Прибыль и рентабельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли и рентабельности, определить их функции в экономике, выявить источники формирования прибыли.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- определить сущность прибыли и рентабельности, выделить источники ее образования и определить факторы, влияющие на прибыль;
- изучить методику факторного анализа прибыли и рентабельности и применить ее для расчета влияния факторов на прибыль и рентабельность;
- на основе проведенного анализа выявить резервы роста данных показателей на объекте исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ 5
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ 17
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И Е ВИДЫ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Работа содержит 1 файл

Прибыль и рентабельность.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

   

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

      В условиях рыночной экономики получение  прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает  определенные гарантии для дальнейшего  существования и развития предприятия. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, каждую прибыль, какой доход оно сможет получить. Но экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

      Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.

      К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников. Структура спроса населения на продукцию и услуги предприятия может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживание индексации реальных доходов населения (размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат социального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к снижению объема продажи продукции. 
Внутренние условия деятельности предприятия также влияют на формирование прибыли. Так, в связи с увеличением (или сокращением) количества работников возрастают (снижаются) затраты на оплату труда и социальные нужды, что в свою очередь может повлиять на рост (или уменьшение) валовой прибыли и соответственно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению к товарообороту, может остаться на прежнем уровне или измениться незначительно.

      Прибыль является синтетическим показателем, ее исследования должны носить системный характер. Это означает, что совокупность факторов, влияющих на прибыль, представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов. К подсистеме образующих факторов, от которых зависит формирование валовой прибыли, относятся валовой доход от основной деятельности, прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества, сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям. Другую подсистему образуют взаимовлияющие факторы. На формирование прибыли от реализации продукции и услуг предприятия влияют те же факторы, что и на валовой доход и издержки обращения. Объем и уровень прибыли находятся в прямой зависимости от абсолютной величины и уровня валового дохода и в обратной зависимости от величины и уровня издержек производства и обращения.

      На  мой взгляд, в современных условиях тема прибыли очень актуальна, т.к. от нее зависит финансовая устойчивость предприятия. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к  обновлению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. И самое главное, она является базой экономического развития государства.

      Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли и рентабельности, определить их функции в экономике, выявить источники формирования прибыли.

    В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

    - определить сущность прибыли  и рентабельности, выделить источники  ее образования и определить  факторы, влияющие на прибыль;

    - изучить методику факторного  анализа прибыли и рентабельности  и применить ее для расчета  влияния факторов на прибыль и рентабельность;

    - на основе проведенного анализа  выявить резервы роста данных  показателей на объекте исследования.

    При написании  курсовой работы использованы такие методы исследования, как сравнение, таблично-аналитический метод, метод цепной подстановки, экономико-математические методы, экономико-математическое моделирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ

 

    Деятельность  предприятия в целом и его  структурных подразделений, отвечающая потребностям рыночной экономики,  направлена на получение прибыли. Прибыль в условиях рынка – это конечная цель и движущий мотив развития предприятия. Прибыль как экономическая категория свидетельствует о конечном результате деятельности субъекта хозяйствования и превышении доходов предприятия над текущими расходами. Управление прибылью находится в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок. Законом «О предприятиях в Республике Беларусь» установлено, что главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника предприятия. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой [11, c.414].

    В рыночных условиях предприятия и  его структурные подразделения  осуществляют свою производственно-эксплуатационную деятельность на основе самоокупаемости  затрат на производство и на реализацию продукции и услуг. Чтобы обеспечить устойчивое развитие и дальнейшее расширенное воспроизводство в процессе производственной деятельности предприятия, выручка от реализации продукции и услуг должна превосходить расходы.

    Прибыль в экономической литературе рассматривается  с различных точек зрения. Как результативный показатель она характеризует эффективность деятельности предприятия, успех предпринимательской деятельности, является экономическим показателем роста предприятия. Как количественный показатель прибыль представляет собой превышение доходов над затратами. В предприятиях прибыль или убыток от реализации продукции и услуг определяется как разница между выручкой от реализации продукции и услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и затратами на производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции и услуг предприятия. Из приведенного определения следует, что происхождение прибыли связано с получением выручки от реализации продукции и услуг по ценам, установившимся на основе спроса и предложения [3, с.159].

    Прибыль – это конечный финансовый результат. Ее величина зависит от многих факторов, а именно: от методов организации деятельности и уровня управления; объемов деятельности; современной политики ценообразования; взаимоотношений с бюджетом и вышестоящими организациями; величины налоговых и других обязательных платежей [3, с.160].

    Прибыль позволяет удовлетворять экономические  интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических  интересов государства является та часть прибыли, которую предприятие уплачивает в виде налога на прибыль, а общество использует для развития экономики страны. Экономические интересы предприятия удовлетворяются за счет чистой прибыли после уплаты налогов. За счет этой прибыли предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Экономические интересы работников связаны с материальным стимулированием и социальными выплатами, источниками которых является чистая прибыль предприятия. Собственники также заинтересованы в увеличении прибыли предприятия, так как увеличатся их дивиденды и капитал.

      Прибыль как экономическая категория  отражает чистый доход, созданный в  сфере материального производства в процессе предпринимательской  деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природоохранных ресурсов) и полезной производственной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

      На  стадии продажи выявляется стоимость  товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда.

      Стоимость живого труда отражает вновь созданную  стоимость и распадается на две  части. Первая представляет собой зарплату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом  факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественной признание ее полезности.

      На  уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает  форму прибыли. На рынке товаров  предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления прибыли необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

      Когда выручка превышает себестоимость, предприятие получает прибыль. Предприниматель  всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка  равна себестоимости, то удалось  лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития.

    Значение  прибыли для  предприятия заключается  в следующем:

    - прибыль – источник финансовых  ресурсов;

    - источник образования фондов предприятия (накопления, потребления, развития и др.) и является фондообразующим показателем, так как от ее величины зависит размер фондов предприятия;

    - источник материального стимулирования  трудового коллектива;

    - источник образования имущества, капитала;

    - источник трудовых и социальных  льгот для работников предприятия;

    - соотношение прибыли с другими  показателями (издержками, основными  и оборотными фондами, объемом  продаж, выручкой от реализации  продукции и услуг и др.) позволяет  определить эффективность использования ресурсов предприятия;

    - прибыль синтезирует в себе  все стороны деятельности предприятия  и характеризует достижение эффекта  в результате производственной  деятельности предприятия.

    Таким образом, прибыль – это обобщающий показатель деятельности предприятия. Рост прибыли обеспечивает финансовую основу для расширенного воспроизводства активов, увеличения стоимости имущества собственников и дивидендов. В силу определенных обстоятельств или упущений в работе (уменьшение количества продаж, невыполнение договорных обязательств, штрафные санкции и т.д.) предприятие может нести убытки. Убытки уменьшают стоимость чистых активов и могут привести предприятие к банкротству [7, с.65].

    В финансовом менеджменте прибыль  предприятия трактуется во-первых, как увеличение собственного капитала, происходящее за счет удорожания активов; во-вторых, как превышение валовых доходов предприятия за отчетный период над его валовыми расходами. По сути, эти трактовки являются идентичными, так как удорожание любого актива происходит вследствие превышения доходов от его продажи над расходами по его приобретению и подготовке к продаже. В любом случае, предпосылкой возникновения прибыли является способность предприятия осуществлять продажу своих активов. Момент реализации является точкой, в которой фиксируется реальное увеличение стоимости актива. Отсутствие продаж делает бессмысленными попытки определения реальной стоимости актива: в результате всегда будет получаться некая теоретическая величина, справедливость которой может быть подтверждена только одним способом – получением согласия покупателя приобрести актив за определенную цену.

    Показатели  прибыли или убытков являются исходной позицией для определения  уровня экономической  эффективности  субъекта хозяйствования. Высокий уровень экономической эффективности является сигналом для инвесторов о целесообразности совместной инвестиционной деятельности. Инвестиционная привлекательность, в свою очередь, способствует развитию производства, повышению конкурентоспособности продукции, увеличению прибыли. Возникает эффект синергии, когда положительные факторы накладываются один на другой. Низкий уровень экономической эффективности, а тем более убыточность, не стимулируют инвестиционную активность внешних инвесторов и являются причиной ухудшения финансового состояния [7, с.65].

    Прибыль выполняет ряд функций, среди  которых можно выделить распределительную, стимулирующую и оценочную.

Информация о работе Прибыль и рентабельность