Прибыль и рентабельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:50, дипломная работа

Описание работы

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хо-зяйствования к рыночной, по-новому ставит вопрос о методах ведения эконо-мики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.

Содержание

Введение 4
Прибыль предприятия 6
Структура прибыли 7
Планирование прибыли 12
Распределение прибыли и её использование 15
Факторный анализ прибыли 17
2. Понятие рентабельности 24
2.1.Виды рентабельности 26
2.2. Система показателей рентабельности 29
2.3.Анализ рентабельности предприятия 33
2.4.Факторный анализ рентабельности предприятия 39
2.5.Методы повышения рентабельности корпорации. Пути ликвидации убыточности и малорентабельности 42
2.6.Показатели деловой активности 46
3.Краткая характеристика предприятия 47
Заключение 78
Список литературы 80

Работа содержит 1 файл

Прибыль и рентабельность.doc

— 780.00 Кб (Скачать)

    Формирование  показателя рентабельности продаж показано на рис 5.

    Рентабельность собственного капитала - самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет образом распределена между владельцами (акционерами) предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

    

    Рис. 5. Формирование показателя рентабельности продаж 

    Следовательно, для повышения эффективности  вложении можно действовать в двух основных направлениях:

    •  Увеличение чистой прибыли - увеличение объемов сбыта и рентабельности продаж.

    •  Уменьшение собственного капитала - эффективное управление текущими активами и пассивами, снижение потребности в дополнительном финансировании.

    В общем случае   для оценки целесообразности вложения средств в тот или  иной бизнес следует сравнить прогнозируемую рентабельность собственного капитала с альтернативными возможностями  размещения свободных ресурсов (например, депозит) с учетом фактора риска.

    Для того чтобы понять, как и за счет чего формируется итоговый показатель рентабельности собственного капитала следует рассмотреть ряд промежуточных показателей:

    Рентабельность  чистых активов - показатель эффективности  операционной деятельности предприятия. Рассчитывается как отношение операционного дохода к среднегодовой величине чистых активов где:

    Чистые  активы = Собственный капитал + Кредиты (долго – и краткосрочные)

    С другой стороны рентабельность чистых активов формируется за счет их оборачиваемости  и рентабельности продаж: 

    (Операционная  прибыль / Объем продаж) * (Объем  продаж/Чистые активы) = (Операционная прибыль / Чистые активы)

    Рентабельность  чистых активов используется при  оценке эффективности финансового  рычага:

    Финансовый  рычаг- соотношение собственных  и заемных средств в структуре чистых активов характеризует влияние кредитования на эффективность деятельности предприятия. Основной критерий оценки эффективности финансового рычага - ставка банковского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов повысит значение рентабельности собственного капитала, и наоборот.

    Значение  финансового рычага показывает на сколько  увеличится / уменьшится значение рентабельности собственного капитала при увеличении / уменьшении рентабельности чистых активов.

      Финансовый рычаг рассчитывается по следующей формуле: = Чистые активы / Собственный капитал                                                          

    Используя приведенные выше показатели мы можем  получить следующую формулу:     

    Рентабельность  продаж * Оборачиваемость чистых активов * Финансовый рычаг = (Операционный доход / Объем продаж) * (Объем продаж / Чистые активы) * (Чистые активы / Собственный капитал) = (Операционный доход / Собственный капитал) 

    Теперь  для получения окончательной  формулы рентабельности собственного капитала необходимо ввести поправку, чтобы в числители  фигурировала чистая прибыль.

    (Операционный  доход/ Собственный капитал)* (((ОД-I)*(I-Т))/ОД)=Рентабельность  собственного капитала,

    где     ОД - операционный доход;
          I - сумма процентов по кредитам;
          Т - ставка налога на прибыль

      Это значение отличается от полученного ранее, так как здесь не учитывается некоторые, так называемые нерегулярные статьи доходов и затрат из отчета о прибылях и убытках.

    Схематично  формирование показателя рентабельности собственного капитала показано на рисунке .6 

Поправка  на кредиты и налоги            
           
             
             
Финансовый  рычаг            
          Рентабельность  собственного капитала
           
           
Оборачиваемость чистых активов          
           
      Рентабельность  чистых активов      
           
Рентабельность продаж            
           

        

    Рис.6 Схема формирования показатели рентабельности собственного капитала 

    Основными факторами, формирующими частные показатели и через них влияющими на рентабельность собственного капитала являются:                           

    Факторы операционной деятельности:

    •   рентабельность продаж;

    •  оборачиваемость чистых активов.

    Факторы финансовой деятельности:

    •  финансовой рычаг;

    •   проценты и налоги.

    Рентабельность  активов показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине актинов. Служит для оценки эффективности бизнеса в целом (а не только эффективности собственного капитала).

    Коэффициент реинвестирования прибыли - характеризует дивидендную политику фирмы, показывает долю чистой прибыли, остающуюся на предприятии, и, следовательно, служащий дальнейшему его развитию. Рассчитывается как отношение чистой нераспределенной прибыли (реинвестированной прибыли) к чистой прибыли предприятия. 

    Иногда, для сравнения реинвестированной  прибыли с собственным капиталом используют другую формулу этого показателя:

    Кг = Реинвестированная прибыль / Собственный  капитал на начало периода

      Непосредственно для акционеров  компании будут предоставлять интерес следующие показатели рентабельности предприятия:

    Доходность  акционерного капитала - объем распределяемой между акционерами прибыли (дивидендов) приходящийся на 1 тенге акционерного капитала.

    Чистая  прибыль на акцию - величина чистой прибыли, полученной предприятием, приходящаяся на одну акцию.

    Дивиденд  на акцию - прибыль распределяемая между  акционерами, приходящаяся на одну акцию.

    Финансовые  показатели предприятия взаимосвязаны  и улучшение одних из них может  вызвать ухудшение других, например:

    • привлечение заемного капитала, увеличивает  рентабельность собственного капитала, но понижает финансовую устойчивость компании:                       

    •  повышение оборачиваемости влечет за собой сокращение величины оборотных активов и, следовательно, ухудшает ликвидность;

    • привлечение долгосрочного кредита  позволяет отказаться от краткосрочного кредитования - ликвидность улучшается за счет падения долгосрочной устойчивости.

    В целом, как правило, более высокая  рентабельность деятельности подразумевает большую степень риска (низкую ликвидность и финансовую устойчивость)  

 

     2.4 Факторный анализ показателей рентабельности

    На  уровень и динамику показателей  рентабельности оказывает влияние  вся совокупность производственно  – хозяйственных факторов: уровень организации производства   и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

    Методология факторного анализа показателей  рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа общей рентабельности (рентабельности активов) можно использовать -трех- или пятифакторную модель.

    Чтобы упростить модель, затраты на производство и реализацию продукции сводят к затратам на оплату труда, затратам на материалы и к амортизации основных средств. Для практического применения модели к затратам на материалы следует добавить стоимость комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера (выполняемых сторонними организациями или не основными подразделениями предприятия), топлива, покупной энергии и т.п. Затраты на оплату труда следует дополнить отчислениями на социальные нужды. Кроме того, отдельным элементом следует учесть прочие затраты или распределить их пропорционально между основными видами затрат.

    В основе всех используемых моделей лежит  следующее соотношение: 

            (1.14) 

    где  
    R - рентабельность  активов (капитала);
    Р - прибыль от  реализации;
    К - средняя за  период стоимость активов;
    F - средняя за  период стоимость вне оборотных  активов;
    Е - средние остатки  оборотных активов;
    - затраты на 1 рубль продукции по полной  себестоимости;
    - зарплатоемкость   продукции;
    - материалоемкость  продукции;
    - амортизациеемкость  продукции;
    - фондоемкость  продукции по внеоборотным активам;
    - фондоемкость  продукции по оборотным активам  (коэффициент закрепления оборотных активов).

    Рентабельность  активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных актинов и скорость оборота оборотных  активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок или по интегральному методу оценки факторных влияний.

  Трехфакторная модель анализа рентабельности 

     ,   (1.15)

     

      где   - прибыль продукции

     ;   (1.16)

     - фондоемкость ( капиталоемкость)  продукции по основному капиталу:

     ;   (1.17)

     - оборачиваемость оборотных  активов (капиталоемкость по оборотному  капиталу):

     .  (1.18)

    В данной модели фактор оборачиваемости  оборотных активов отражается величиной  , обратной среднему числу оборотов 

 

    2.5. Методы повышения рентабельности корпораций. Пути ликвидации убыточности и малорентабельности

    Многообразие  показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

    При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних  и внутренних факторов. Такие  показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить следующим образом:

Объем продукции в стоимостном выражение (N) = Объем продукции  в физических единицах (q)  
Цена  единицы продукции (Ц)
Затраты на производство в денежном выражение(S) = Объем использованных ресурсов (в натуральном выражение)(z)  
 
Цена единицы  ресурса (С)
Доходность

(N/S)

= Производительность  ресурсов (q/z) Возмещение  затрат в цене продукта (Ц/С)
Прибыль (N-S) = Объем продукции  в стоимостном выражении (q Ц) - Затраты на производство в денежном выражении (z C)

Информация о работе Прибыль и рентабельность