Прибыль и рентабельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:23, реферат

Описание работы

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Работа содержит 1 файл

прибыль и рентабельность - реферат.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

5. Экономическое содержание прибыли, ее состав, методы расчета и значение

 

Прибыль - один из основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной  деятельности предприятий. За счет прибыли  осуществляются финансирование мероприятий  по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Предприятие любой формы собственности вправе решать, на какие цели и в каких  размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

 

В экономической литературе существуют различные подходы в трактовке  сущности прибыли:

  • с экономической точки зрения прибыль – экономическая категория, которая отражает основную часть денежных средств, накоплений, создаваемых  в сфере производственной деятельности;
  • с хозяйственной точки зрения прибыль – разность между имущественным состоянием организации на конец и начало отчетного периода;
  • с бухгалтерской точки зрения прибыль – сумма, полученная от реализации продукции, работ, услуг, основных средств, иного имущества организации и доходов от внереализационных операций, уменьшенная на сумму расходов по этим операциям.

 

Из данных подходов в трактовке  прибыль по своему составу отражает:

  • прибыль, полученную от реализации продукции, работ, услуг; рассчитывается как выручка-себестоимость-НДС-акциз;
  • прибыль, полученная от операционных доходов и расходов; рассчитывается как разница между операционными доходами и расходами;
  • внереализационная прибыль – прибыль, полученная от внереализационных доходов и расходов; рассчитывается как разница между внереализационными доходами и расходами, включая НДС.

 

Кроме того, существуют и другие виды прибыли:

  • валовая,
  • чистая.

 

Чистая прибыль – прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после  уплаты налогов и других обязательных платежей; из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Прибыль, называемая чистой, используется предприятием самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов. В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется: на работы по созданию, освоению и внедрению новой техники; на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам. Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения, дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий, оказывается материальная помощь. Принципиальное значение в распределении чистой прибыли имеет достижение оптимального соответствия между фондом накопления и фондом потребления. Эти фонды условные, непосредственно на предприятии они не образуются, а их величину можно установить по расчетам использования прибыли на финансирование определенных затрат. Наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения предпринимательской деятельности.

 
Валовая прибыль - общий  объем прибыли организации.  В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности, то есть прибыль от реализации товарной продукции, работ, услуг; прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, то есть прибыль подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия; прибыль от реализации основных фондов и другого имущества; внереализационные и операционные доходы и др.

 

Функции прибыли

 

Прибыль как важнейшая категория  рыночных отношений выполняет определенные функции. Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

 

На рост прибыли могут влиять как зависящие от деятельности организации  факторы, так и не зависящие от нее.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности организации, являются рост объема производимой продукции  в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда. К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы.

 

 

6. Методы планирования прибыли

 

В планировании прибыли используются методы:

•   прямого счета;

•   аналитический;

•   на основании эффекта производственного (операционного) рычага;

•   на основе бюджетирования.

 

1. Метод прямого счета. В основе  его лежит поассортиментный расчет  прибыли от выпуска и реализации  продукции. Более простой вариант этого метода — укрупненный расчет по позициям плана. При данном методе рассчитывается плановая прибыль. Для ее определения необходимо знать объем продаж, выраженный в натуральных единицах, цену реализации и себестоимость реализованной продукции.

Тогда прибыль = объем продаж * цена - себестоимость.

Однако прибыль можно рассчитать и другим способом:

Прибыль = (остатки готовой продукции  на начало года + товарный выпуск –  остатки готовой продукции на конец года) – (остатки на начало года по себестоимости + себестоимость товарного выпуска – остатки на конец года по себестоимости).

При этом необходимо знать дополнительные показатели:

Себестоимость товарного выпуска = незавершенное производство на начало года + затраты на выпуск – незавершенное производство на конец года.

Себестоимость реализованной продукции = остатки готовой продукции на начало года + себестоимость товарного  выпуска – остатки готовой  продукции на конец года.

 

2. Аналитический метод. Этот  метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. При этом методе за основу принимается прибыль отчетного периода, которая корректируется на факторы, влияющие на изменение прибыли. К таким факторам относятся: объем продаж в натуральном выражении, цена, себестоимость продукции, изменение структуры выпуска и др. 

 

3. Метод, основанный на эффекте  производственного рычага (CVP-аналиэ). Этот метод планирования прибыли  базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

 

4. Метод на основе бюджетирования. На основе бюджетирования разрабатываются  компьютерно-ориентированные модели  финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.

 

Планирование прибыли от операционных и внереализациооных доходов и расходов осуществляется в основном на уровне среднегодовой за последние 2 или 3 года с учетом реальных корректировок. 

 

 

7. Распределение и использование прибыли

 

Объектом распределения является валовая прибыль предприятия. Под  ее распределением понимается направление  прибыли в бюджет и по статьям  использования на предприятии.

В соответствии с законодательством  полученная прибыль распределяется на:

  • налоговые платежи из прибыли (налог на прибыль, налог на недвижимость);
  • прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Законодательно распределение  прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты  разных уровней в виде налогов  и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

 

Принципы распределения прибыли  можно сформулировать следующим  образом:

  • прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяемая между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом;
  • прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки по которым установлены законодательством;
  • величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
  • прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.

 

Прибыль, которая попала в бюджет, используется через бюджетные отношения.

На предприятии распределению  подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия  после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и  некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы. Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутриорганизационного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составляться сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения). Кроме того прибыль может направляться на благотворительные цели.

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, на социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием  производства, относятся расходы  на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические  работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.

 

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного значения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

Информация о работе Прибыль и рентабельность