Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:00, аттестационная работа
Для того, чтобы понять устройство человеческого общества,
из многообразия процессов и явлений следует выделить те, которые образуют основу существования человека, а именно хозяйственную или производственную деятельность, без которой невозможен ни один вид деятельности, так как именно производство создает самое главное условие существования человека - жизненные блага
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики
Зачетная работа по курсу «История экономических учений».
Бакина Екатерина
Тюмень, 2011
Объект, предмет и метод истории экономических учений
Для того, чтобы понять устройство человеческого общества,
из многообразия процессов и явлений следует выделить те, которые образуют основу существования человека, а именно хозяйственную или производственную деятельность, без которой невозможен ни один вид деятельности, так как именно производство создает самое главное условие существования человека - жизненные блага. Эту сторону существования человеческого общества изучают экономические науки. Их задачами являются познание объективных закономерностей экономического строя общества, теоретическая систематизация явлений хозяйственной жизни, выработка практических рекомендаций в области производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.
Теоретической и методологической основой экономических наук являются экономические теории. Они имеют долгую и богатую историю.
объект исследования истории экономических учений – эволюция экономической мысли.
Экономическая мысль принадлежит одновременно трем разным сферам человеческой деятельности: миру экономики, миру науки и миру идеологии. Каждая из них задает свой исторический контекст к развитию экономических идей.
Экономика XXI века значительно отличается от хозяйства античного или феодального общества. Поэтому мир экономики - это необратимый изменчивый историко- хозяйственный аспект или контекст развития экономической мысли.
Мир науки диктует с помощью каких инструментов и методов осуществляется процесс познания. Каждая эпоха вырабатывает свои особые представления о том, какие знания считать научно-обоснованными, какие методы исследования эффективными. Мир науки служит историко- культурным контекстом эволюции экономической мысли.
Мир идеологии и политики определяет, каким целям должно служить познание, какими критериями и установками следует руководствоваться при отборе конкретной тематики исследований. Отражение во взглядах и представлениях ученых экономистов политических интересов, этических установок и социальных идеалов представляет собой историко- идеологический контекст истории экономической мысли.
Внутринаучный контекст развития экономической мысли означает требование к новым идеям, в споре с ранее доказанными , их испытания на новизну, оригинальность и
значимость.
Экономические учения исследуют не только поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, но и проблему эффективного управления ограниченными экономическими ресурсами с целью достижения наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей семьи, фирмы, общества.
В рамках экономической науки выделилось два направления :политическая экономия богатства и политическая экономия труда.
Первое направление нашло отражение в работах физиократов (17 в.) и классиков экономической мысли Смита и Риккардо (18 в.) . Предметом исследования первых ученых- экономистов стал анализ объективных основ экономических процессов: механизм увеличения общественного богатства и разделения труда, принципов налогообложения и ценообразования, закономерностей распределения между членами общества созданного продукта как в денежной ,так и в натуральной формах.
Немецкий экономист Карл Маркс (19 в.) по сравнению со своими предшественниками изучал экономическое устройство общества с классовых позиций.
Он полагал, что в буржуазном обществе политическая экономия выражает интересы собственников производства, и стремился поставить экономическую науку на службу интересам рабочего класса. Предметом исследования Маркса был капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена.
Принципиально иное понимание предмета экономической науки и задач, стоящих перед ней, сформировалось в конце 19 века после выхода в свет книги Маршалла «Принципы экономикс». Центральной проблемой экономической науки стало исследование распределения ограниченных редких ресурсов между альтернативными целями их использования. Маршалл применил метод субъективно- психологического подхода к изучению экономических процессов ; принцип «чистой» экономической науки,
свободной от политических проблем и социальных установок ;математические методы исследования в экономике. Он заменил термин «политическая экономия» на «экономикс»,
желая подчеркнуть свободу экономики от политики.
В первой трети 20 столетия «экономикс» включала в себя микроэкономические теории, в рамках которых начали разрабатываться теории монополистической конкуренции и олигополии Чемберлена, кумулятивных процессов ( процессов вокруг заемного капитала) Викселя, несовершенной конкуренции Робинсона,
В 1930 гг.20 века возникло новое направление- макроэкономика, в рамках которой
стали развиваться макроэкономические теории эффективного спроса, занятости и безработицы Кейнса, экономического роста Харрода, экономической политики Тинбергена, цикла и региональной экономики Хансена.
В 1940-1950-е гг. появились учения неоклассиков и кейнсиансцев. Они изучали модели смешанного типа регулирования экономики. Их теория формирования цен и доходов в условиях рыночной конкуренции предлагала новые формы деятельности государства в инвестиционной, денежной, фискальной политике.
Метод-это совокупность приемов и операций исследования. Для Истории Экономических учений характерны следующие методы:
Диалектический метод. Хозяйственная жизнь и экономическая деятельность рассматривается в непрерывном развитии.
В основе его лежат:
-единство и борьба противоположностей;
-взаимопереход количественных изменений в качественные;
-отрицание отрицания, т. е. обнаружение противоречия и его разрешение путем осуществления снятия.
Из множества явлений выбирают наиболее типичные.
Метод научной абстракции. Он сочетает две ступени познания: абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному. Из всего спектра характеристик выбирают главные, постоянные, сущностные черты. Абстрагируясь при этом от частного, временного, случайного и выявляют тем самым закономерности.
Анализ и синтез. Разложение системы на отдельные составные части и изучение каждой из них в отдельности. А затем элементы соединяются в единое целое и получают общее представление об объекте.
Индукция и дедукция. Переход от изучения единичных фактов к общим выводам и наоборот ( переход от общего к частному).
Аналогия- перенос свойств известного и изученного в различных областях знания явления на неизвестные явления ( например, денежное обращение- кровеносная система экономики.)
Построение экономических моделей. Графическое изображение закономерностей, построение схем, таблиц, диаграмм, которые наглядно демонстрируют зависимости и закономерности в явлении.
Функциональный анализ. Нахождение функциональных зависимостей одной величины от другой (например, при прочих равных условиях рост цен ведет к снижению спроса и наоборот , снижение цены приводит к увеличению спроса).
Экономико-математическое моделирование. Состояние экономики представляют в виде различных математических формул.
Социологические исследования - выяснение отношений индивидов и групп к тем или иным процессам в экономике посредством проведения опросов , разработки рейтингов и пр.
Таким образом, развитие экономической теории проявляется в обогащении набора методов исследований и представления их результатов.
Период | Направление экономической мысли | Представители и их классовая позиция | Предмет исследования и метод | Основные положения |
384-322 г.до н.э. | Экономические представления в греко-римской цивилизации. | Ксенофонт, Платон и Аристотель. Рабовладельческая аристократия | Попытка теоретически осмыслить экономическое устройство общества. Правила ведения домашнего хозяйства.
Нормативный метод. | Двойственная природа товара. Признание создания материальных благ – достойной деятельностью. Осуждение торговли и ростовщичества ради накопления богатства. |
IVX-XVI вв. | Экономические взгляды средневековья. | Итальянский монах Фома Аквинский, английский писатель Томас Мор, арабский историк Ибн Хальдун. Экономические взгляды выражались в рамках религиозных воззрений.
| Частная собственность, труд, богатство, ценность денег, торговля. Вопросы справедливого распределения. Расцвет и упадок государств.
Нормативный метод. | Существует связь между частной собственностью и социальным неравенством. Труд укрепляет нравственность. Из за расточительства и роскоши происходит упадок государства. Для стабильнсти системы нужно справедливое правительство. |
XVI-XVIII вв. | Меркантилизм. | англичанеУильям Стаффорд, Томас Манн. Французы Антуан де Монкретьен, Жан Батист Кольбер. Шотландец Джон Ло. Выражали интересы торговой буржуазии. | Отыскание источников богатства государства и его монарха.
Эмпирический метод. | Торговля и коммерция- главные источники национального богатства. Политика протекционизма Как государственная мудрость. |
Конец XVII- первая половина XIX вв. | Классическая школа политэкономии. | Родоначальники – английский экономист Петти и француз Буагильбер. Шотландец Адам Смит, Давид Риккардо, Джон Стюарт Милль выступали с позиций крупной буржуазии. Прудон и Сисмонди ( швейцарец)- с позиций мелкой буржуазии. Карл Маркс с позиций защиты интересов пролетариата. | Производственные отношения и экономические закономерности, действующие в общественном производстве, распределении и потреблении в условиях рыночной капиталистической системы.
Каузальный метод, холизм. | Богатство нации отождествляется со всей массой созданных в производстве продуктов. Главный принцип- полное невмешательство государства в экономику. Стоимость товаров определяется общественно необходимыми затратами труда на их производство. Человек стремится к собственной выгоде как « человек экономический». Цель капиталиста предпринимателя-получение максимума прибыли. Главный фактор увеличения общественного богатства-накопление капитала. Анализ рыночного ценообразования идет с позиций производителей, а не потребителей товаров.. |
70-80 гг. XIX века Конец XIX вв. | Неоклассическая экономическая теория: маржинализм, применение функционального анализа и создание теории рыночного равновесия. | Джевонс, Менгер Вальрас (Австрийская школа)Парето, Маршалл, Кларк (кембриджская школа), | Теоретическое обоснование рационального использования редких экономических благ с целью удовлетворения безграничных человеческих потребностей.
Функциональный метод. | Использование предельных величин как инструмента для анализа экономических процессов и явлений. Основой изучения является поведение отдельных фирм и мотивы поведения покупателей. Ценность экономических благ определяется их предельной полезностью. Исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств. Широкое применение математических методов для принятия решений статистических задач. Изучение психологических аспектов человеческого поведения. |
Вторая треть XX века. | кейнсианство | Джон Мейнард Кейнс, английский экономист. | Обоснование необходимости государственного регулирования экономики и его основные инструменты.
Макроэкономичес- кий подход к анализу рынка. | Модель совокупного дохода, в которой основными инструментами достижения равновесия является изменение количеств ( объемов производства, инвестиций, занятости ), а не цен, причем существенное влияние на эти изменения должно оказывать государство с помощью активной экономической политики. |
Конец XIX начало XX вв. | Институциона-лизм. | Ранние институционалис-ты: Веблен, Коммонс (выражали интересы рабочей аристократии) ,Митчелл (интересы рабочих). Поздние институционалс-ты: Перру, Гелбрейт (интересы корпораций), Мюрдаль. | Исследование роли институтов в принятии, направленности и эффективности экономических решений.
Метод научной абстракции и описания,
статистический и вероятностный подход. | Применение метода описания экономических явлений. Поворот экономической теории к социальным проблемам с целью разработки реформ. Признание моральных, этических, правовых факторов в качестве движущих сил экономического развития наряду с материальными. Детальное количественное исследование явлений. Негативная оценка роли монополий и обоснование антимонопольной политики государства. |
XX в. и настоящее время. | Эволюционная экономика | Австро-американский экономист Шумпетер , Мальтус, Дарвин, Нельсон,Уинтер. | Изменения, которые происходят не непрерывно, выходят за пределы обычных рамок, меняют привычный ход и не могут быть поняты с точки зрения «круговорота», хотя носят чисто экономический- «внутрисистем- ный» характер.
Метод диалектический. | Технологическая конкуренция и инновации становятся движущей силой экономического развития. |
Таким образом, по мере усложнения экономической деятельности углубляются знания людей о законах, которые лежат в основе ее развития. Экономическая теория выявляет новые проблемы, находит на них ответы, проверяет правильность найденных ответов. В ходе постоянного поиска ответов на все усложняющиеся вопросы наука развивается. По мере развития экономической науки меняется и ее предмет.
Литература к 1 Вопросу:
1.Антонова И.В.Основы экономической теории. Курс лекций по дисциплине
«Экономика» для студентов инженерных специальностей/Раздел I.Тюмень 2004с.7-15;с.25-27.
2.История экономических учений: Учеб. пособие / Под ред.В.Автономова, О. Ананьина,
Н.Макашевой.-М.:ИНФА-М,2007 с.7-9.
Экономическая теория Жана Батиста Сэя
Становление политической экономии как науки связано с именем А.Смита, который впервые исследовал законы, управляющие производством и распределением материальных благ. Но с именем А.Смита связаны и большинство экономических школ, которые считают его своим основоположником, несмотря на принципиальные различия между ними. Объясняется это тем, что у Смита мирно сосуществуют различные подходы в определении стоимости, заработной платы, прибыли и ряда других вопросов, и каждое направление берет те идеи Смита, которые соответствуют их мировоззрению.
Последователем А.Смита считал себя и Ж.Б.Сэй, который вошел в историю экономической мысли как автор теории трех факторов производства и закона, который с легкой руки Дж.Кейнса получил название "закон Сэя".
Ж.Б.Сэй (1767-1832) родился в Лионе. Был волонтером в армии после Французской революции 1789 года, затем редактором журнала. В1799 году назначен членом комитета финансов. Сэй является представителем французской экономической мысли и сторонником экономических идей А.Смита. Как и Смит, он был последовательным защитником принципов экономического либерализма, требовал "дешевого государства" и сведения экономических функций последнего к минимуму. Свои взгляды Сэй опубликовал в работе "Трактат политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатство", который вышел в свет в 1803 году.
Разделяя мировоззренческую позицию Смита, Сэй совершенно отошел от тех элементов трудовой теории стоимости, которые так явственно звучат у А.Смита. В интерпретации Сэя стоимость определялась не затратами труда, а ставилась в зависимость от ряда факторов: полезности товара, издержек его производства, спроса и предложения. Стоимость (в теории Сэя - ценность, прим, автора) всегда находится в прямой зависимости от спрашиваемого количества, и в обратной - от предлагаемого, и цена, таким образом, представляет собой результат взаимовлияния спроса и предложения. Под влиянием конкуренции продавцов цены понижаются до уровня издержек производства, а издержки производства слагаются из оплаты производительных услуг, т.е. заработной платы, прибыли и ренты. Особый акцент Сэй делал на полезности товара, так как, по его мнению, именно она создается в процессе производства, и именно она "сообщает" предметам ценность. Между тем уже А.Смит показал, что меновую стоимость нельзя напрямую связать с полезностью, поскольку наиболее полезные предметы часто имеют наиболее низкую стоимость, а такие жизненно необходимые, как воздух и вода и вовсе ее не имеют. Не случайно Сэй и в вопросе о производительном и непроизводительном труде расходится с мнением "отца политической экономии".
Информация о работе Объект ,предмет и метод истории экономических учений