Отношение России и стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении и анализе основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ.
Для достижения этих целей в реферате составлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ;
- изучить цели, задачи и этапы экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;
- определить основные сферы экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;
- выделить системообразующие аспекты экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;
- рассмотреть межрегиональное и приграничное сотрудничество с государствами-членами СНГ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….…………………..….3
Глава 1 Экономическое сотрудничество РФ со странами СНГ……………....6
Глава 2 Цели, задачи и тапы экономического сотрудничество России с государствами членами СНГ…………………………………………………………………..…..14
2.1 Основные сферы экономического сотрудничества России с СНГ…..…..17
2.2Системообразующие аспекты экономического сотрудничества……..….28
Глава 3 Экономические интересы России в СНГ………………………………………. 35
3.1 Проблемы Торгово-экономического сотрудничества ………………………..37
Глава 4 Возможные пути улучшения экономического взаимоотношения России и СНГ………………………………………………………………………………………………..39
Заключение (выводы)………………………………………………………………………………..46
Список используемой литературы…………………………………………………………….49

Работа содержит 1 файл

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И СНГ.docx

— 79.21 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….…………………..….3

Глава   1 Экономическое сотрудничество РФ   со странами СНГ……………....6

Глава 2 Цели, задачи и тапы экономического сотрудничество России с государствами членами СНГ…………………………………………………………………..…..14

2.1 Основные  сферы экономического сотрудничества  России с СНГ…..…..17

2.2Системообразующие  аспекты экономического сотрудничества……..….28

Глава  3 Экономические интересы России в СНГ………………………………………. 35

3.1 Проблемы  Торгово-экономического сотрудничества  ………………………..37

Глава 4 Возможные пути улучшения экономического взаимоотношения России и СНГ………………………………………………………………………………………………..39

Заключение (выводы)………………………………………………………………………………..46

Список используемой литературы…………………………………………………………….49

 

ВВЕДЕНИЕ

     Содружество Независимых Государств является одним  из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций глобализации и регионализации.

Государствами-участниками СНГ являются:

     1. Азербайджанская Республика

     2. Республика Армения

     3. Республика Беларусь

     4. Республика Казахстан

     5. Кыргызская Республика

     6. Республика Молдова

     7. Российская Федерация

     8. Республика Таджикистан

     9. Туркменистан

     10. Республика Узбекистан

     11. Украина

Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое  сотрудничество, открывает перед  государствами - участниками СНГ  реальные перспективы динамичного  экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной  системы. В настоящее время перед СНГ остро встают вопросы определения места в меняющейся конфигурации современного мира, повышения конкурентоспособности национальной экономики, превращения Содружества в региональное экономическое объединение, способное играть существенную роль в мировой экономике. Содружество Независимых Государств обладает значительным ресурсным потенциалом. Оно занимает 16,4% мировой территории, на которой проживает примерно 4,4% мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20% мировых запасов нефти, 40% природного газа, 25% угля, 10% производства электроэнергии, 25% мировых запасов леса, почти 11% мировых возобновляемых водных ресурсов и 13% пахотных земель. Транспортно-коммуникационные системы государств - участников СНГ играют все большую роль в мировых транспортных связях.

В 2007 году в  СНГ было произведено 3,1% мирового валового внутреннего продукта (по курсам национальных валют к доллару США), а экспорт  товаров из государств - участников СНГ составлял 3,6% общемирового показателя.

Имеющийся значительный потенциал является достаточной  основой для увеличения объемов  производства, обеспечения экономической  устойчивости и повышения благосостояния граждан государств - участников СНГ.

Актуальность  темы обусловлена тем, что в современных условиях перспектива динамичного развития экономических отношений России со странами СНГ приобретает особую значимость, определяя в немалой степени ее геостратегические позиции на постсоветском и евразийском пространстве.

Цель  работы состоит в выявлении и анализе основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ.

Для достижения этих целей в реферате составлены следующие задачи:

- рассмотреть  экономическое сотрудничество Российской  Федерации со странами СНГ;

- изучить  цели, задачи и этапы экономического  сотрудничества России с государствами-членами  СНГ;

- определить  основные сферы экономического  сотрудничества России с государствами-членами  СНГ;

- выделить  системообразующие аспекты экономического  сотрудничества России с государствами-членами  СНГ;

- рассмотреть  межрегиональное и приграничное  сотрудничество с государствами-членами  СНГ.

Предметом исследования является развитие экономических отношений России со странами СНГ и формирование более совершенного механизма экономического взаимодействия в рамках Содружества.

Объектом реферата являются экономические отношения России с государствами-членами СНГ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СТРАНАМИ СНГ

     К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты  основополагающие документы, которые  определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России это одобренные Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года. Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.

     Согласно  Концепции внешней политики Российской Федерации, наша страна выстраивает  дружественные отношения с каждым из государств Содружества на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют  готовность к этому, развиваются  отношения стратегического партнерства  и союзничества. Мы последовательно  придерживаемся рыночных принципов  в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений. Эти базовые принципы являются объективной  предпосылкой для продвижения современных  форм интеграции на пространстве Содружества.

В ноябре 2008 года одобрена Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года.

Стратегия - комплексный документ, представляющий собой систему согласованных  государствами - участниками СНГ  взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения  Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений.

Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров.

К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести  формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:

- продолжать  работу по совершенствованию  нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной  торговли, завершению формирования  таможенного союза России, Белоруссии  и Казахстана и элементов единого экономического пространства;

- предложить  странам Содружества эффективные  антикризисные программы, а возможно  и антикризисные кредиты, направленные  на минимизацию последствий влияния  кризиса на реальный сектор  экономики, финансовую и банковскую сферы;

- активизировать  участие российских предпринимателей  в приватизационных процессах  в странах СНГ, в том числе  в Украине, Белоруссии (промышленные  и сельскохозяйственные предприятия), Казахстане (главным образом, организации  банковской сферы), и с этой  целью обеспечить отечественному  бизнесу всестороннюю поддержку;

- сформировать  более активную экономическую  повестку двусторонних отношений,  в том числе заседаний межправительственных  комиссий со странами СНГ (поддержка  реализуемых и намечаемых проектов  с участием российского бизнеса, создание выгодных условий для участия российского бизнеса в процессах приватизации и конкурсах по госзакупкам и др.);

- эффективно  использовать как важное конкурентное  преимущество транспортный и  транзитный потенциал Содружества  Независимых Государств, обусловленный  во многом выгодным географическим  положением. Речь идет о развитии  системы трубопроводного транспорта  для расширения рынка сбыта  энергоносителей, о создании международных  транспортных коридоров для приближения  регионов, в первую очередь приграничных, к международным рынкам сырья, товаров и услуг;

- приступить  к разработке и реализации  крупных инвестиционных проектов  в области энергетики, в том  числе атомной, транспорта, исследований  космоса, нацеленных на реализацию  конкурентных преимуществ России  и государств-участников СНГ.  Обозначить лидирующую роль России в их финансировании.

     Мировой финансовый и экономический кризис оказывает существенное негативное влияние на экономическую ситуацию в странах СНГ, которые вплоть до последнего времени были одним  из самых динамично развивающихся  регионов мира. Сила воздействия кризиса  на экономику стран СНГ проявляется  по-разному в зависимости от степени  их интеграции в глобальную экономику, состояния финансовой и банковской систем, фондового рынка. К концу 2008 года экономика ряда стран Содружества  в полной мере ощутила влияние  мирового финансово-кредитного кризиса - особенно заметным оно было в странах  с относительно более высоким  уровнем интеграции в мировую  экономику.

Как и в  других государствах, в странах СНГ  от кризиса страдают реальный сектор экономики, государственные финансы, фондовый рынок, валютная и банковская сферы. Негативное воздействие на основные отрасли экономики стран СНГ  оказало снижение мировых цен  на нефть, металлы, зерно, а также  сокращение внешнего спроса на ряд экспортируемых странами Содружества товаров.

     В условиях снижения ценовой конъюнктуры, прекращения притока иностранного капитала, сокращения денежных переводов  трудовых мигрантов экономическая  ситуация на пространстве СНГ в ближайшей  перспективе будет ухудшаться. Меры, принимаемые правительствами ряда стран СНГ, включают ужесточение  денежной политики, сокращение бюджетных  расходов и государственных инвестиций в реальный сектор экономики. Мы понимаем, что эти меры могут затронуть  и финансирование проектов, реализуемых  с участием российских инвесторов.

     Максимальное  содействие российскому бизнесу  в развитии торговли, инвестиционного  сотрудничества, реализации проектов со странами СНГ - одна из важнейших  задач Минэкономразвития России. Регулярные консультации с отечественными предпринимателями ведутся по линии  созданного при Минэкономразвития  России Совета по внешнеэкономической деятельности. Важнейшими показателями, характеризующими степень эффективности интеграционных процессов во взаимной торговле, являются объём и динамика внешнеторгового оборота.

     По  данным ФТС России, внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2008 году составил 106,5 млрд. долларов США  и вырос по сравнению с 2007 годом  на 29,0%, в том числе экспорт - 69,9 млрд. долл. США (рост на 32,7%), импорт - 36,6 млрд. долл. США (рост на 22,5%).

     Для торговли России практически со всеми  странами СНГ характерно значительное положительное сальдо (по итогам 2008 года размер сальдо вырос на 10,5 млрд. долл. США или на 46,0% к 2007 году). Крупнейшим экономическим партнером на протяжении многих лет остается Украина, доля которой в товарообороте России со странами СНГ в 2008 году составила 37,4%. Также основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Белоруссия и Казахстан. На их долю в 2008 году приходилось более половины российского товарооборота со странами СНГ (соответственно - 32,1% и 18,5%).

     В целом структура внешней торговли России со странами СНГ, в отличие  от торговли с ЕС (основным торговым партнером), носит более рациональный характер. Хотя объем торговли России с Евросоюзом в целом существенно  превышает товарооборот со странами СНГ, по отдельным товарам рынки  стран Содружества более значимы. Так, наряду с продукцией ТЭКа (около 47% общего объема российского экспорта в СНГ), важными экспортными позициями  являются поставки машинно-технической  продукции в страны СНГ (18%) - по стоимости  они в три раза превышают объемы экспорта аналогичной продукции в Евросоюз.

     Начиная с четвертого квартала 2008 года кризис стал оказывать сильное негативное влияние на состояние взаимной торговли. Анализ помесячной динамики в последнем квартале прошедшего года и за два месяца 2009 года свидетельствует о значительном замедлении темпов роста экспорта и импорта России с государствами Содружества, наблюдается падение товарооборота фактически на 50 процентов.

     Важной  составляющей торгово-экономических  отношений России со странами СНГ  и показателем эффективности  интеграционных процессов является инвестиционное сотрудничество. Объем накопленных российских инвестиций в странах СНГ на конец 2008 года превысил 4,0 млрд. долл. США, а объем накопленных инвестиций стран СНГ в экономику России составил около 1,8 млрд. долл. США.

Информация о работе Отношение России и стран СНГ