Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:43, реферат
Современная экономическая наука – это результат напластований разных исторических эпох, каждая из которых привносила свои наблюдения, предлагала свои темы, формулировала свои понятия и теории. Обращаясь к науке, мы всякий раз соотносим её возможности со своими текущими проблемами. Из истории экономических знаний мы выделяем то, что считаем важным, оставляя все прочее в стороне. С течением времени многие знания тускнеют и забываются, их подлинный смысл утрачивается.
Введение ……………………………………………….………….. 2
Исторический контекст развития экономической мысли ……… 3
Первые научные школы ……………………………….…………. 5
Начало современных экономических учений ………………...… 7
Русская мысль досоветского периода ………………………...…. 8
От Кейнса до наших дней ………………………………….……. 10
Заключение …………………………………………………….…. 12
Список литературы…………………………………………..…… 13
Национальный
открытый институт России
г. Санкт-Петербург
Дисциплина
“История экономических
учений”
РЕФЕРАТ
Студентки группы М-91С/3чл
Лазаревой
Наталии Владимировны
Предмет
истории экономики
Проверил: _________________
Дата_______________________
Оценка___________________
Санкт-Петербург
2011
Содержание:
Введение.
Современная
экономическая наука – это
результат напластований разных исторических
эпох, каждая из которых привносила свои
наблюдения, предлагала свои темы, формулировала
свои понятия и теории. Обращаясь к науке,
мы всякий раз соотносим её возможности
со своими текущими проблемами. Из истории
экономических знаний мы выделяем то,
что считаем важным, оставляя все прочее
в стороне. С течением времени многие знания
тускнеют и забываются, их подлинный смысл
утрачивается. В результате мы не замечаем
сложности в тех явлениях, которые нам
примелькались и потому кажутся простыми
и банальными. И наоборот, придаем универсальный
характер фактам и зависимостям, по природе
своей частным и случайным. Задача истории
экономических учений – восстановить
утраченные смыслы наших знаний. Вопреки
распространенному мнению история науки
– нечто большее, чем память о заблуждениях
былых времен. Это способ полнее и глубже
овладеть тем, что накоплено в современной
науке.
Исторический контекст
развития
экономической мысли.
Чтобы восстановить подлинный смысл научной идеи, важно понять условия, вызвавшие её, уяснить исторический контекст, в котором она возникла и получила общественный отклик. Экономические учения принадлежат одновременно трем разным сферам человеческой деятельности: миру экономики, миру науки и миру идеологии. И каждый из этих миров задает свой особый исторический контекст, дает свои направления к развитию экономических идей.
Мир экономики служит объектом экономического познания, определяет, что подлежит осмыслению и исследованию. Так экономика XX века как объект изучения разительно отличается от хозяйства античного общества. С этим связана важная особенность экономической науки, которая отличает её от большинства областей естествознания. Мир экономики – это необратимо изменчивый историко-хозяйственный контекст развития экономической мысли.
Мир науки диктует с помощью каких инструментов и методов осуществляется процесс познания. Каждая эпоха вырабатывает свои особые представления о том, какие знания следует считать научно обоснованными, какие методы – эффективными. В Новое время решающее влияние на такие представления оказывали науки-лидеры – в разное время ими были математика, астрономия, физика. Практика этих наук становится нормой, эталоном научности, и общественный авторитет других отраслей знания нередко зависел от их способности следовать принятому эталону. У наук-лидеров заимствовались методы анализа, способы аргументации и стиль изложения научных трактатов. Мир науки вбирает в себя «дух эпохи» и служит историко-культурным контекстом эволюции экономической мысли.
Мир идеологии и политики определяет, каким целям должно служить познание, какими установками и критериями следует руководствоваться при отборе конкретной тематике исследований. Многообразие и сложность окружающего нас мира таковы, что предметная область практически любой отрасли науки неисчерпаема, а процесс её познания – бесконечен. И напротив, каждое конкретное исследование, деятельность отдельного ученого неизбежно конечны – по тематике, решаемым задачам. Это означает, что в науке всегда действуют механизмы отбора тематики исследований. Естественно, что такие механизмы не могут не отражать представленные в обществе экономические и политические интересы, социальные идеалы.
Сочетание этих контекстов образует среду, в которой действую люди, авторы новых экономических наблюдений, новых идей, теорий. Какие из контекстов более важны, какие – менее каждый из них определяет по-своему, в зависимости от обстоятельств жизни, личных убеждений и пристрастий. Именно здесь источник субъективного, непредсказуемого начала в истории экономической мысли.
С выделением экономики в отдельную отрасль в дело вступает фактор научного сообщества. Развитие науки перестает быть делом энтузиастов. В рамках научного сообщества более регулярным становится профессиональное общение, быстрее распространяются новые идеи и данные о результатах исследований, усиливается нацеленность научного поиска на получение новых знаний. Складывается ещё один контекст развития экономической мысли – внутренаучный, требующий, чтобы новые идеи в споре с ранее доказанными истинами проходили испытание на новизну, оригинальность и значимость.
Первые
научные школы.
Первоначально
и на протяжении многих столетий экономическая
мысль была частью морально-философских
представлений традиционного
Мощным импульсом к развитию экономических знаний стала международная торговля. В XVI-XVII веках её проблемы пробудили внимание общественности многих стран к вопросам экономической политики. Это вело к формированию общественного самосознания вокруг национально-государственных экономических интересов. В спорах об экономической политике создавались базовые экономические понятия, и рождалось понимание того, что в экономике, как в естественной науке, действуют объективные законы, без познания и учета которых никакой политик не может рассчитывать на успех своих начинаний.
К началу XVIII века отрывочные знания о взаимосвязях и закономерностях в экономических отношениях стали складываться в первые теоретические системы. Пионерами новой науки – политической экономии стали автор первого развернутого теоретического трактата ирландец Ричард Кантильон, лидер первой научной школы «экономистов» француз Франсуа Кенэ и, наконец, шотландец Адам Смит – первый классик экономической науки, мыслитель, благодаря которому политическая экономия заняла достойное место в системе наук.
Следующий этап в развитии экономической мысли начался в середине XIX века, когда после нескольких десятилетий неоспоримого лидерства классической политэкономии многие её постулаты и выводы стали подвергаться сомнению. Вся последующая эволюция экономической науки происходила уже в условиях сосуществования и параллельного развития конкурирующих научных школ. Первыми оппонентами классической политэкономии стали экономическая теория Карла Маркса и немецкая историческая школа.
Начало
современных экономических
учений.
С точки зрения современных исследований 1870-е годы образуют естественный рубеж в развитии экономических учений. Именно в это время получили широкую известность идеи предельного анализа, эпизодически возникавшие, но не востребованные экономистами в предшествующие десятилетия. «Маржиналистская революция», как её впоследствии назвали, изменила облик экономической теории, её метод и даже предмет. Взаимосвязанные предпосылки рационального (максимизирующего) поведения и равновесной (оптимальной для участников) ситуации дали возможность применить в экономической науке математические методы анализа. Первоначально использованный в теории ценности аппарат предельных величин вскоре распространился на другие области и позволил экономистам, изучающим различные проблемы, найти «общий язык». В разных версиях – австрийской, лозанской, англо-американской – маржинализм имел свои особенности, впоследствии обогатившие микроэкономическую теорию. Так возникли лозанская теория общего равновесия, австрийская трактовка проблем неопределенности. Примерами распространения маржиналистского метода с теории ценностей на другие области являются теория благосостояния и теория распределения дохода, а примером проблемы, плохо поддающейся маржиналистскому равновесному подходу, служит теория предпринимательства и прибыли. Несколько особняком в этот период выступила денежная теория.
Начиная
с 1890-х годов маржиналистская (неоклассическая)
теория в маршаллианском и вальрасианском
вариантах стала в большинстве
стран господствующей ортодоксией.
Пожалуй, наиболее сильную оппозицию
ей вначале составил американский институционализм,
продолживший традиции исторической школы
и отчасти маркизма.
Русская
мысль досоветского
периода.
Период с XVII века до 20-х годов XX века включительно представляет практически все наиболее значимые направления в русской экономической мысли. Большие временные рамки и многообразие проблем, точек зрения и подходов, безусловно, затрудняют восприятие данного периода как целого. Однако национальная школа экономической мысли, несмотря на существующее в ней многообразие, обладает некоторой общей спецификой.
Специфика
русской экономической мысли
заключается в том, что она
во многом была, хотя и самобытным, но
откликом на процессы, происходящие в
европейской науке, а её самобытность
проявлялась в выраженной практической
и социальной направленности. Важнейшим
вопросом, который в различной его трактовке
русские экономисты обсуждали в течение
многих десятилетий в дореволюционном
периоде, был вопрос о социальном переустройстве
общества и в связи с этим о судьбе капитализма
в России, который в изменившихся политических
условиях трансформировался в вопрос
о социализме как о реальной хозяйственной
системе. Споры по вопросу о социальном
переустройстве и судьбе капитализма
никогда не укладывались в рамки расхождений
между школами экономической науки, а
затрагивали области социальной философии,
истории, религии и в то же время существенным
образом повлияли на собственно экономические
исследования. Уже в спорах между русскими
меркантилистами и физиократами можно
увидеть истоки будущих расхождений по
данному вопросу, а противостояние славянофилов
и народников, с одной стороны, и народников
и марксистов – с другой, задало сложную
палитру экономического дискурса во второй
половине XIX – начале XX века. НЕ случайно
лишь очень не многие русские экономисты
обратили внимание на маржинализм и увидели
в нем положительное явление, ещё меньше
тех, кто воспринимал его как целостную
теорию вне связи с марксистскими представлениями
о ценности или образом будущей социалистической
экономики. Сказанное не означает, что
русские экономисты не высказывали оригинальных
идей и не предлагали интересных концепций.
Достаточно вспомнить «всеобщую организационную
науку», теорию длинных волн или кнцептуальные
разработки в рамках организационно-
Хронологическая граница данного периода определена не 1917 годом, а рубежом 20 – 30-х годов. Это обстоятельство отражает представление о том, что развитие экономической мысли в 20-е годы, будучи во многом определено спецификой проблем формирующейся плановой экономики и подвержено идеологическим воздействиям, тем не менее, может рассматриваться как связанное с дореволюционным развитием экономических идей в России, а в значительной степени и с новейшими достижениями западной науки.
От
Кейнса до наших дней.
Серьезные испытания ожидали экономическую теорию в 1930-е годы. Опыт великой депрессии поставил под сомнение правомерность рассмотрения рыночной экономики как гармоничной саморегулирующейся системы, уравнивающей величины спроса и предложения на всех возможных ранках. Стало очевидным, что, если даже индивидуальные экономические агенты ведут себя рационально, совокупный результат вовсе не обязательно получается оптимальным. У макросистемы свои законы, не описываемые теорией общего равновесия. Создателем новой макроэкономической теории, объяснившей реально существовавшие депрессию и безработицу и предполагавшей необходимость активного государственного вмешательства для борьбы с ними, по праву считается Джон Мейнард Кейнс. Труд Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» фактически положила начало современной макроэкономике, оперирующей агрегатными показателями потребления, сбережения, инвестиций и т. д. Распространение этого подхода на проблемы долгосрочной экономической динамики лежало в основе современной теории экономического роста. Что касается инфляции и влияния на экономику денежной политики, то здесь проявились оппозиционные кейнсианству как теоретически, так и практически макроэкономические взгляды монетаристской школы.