Прибыль и рентабельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:50, дипломная работа

Описание работы

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хо-зяйствования к рыночной, по-новому ставит вопрос о методах ведения эконо-мики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.

Содержание

Введение 4
Прибыль предприятия 6
Структура прибыли 7
Планирование прибыли 12
Распределение прибыли и её использование 15
Факторный анализ прибыли 17
2. Понятие рентабельности 24
2.1.Виды рентабельности 26
2.2. Система показателей рентабельности 29
2.3.Анализ рентабельности предприятия 33
2.4.Факторный анализ рентабельности предприятия 39
2.5.Методы повышения рентабельности корпорации. Пути ликвидации убыточности и малорентабельности 42
2.6.Показатели деловой активности 46
3.Краткая характеристика предприятия 47
Заключение 78
Список литературы 80

Работа содержит 1 файл

Прибыль и рентабельность.doc

— 780.00 Кб (Скачать)

    Рис.4 Формирование показателей  прибыли организации. 

      где

     бухгалтерская прибыль или убыток;

     результат от реализации продукции, товаров (работ, услуг);

     результат от операционной и финансовой деятельности;

     результат (доходы и расходы от прочих внереализационных операций.

    Финансовые  результаты деятельности организации характеризуются также показателями выручки (валового дохода) от реализации продукции. Выручка от реализации товаров и продукции свидетельствует о завершении производственного цикла организации, возврате авансированных на производство средств организации в денежную наличность и начале нового витка в обороте средств. После вычета из выручки от реализации товаров и продукции, а также коммерческих и управленческих расходов получим чистый результат (прибыль или убыток) от реализации. Прибыль от реализации может быть рассчитана по формуле:

    

, где

      финансовый результат от  реализации продукции;

     выручка (валовой доход от реализации продукции, товаров (работ, услуг);

      полная себестоимость реализованной  продукции, товаров (работ, услуг).

    Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования организации. Наряду с абсолютной оценкой рассчитывают также относительную эффективность хозяйствования показатели рентабельности. Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции. Рассчитывают также множество других показателей рентабельности, меняя числитель и знаменатель общей формулы расчета рентабельности.

    Прибыль важнейший показатель эффективности  работы организации, источник ее жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности организации, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения растущих социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняются также обязательства организации перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому анализ прибыли должен охватывать факторы как ее формирования, так и распределения.

    Задачами  анализа прибылей и убытков организации  являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.

    Для анализа и оценки уровня и динамики прибыли организации составляется следующая таблица (таблица 1).

    Таблица 1.

    Анализ  уровня и динамики показателей прибылей и убытков организации

    тыс.руб.

 
Показатель
За 1 квартал 2001 За 1 квартал 2002 % к базисному значению
Выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов 1804152 2181283 120,9
Полная  себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг) 1528740 1828464 119,6
Прибыль от реализации продукции, товаров (работ, услуг) 275412 352819 128,1
Результат от операционной и финансовой деятельности 108074 780814 722,5
Сальдо  доходов и расходов от прочих внереализационных операций 63332 82585 130,4
Бухгалтерская прибыль 206670 282390 136,6
Чистая  прибыль, оставшаяся в распоряжении организации 130495 195774 150
 

    Эти данные показывают, что в отчетном периоде организация достигла высоких результатов в своей деятельности. Бухгалтерская прибыль возросла на 136,6%, и на 150% повысился показатель чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации. Положительным фактором роста балансовой прибыли явилось увеличение прибыли от реализации продукции за счет роста объема реализации и относительного снижения затрат на производство продукции.

    Дальнейший  анализ должен вскрыть конкретные причины  изменения прибыли от реализации продукции по каждому фактору.

    Факторный анализ прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг).

    Бухгалтерская прибыль отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя прибыль от реализации продукции связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитики должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений по данному показателю.

    Прибыль от реализации продукции в общем  случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; продажных цен; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции.

    1. Расчет общего  изменения прибыли  (DР) от реализации продукции:

     , где 

    Р1 прибыль отчетного года;

    Р0 прибыль базисного года.

    2. Расчет влияния  на прибыль изменений  продажных цен (DР1):

     , где

      реализация в отчетном  году в ценах отчетного года

                    (р цена  изделия; q количество изделий);

      реализация в отчетном  году в ценах базисного года.

    3. Расчет влияния  на прибыль изменений в объеме продукции (DР2) (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости):

     , где

    Р0 прибыль базисного года;

    К1 коэффициент роста объема реализации продукции по базовой

           себестоимости;

     , где

    S1,0 фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный

             период в ценах и тарифах  базисного периода;

    S0 себестоимость базисного года (периода).

    4. Расчет влияния  на прибыль изменений  в объеме продукции,  обусловленных изменениями в структуре продукции (DР3):

     , где 

    К2 коэффициент роста объема реализации в оценке по продажным ценам;

    N1,0 реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

    N0 реализация в базисном периоде.

    5. Расчет влияния  на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (DР5):

     , где 

    S1,0 себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;

    S0 фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

    6. Расчет влияния  на прибыль изменений  себестоимости за  счет структурных сдвигов в составе продукции (DР5):

     .

    Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета  определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (DР6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (DР7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

    

    или

     , где

    DР общее изменение прибыли;

    DРi изменение прибыли за счет i-го фактора.

 

     Понятие рентабельности

    Рентабельность, в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность - относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.

    Рентабельность  продукции можно рассчитать как  по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.

    Рентабельность  всей реализованной продукции можно определить как:

    • процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;

    • процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;

    процентное  отношение балансовой прибыли к  выручке от реализации продукции

    • отношение чистой прибыли к выручке  от реализации продукции.

    Эти показатели дают представление об эффективности  текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.

    Рентабельность  отдельных видов продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

    Рентабельность  имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).

    Рентабельность  внеоборотных средств определяется как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.

    Рентабельность  оборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов.

    Рентабельность  инвестиций определяется как процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия.

    Рентабельность  собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.

    Показатели  рентабельности используются в процессе анализа  финансово-хозяйственной  деятельности,  принятия управленческих   решений,   решений   потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.

    Повышение рентабельности может быть достигнуто как посредством увеличения суммы прибыли, так и путем снижения    стоимости    производственных    фондов. Невыполнение    плана    прибыли    и    увеличение производственных фондов может привести к снижению уровня рентабельности. Поскольку рентабельность - показатель относительный, его рост или снижение возможны и при различном соотношении темпов изменения прибыли и фондов.

Информация о работе Прибыль и рентабельность