Прибыль и рентабельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка мероприятий, способствующих повышению прибыли рентабельности предприятия.
Объект исследования – СОАО «Гомелькабель».
Предмет исследования – прибыль и рентабельность предприятия.

Содержание

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ………………………………4
1.1 Сущность экономической категории «прибыль» и ее роль в
системе показателей, характеризующих конечные результаты
промышленных организаций…………………………………………4
1.2 Система показателей рентабельности в промышленности……..…..9
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОАО «ГОМЕЛЬКАБЕЛЬ»……………………………………………………………..19
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации……19
2.2 Анализ формирования прибыли и основных факторов, на нее
влияющих………………………………………………………….…..31
2.3 Анализ рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности
промышленной организации………………………………………...40
ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИП РОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОАО «ГОМЕЛЬКАБЕЛЬ»………………………………..

Работа содержит 1 файл

Прибыль и рентабельность курсовая.doc

— 582.50 Кб (Скачать)


46

 

 



46

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ………………………………4

1.1 Сущность экономической категории «прибыль» и ее роль в

      системе показателей, характеризующих конечные результаты

      промышленных организаций…………………………………………4

1.2 Система показателей рентабельности в промышленности……..…..9

 

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОАО «ГОМЕЛЬКАБЕЛЬ»……………………………………………………………..19

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации……19

2.2 Анализ формирования прибыли и основных факторов, на нее

      влияющих………………………………………………………….…..31

2.3 Анализ рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности

       промышленной организации………………………………………...40

 

ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИП РОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОАО «ГОМЕЛЬКАБЕЛЬ»………………………………..46

3.1 Основные направления совершенствования методики анализа

      прибыли и рентабельности в промышленности……………………46

3.2 Пути и резервы роста прибыли и рентабельности

      промышленной организации…………………………………………55

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….65

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..67



46

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная тема «Прибыль и рентабельность промышленной организации: анализ и пути их увеличения» является достаточно актуальной, так как рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

Целью курсовой работы является разработка мероприятий, способствующих повышению прибыли  рентабельности предприятия.

Объект исследования – СОАО «Гомелькабель».

Предмет исследования – прибыль и рентабельность предприятия.

Перед написанием курсовой работы были поставлены следующие задачи:

1.                      Ознакомление с теоретическими аспектами повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия.

2.                      Анализ основных технико-экономических и финансовых показателей деятельности предприятия за 2007-2009 гг.

3.                      Анализ прибыли и рентабельности за 2007-2009 гг.

4.                      Разработка мероприятий по повышению прибыли и рентабельности предприятия.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В Приложениях представлена статистическая отчетность предприятия за 2007-2009 гг и данные по предлагаемым мероприятиям. В первой главе работы рассмотрены следующие вопросы: понятие прибыли и  рентабельности, их экономическая сущность, классификация показателей рентабельности и методика расчета показателей рентабельности на предприятии, основные направления повышения прибыли рентабельности на предприятии. Во второй главе работы проанализировано следующее: краткая характеристика предприятия и выпускаемой продукции, анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия, анализ финансового состояния за период 2007-2009 гг, анализ прибыли и рентабельности. В третьей главе курсовой работы произведена разработка мероприятий, способствующих повышению прибыли и рентабельности предприятия



46

 

ГЛАВА 1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

1.1 Сущность экономической категории «прибыль» и ее роль в

      системе показателей, характеризующих конечные результаты

      промышленных организаций

 

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатель прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности [18,с. 37].

Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.

Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников [3, с. 13].

Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности предприятия и ее возможностей в будущем.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями [17 с. 44].

Многоканальное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия.

Емким информативным показателем является валовая прибыль. Валовая прибыль - сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией [14, с. 39]. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.

В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Валовая прибыль включает прибыль (убыток) от реализации товарной продукции; прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы валовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию [18, с. 42].

Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами поступают в бюджет. Из выручки также исключаемая сумма наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки.

При реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемыми на объем реализуемой продукции. В натуральном выражении он включает остатки готовой продукции на начало отчетного периода, не реализованные в предшествующем периоде, и выпуск товарной продукции отчетного периода за минусом той части продукции, которая не может быть реализована в конце отчетного периода. Под периодом понимается квартал, или год. Состав остатков нереализованной продукции на начало и конец периода зависит от избранного предприятием метода учета выручки - по поступлению денег на расчетный счет (в кассу) предприятия или по отгрузке продукции, расчетные документы по которой предъявлены покупателю. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров.

Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции. В строительных организациях выручка отражает стоимость законченных объектов строительства или работ, выполненных по договорам подряда и субподряда. В торговле, снабженческих и сбытовых предприятиях выручка соответствует валовому доходу от продажи товаров (сумма наценок или скидок в процентах к стоимости реализуемых товаров). На предприятиях транспорта и связи выручка отражает денежные средства за предоставляемые услуги по действующим тарифам [17, с. 51].

Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов балансовой прибыли. В ее состав входят прибыли (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия — это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

У предприятия могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Предприятие вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.

Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии), валютные ценности, ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.

Финансовые результаты от внереализационных операций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду. Финансовые вложения означают такое размещение собственных средств предприятия в деятельность других предприятий, которое дает возможность получить доходы. Под долгосрочными финансовыми вложениями понимаются затраты предприятия по вкладу средств в уставной капитал других предприятий, приобретению акций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок более года. К формам краткосрочных финансовых вложений относятся приобретение краткосрочных казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок менее года [20, с.155-156].

Информация о работе Прибыль и рентабельность