Предмет и метод истории экономики и экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 23:30, реферат

Описание работы

История экономики и экономической мысли изучает хозяйственную деятельность человека в историческом развитии, основные явления и процессы материального производства, исторические процессы возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей, выражающих интересы определенных классов, групп населения различных общественно-экономических формаций.

Содержание

1. История экономики и экономической мысли как наука.

2. Предмет и методы истории экономики и экономической мысли.

3. Задачи курса истории экономики и экономической мысли.

4. Этапы развития истории экономической мысли.

5. Подходы и критерии периодизации хозяйственного развития общества.

6. Цивилизационный подход в анализе стадий хозяйственного развития

Работа содержит 1 файл

Тема 1. Предмет и метод истории экономики и экономической мысли.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

    6) выявление взаимосвязи и преемственности экономической политики государств с теоретическими концепциями прошлого и современности. 

    4. Этапы развития  истории экономической  мысли 

    Современные экономические знания отражают длительный исторический путь развития экономической  науки, который никогда не был прямолинейным процессом. Формирование тех или иных экономических взглядов и идей всегда было объективно обусловлено развитием общественного производства, социально-экономическими условиями и потребностями хозяйственной жизни, интересами общества, его отдельных групп.

    Зарождение  экономической мысли (доклассический период). Древнейшие сведения о формировании экономической науки содержатся в памятнике времен Вавилона (XVIII в. до н. э.) – «Кодексе царя Хаммурапи», который отражал период существования рабовладельческого строя и фиксировал процент на ростовщический капитал, предусматривал возможность отсрочки выплаты долга на случай неурожая и определенные положения существования долгового рабства.

    В работах древнего китайского мыслителя  Конфуция (551-479 гг. до н. э.) заслуживает внимания идея о способности просвещенного правителя справедливо распределять созданное в обществе богатство. Философ не осуждал стремление людей к богатству и знатности, но считал, что это положение должно быть достигнуто честно, с соблюдением моральных принципов, чтобы не нанести ущерб народу. Китайские легисты опирались на идею государственного регулирования хозяйственной системы, прежде всего рынка хлеба.

    Древнегреческий философ Ксенофонт попытался показать влияние полезности на стоимость товаров, считал вещь полезной, если ею можно пользоваться как нужной, а бесполезную можно поменять на полезную, и, следовательно, выдвинул идею о двояком использовании вещей. Другой древнегреческий философ Платон (427-348 гг. н. э.) основой государства считал разделение труда, которое, в свою очередь, зависит от потребностей и способностей людей. Аристотель различал вещи для непосредственного удовлетворения потребностей и для обмена, но не выяснял основы такого сравнения, считая, что и деньги делают товары соизмеримыми. Проблемы земельной собственности, организации и ведения крупного рабовладельческого хозяйства, отношений рабов и рабовладельцев нашли отражение в трудах древнеримских мыслителей Катона Старшего (234-149 гг. до н. э.), Варрона (116-27 гг. до н. э.), Колумеллы (ІІ в. н. э.) и др.

    Важную  роль в истории  экономической мысли  сыграло христианство. Принципы христианской экономики – комплекс исходных положений и основ христианского учения о развитии хозяйства, в которых отражаются базисные закономерности взаимодействия труда и собственности, стоимости работы, развития личности, роль веры, религии в деятельности человека, коллектива, общества.

    Экономическая мысль раннего  и классического  Средневековья имела натурально-хозяйственную ориентацию, ярко выраженный теологический (богословский) характер, отличалась догматизмом и схоластикой (произведения представителей раннего и позднего канонизма Августина Блаженного (354-430 гг.), Фомы Аквинского (1225-1274 гг.) и др.). Разнообразие экономических взглядов позднего Средневековья было связано с процессами распада феодализма и новой хозяйственной этикой эпохи Реформации, что нашло отражение в требованиях крестьянских восстаний, антифеодальных движений и социальных утопий. Произведения Т. Мора (1478-1535 гг.), Т. Кампанеллы (1568-1639 гг.) и других были направлены на критику существующего общественного строя и пропаганду идей жизни, лишенной эксплуатации и угнетения.

    Меркантилизм. Важной вехой в истории экономической мысли является зарождение и формирование политической экономии, которая берет свое начало с первой школы политической экономии – меркантилизма. Меркантилизм возник еще до Великих географических открытий и длился до середины XVII ст. Выдающийся меркантилист А. Монкретьен ввел в научный оборот термин «политическая экономия», хотя предметом науки считал совокупность правил хозяйственной деятельности. Он утверждал, что богатство создается трудом, придавал важнейшее значение природному богатству, выступал за вмешательство государства в экономическую жизнь.

    Заслугой  меркантилистов является также введение в научный оборот понятия «национальное богатство», акцентирование внимания на исследовании качественной стороны выражения стоимости и на эквивалентной форме товара, постановка проблемы об источниках доходов, эквивалентности обмена. Одновременно они провозглашали сферу обмена решающей сферой экономической жизни общества.

    Поскольку научная школа меркантилистов отражала в основном интересы торговой буржуазии, то уже в конце XVI – начале XVII ст. ее идеи вошли в противоречие с интересами промышленной буржуазии. В мануфактурный период развития капитализма на смену ей во второй половине XVII ст. приходит классическая политическая экономия.

    Классическая  политическая экономия (классический период) возникла в эпоху становления капиталистического способа производства и завершила свое развитие в первой половине XVIII ст. Ее основоположниками были английский экономист У. Петти и французский экономист П. Буагильбэр. Свое развитие классическая политическая экономия получила в трудах В. Франклина, Ф. Кенэ, Р. Кантильйона, А. Тюрго, Сисмонди, А. Смита, Д. Рикардо и др. В отличие от меркантилистов, классики политической экономии считали предметом своего исследования не сферу обращения, а производство. Благодаря этому классическая политическая экономия впервые пришла к научному определению предмета политической экономии. Первым это сделал У. Петти, который такой сферой считал промышленное производство, добывающую промышленность. Богатство, по его мнению, создается в сфере материального производства, а распределяется в сфере обращения. Одновременно он ошибочно утверждал, что стоимость создает не всякий труд, а затрачиваемый на производство золота и серебра.

    П. Буагильбер первым использовал понятие  «национальный доход», но лишь в отношении сельского хозяйства. Р. Кантильйон впервые дал характеристику сущности предпринимательства. А. Тюрго положил начало концепции полезности. Наибольшего развития классическая политэкономия получила в трудах А. Смита и Д. Рикардо.

    А. Смит в своем научном труде «Исследование о природе и причины богатства народов» выделил основную проблему – экономическое развитие общества и рост его благосостояния. В своей теории о производительном труде он убеждает, что не торговля, а сфера производства является основным источником богатства, но для увеличения богатства предпочтительнее развитие сельского хозяйства, а не промышленности. Центральное место в методологии А. Смита занимает концепция экономического либерализма, в основу которой он положил идею рыночных экономических отношений. Вклад А. Смита в экономический анализ заключается в раскрытии им роли рынков в организации экономической жизни и обеспечении быстрого экономического роста. Он доказывал, что система цен и рынков способна координировать деятельность людей и фирм без всякой директивы сверху.

    Исходной  позицией в исследованиях Д. Рикардо была приверженность концепции экономического либерализма, который не допускает никакого государственного вмешательства в экономику и позволяет экономические свободы. Характеризуя методологическую позицию Д. Рикардо, следует отметить, что он считал, что при свободной конкуренции интересы индивида и общества совпадают. Режим свободной конкуренции поэтому является наиболее целесообразным. По теории стоимости Д. Рикардо настаивал, в отличие от А. Смита, на однофакторной ее оценке: «Стоимость товара или количества какого-то другого товара, на который он обменивается, зависит от собственного количества труда, которое необходимо для его производства». В трактовке категории «капитал» Д. Рикардо сумел показать, что из неравенства прибыли на вложенный капитал последний «перемещается из одной деятельности к другой». Важной является разработанная им концепция ренты: рента всегда платится за пользование землей, поскольку ее количество небезгранично, качество неодинаковое, а с ростом населения начинают обрабатываться новые участки земли, худшие по своему качеству и расположению, требующие больших затрат труда, по которым определяется стоимость сельскохозяйственных продуктов.

    Классический  период также представлен трудами таких ученых, как Ж.-Б. Сэй, Т. Мальтус, Дж. С. Моль.

    Экономическая теория К. Маркса (1818-1883 гг.), как закономерный этап развития экономической науки, обусловлена соответствующими социальными интересам и требованиями времени; она способствовала развитию трудовой теории стоимости, природы цикличности и кризисов перепроизводства, дальнейшему анализу проблем общественного воспроизводства, источников экономического роста и выявлению роли прибавочной стоимости как определяющего фактора и основы воспроизводства капитализма.

    Неоклассический период. В последние 30 лет XIX ст. классическую политэкономию изменила маржинальная теория, в экономической литературе это время характеризуют как «маржинальную революцию». Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, всего народного хозяйства. Первый этап «маржинальной революции», который охватывает 70-80-е годы XIX ст., отображен в трудах К. Менгера, Ф. Визера, А. Бем – Баверка, Л. Вальраса, У. Джевонса. Второй этап «маржинальной революции» приходится на 90-е годы XIX ст. Главное достижение маржиналистов на данном этапе – отказ от субъективизма и психологизма 70-х годов XIX ст. Наибольший вклад в формирование маржинальной теории на втором этапе сделали А. Маршалл, Дж.-Б. Кларк и В. Парето.

    Парадигмы XX века. Ведущими направлениями развития экономической теории в XX в. были институционализм, неоклассика и кейнсианство, прошедшие длительную теоретическую эволюцию на протяжении XX в., образовав ведущее течение современной экономической мысли.

    Идеи  выдающегося английского  экономиста, государственного и политического  деятеля Дж. М. Кейнса (1883-1946 гг.) начали появляться в 30-е годы XX в. и положили начало макроэкономического анализа и теории государственного регулирования рыночной экономики. Дальнейшая эволюция кейнсианства была связана с развитием неокейнсианской теории в 50-60-е годы XX в. в работах Э. Хансена (1887-1976), Дж. Хикса (1904-1989), П. Семюэльсона (1915), Р. Харрода (1900-1978), Е. Домара (1914) и началом в 80-90-е годы XX в. посткейнсианства и нового кейнсианства (Дж. Робинсон (1903-1983), Я. Калдор (1908-1986) и др.).

    Эволюция  неоклассических идей в XX веке нашла отражение в формировании и развитии неортодоксальных концепций рынка и предпринимательства (Дж. Робинсон (1903-1983), Э. Чемберлин (1899-1967), Й. Шумпетер (1883-1950)), экономических теорий неолиберализма (Л. Мизес (1881-1973), Ф. Хайек (1899-1992), В. Ойкен (1891-1950)) и неоконсервативной школе теории магнетизма (М. Фридмен (1912), А. Лаффер (1940), Р. Лукас (1937), Т. Сарджент (1943) и др.).

    Теоретической альтернативой неоклассике стало институциональное направление экономической мысли, начатое в первой трети XX в. американскими исследователями Т. Вебленом (1875-1929), Дж. Коммонсом (1862-1945), В. Митчеллом (1874-1948). Обратившись к внеэкономическому толкованию сути и движущих сил экономического развития, представители нового течения обогатили методологию и расширили предметную сферу экономической теории. Эволюция институционального направления в XX в. связана с развитием неоинституциональной теории (Дж. Гелбрейт (1908), У. Ростоу (1916), Д. Бет (1919), Э. Тоффлер (1928) и др.) и новой институциональной теории (Р. Коуз (1910), Док. Бьюкенен (1919), Д. Норт (1920) и др.). 

    5. Подходы и критерии периодизации хозяйственного развития общества 

    Весьма  важным и в то же время дискуссионным  является вопрос о периодизации экономической  истории. За время существования историко-экономической науки разработано много вариантов периодизации хозяйственной истории человечества. Сегодня преобладают три основных подхода к этой проблеме:

    1) трактовка экономической истории человечества как развития по восходящей;

    2) теория исторического кругооборота;

    3) теория цивилизаций.

    В последнее время более распространен цивилизационный подход. Цивилизации – это прогрессивное движение общества от простого к сложному, а социально-экономические формации – ступеньки цивилизации, которые со временем, изжив себя, требуют замены.

    Важную  роль в периодизации истории сыграла формационная теория К. Маркса. Маркс рассматривал развитие общества как эволюцию, закономерную смену социально-экономических формаций, в основу которой положено противоречие развития производительных сил и производственных отношений.

    В 60-х годах XX в. популярными стали  теории «индустриального общества» французского социолога Р. Арона и «стадии экономического развития» американского социолога У. Ростоу. Продолжением этих теорий стала концепция постиндустриального общества, а выдающимися ее представителями – Д. Белл, Г. Кант и другие ученые. В основу деления всемирной истории (включая и экономическую историю мира) они положили разделение на доиндустриальное (аграрно-ремесленное, традиционное), индустриальное (прогрессирующее) и постиндустриальное общества. Критерии деления – уровень развития производства, а также отраслевое и профессиональное разделение труда. Согласно концепции постиндустриального общества, в зависимости от его технического уровня последовательно происходит переход от «первичной» сферы хозяйственной деятельности (сельское хозяйство) до «вторичной» сферы экономической деятельности (промышленность) и на современном этапе к «третичной» сфере (сфера услуг и информатики, в которой ведущее место принадлежит науке и образованию). 

Информация о работе Предмет и метод истории экономики и экономической мысли