Объект, предмет и метод истории экономических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:27, реферат

Описание работы

Этапы становления экономической науки.
Задачами экономических наук являются:
познание объективных закономерностей экономического строя общества, теоретическая систематизация явлений хозяйственной жизни, выработка практических рекомендаций в области производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Работа содержит 1 файл

объект,предм и мет ист эк уч.doc

— 189.50 Кб (Скачать)


 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра экономики

 

 

 

Зачетная работа по курсу «История экономических учений».

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнил: студент гр. Э11-3

              Бакина Екатерина

                                                                             Проверил:

                                                                      к. э. н., доцент Антонова И.В.

                           

                                                Тюмень, 2011  

 

                           

    Объект, предмет и метод истории экономических учений

             

                                      Для того, чтобы понять устройство человеческого общества,

из многообразия процессов и явлений следует выделить те, которые образуют основу существования человека, а именно хозяйственную или производственную деятельность, без которой невозможен ни один вид деятельности, так как именно производство создает самое главное условие  существования человека - жизненные блага. Эту сторону существования человеческого общества изучают экономические науки. Их задачами являются познание объективных закономерностей экономического строя общества, теоретическая систематизация явлений хозяйственной жизни, выработка практических рекомендаций в области производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Теоретической и методологической основой экономических наук являются экономические теории. Они имеют долгую и богатую историю.

                                      Объектом исследования истории экономических учений является мир экономики, возникновение, изменение и применение на практике знаний и идей о причинно-следственных связях в хозяйственной жизни общества. Иными словами,

объект исследования истории экономических учений – эволюция экономической мысли.

                                      Экономическая мысль принадлежит одновременно трем разным сферам человеческой деятельности: миру экономики, миру науки и миру идеологии. Каждая из них задает свой исторический контекст к развитию экономических идей.

             Экономика XXI века значительно отличается от хозяйства античного или феодального общества. Поэтому мир экономики - это необратимый изменчивый историко- хозяйственный аспект или контекст развития экономической мысли.

            Мир науки диктует с помощью каких инструментов и методов осуществляется процесс познания. Каждая эпоха вырабатывает свои особые представления о том, какие знания считать научно-обоснованными, какие методы исследования эффективными. Мир науки служит историко- культурным контекстом эволюции экономической мысли.

           Мир идеологии и политики определяет, каким целям должно служить познание, какими критериями и установками следует руководствоваться при отборе конкретной тематики исследований. Отражение во взглядах и представлениях ученых экономистов политических интересов, этических установок и социальных идеалов представляет собой историко- идеологический контекст истории экономической мысли.

            Внутринаучный  контекст развития экономической мысли означает требование к новым идеям, в споре с ранее доказанными , их испытания на новизну, оригинальность и

значимость.

                                      Предметом изучения истории экономических учений является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.

            Экономические учения исследуют не только поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, но и проблему эффективного управления ограниченными экономическими ресурсами с целью достижения наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей семьи, фирмы, общества.

            В рамках экономической науки выделилось два направления :политическая экономия богатства и политическая экономия труда.

            Первое направление нашло отражение в работах физиократов (17 в.) и классиков экономической мысли Смита и Риккардо (18 в.) . Предметом исследования первых  ученых- экономистов стал анализ объективных основ экономических процессов: механизм увеличения общественного богатства и разделения труда, принципов налогообложения и ценообразования, закономерностей распределения между членами общества созданного продукта как в денежной ,так и в натуральной формах.

            Немецкий экономист Карл Маркс (19 в.) по сравнению со своими предшественниками изучал экономическое устройство общества с классовых позиций.

Он полагал, что в буржуазном обществе политическая экономия выражает  интересы собственников производства,  и стремился поставить экономическую науку на службу интересам рабочего класса. Предметом исследования Маркса был капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена.

            Принципиально иное понимание предмета экономической науки и задач, стоящих перед ней, сформировалось в конце 19 века после выхода в свет книги Маршалла «Принципы экономикс». Центральной проблемой экономической науки стало исследование распределения ограниченных редких ресурсов между альтернативными целями их использования. Маршалл применил метод субъективно- психологического подхода к изучению экономических процессов ; принцип «чистой» экономической науки,

свободной от политических проблем и социальных установок ;математические методы исследования в экономике. Он заменил термин «политическая экономия» на «экономикс»,

желая подчеркнуть свободу экономики от  политики.

            В первой трети 20 столетия «экономикс» включала в себя микроэкономические теории, в рамках которых начали разрабатываться теории монополистической конкуренции и олигополии Чемберлена, кумулятивных процессов ( процессов вокруг заемного капитала) Викселя, несовершенной конкуренции Робинсона,

            В 1930 гг.20 века возникло новое направление- макроэкономика, в рамках которой

стали развиваться макроэкономические теории эффективного спроса, занятости и безработицы Кейнса, экономического роста Харрода, экономической политики Тинбергена, цикла и региональной экономики Хансена.

            В 1940-1950-е гг. появились учения неоклассиков и кейнсиансцев. Они изучали модели смешанного типа регулирования экономики. Их теория формирования цен и доходов в условиях рыночной конкуренции предлагала новые формы деятельности государства в инвестиционной, денежной, фискальной политике.

                                       В последние годы расширился круг проблем, изучаемых экономикой .Расширился и круг методов исследования изучаемых объектов.

Метод-это совокупность приемов и операций исследования. Для Истории Экономических учений характерны  следующие методы:

            Диалектический метод. Хозяйственная жизнь  и экономическая деятельность рассматривается в непрерывном развитии.

В основе его лежат:

-единство и борьба противоположностей;

-взаимопереход количественных изменений в качественные;

-отрицание отрицания, т. е. обнаружение противоречия и его разрешение путем осуществления снятия.

Из множества явлений выбирают наиболее типичные.

            Метод научной абстракции. Он сочетает две ступени познания: абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному. Из всего спектра характеристик выбирают главные, постоянные, сущностные черты. Абстрагируясь при этом от частного, временного, случайного и выявляют тем самым закономерности.

            Анализ и синтез. Разложение системы на отдельные составные части и изучение каждой из них в отдельности. А затем элементы соединяются в единое целое и получают общее представление об объекте.

            Индукция и дедукция. Переход от изучения единичных фактов к общим выводам и наоборот ( переход от  общего к частному).

            Аналогия- перенос свойств известного и изученного в различных областях знания явления на  неизвестные явления ( например, денежное обращение- кровеносная система экономики.)

            Построение экономических моделей. Графическое изображение закономерностей, построение схем, таблиц, диаграмм, которые наглядно демонстрируют зависимости и закономерности в явлении.

           Функциональный анализ. Нахождение функциональных зависимостей одной величины от другой (например, при прочих равных условиях рост цен ведет к снижению спроса и наоборот ,  снижение цены приводит к увеличению спроса).

            Экономико-математическое моделирование. Состояние экономики представляют в виде различных  математических формул.

            Социологические исследования - выяснение отношений индивидов и групп к тем или иным процессам в экономике посредством проведения опросов , разработки рейтингов и пр.

Таким образом, развитие экономической теории проявляется в обогащении набора методов исследований и представления их результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Этапы становления экономической науки:

Период

Направление экономической мысли

Представители и их классовая позиция

Предмет исследования

и метод

Основные положения

384-322 г.до н.э.

Экономические представления в греко-римской цивилизации.

Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Рабовладельческая аристократия

Попытка теоретически осмыслить экономическое устройство общества. Правила ведения домашнего хозяйства.

 

Нормативный метод.

Двойственная природа товара.

Признание создания материальных благ – достойной деятельностью.

Осуждение торговли и ростовщичества ради накопления богатства.

IVX-XVI вв.

Экономические взгляды средневековья.

Итальянский монах Фома Аквинский, английский писатель Томас Мор, арабский историк Ибн Хальдун.

Экономические взгляды выражались в рамках религиозных воззрений.

 

Частная собственность, труд, богатство,

ценность денег,

торговля.

Вопросы справедливого распределения.

Расцвет и упадок государств.

 

 

Нормативный метод.

Существует связь между частной собственностью и социальным неравенством. Труд укрепляет нравственность. Из за расточительства и роскоши происходит упадок государства. Для стабильнсти системы нужно справедливое правительство.

XVI-XVIII вв.

Меркантилизм.

англичанеУильям Стаффорд, Томас Манн. Французы Антуан де Монкретьен, Жан Батист Кольбер.

Шотландец Джон Ло. Выражали интересы торговой буржуазии.

Отыскание источников богатства государства и его монарха.

 

Эмпирический метод.

Торговля и коммерция- главные источники национального богатства.

Политика протекционизма

Как государственная мудрость.

Конец XVII- первая половина XIX вв.

Классическая школа политэкономии.

Родоначальники – английский экономист Петти и француз Буагильбер. Шотландец Адам Смит, Давид Риккардо, Джон Стюарт Милль выступали с позиций крупной буржуазии.

Прудон и Сисмонди

( швейцарец)- с позиций мелкой буржуазии.

Карл Маркс с позиций защиты интересов пролетариата.

Производственные отношения и экономические закономерности, действующие в общественном производстве, распределении и потреблении в условиях рыночной капиталистической системы.

 

 

Каузальный метод,

холизм.

Богатство нации отождествляется со всей массой созданных в производстве продуктов.

Главный принцип- полное невмешательство государства в экономику.

Стоимость товаров определяется общественно необходимыми затратами труда на их производство.

Человек стремится к собственной выгоде как

« человек экономический».

Цель капиталиста предпринимателя-получение максимума прибыли.

Главный фактор увеличения общественного богатства-накопление капитала.

Анализ рыночного ценообразования идет с позиций производителей, а не потребителей товаров..

70-80 гг. XIX века

Конец XIX вв.

Неоклассическая экономическая теория: маржинализм, применение функционального анализа и создание теории рыночного равновесия.

Джевонс, Менгер Вальрас (Австрийская школа)Парето, Маршалл, Кларк (кембриджская школа),

Теоретическое обоснование рационального использования редких экономических благ с целью удовлетворения безграничных человеческих потребностей.

 

 

 

Функциональный метод.

Использование предельных величин как инструмента для анализа экономических процессов и явлений.

Основой изучения является поведение отдельных фирм и мотивы поведения покупателей. Ценность экономических благ определяется их предельной полезностью. Исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств. Широкое применение математических методов для принятия решений статистических задач. Изучение психологических аспектов человеческого поведения.

Вторая треть XX века.

кейнсианство

Джон  Мейнард Кейнс, английский экономист.

Обоснование необходимости государственного регулирования экономики и его основные инструменты.

 

 

Макроэкономичес-

кий подход к анализу рынка.

Модель совокупного дохода, в которой основными инструментами достижения равновесия  является изменение количеств

( объемов производства, инвестиций, занятости ), а не цен, причем существенное влияние на эти изменения должно оказывать государство с помощью активной экономической политики.

Конец

XIX начало

XX вв.

Институциона-лизм.

Ранние институционалис-ты: Веблен, Коммонс (выражали интересы рабочей аристократии)

,Митчелл

(интересы рабочих).

Поздние институционалс-ты:

Перру,

Гелбрейт (интересы корпораций), Мюрдаль.

Исследование роли институтов в принятии, направленности и эффективности экономических решений.

 

 

Метод научной абстракции и описания,

 

статистический и вероятностный подход.

Применение метода описания экономических явлений. Поворот экономической теории к социальным проблемам с целью разработки реформ. Признание моральных, этических, правовых факторов в качестве движущих сил экономического развития наряду с материальными. Детальное количественное исследование явлений. Негативная оценка роли монополий и обоснование антимонопольной политики государства.

XX в.  и настоящее время.

Эволюционная экономика

Австро-американский экономист Шумпетер , Мальтус, Дарвин, Нельсон,Уинтер.

Изменения, которые происходят не непрерывно, выходят за пределы обычных рамок, меняют привычный ход и не могут быть поняты с точки зрения «круговорота», хотя носят чисто экономический- «внутрисистем-

ный» характер.

 

Метод диалектический.

Технологическая конкуренция и инновации становятся движущей силой экономического развития.

 

Таким образом, по мере усложнения экономической деятельности углубляются знания людей о законах, которые лежат в  основе ее развития. Экономическая теория выявляет новые проблемы, находит на них ответы, проверяет правильность найденных ответов. В ходе постоянного поиска ответов на все усложняющиеся вопросы наука развивается. По мере развития экономической науки меняется и ее предмет.

 

 

Литература к 1 Вопросу:

1.Антонова И.В.Основы экономической теории. Курс лекций по дисциплине

«Экономика» для студентов инженерных специальностей/Раздел I.Тюмень 2004с.7-15;с.25-27.

2.История экономических учений: Учеб. пособие / Под ред.В.Автономова, О. Ананьина, 

Н.Макашевой.-М.:ИНФА-М,2007 с.7-9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Экономическая теория Жана Батиста Сэя                               
              Становление политической экономии как науки связано с именем А.Смита, который впервые исследовал законы, управляющие производством и распределением материальных благ. Но с именем А.Смита связаны и большинство экономических школ, которые считают его своим основоположником, несмотря на принципиальные различия между ними. Объясняется это тем, что у Смита мирно сосуществуют различные подходы в определении стоимости, заработной платы, прибыли и ряда других вопросов, и каждое направление берет те идеи Смита, которые соответствуют их мировоззрению.
             Последователем А.Смита считал себя и Ж.Б.Сэй, который вошел в историю экономической мысли как автор теории трех факторов производства и закона, который с легкой руки Дж.Кейнса получил название "закон Сэя".
             Ж.Б.Сэй (1767-1832) родился в Лионе. Был волонтером в армии после Французской революции 1789 года, затем редактором журнала. В1799 году назначен членом комитета финансов. Сэй является представителем французской экономической мысли и сторонником экономических идей А.Смита. Как и Смит, он был последовательным защитником принципов экономического либерализма, требовал "дешевого государства" и сведения экономических функций последнего к минимуму. Свои взгляды Сэй опубликовал в работе "Трактат политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатство", который вышел в свет в 1803 году.
             Разделяя мировоззренческую позицию Смита, Сэй совершенно отошел от тех элементов трудовой теории стоимости, которые так явственно звучат у А.Смита. В интерпретации Сэя стоимость определялась не затратами труда, а ставилась в зависимость от ряда факторов: полезности товара, издержек его производства, спроса и предложения. Стоимость (в теории Сэя - ценность, прим, автора) всегда находится в прямой зависимости от спрашиваемого количества, и в обратной - от предлагаемого, и цена, таким образом, представляет собой результат взаимовлияния спроса и предложения. Под влиянием конкуренции продавцов цены понижаются до уровня издержек производства, а издержки производства слагаются из оплаты производительных услуг, т.е. заработной платы, прибыли и ренты. Особый акцент Сэй делал на полезности товара, так как, по его мнению, именно она создается в процессе производства, и именно она "сообщает" предметам ценность. Между тем уже А.Смит показал, что меновую стоимость нельзя напрямую связать с полезностью, поскольку наиболее полезные предметы часто имеют наиболее низкую стоимость, а такие жизненно необходимые, как воздух и вода и вовсе ее не имеют. Не случайно Сэй и в вопросе о производительном и непроизводительном труде расходится с мнением "отца политической экономии".

Информация о работе Объект, предмет и метод истории экономических учений