История экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы: раскрытие и систематизация взглядов выдающихся экономистов, выявление взаимосвязи и преемственности идей основных теоретических школ экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть основные идеи и базовые категории различных школ и направлений экономической теории;
выяснить какие явления экономической и политической сферы стимулировали развитие экономических концепций;
в процессе рассмотрения экономических взглядов дать сравнительную характеристику основных теорий;
обозначить вклад экономистов и их школ в развитие экономической теории;
проследить взаимосвязь экономической теории и экономической политики.

Содержание

Введение.............................................................................................................................3
Глава 1. Возникновение и развитие первых теоретических школ.........................6
1.1 Первые экономические школы: меркантилизм и физиократия..........................6
1.2 Классическая школа политической экономии......................................................9
1.3 Западноевропейские школы: последователи и оппоненты политической экономии.............................................................................................................................13
Глава 2. Основные школы современной экономической теории..........................19
2.1 "Маржинальная революция". Формирование неоклассической школы..........19
2.2 Институционально-социологическое направление............................................27
2.3 Кейнсианство и его эволюция..............................................................................30
2.4. Неоклассическая экономическая школа сегодня: монетаризм и неолиберализм.................................................................................................32
Заключение......................................................................................................................35
Список использованных источников и литературы...............................................39

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая экономич. теория.docx

— 116.50 Кб (Скачать)

 

 

                                                  Оглавление

                              С.

Введение.............................................................................................................................3

Глава 1. Возникновение  и развитие первых теоретических  школ.........................6

     1.1 Первые экономические школы: меркантилизм и физиократия..........................6

     1.2 Классическая школа политической экономии......................................................9

     1.3 Западноевропейские школы: последователи и оппоненты политической                          экономии.............................................................................................................................13 

Глава 2. Основные школы современной экономической  теории..........................19

           2.1 "Маржинальная революция". Формирование неоклассической школы..........19

          2.2 Институционально-социологическое направление............................................27

         2.3 Кейнсианство и его эволюция..............................................................................30

    2.4. Неоклассическая экономическая школа сегодня: монетаризм                                             и неолиберализм.................................................................................................32

Заключение......................................................................................................................35

Список использованных источников и литературы...............................................39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     Под экономической теорией принято понимать основанное на фактах, подкрепленное аргументами и обоснованиями научное обобщение процессов, происходящих в экономической жизни. Теория исходит не из заранее заданных принципов, положений, а из реальных факторов, событий, процессов. Экономическая действительность весьма многообразна, противоречива и изменчива, и экономическая наука не вправе претендовать на абсолютно точное, адекватное отражение действительных процессов и тенденций. Научное знание постигает истину лишь с известной степенью приближения и по мере происходящих в экономической жизни изменений уточняет или отбрасывает прежние представления, приходит к новым обобщениям и выводам. Конечно, никакая теория не содержит готовых рецептов, теоретические модели и логические схемы не способны указать выходы из сложной, противоречивой, неординарной ситуации. Но важно, опираясь на теорию, ранее накопленные знания, научиться решать нестандартные задачи, предвидеть ход и последствия принимаемых решений. Было бы неразумно во всех ситуациях, и особенно в критических, опираться только на собственную интуицию, игнорируя продуманное и проделанное другими; прокладывать заново пути, в свое время открытые и обустроенные экономической наукой, как бы она ни называлась, какие бы приемы и методы она не использовала. В современных условиях ни одно нормальное государство не может развивать экономику без правильной экономической политики, а последняя основывается на знании экономической теории, экономической мысли человечества, накопленной за всю его историю.

     В экономической науке существуют разные направления и школы, в основе типологии которых лежат различия в методах анализа, понимании предмета и задач исследования, общем концептуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем.

     Школы (научные школы) - содружество экономистов, которых объединяет общность исходных положений (концепций) и методологии. Для школы присущи характеристики: научная репутация, научные традиции, преемственность поколений, проверка временем, высокий уровень исследований и их оригинальность. Для школы необходимо наличие лидера-основателя, последователей-преемников и учеников преемников.

     Направление - весьма широкое понятие, под которым принято понимать не строго обозначенное единство взглядов и концепций, не концептуальную общность представителей научной школы, а, как правило, более обобщенный критерий, какую-либо одну характерную черту, особенность, ведущую тенденцию в формировании и развитии экономических взглядов. Но и это деление в значительной мере условно. В рамках одного направления может существовать несколько школ.

     Классическая экономическая теория как особая область научных знаний возникла в период разложения феодализма и зарождения капитализма. Эта теория формировалась и утверждалась под названием политической экономии, хотя нередко крупные экономисты использовали и иную терминологию. Разумеется, появлению новых теорий, созданию оригинальных работ предшествует накопление эмпирического материала, проведение исследований и обобщений в отдельных, сравнительно узких областях экономической науки и практики. Новые концепции опираются на труды и разработки предшественников; они, как правило, систематизируют и упорядочивают накопленное теоретическое богатство. Хотелось бы лишь напомнить, что появление тех или иных  взглядов и концепций всегда тесно связано с объективными условиями, потребностями и интересами живой экономической практики.

     Сейчас среди  экономистов идет поиск новых  направлений экономической науки,  в которых наиболее полно учитывались  бы происходящие в обществе  перемены - изменения в технологии, структуре производства и потребления,  в современном типе работника, в распределении доходов и поведении потребителя. На развитие экономики отдельных стран все большее влияние оказывают глобальные процессы, а значит, влияют внеэкономические факторы. Это и заставляет обращать внимание на теоретическую экономическую науку, ибо без ее развития, без глубоких обобщений и выводов невозможна и прикладная наука. Практические правила и рекомендации должны основываться на теоретических положениях и выводах. Мы обращаемся к концепциям, положениям , заключениям и даже к ошибкам экономистов и политиков прошлого потому, что хотим глубже понять и осмыслить наши сегодняшние проблемы, сохранить и использовать все полезное.

     Цель нашей работы: раскрытие и систематизация взглядов выдающихся экономистов, выявление взаимосвязи и преемственности идей основных теоретических школ экономической теории.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть основные идеи и базовые категории различных школ и направлений экономической теории;
  • выяснить какие явления экономической и политической сферы стимулировали развитие экономических концепций;
  • в процессе рассмотрения экономических взглядов дать сравнительную характеристику основных теорий;
  • обозначить вклад экономистов и их школ в развитие экономической теории;
  • проследить взаимосвязь экономической теории и экономической политики.

 Объектом исследования является история экономических учений.

     Предметом исследования является эволюция взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ.

     Нами использовано хронологическое выделение основных теоретических школ и направлений, в соответствии с этим выстроена и структура нашей работы, которая включает введение, основное содержание, состоящее из двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе мы рассматриваем становление и развитие классической политической экономии (вторая половина XVI в.- конец XIX в.), которая оказала огромное влияние на все последующее развитие экономической науки. Главной задачей классической политической экономии было определение основных экономических понятий. До второй половины XIX в. внешне она сохраняла господствующее положение, но принципиально новых положений уже не было, начали свое развитие новые направления экономической науки, которые и вытеснили классическую политэкономию на рубеже XIX - ХХ вв. Таким образом, вторая глава работы посвящена этапу развития экономической теории, который принято называть современным. Он начал свое развитие рубеже XIX - ХХ вв. и продолжается по настоящее время. Основными направлениями  развития экономической мысли являются: маржинализм, неоклассическое направление, институционализм, кейнсианство.

 

    

 

 

 

Глава 1. Возникновение  и развитие первых теоретических  школ             

1.1. Первые экономические  школы: меркантилизм и физиократия. 

 

     Экономическая мысль появилась с возникновением хозяйственной деятельности людей. Но до эпохи капитализма экономические исследования носили фрагментарный характер, касались описания практической хозяйственной деятельности. Они не носили самостоятельного характера, а выступали как составная часть работ, посвященных исследованию общих проблем функционирования общества, в частности религиозных, политических, нравственных, так как экономика носила натуральный характер с незначительными элементами товарно-денежных отношений. Экономическая мысль философов и религиозных деятелей не достигла достаточного уровня для систематизации экономических идей и не могла обеспечить становления отдельной отрасли науки, а именно, экономической теории. Ситуация кардинально меняется с началом развития капиталистических экономических отношений. Этот процесс начал развиваться  в Европе в  XV-XVI вв., в эпоху великих географических открытий, в эпоху первоначального накопления капитала. Исторически и логически первоначальный капитал выступает в форме торгового и денежного капитала. Открытие новых территорий и захват колоний чрезвычайно ускорили процесс формирования национальных торгово-денежных капиталов, что в свою очередь привлекло внимание к исследованию закономерностей в сфере торгово-денежного обращения. И именно анализ экономических явлений и систематизация результатов этого анализа позволяет говорить о появлении первых теоретических школ и становления экономической теории.

     Меркантилизм

     Первая в истории экономической мысли школа - меркантилизм (Markante (итал.) - купец, торговец) возникла в первой половине XVI века и господствовала в экономической науке до XVIII века.

     Особую популярность среди меркантилистов имели Томас Ман (1571-1641 гг.) - английский экономист, передал свой опыт в двух небольших сочинениях: "Рассуждение о торговле в Англии с Ост-Индией" и "Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства".

   Антуан Монкретьен де Ваттевиль ввел в научный оборот термин "политическая экономия". С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась как политическая экономия.

Экономическая политика, предложенная Т. Маном, получила название политики протекционизма, или политики защиты национального рынка. Она сводится к ограничению импорта и поощрению экспорта. Т. Ман предлагал следующие меры: введение протекционистских тарифов на импортные товары, квот, экспортных субсидий и налоговых льгот экспортерам. Поскольку эти меры реализуются при помощи государства, поэтому представители и раннего, и позднего меркантилизма само собой разумеющимся считали активное вмешательство государства в экономические процессы.

           Отличительные особенности меркантилизма:

  • исключительное внимание к сфере обращения,  рассмотрение денег как абсолютной формы богатства;
  • отнесение к производительному только труда , занятого в отраслях, работающих на экспорт;
  • обоснование экономической роли государства;
  • убеждение, что превышение экспорта над импортом является показателем экономического благосостояния страны.
  • меркантилисты не стеснялись защищать политику “разори соседа” и выступать за сокращение внутреннего потребления как цели национальной политики.1

     Политика меркантилизма  проводилась в XV-XVIII веках во всей Европе и состояла из следующих направлений: накопление денег, протекционизм и государственная регламентация хозяйства. Эта политика не могла быть другой в период становления абсолютистских государств, создания национальных хозяйств. Ускоренное капиталистическое развитие было возможно только в национальных рамках и во многом зависело от государственной власти, которая содействовала накоплению капитала и тем самым хозяйственному росту.  Своими взглядами меркантилисты выражали подлинные закономерности и потребности экономического развития.

     Физиократия.

     Во Франции в первой половине XVI века возникла школа физиократов. "Физиократы" - название, которое они получили в дальнейшем, сами себя они называли "экономистами". Название, данное этой школе более поздними исследователями отнюдь не случайно, т.к. точно отражает суть их экономических воззрений. Слово "физиократы" ведет свое происхождение от двух латинских слов - "физиос" (природа) и "кратос" (власть). 
 И действительно, источник богатства и процветания нации физиократы видели исключительно в развитии сельского хозяйства.  Основоположником и главой этой школы был Франсуа Кенэ (1694-1774), написавший труд по экономической теории  «Экономические таблицы» (1758). Он не только сформулировал основные теоретические положения, но также экономическую и политическую программу физиократизма.  Надо сказать, что в определенной мере физиократизм представлял собой реакцию на меркантилистскую политику , политику поощрения и развития мануфактур  при полном пренебрежении сельским хозяйством. Физиократы объявили сельское хозяйство единственной отраслью, создающей богатство страны. Они настаивали на том, что именно постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех других форм богатства, обеспечивают занятие всем видам профессий, способствуют благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации. Физиократы подробно разработали учение о "чистом продукте". Под чистым продуктом они понимали избыток продукции, полученной в земледелии, над издержками производства.2 И на их стороне была сама очевидность, ибо нигде прирост продукции не демонстрируется столь наглядно, как в сфере животноводства и растениеводства. 
     Физиократы утверждали, что в промышленности существует лишь потребление, промышленность объявлялась "бесплодной отраслью" по причине того, что там лишь преобразовывалась форма продукта, данного природой. Впервые в истории экономической мысли они отнесли к производительному труду только труд, который создает чистый продукт. Соответственно, согласно их воззрениям, только труд, занятый в сфере сельского хозяйства является производительным, а труд в других сферах народного хозяйства является непроизводительным или "бесплодным".3 
 Для физиократов идея "естественной" закономерности общественной жизни, основанной на принципах "естественного права" позволили А.Смиту сказать, что физиократическая система есть "наилучшее приближение к истине из опубликованного до сих пор на предмет политической экономии.4

 

1.2 Классическая  школа политической экономии.

Информация о работе История экономической мысли