахождения товаров в запасах. При достаточно высоких темпах инфляции величина холдинговой прибыли может быть значительной и ее нельзя игнорировать при исчислении ВВП и других показателей этой системы. Определение холдинговой прибыли требует проведения сложного экономического расчета и привлечения данных о товарной структуре запасов, индексов цен на отдельные товарные группы, разрабатываемые по месяцам, оценки средней продолжительности пребывания товаров в запасах. Не все страны СНГ ведут расчет таких данных и поэтому применяют упрощенные методы, не обеспечивающие требуемой точности. Вот почему совершенствование методов определения холдинговой прибыли оставалась важной задачей специалистов статистических служб стран СНГ, отвечавших за разработку СНС-93.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы применения СНС 2008 в Российской Федерации

и других странах  СНГ

 

Основополагающие концепции, определения и классификации  СНС 1983 года не претерпели изменений  в СНС 2008 , это касается, прежде всего, определения сферы экономического производства, исключения из нее деятельности членов домашних хозяйств по производству домашних услуг (приготовление пищи, поддержание жилищ в чистоте и др). Авторы СНС 2008 исходили из понимания того, что для отражения этого вида производства наиболее подходящим инструментом являются так называемые сателлитные счета, составление которых допускает отступление от основополагающих концепций. Это понимание разделяли многие эксперты в области национальных счетов с международной репутацией, которые не принимали непосредственного участия в разработке СНС 2008. Не претерпели изменений принципы секторизации экономики, ограничения экономики данной страны от экономики остального мира, принципы оценки показателей и др. В то же время в СНС 2008 предусмотрена принципиально новая трактовка ряда важных экономических операций, которая влияет на многие макроэкономические показатели и прежде всего на показатели ВВП, его структуры и динамики. Эта новая трактовка касается расходов предприятий и организаций на научные исследования и разработки, выпуска услуг центральных банков, расходов органов государственного управления на системы вооружений, выпуска услуг страхования и финансового посредничества, показателей операций с нефинансовыми и финансовыми активами. Наиболее существенное изменение, из числа упомянутых выше, касается трактовки расходов на научные исследования и разработки, которые в СНС 1983 года, рассматривались как промежуточное потребление предприятий, тогда как, в соответствии с положениями СНС 2008, они должны быть отнесены к накоплению основных фондов, а капитализированная стоимость этих расходов должна быть отражена в балансе активов и пассивов..

Эти изменения в трактовке  упомянутых показателей отражают в  значительной мере изменения в организации экономики значительного числа стран мира в последние десятилетия, и в частности, в организации финансовой сферы, а также процессы глобализации. В СНС 2008 уточнены и более подробно рассмотрены вопросы исчисления ряда традиционных показателей таких как капитальные трансферты, доходы от собственности, социальные пособия и некоторые другие. Весьма подробно представлены в СНС 2008 вопросы методологии международных сопоставлений ВВП на основе паритетов покупательной способности валют. Важной особенностью СНС 2008 является признание ее авторами важности ее гармонизации с бухгалтерским учетом и, в частности, с международным руководством по составлению финансовой отчетности.

Применение положений  СНС 2008 в статистической практике России и других стран СНГ потребует решения комплекса сложных проблем, связанных с совершенствованием информационной базы, статистической отчетности предприятий и организаций , бюджетных классификаций министерств финансов, центральных банков и финансовых депозитных учреждений. В процессе этой работы необходимо обеспечить проведение в соответствующих источниках первичных данных различия между текущими и капитальными потоками, между реальными и финансовыми потоками, между первичными доходами и трансфертами. Эти различия являются основополагающими для СНС, которая представляет собой концептуальную систему упорядочения макроэкономической информации с целью сведения ее в ограниченное число однородных групп.

В бюджетных классификациях министерств финансов важно обеспечить группировку налогов на производство на налоги на продукты и другие налоги на производство, которая важна для оценки выпуска продукции и исчисления ВВП; аналогичная группировка должна быть обеспечена в отношении субсидий. Вопрос об адекватной трактовке и отражении субсидий в статистике приобретает большое значение в настоящее время в связи со вступлением России в ВТО. Такая информация может быть полезной для органов государственного управления для принятия решений по вопросам экономической и бюджетной политики. Следует отметить, что МВФ предполагает в ближайшее время опубликовать обновленное Руководство по статистике государственных финансов, которое несомненно будет гармонизировано с СНС 2008. (оно заменит руководство 2001 года). Применение положений этого руководства министерствами финансов при подготовке отчетов об исполнении государственных бюджетов должно рассматриваться как приоритетная задача, так как это не только обеспечит данные для составления статистики, но обеспечит органы государственного управления более адекватной информацией для разработки экономической политики.

Применение на практике положений СНС 2008 потребует подготовки статистическими ведомствами стран  СНГ серии методологических документов, адаптирующих рекомендации СНС 2008 к  особенностям организации экономики и статистики, учитывающих появление в последние годы новых типов предприятий (например, в бюджетной сфере России) и инструментов экономической и социальной политики, устанавливающих приоритеты и этапы в работе, которая несомненно потребует значительного времени.

СНС 2008, как и ее предшественница, является инструментом координации  всей системы показателей экономической  статистики. Это означает, что определения  и классификации показателей  различных разделов экономической  статистики должны быть гармонизированы с соответствующими показателями и классификациями СНС.

 В этой связи  представляется важным продолжение  работы по гармонизации отраслевых  статистик с СНС. 

Следует также отметить, что параллельно с работой  по переходу к СНС 2008 статистическим ведомствам стран СНГ придется продолжить работу по составлению ряда важных счетов, предусмотренных в СНС 1983 года, таких как финансовый счет, баланс активов и пассивов; в этой работе придется принять во внимание уточнения в СНС 2008 в классификациях нефинансовых и финансовых активов, капитализацию в балансе активов и обязательств расходов на научные исследования и разработки, а также расходов органов государственного управления на приобретение систем вооружения. Необходимо продолжение работы по совершенствованию методов измерения ненаблюдаемой экономики и в первую очередь неформальной и теневой экономики. Необходимо также продолжение работы по совершенствованию дефляторов ВВП и его компонентов. Эта работа должна проводиться с учетом последних международных стандартов по исчислению индексов цен потребителей и производителей, содержащих рекомендации по ключевым вопросам методологии статистики цен, таким как влияние на индексы цен изменений в качестве товаров и услуг, использование интернета в качестве источника данных, феномен дискриминации цен и др.. В этом контексте особое внимание должно быть уделено индексам цен на экспортируемые и импортируемые товары и услуги

Важным элементом работы по этой теме должно быть усиление координации  в работе центральных экономических ведомств стран, занимающихся разработкой смежных с СНС систем макроэкономических показателей таких как платежный баланс, международная инвестиционная позиция, статистика государственных финансов. Такое взаимодействие с министерствами финансов представляется особенно важным, так как их отчеты об исполнении государственного бюджета, являющихся основой для разработки статистики государственных финансов требуют значительных корректировок для приведения их в соответствие с положениями международных стандартов по статистике государственных финансов, которая, в свою очередь, служит основой для разработки счетов для сектора государственного управления и государственного сектора в целом.

Информация о работе Применение СНС в России и других странах СНГ