Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:14, контрольная работа
Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода. В рамках данной работы я попытаюсь раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН.
Введение……………………………………………………………………..2-3
Система национальных счетов-инструмент наблюдения за рыночной экономикой……………………………………………………………….4-16
Понятие, задачи, история возникновения и развития…4-8
Потребители данных СНС……………………………….8-9
Общая структура системы национальных счетов……..10-13
Показатели СНС………………………………………….13-16
Практика применения СНС в России………………………………….17-25
Особенности измерения макроэкономических показателей в плановой экономике………………………………………………17
Принципиальные различия между СНС и БНХ……….17-20
Объективные основы перехода российской статистики на СНС.........................................................................................20-21
Основные итоги внедрения СНС-93 в российскую статистику………………………………………………………....21-25
Современные проблемы формирования российской СНС…………26-27
Применение СНС-93 в странах СНГ……………………………….…28-36
Проблемы применения СНС 2008 в Российской Федерации и других странах СНГ……………………………………………………………………….37-41
Заключение………………………………………………………………….42-43
Библиографический список………………………………………………..44-45
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………..44-
Введение
В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.
Для государственной
регуляции экономической
СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.
Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной вязке этих показателей между собой.
Система национальных счетов (СНС) стала внедряться в экономико-статистическую практику России сравнительно недавно. Необходимость перехода на СНС понятна - рыночные отношения невозможно отражать системой учета, обслуживающей административно-плановые отношения. Для преодоления этого разрыва предназначены Государственная программа перехода на СНС (1992 г.) и Федеральная программа реформирования статистики (1996 г.).
Ценность СНС признана мировым сообществом. Эта система действует более чем в 150 странах. За последние 50 лет ООН, МВФ, Евростат и другие международные организации трижды пересматривали и совершенствовали методологию СНС. В феврале 1993 г. ООН принята третья версия СНС, которая является в настоящее время самым совершенным международным стандартом экономической информации, универсальным экономическим языком анализа и сопоставления данных, мощным средством обеспечения эффективного управления экономикой страны и регионов.
К сожалению, данные СНС используются недостаточно полно из-за того, что органы управления, экономические и финансовые структуры (особенно региональные) еще только осваивают основные понятия и категории системы национальных счетов.
Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода.
В рамках данной работы я попытаюсь раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН.
СНС - это система взаимосвязанных показателей и классификаций, используемых для описания и анализа наиболее общих результатов и аспектов экономического процесса на макроуровне. СНС сформулирована в категориях и терминах рыночной экономики, ее концепции и определения предполагают, что описываемая с ее помощью экономика функционирует на основе действия рыночных механизмов и институтов.
Задача применения СНС в России и других странах СНГ стала актуальной только в последние годы в связи с осуществлением рыночных реформ, в результате которых централизованно планируемая экономика должна быть трансформирована в рыночную. Понятно, что для описания и анализа рыночной экономики нужна система статистических показателей, которая адекватно моделирует экономические процессы. Такой системой показателей и является СНС
Одной из важных особенностей СНС является ее всеохватывающий характер. Это означает, что СНС в обобщенном виде содержит упорядоченную определенным образом информацию о:
1)всех хозяйствующих
субъектах, участвующих в
2)всех экономических
операциях, связанных с
3)всех
экономических активах и
В экономике одновременно происходит бесконечное число различных экономических операций, совершаемых бесконечным числом хозяйствующих субъектов: производятся товары и услуги, выплачиваются заработная плата и доходы от собственности, приобретаются сырье, материалы и оборудование, предоставляются займы, приобретаются финансовые активы и принимаются финансовые обязательства и т.п. Понятно, что для того чтобы на основе данных обо всех этих операциях можно было выявить наиболее важные результаты пропорции и закономерности экономического развития, их необходимо упорядочить определенным образом, свести в сравнительно небольшое число однородных групп.
Такое упорядочение информации должно сделать ее обозримой, компактной, а главное - сгруппированной на основе некоторых заранее постулированных принципов и критериев, что, в конечном счете, облегчает анализ экономического процесса. СНС устанавливает принципы и схему подобного упорядочения информации.
СНС возникла в ряде развитых стран в конце 30-х годов XX столетия, а как системная работа в рамках официальной статистики — после окончания Второй мировой войны (прежде всего, в Англии, США, Франции, Германии, скандинавских стран). Построение СНС — результат объединения двух направлений в макроэкономических расчетах — статистики национального дохода и исследований экономического цикла в связке с моделированием механизма регулирования рыночной экономики. Первое направление связано с именами таких крупных экономистов-статистиков, как К.Кларк, С.Кузнец, А.Маршалл. Второе — с полным основанием ассоциируется, прежде всего, с Дж.М.Кейнсом — одним из крупнейших экономистов XX века. По мнению ряда специалистов в области макроэкономического анализа, Кейнс является «теоретическим отцом» национального счетоводства (в широком смысле слова). Его взгляды на проблемы регулирования рыночной экономики изложены в «Общей теории занятости, процента и денег», опубликованной в середине 1936 г. В этой работе Кейнс представил некоторые принципы формирования системы информации, необходимой для анализа макроэкономики и ее регулирования органами государственного управления. Тем самым он сформулировал некоторые важные принципы будущей СНС. Он представлял ее в виде системы взаимосвязанных макроэкономических переменных, таких как общий доход, потребление, инвестиции, сбережения, и показал, что государство, воздействуя на одни переменные, может добиваться в нужном направлении изменения других. Идея изучения взаимосвязи между некоторым набором макроэкономических переменных - одна из основополагающих в формировании СНС.
Большой вклад в
В полувековой
истории развития СНС
Второй этап начался после Второй мировой войны. Завершение войны стимулировало дальнейшее развитие национального счетоводства. Правительства наиболее развитых капиталистических стран должны были формулировать задачи и направления экономической политики в новых, послевоенных условиях и в этой связи испытывали потребность в макроэкономической статистике, обеспечивающей согласованное описание различных аспектов экономического процесса. Важнейшей особенностью второго этапа в развитии СНС стал процесс интеграции в систему ряда новых блоков экономической статистики, координации их со сформированным на первом этапе блоком данных о национальном доходе Так, на втором этапе в СНС были интегрированы: блок данных о национальном богатстве; блок данных о движении финансовых ресурсов; блок данных о внешнеэкономических связях; блок межотраслевого баланса и др. Эти блоки экономической статистики существовали ранее сами по себе, без какой-либо увязки с блоком данных о национальном доходе, что обедняло и ограничивало возможности экономического анализа, так как не позволяло сопоставлять данные, характеризующие различные, но взаимосвязанные аспекты экономического процесса.
Другая важная
особенность послевоенного
Эра международных стандартов в области национальных счетов началась в 1947 г., когда был опубликован доклад ООН.В докладе были сформулированы важные принципы национального счетоводства По сравнению с предложениями, сформулированными в 1947 г., «Упрощенная СНС» была менее амбициозной и принимала во внимание ограничения практического характера, связанные с получением данных, необходимых для составления национальных счетов.
В 1952 г. «Упрощенная СНС» (ОЕЭС) была заменена «Стандартной Системой национальных счетов» (ОЕЭС, 1952 г.), которая принимала во внимание опыт примененной на практике Упрощенной системы; она была более детальной, чем Упрощенная система, но менее амбициозной, чем доклад ООН 1947 г.
На базе СНС ООН 1968 г. Европейское Сообщество в начале 1970 г. разработало Европейский вариант СНС, представляющий адаптацию СНС к потребностям наиболее развитых европейских стран.
В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила новую систему национальных счетов, работа над которой продолжалась около 10 лет. Цель пересмотра СНС 1993 г. состояла в том, чтобы сделать структуру счетов более ясной, логичной и последовательной, уточнить трактовку отдельных статей доходов и расходов.
Такова вкратце
история возникновения и
Данные СНС предназначены
прежде всего для органов
Решения касаются
налоговой и бюджетной
Информация о работе Применение СНС в России и других странах СНГ