Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:30, реферат
Целью работы является изучение экономической сущности прибыли, основных факторов влияющих на прибыли и рентабельность торгового предприятия, а также системы показателей, применяемых для расчета прибыли и рентабельности.
Введение……………………………………………………………………....стр.3
I. Экономическая сущность и функции прибыли торгового
предприятия………………………………………………………………..…стр.5
II. Основные факторы, влияющие на прибыль и рентабельность………...стр.9
III. Система показателей рентабельности на торговом предприятии…...стр.13
Заключение………………………………………………………………….стр.22
Список литературы…………………………………………………………стр.24
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Экономическая сущность и функции прибыли торгового
предприятия…………………………………………………
II. Основные факторы, влияющие на прибыль и рентабельность………...стр.9
III. Система показателей рентабельности на торговом предприятии…...стр.13
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. В связи с изменением экономической ситуации в стране изменилась и роль прибыли.
По сравнению с другими стоимостными показателями, прибыль в наибольшей мере подходит для оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, так как выражает в стоимостной форме результат этой деятельности. При оценке прибыли, оценивается также рост объема товарной продукции и реализованной продукции, эффективность использования предприятием основных производственных фондов и других материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Основными факторами роста прибыли являются увеличение объемов производства и реализации, снижение себестоимости, улучшение качества и увеличение ассортимента выпускаемой продукции, повышение эффективности производственных фондов, внедрение новых технологий, повышение производительности труда и совершенствование системы управления производством. Все эти факторы влияют на размер прибыли, поэтому именно прибыль является основным показателем эффективности деятельности предприятия.
Полученная прибыль используется на выполнение обязательств перед государством и на ведение производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому важно оценить источники ее формирования, резервы роста, влияние различных факторов на ее величину и проводить ее детальный анализ, так как абсолютная величина в недостаточной мере характеризует экономическую эффективность работы предприятия.
Нестабильность рыночных отношений, жесткая кредитная политика, несовершенство налоговой системы, постоянно меняющиеся нормативные акты – те условия, которые в настоящее время характеризуют экономическую ситуацию в стране. Очевидно, что эти факторы крайне неблагоприятно влияют на предприятия, так как любое предприятие – это долгосрочная программа, рассчитанная на определенные капиталовложения.
Все вышеуказанное можно смело отнести и к рентабельности, поскольку прибыль и рентабельность тесно взаимосвязаны, нуждаются в подробном анализе и изучении, особенно сейчас, в условиях неблагоприятной экономической ситуации.
Целью работы является изучение экономической сущности прибыли, основных факторов влияющих на прибыли и рентабельность торгового предприятия, а также системы показателей, применяемых для расчета прибыли и рентабельности.
I. Экономическая сущность и функции прибыли торгового предприятия
Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятий торговли является прибыль. Она характеризует экономическую эффективность функционирования торговых предприятий и вместе с тем служит главным внутренним финансовым источником, обеспечивающим самостоятельное развитие предприятий торговли.
Значение прибыли состоит в том, что она стимулирует объемы и оптимизирует ассортимент как производителей товаров, так и торговых предприятий.
Прибыль - это превышение доходов над расходами (обратное положение называется убытком). С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами, с хозяйственной - это разность между имущественным состоянием организации на конец и начало отчетного периода. Если рассматривать все общие определения прибыли применительно к деятельности торгового предприятия, то прибыль от торговой деятельности будет представлять собой разность между валовыми доходами (доходами от торговой деятельности) и издержками обращения (расходами на реализацию).
Прибыль (в том числе торговая) как важнейшая категория рыночной экономики выполняет ряд функций.
Во-первых, она выступает критерием и показателем эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия, т. е. сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективности хозяйственной деятельности.
Во-вторых, она выполняет стимулирующую функцию. Эта функция реализуется по трем главным направлениям:
- прибыль является целью хозяйственной деятельности большинства предприятий торговли;
- прибыль служит главным источником прироста собственного
капитала;
- прибыль представляет собой источник и основу проводимой социальной политики на конкретном предприятии.
В-третьих, прибыль является источником формирования бюджетов всех уровней.
Разные аспекты хозяйственной деятельности торговых предприятий получают законченную финансовую оценку с помощью различных показателей прибыли. Выделяют несколько понятий прибыли и соответственно несколько показателей (они имеют отличные числовые значения)1:
- прибыль от реализации товаров; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества;
- валовая (балансовая) прибыль;
- налогооблагаемая прибыль;
- чистая прибыль;
- консолидированная прибыль и др.
Прибыль от реализации товаров представляет собой разницу между суммой доходов и расходов по реализации и является главной составной частью валовой (балансовой) прибыли торговых предприятий.
Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества определяется как разница между продажной ценой и остаточной (первоначальной) стоимостью этого имущества.
Валовая (балансовая) прибыль торговой организации представляет собой сумму прибыли от реализации товаров, от реализации различного имущества и сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
Налогооблагаемая прибыль - это та часть валовой (балансовой) прибыли, которая подлежит налогообложению. В тех случаях, когда торговые организации понесли убытки, они могут на сумму понесенных
1Экономика предприятий: Учебное пособие для вузов / Ред. Кантор Е.Л. – СПб: Питер, 2002, стр. 351
убытков (или на часть этой суммы) уменьшить выплаты по налогу на прибыль, т. е. перенести убыток на будущее. Более того, подобный перенос убытков возможен в течение 10 лет. Единственное ограничение состоит в том, что сумма переносимых убытков не может превышать 30% выплат по налогу на прибыль в текущем периоде.
Чистая прибыль - это та часть валовой (балансовой) прибыли, которая остается в распоряжении организаций после уплаты в бюджеты всех уровней налога на прибыль и прочих подобных платеясей.
Еще одно важное понятие в условиях рыночной экономики - так называемая консолидированная прибыль, которая является сводной по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних организаций.
Консолидированная прибыль имеет две основные особенности:
- она не является прибылью юридически самостоятельно хозяйствующего субъекта, и ее значение имеет четко выраженный аналитический характер. При этом преследуется цель - получение общего представления о деятельности всех объединенных в одно целое организаций;
- консолидация прибыли не является простым суммированием. Здесь должны быть исключены итоги любых внутренних операций, а показывается лишь прибыль от операций с третьими сторонами (никакого двойного счета).
Часто необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Выгоднее иметь несколько более мелких организаций, чем одну крупную структуру, так как достигается экономия на налоговых платежах, во многом снижается рискованность и достигается более высокая степень мобильности, в первую очередь в управлении.
Основной вид прибыли торгового предприятия (если провести условную градацию приведенных выше понятий) - валовая (балансовая) прибыль, так как именно она характеризует совокупный эффект всей хозяйственной деятельности.
Различные понятия прибыли кроме характеристики определенного состояния предприятия дают также и представление об источниках формирования самой прибыли.
Первым источником формирования прибыли в торговле являются доходы от реализации товаров за минусом расходов на реализацию1. Таким образом, существовавшее ранее положение, что основным источником получения торговым предприятием прибыли служит валовой доход, не утратило своей актуальности.
Вторым по значимости и по величине источником формирования прибыли выступает прибыль от реализации основных фондов и иного имущества (в том числе и имущественных прав).
Третьим источником формирования прибыли служит сальдо доходов и расходов по всем внереализационным операциям.
Использование прибыли должно осуществляться по следующим направлениям:
- первоочередное выполнение финансовых обязательств перед бюджетами;
- распределение прибыли, оставшейся в распоряжении организаций, в соответствии с определенными пропорциями на потребление и накопление. В процессе распределения чистой прибыли организации вправе самостоятельно определять механизм распределения прибыли, устанавливать пропорции распределения;
- направление части прибыли собственникам предприятия торговли.
Конкретные формы и методы распределения прибыли постоянно видоизменяются. Пропорции этого распределения могут воздействовать на эффективность хозяйственной деятельности организаций как позитивно, так и негативно. Нарушение последовательности использования (распределения)
1Г.Г.Иванов, С.С. Шипилова «Экономика торгового предприятия», М., изд-во РЭА, 2003, стр. 96
прибыли может привести к негативным изменениям финансового состояния торгового предприятия.
Взаимоотношения организаций торговли и государства во многом строятся через бюджеты на основе налогообложения прибыли.
Распределение прибыли, остающейся в распоряжении организации, должно регламентироваться внутренними документами. Часть прибыли разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т. с. участвующую в накоплении, и прибыль, направляемую на потребление. Если прибыль не расходуется ни на накопление, ни на потребление, то она остается в торговом предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость и свидетельствует о наличии возможности для последующего развития.
Прибыли принадлежит главная роль среди внутренних, собственных источников формирования финансовых ресурсов. Чем больше прибыли получит предприятие торговли, тем меньше его потребность в заемных средствах, т.е. выше финансовая устойчивость и уровень самофинансирования.
II. Основные факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
В течении производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов (см. рис.1), которые можно разделить на внешние связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние, которые в свою очередь делятся на производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность оградить предприятие от внешнего воздействия.
Рассмотрим сначала факторы, непосредственно связанные с деятельностью предприятия, т.е. внутренние факторы. Внутренние факторы можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.
Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников.