Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:14, контрольная работа
Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода. В рамках данной работы я попытаюсь раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН.
Введение……………………………………………………………………..2-3
Система национальных счетов-инструмент наблюдения за рыночной экономикой……………………………………………………………….4-16
Понятие, задачи, история возникновения и развития…4-8
Потребители данных СНС……………………………….8-9
Общая структура системы национальных счетов……..10-13
Показатели СНС………………………………………….13-16
Практика применения СНС в России………………………………….17-25
Особенности измерения макроэкономических показателей в плановой экономике………………………………………………17
Принципиальные различия между СНС и БНХ……….17-20
Объективные основы перехода российской статистики на СНС.........................................................................................20-21
Основные итоги внедрения СНС-93 в российскую статистику………………………………………………………....21-25
Современные проблемы формирования российской СНС…………26-27
Применение СНС-93 в странах СНГ……………………………….…28-36
Проблемы применения СНС 2008 в Российской Федерации и других странах СНГ……………………………………………………………………….37-41
Заключение………………………………………………………………….42-43
Библиографический список………………………………………………..44-45
Разработка показателей ВВП по кварталам, необходимых для анализа изменений в экономической конъюнктуре в краткосрочном плане.
Разработка ВРП (аналог ВВП, исчисляемый для регионов страны).
Внедрение национальных счетов в российскую статистическую практику потребовало соответствующих преобразований в проведение статистических работ по всем направлениям, которые осуществлялись в рамках соответствующей Государственной программы перехода на систему национальных счетов, принятую в 1995 году. Создан Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО), включающий информацию примерно о 4 млн. объектов. На его основе сформирована генеральная совокупность объектов для статистического наблюдения. Названные базы данных дают возможность формировать нормативно – справочную информацию для электронной обработки статистических данных и определять объекты для выборочных обследований. Проводится работа по укреплению юридической базы ведения регистра с учетом принятия новых федеральных нормативно – правовых актов, обеспечивающих взаимодействие регистра Госкомстата с реестрами (регистрами) органов исполнительной власти.
Наряду с созданием и ведением регистра предприятий и организаций Госкомстат большое внимание уделяет решению вопросов разработки и внедрения классификаций, позволяющих адекватно современному состоянию экономики идентифицировать институциональные единицы, отрасли, группы товаров, функции хозяйствующих субъектов, экономические операции по целям, видам.
В последние годы Министерством экономики РФ совместно Госкомстатом ведется активная работа по разработке общероссийского классификатора видов экономической деятельности, гармонизированного Международной стандартной классификацией всех видов экономической деятельности по отраслям экономики (МСОК). Его внедрение уже началось в статистической практике.
Интенсивные
институциональные
Разработка указанных счетов и показателей потребовала решения ряда методологических и информационных проблем.
Процесс
перехода на рыночную модель
хозяйствования и построение
цивилизованного рыночного
1. Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993 г.: трактовка производственной деятельности и определение ее границ; определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);
2. Теоретическим
(строгое научное обоснование
формирования системы основных
макроэкономических
3. Институциональным (классификация институциональных единиц по функциональному принципу);
4. Методологическим
(формирование современной
5. Организационно-правовым
(утверждение прав
6. Статистическим
(актуализация единого
За прошедшие пятнадцать лет статистическими службами стран СНГ, разрабатывающими и систематически публикующими наиболее важные показатели СНС-93, проделана большая работа. В их число входили не только наиболее важные макроэкономические показатели - ВВП, национальный доход, конечное потребление и накопление, национальное сбережение как источник финансирования инвестиций и др., но и большой объем данных, характеризующих состояние и развитие экономики отдельных отраслей и секторов, а также взаимодействие этих структурных подразделений в экономическом процессе на основе выплат доходов от собственности, трансфертов, проведения операций по кредитованию и заимствованию. Эти показатели обеспечивают взаимосогласованное описание главных аспектов экономических процессов: производство, распределение и перераспределение доходов, потребление и сбережение, финансирование инвестиций, кредитование и заимствование, внешнеэкономические связи, элементы национального богатства.
Разработка показателей ВВП на квартальной основе, осуществляемая в большинстве стран СНГ, позволяла отслеживать изменения в экономической конъюнктуре в течение года, что важно для принятия управленческих решений. В России и некоторых других странах СНГ составлялись региональные счета, на базе которых производились оценки валового регионального продукта. Такие данные необходимы для определения темпов экономического роста в регионах, а также для принятия решений по вопросам бюджетной и трансфертной политики.
Все большее развитие получала разработка таблиц СНС-93, отражающих формирование ресурсов товаров и услуг и их использование (таблицы ресурсов и их использования, таблицы межотраслевого баланса). Эти разработки осуществлялись большинством стран СНГ, но они во многом еще носили экспериментальный характер (кроме России), а используемые номенклатуры продуктов и отраслей были недостаточно детализированы. Только Россия, Беларусь, Молдова, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан составили относительно более детальные таблицы ресурсов и их использования и/или таблицы межотраслевого баланса. Однако степень этой детализации намного ниже, чем в других странах мира, которые регулярно составляют такие таблицы и применяют их в качестве инструмента для текущих расчетов ВВП, позволяющего обеспечивать сбалансированность производства и использования товаров и услуг.
Переход к составлению данных на основе СНС-93 потребовал освоения новых концепций и постулатов политэкономического характера, определяющих границы экономического производства, содержание национального дохода, капитала и национального богатства, принципы разграничения отечественной (национальной) экономики от экономики остального мира, методы оценки экономических операций и др. Наряду с этим возникла необходимость введения в практику ряда новых классификаций, отражающих структуру современной рыночной экономики: классификации по институциональным секторам экономики, классификации экономических операций, классификации активов и обязательств и др. Наконец, составление национальных счетов потребовало создания новых источников первичной информации, в первую очередь создания регистров предприятий и организаций, проведения выборочных обследований, совершенствования бухгалтерского учета и отчетности и т.д.
Полученный большой объем макроэкономической информации, разрабатываемой в рамках Системы национальных счетов, все шире применяется органами государственного управления стран СНГ для анализа экономических процессов и выработки экономической политики, для определения мер по стимулированию темпов роста, для анализа влияния изменений в налоговой системе и субсидировании на экономику. В этом контексте прежде всего следует отметить использование правительственными учреждениями данных о ВВП при разработке государственного бюджета, а также при составлении краткосрочных и среднесрочных прогнозов экономического развития, которые облегчают принятие решений по формированию экономической политики.
Сегодня в качестве одного из важных показателей эффективности фискальной политики правительства интерпретируется отношение дефицита/профицита государственного бюджета к ВВП. Отношение налогов к ВВП рассматривается органами государственного управления как показатель налоговой нагрузки на экономику, имеющий важное значение для формирования государственного бюджета и совершенствования налоговой системы. Задачи повышения темпов экономического роста правительственные учреждения формулируют на основе данных об индексах физического объема ВВП. Результаты его международных сопоставлений в рамках реализации Европейской программы сопоставлений (ЕПС), в которой активное участие принимают и страны СНГ, используются органами государственного управления при решении вопросов организации международного экономического сотрудничества, определения их места в мировой и региональной экономике.
Сказанное выше не означает, что работа по внедрению СНС-93 в регулярную статистическую практику стран СНГ была совершенна. Не был разработан ряд ключевых счетов и показателей системы, что не позволяло анализировать некоторые существенные аспекты экономических процессов. Речь шла, прежде всего, о счетах накопления - финансовом счете и счете других изменений в активах, а также о балансе активов и пассивов. Финансовый счет содержит ценную информацию о механизмах процесса кредитования и заимствования, заключающегося в операциях по приобретению финансовых активов и принятию обязательств. Сальдо по этому счету, составленному для секторов экономики, отражает либо чистое кредитование, то есть передачу временно свободных ресурсов другим секторам экономики на возвратной и возмездной основе, либо чистое заимствование средств у них. Сальдо по этому счету, составленному для экономики в целом, показывает либо чистое кредитование остального мира, либо чистое заимствование у него. Данный показатель важен в контексте анализа динамики внешнего долга страны.
Следует отметить, что концепция кредитования намного шире показателя предоставленных кредитов и ссуд. Например, кредитование остального мира может происходить путем: приобретения и накопления иностранной валюты; приобретения акций и других ценных бумаг, эмитированных нерезидентами; предоставления нерезидентам авансов, отсрочек по платежам и т.д. С помощью аналогичных инструментов может происходить процесс заимствования.
Счет других изменений в активах содержит необходимую информацию о динамике запасов активов и обязательств по причинам экстраординарного характера, таким, как пожары, наводнения, истощение запасов полезных ископаемых и др. В этом же счете отражается изменение запасов активов и обязательств в результате инфляции. Данные счета других изменений в активах дополняют сведения об экономических операциях, определяющих процесс накопления (инвестиции в основной капитал и др.). Поэтому они важны для установления связи между показателями запасов активов на начало и конец года и для их анализа. Обеспечение такой связи является одним из главных требований СНС, поскольку одновременно речь идет о расширении направлений анализа и о контроле за согласованностью и достоверностью различных данных.
Баланс активов и пассивов как один из ключевых счетов СНС-93 в полной мере пока не составляется ни в одной из стран СНГ. Между тем он обеспечивает требуемые характеристики состояния экономики и ее секторов, поскольку содержит ценную информацию о наличии активов (нефинансовых и финансовых) на ту или иную дату и обязательствах как для каждого сектора, так и для экономики в целом. Он позволяет рассчитывать чистый капитал секторов, а также национальное богатство, которое может быть определено либо как сумма чистого капитала секторов экономики, либо как сумма нефинансовых активов, держателями которых являются резиденты данной страны, и чистых финансовых требований к остальному миру. На практике страны СНГ составляют лишь отдельные элементы баланса активов и пассивов, на основе которых невозможно рассчитать упомянутые выше важные аналитические показатели (чистый капитал секторов, национальное богатство).
Информация о работе Применение СНС в России и других странах СНГ