Прибыль и рентабельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:58, реферат

Описание работы

Прибыль — важнейшая категория рыночных отношений, ей присущи три функции:
1) экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия;
2) стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования;
3) одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.

Работа содержит 1 файл

2 Прибыль и рент.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

     2.   Прибыль и рентабельность  в условиях рыночно  экономики. 

     Прибыль — важнейшая категория рыночных отношений, ей присущи три функции: 
1) экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия; 
2) стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования; 
3) одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия. 
 
         Прибыль — основной источник финансирования прироста оборотных средств, обновления и расширения производства, социального развития предприятия, а также важнейший источник формирования доходной части бюджетов разных уровней 
 
          В рыночной экономике основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Максимизация прибыли в этой связи является первостепенной задачей финансовых менеджеров. На величину прибыли в производственной деятельности оказывают влияние факторы субъективного характера и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта. 
        Субъективные факторы: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности груда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию. 
        Объективные факторы: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка. 
       Современное состояние экономики, выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, монопольном положении отдельных товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары, т. е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Отсутствует связь между объемом производства и величиной прибыли. Не действуют в полной мере присущие прибыли функции, что свидетельствует о расстройстве экономики, неполноценности действующего механизма хозяйствования. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, создание эффективной налоговой системы будут способствовать оздоровлению экономики, дальнейшему развитию предпринимательства и рыночных отношений. 
       Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов, интересы отдельных работников. Объектом распределения является валовая прибыль. Законодательно распределение прибыли реализуется в части, поступающей в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации в виде налогов и других обязательных платежей.

     Для акционерных обществ установлен обязательный порядок формирования финансового резерва. Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой хозяйствующего субъекта, регламентируется внутренними документами предприятия и фиксируется в его учетной политике. При распределении прибыли исходят из следующих принципов: 
1) первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом; 
2) прибыль, остающаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, распределяется на накопление и потребление. 
Механизм воздействия финансов на эффективность ведения хозяйства зависит от характера распределительных отношений, конкретных форм и методов их организации, их соответствия уровню производительных сил. и производственных отношений. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должны быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В процессе распределения чистой прибыли предприятие вправе самостоятельно определить способ распределения прибыли. 
Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов либо непосредственным ее распределением по отдельным направлениям. В первом случае предприятие должно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражается непосредственно в финансовом плане. 
Фонд накопления используется на научно-исследовательские работы, проектные, конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на финансирование затрат, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, проведением природоохранных мероприятий. Сюда же относятся расходы по погашению долгосрочных ссуд и уплате процентов по ним, уплате процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, финансирование прироста оборотных средств, взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций, перечисления вышестоящим организациям, взносы в союзы, ассоциации, концерны, в состав которых входит хозяйствующий субъект и др. 
Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются: расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящиеся на балансе хозяйствующего субъекта; строительство объектов непроизводственного назначения; проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий; осуществляются выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий, оказание материальной помощи, выплаты надбавок к пенсиям, компенсаций работникам удорожания питания в столовых и буфетах и т.д.

     Резервный фонд — финансовую устойчивость предприятия обеспечивает резервный капитал. В рыночной экономике отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Его величина характеризует готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью. 
Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность — относительный показатель, отражающий степень доходности предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности. 
Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. 
1. Рентабельность всей реализованной продукции можно определить как: 
? процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию; 
? процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции; 
? процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; 
? отношение чистой прибыли к выручке -от реализации продукции. 
Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции. 
2. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции. 
3. Рентабельность имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества). 
4. Рентабельность внеоборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов. 
5. Рентабельность оборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов. 
6. Рентабельность инвестиций определяется как процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия. 
7. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала. 
Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.

                                    АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Обобщающая оценка финансового состояния предприятия  достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Величина прибыли, уровень рентабельности зависят  от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы
1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли. 
2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности. 
3. Анализ уровня среднереализационных цен. 
4. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности. 
5. Анализ рентабельности деятельности предприятия. 
6. Анализ распределения и использования прибыли.

Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток», форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках», данные финансового плана.

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая  прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования  балансовой прибыли представлена на рис. 1.

Налогооблагаемая  прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.

Чистая  прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

1. Анализ состава  и динамики балансовой  прибыли

В процессе анализа  необходимо изучить состав прибыли  от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Для проведения анализа прибыли по составу и  в динамике составляют аналитическую табл.

Таблица

Анализ  состава, динамики и выполнения плана по прибыли

Показатель Базисный  период Отчетный  период Абсолютное  отклонение Темп  изменения, %
тыс. тнг удельный вес % тыс. тнг удельный вес % тыс. тнг удель-ный вес %
Прибыль от продаж                     
Сальдо  от             операционных доходов и расходов                     
Сальдо  вне- реализационных доходов и расходов                     
Прибыль от обычных видов деятельности                     

Рис.1. Схема  факторного анализа прибыли

2. Анализ финансовых результатов  от обычных видов деятельности

Основную часть  прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к  которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию  зависит от четырех факторов первого  уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Информация о работе Прибыль и рентабельность