Предмет и метод истории экономических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:51, реферат

Описание работы

Основные этапы развития экономической науки:
Экономическая мысль до появления экономической теории (с древнейших времен до второй половины 18 века). Экономическая теория имеет как минимум два компонента (анализ и систематизация в логическую схему). А такие теории появляются лишь во второй половине 18 века под общим названием политическая экономия;
Это время когда формируется классическое учение о политической экономии. Первыми работами в этой области были работы У. Петти (вторая половина 17 века) и 1776 год А. Смит. С начала 19 века экономическая теория начинает преподаваться в европейских и американских (несколько позднее) университетах. До этого времени проблемы экономического учения рассматривались в курсе философии. До середины 19 века происходит развитие классического учения (Дж. Стюард Милль, К. Маркс). Во второй половине 19 века происходит постепенное затухание классической экономической теории и появляются новые направления.
Поэтому рубеж 19-20 веков можно охарактеризовать как начало современного экономического учения. В это время активно развивается неоклассическая и институционалистская теории. Неоклассики (маржиналисты) в первую очередь рассматривали экономику, абстрагируясь от социальных факторов (особенно в первое время). Институционалисты, напротив, особое значение уделяли социально-экономическим отношениям. Но на современном этапе развития экономической мысли, в отличие от классического, на первое место вышла необходимость анализировать взаимосвязи, а не давать определение экономическим единицам.

Работа содержит 1 файл

ieu.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

      Teма 1. Предмет и метод  истории экономических  учений

      Основные  этапы развития экономической  науки:

  1. Экономическая мысль до появления экономической теории (с древнейших времен до второй половины 18 века). Экономическая теория имеет как минимум два компонента (анализ и систематизация в логическую схему). А такие теории появляются лишь во второй половине 18 века под общим названием политическая экономия;
  2. Это время когда формируется классическое учение о политической экономии. Первыми работами в этой области были работы У. Петти (вторая половина 17 века) и 1776 год А. Смит. С начала 19 века экономическая теория начинает преподаваться в европейских и американских (несколько позднее) университетах. До этого времени проблемы экономического учения рассматривались в курсе философии. До середины 19 века происходит развитие классического учения (Дж. Стюард Милль, К. Маркс). Во второй половине 19 века происходит постепенное затухание классической экономической теории и появляются новые направления.
  3. Поэтому рубеж 19-20 веков можно охарактеризовать как начало современного экономического учения. В это время активно развивается неоклассическая и институционалистская теории. Неоклассики (маржиналисты) в первую очередь рассматривали экономику, абстрагируясь от социальных факторов (особенно в первое время). Институционалисты, напротив, особое значение уделяли социально-экономическим отношениям. Но на современном этапе развития экономической мысли, в отличие от классического, на первое место вышла необходимость анализировать взаимосвязи, а не давать определение экономическим единицам.

     Методами  исследования являются: исторический подход; системный подход, который позволяет установить связи между социальными науками (политика, экономика, культура) и конкретизировать время и место того или иного экономического учения.

      Тема 2. Экономическая  мысль в странах  с азиатским способом производства.

      Характеристика  социально экономических  отношений

     Первые  государства (около 3000 лет до н. э.) имели азиатский способ развития производительных сил. Такой тип просуществовал в отдельных странах до 20 века. Политическая система в таких странах - абсолютная монархия; все принадлежит государю; все жители его слуги (система поголовного рабства), при этом само рабовладение развито слабо. Существует централизованное, практически плановое хозяйство. Отношения государства и крестьян складываются следующим образом: крестьяне платят государству налоги и участвуют в общественных  работах. Связку образует целая армия чиновников, которое обеспечивает функционирование государства. Предметом экономического учения этого времени является обогащение государя (=государства). Экономика, как отдельная наука, не существует, а является составляющей частью учения о государстве. Метод нормативный, то есть в работах древних ученых сравнивается некая идеальная норма и существующее положение вещей и даются методические советы правителю как приблизить желаемый идеал. Эта норма формируется под  влиянием религиозных представлений и под влиянием традиций. А так существует опора на религию, то активен морально-этический элемент (хорошо или плохо). В древнеиндийском трактате Артхашастра (4 век до Н.Э., автор Каутилья, министр при дворе индийского царя) говорится о том, что чиновник должен следить за справедливостью цен на рынке, то есть снижать их.

      Экономические проблемы.

     Непосредственное  взаимодействие налогоплательщиков с  государством при максимальной степени накопления богатства в руках правителей. При этом богатство трактуется, как приобретение земли, населенной людьми. Аналогично дается определение этого понятия в китайском трактате “Книга правителя области Шан” (4 век до Н.Э.) -богатство государства прибавляется за счет земледелия и войны”. Правитель Шан Ян считал, что наиболее эффективная форма организации крестьянского труда - круговая порука. При этом торговля всячески пресекалась. А если все же крестьяне приносили на рынок свою продукцию, то считалось, что они выплатили недостаточно много налогов. Для сбора такого огромного количества налогов требовалось много чиновников, при этом они имели более привилегированное положение. Так говорится в одном из древнеегипетских трудов о чиновнике Ретмире при фараоне Тутмосе 3: “чиновник на службе имеет фиксированный доход и является начальником”. НО так как существовала проблема казнокрадства и коррупции, то за чиновниками существовал особый контроль.

     Товарно-денежные отношения были развиты слабо  и преобладали натуральные (даже в таких государствах как Вавилон). И общее отношение к ним было отрицательное из-за недостатка информации за этой сферой деятельности1. Поэтому государство пыталось поставить под свой контроль рыночные отношения:

  1. прямым административным вмешательством: фиксируя цены, процент, ренту и другие показатели (законы царя Вавилона Хамураппи 18 до Н.Э. фиксировали процентные нормы, а долговое рабство не могло превышать трех лет)
  2. либо использовалось косвенное регулирование. Так в китайском трактате Гуань Цзы2 говорилось о том, что если год не урожайный то требуется продавать на рынки зерно из государственных закромов. Что бы снизить цены, и наоборот делать закупки в урожайный годы. В это же труде появляется мысль об экономическом равновесии: если правитель страны поддерживает постоянными цены на основные виды товаров, то страна находится в стабильном состоянии.

      Тема 3. Экономическая  мысль античного общества

      Характеристика  социально-экономических  отношений

     В отличие от азиатской цивилизации  рыночные отношения в античных полисах находились на высоком уровне;

  1. существовала частная собственность;
  2. шла активная торговля;
  3. специализация отдельных регионов;
  4. высоко товарное хозяйство (производство товаров на рынок);
  5. рабовладение;
  6. высокий уровень развития культуры, науки и т.д., в том числе философии в рамках которой начинают появляться экономические идеи.

     Экономические размышления можно найти в  трудах Ксенофонта, Платона (конец 4 века), Аристотеля (середина 4 века). Кроме того существовали работы по прикладной экономике, рекомендации по ведению домашнего хозяйства. Примером таких работ является Экономикус Ксенофонта, где на ряду с агротехническим рекомендациями по ведению хозяйства рабовладельческой виллы даются и экономические советы.

     Среди римских авторов следует отметить труды ”О сельском хозяйстве” Катона, Варрона, Каумелло.

      Предмет и метод 

     Предметом рекомендаций античных авторов служит накопление богатства, удовлетворение потребностей, но с большим креном в сторону отдельного индивидуума.

     Методы  с одной стороны нормативные, в том числе концепция “естественного порядка”. Естественным назывался порядок, заложенный в самой природе человека. Причем таким порядком и Платон и Аристотель считали натуральное хозяйство, что объясняется началом упадка греческих полисов, хотя проблем, рассматриваемые в их трудах носят рыночный характер. Но уже здесь появляются элементы позитивного подхода - учение Аристотеля “Об экономике и хрематистике”.

      Проблемы, рассматриваемые  античной экономикой

  1. Проблема разделения труда. Так у Ксенофонта степень разделения труда зависит от размеров рынка и поэтому качество продукции тем выше, чем больше специализация. Платон в основе существования общества ставит разделения труда, отмечая, что каждый имеет свою специализацию, и в сообществе людей сосуществуют люди с разными профессиями, дополняя друг друга.
  2. Проблема товара. Товар - это продукт для продажи. Он может быть использован или продан.3
  3. Проблема соизмеримости товаров. Создание искусственного измерителя товаров - денег, появившихся в результате общественного договора между людьми.

     При этом выделялось три функции денег: средство обращения, средство измерения (монета словно мера, делает вещи соизмеримыми), средство накопления. Последняя функция денег считалась неестественной.

     В учении Аристотеля “Об экономике  и хрематистике” была первая попытка систематизации: все делилось на две части - экономика или хрематистика. В экономике цель - удовлетворение потребностей. Эта цель конечна, так как потребность исчезает при ее удовлетворении, поэтому естественна. К экономике относилось земледелие, ремесло и непрофессиональная торговля.

     Целью хрематистики является нажива, прибыль. Эта цель бесконечна, так как чем больше человек имеет денег, тем больше ему хочется, поэтому неестественна. Хрематистикой считалась профессиональная торговля и ростовщичество.

     Т - Д - Т экономика; Д - Т - Д хрематистика4.

     Обмен базировался  на неравенстве товаров (ЕСТЕСТВЕННОГО РАВЕНСТВА ТОВАРОВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ, поэтому деньги выступают в качестве искусственного уравновешивание).

      Тема 4. Социально-экономические  отношения феодализма

      Подтема 1. Средневековая Европа

     Яркий представитель экономической мысли  средних веков - Фома Аквинский (13 век). Это время классического феодализма в Европе. Развито натуральное крестьянское хозяйство, но с другой стороны существуют города с развитыми ремесленными и купеческими гильдиями. Можно отметить развитие обмена между городом и деревней. Существует три сословия (условно): дворянство, духовенство и все прочее. Это время характеризуется господством сословно корпоративной системы отношений наряду с тем, что политическое устройство в большинстве случаев - это феодальная раздробленность, где король не имеет реальной власти, а является одним из феодалов. Религия является важнейшей составляющей общественной жизни. Все грамотные люди, все те кто развивают экономическую мысль так и ли иначе связаны с церковью. Поэтому экономические дисциплины появляются в рамках богословия.

      Предмет и метод

     Предмет изучения - проблема богатства, при  этом изучается не только микро-, но и макроуровень. Речь идет о насыщении  потребностей человека, но так как  человек является частью общества, то все переходит на макроуровень изучения.

      Методы

  1. Морально-этические подход к экономическим явлениям;
  2. Доказательство утверждений путем ссылки на авторитет: священные писания и труды отцов церкви;
  3. Двойственная оценка некоторых экономических понятий.

     Христианская  религия зародилась еще в римской империи. Первые христианские общины содержали в себе низшие социальные слои, поэтому учили бедности, вреду торговли и накопления богатства, щедрости. Типичный автор этого периода - Августин Блаженный (3 век) - был руководителем христианской общины в городе Гиппон на севере Египта (тогда часть Римской империи). В его книге “О граде божьем” с одной стороны осуждается богатство, как неестественная форма выражения потребностей человека, и с другой стороны выражается восхищение трудом крестьян, ремесленников.

     В средние века христианская религия становится всеобщей и её больше не удовлетворяют положения ранних авторов, но их опровергать нельзя. Это создает дискомфорт для богатых, поэтому церковь вплотную приступает к разрешению сложившейся ситуации. С одной стороны принимается положение о том, что богатство является злом, но путем некоторых уступок и перефразировок белое превращается в черное, появляется идея умеренности богатства. Этот термин как раз и выдвинул Фома Аквинский, в труде “Сумма Теологии”. Он выдвинул идею о том, что люди не равны в этой жизни, несмотря на их равенство перед богом, сравнивая общество людей с пчелиным роем, в котором существует неравенство. Фома выдвигает теорию справедливой цены. Такой ценой он называет цену, которая компенсирует продавцу его затраты на товар. При этом с одной стороны осуждается % и прибыль, а с другой отмечается, их правомочность, если % это плата купцу за риск по транспортировке товара, или плата ростовщику за хранение денег. Деньги вообще являются искусственным инструментом, ибо их создает государь. Это дает ему право определять их стоимость. Но за пределами государства власть короля кончается и стоимость денег определяется весом той монеты на которой они отчеканены.

      Подтема 2. Экономические  взгляды мусульманского Востока

     Середина 14 века характеризуется на Востоке  высоким уровнем развития производительных сил. Так как в 7-8 веках произошли арабские завоевания, в результате чего развитые части Римской империи (Сирия, Египет, Турция и др.) оказались под властью достаточно продвинутых правителей. Здесь был достигнут высокий уровень развития науки. Поэтому соотношение между Востоком и Западом, было явно в сторону Азии. И только лишь в 15 веке Европа постепенно начала опережать Восток. Мусульманский Восток во многом явился связующим звеном между Античностью и современностью. Так Ибн-Хальдун в своих трудах ссылался на Аристотеля и Платона. Кстати о нём. Родился в Тунисе. Эпидемия чумы лишила его семьи. Поэтому несмотря на то что когда-то его семья была богатая ему пришлось самостоятельно пробивать дорогу в жизни. Начал он простым писцом. С продвижением по служебной лестнице к нему пришла слава и известность. Последним его поприщем была должность мирового судьи в Каире. К делу, Ибн-Хальдун выдвинул теорию об историческом движении общества, а не просто дал характеристику исторических событий. Он выделил две стадии архаичное хозяйство и цивилизация (арабский аналог слова, как и греческий перевод этого слова, переводится “город”). В книге “Большая история” даются положения:

Информация о работе Предмет и метод истории экономических учений