Прибыль и рентабельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:19, реферат

Описание работы

Целью любого предприятия является прибыль, она же, соответственно, является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако, сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия, является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.

Содержание

Введение.
Сущность, значение прибыли и рентабельности в условиях реформирования экономики
Виды прибыли и их расчет
Рентабельность
Показатели рентабельности
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

прибыль и рентабельность.docx

— 44.23 Кб (Скачать)

Тема: прибыль и рентабельность предприятия 
 
 

План:

Введение.

  1. Сущность, значение прибыли и рентабельности в условиях реформирования экономики
  2. Виды прибыли и их расчет
  3. Рентабельность
  4. Показатели рентабельности

Заключение

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала организации. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и работниками, которые заняты в сфере  экономики, современными методами эффективного управления формированием прибыли и рентабельности в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации.

     Чтобы обеспечивать выживаемость  предприятия  в  современных  условиях, управленческому персоналу  необходимо, прежде всего, уметь реально  оценивать финансовые   состояния   как   своего   предприятия,   так   и   существующих потенциальных конкурентов.  Важнейшее  значение  в  определении  финансового состояния  предприятия  состоит  в  своевременном  и  качественном   анализе финансово-хозяйственной деятельности.

     Грамотное, эффективное управление формированием  прибыли и рентабельности предусматривает  построение в организации соответствующих  организационно-методических систем обеспечения этого управления, знания основных механизмов формирования прибыли и рентабельности, использования современных методов их анализа и планирования.  

     Целью  любого  предприятия  является  прибыль,  она  же, соответственно, является и важнейшим объектом экономического  анализа.  Однако, сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность  использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия, является рентабельность. Рентабельность, в общем  смысле, характеризует целесообразность затраченных  ресурсов  в  отношении  к  вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.

      Наряду  с формированием прибыли и  рентабельности в каждой организации должно быть обеспечение и эффективное управление их распределением. Необходимо при  этом иметь  в виду, что каждый цикл распределения прибыли и рентабельности отчетного периода - это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий их формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития организации.

     Категория прибыли является предметом исследования многих ученых экономистов. Большой вклад в разработку теоретических и практических аспектов прибыли внесли такие ученые, как Ковалев В.В., Бланк И.А., Яцюк Н.А., Чернов В.И., Шамхалов Ф.Р. и другие.

      Однако  прибыль является одной из самых  сложных экономических категорий. Изучив источники получения прибыли, можно разработать научный подход к решению многих проблем, например, повысить эффективность и ответственность трудового коллектива, достижение конечных результатов при наименьших затратах. При этом укрепление коммерческого расчета во всех звеньях производства каждой отдельной организации в решающей степени зависит от управления прибылью и выявления специфических резервов роста прибыли каждого отдельного хозяйствующего субъекта. 

    1. Сущность, значение прибыли  и рентабельности в условиях реформирования экономики

     Любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает  получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов  деятельности предприятия и свидетельствует  о его успешной деятельности, которая  достигается, если доходы превышают  расходы. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. Прибыль используется также для расчета рентабельности собственных и заемных средств, основных средств, всего авансированного капитала и каждой акции. Однако прибыль является не только основной целью деятельности любой коммерческой организации, но и важнейшей экономической категорией.

     Как экономическая категория прибыль  предприятия отражает чистый доход, созданный в сфере материального  производства. На уровне предприятия  чистый доход принимает форму  прибыли.

     Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его  доходы превышают все расходы, связанные  с его деятельностью.

      Прибыль выступает как экономическая  категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных средств.

      Экономическое содержание прибыли тождественно понятию  «прибавочная стоимость». Как экономическая категория прибыль отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.

      Основными функциями прибыли являются: учетная, оценочная, стимулирующая.

      Как результативный показатель она характеризует  эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.

      Как количественный показатель прибыль  представляет собой разницу между  ценой и стоимостью товаров, между  объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения – между валовой прибылью и расходами на реализацию). Прибыль, являясь конечным результатом деятельности организации, создает условия для ее расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

      По  мере развития экономической теории определение понятия «прибыль»  постоянно уточнялось от самого простого определения – как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой прибыли. В настоящее время ее характеризуют с двухсторонней позиции: микроэкономического и макроэкономического. Калькуляция прибыли по существующей методике на макро – и  микроуровнях различна. На уровне организации ее исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне - с определением места прибыли в доходах страны.

      Понятие «прибыль» имеет разные значения с позиции организации, потребителя, государства. Но во всех случаях оно  означает выгоду. Если организация работает прибыльно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.

      Наличие прибыли позволяет удовлетворять  экономические интересы государства, организации, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие в виде налога на прибыль и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы организации заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в ее распоряжении. За счет этой прибыли организация решает производственные и  социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте прибыльности организации, ибо тем самым увеличатся  дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

      В гармонично развивающемся обществе ни один из вышеперечисленных интересов  не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится в пользу чьих-либо интересов, то тем самым это приведет к ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности организации в наращивании прибыли, (например, из-за необоснованности налогов и отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию заработной платы, к нерациональному использованию капитала.

      В отечественной экономической теории долгое время считалось, что единственным источником прибыли является труд. Это встречается очень редко. Как свидетельствует опыт стран с развитой экономикой, возможны и другие варианты происхождения прибыли. В большинстве случаев получение прибыли является результатом реализации (производства) товара (услуги), основанной на привлечении нескольких факторов и прежде всего труда и капитала. При этом понятие прибыли связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, и с периодом,  в течении которого происходит это обесценивание.

      Прибыль - сложная и неоднозначная категория. Известный американский ученый, экономист  Самуэльсон, прибыль определял как  безусловный доход от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую  деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольный доход, как этическую категорию. 

      С развитием рыночных отношений все  чаще стали говорить и о других ситуациях ее происхождения: прибыль, заработанная благодаря инициативе предпринимателя, прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах, неожиданная, допускаемая и признанная органами государственной власти (соответствующим законодательством). 

      Все вышеназванные источники связаны  между собой, и чистое их содержание выделить часто невозможно. Важнейшими факторами, определяющими прибыль, являются: внедрение нововведений, отсутствие страха перед рисками (риск как источник прибыли), рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов деятельности. Прибыль растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам  будет ниже нормы прибыли на вложенный капитал; наличие задолженности, таким образом, допустимо, даже во многих случаях она способствует получению прибыли, (так называемый эффект рычага). Многие мелкие и средние организации боятся задолженности, что не всегда оправдано. Однако, используя  стратегию добровольной задолженности, надо опасаться низкой рентабельности, ибо она заставит организацию прибегать к дополнительным займам с целью обновления оборудования (ассортимента). А это может привести к состоянию пониженной платежеспособности  и даже к банкротству.

      Внедрение инноваций как источник прибыли  предполагает производство (реализацию) нового товара (услуги) более высокого качества, освоение нового рынка, организационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступления товаров.

      Продолжительность притока прибыли от внедрения  инноваций определяется следующими факторами: важностью изобретения, значимостью и постоянством потребностей, удовлетворяемых данным товаром (услугой), характером деятельности.

      Бывают  ситуации, когда роль предпринимателя  в возникновении прибыли и убытка пассивна. Такие ситуации порождены: характером деятельности, существующей структурой рынка, общехозяйственной конъюнктурой, наличием инфляции (весьма выгодна для организаций, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды и кредиты).

   Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

   Прибыль, учитывая различия между ее ожидаемым  и полученным уровнем, выполняет следующие четыре функции:

    1. ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
    2. полученная прибыль выступает измерителем результатов деятельности организации;
    3. часть полученной прибыли является источником самофинансирования организации;
    4. часть прибыли поступает в качестве вознаграждения владельцам капитала (в условиях акционерной формы собственности).

Информация о работе Прибыль и рентабельность