Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:14, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа «Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия» состоит из трех глав, введения, заключения, приложения и библиографического списка. Во введении раскрыты актуальность темы, определены объект и предмет дипломного исследования, обоснованы практическая значимость темы, сформулированы основная цель и главные задачи решаемые в ра¬боте и являющиеся предметом защиты, так же указаны методы сбора и обработки

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности……………………….....7
1.2. Методы анализа конкурентоспособности…………………………………10
1.3. Виды конкурентов и стратегии конкурентной борьбы ………………..…24
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «КУМЗ»
2.1. Положение ОАО «КУМЗ на рынке алюминиевых полуфабрикатов……36
2.2. Анализ основных конкурентов ОАО «КУМЗ»……………………………43
2.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ОАО «КУМЗ ………………………………………………………………………...…..57
3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОАО «КУМЗ»
3.1. Анализ финансово-экономических показателей ОАО «КУМЗ»………….62
3.2. Экономическое обоснование рекомендаций……………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..70
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..77

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ выложить.doc

— 489.50 Кб (Скачать)

Поступления от реализации товаров(табл.6), приведенные в таблице, демонстрируют уверенный рост, что в процентном соотношении составило 121,9 % 2008 к 2007.  Валовая прибыль (превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению) также демонстрирует рост, что в процентном соотношении составило 187,3 % 2008 к 2007. Чистая прибыль из которой выплачиваются дивиденды акционерам, производятся реинвестиции в производство и формирование фондов и резервов уменьшилась и составила 19,8 % к 2007 году. В 2008 году снизилась рентабельность активов до 10,95% в год, что сказалось на инвестиционной привлекательности  компании.  Рентабельность собственного капитала за предыдущие годы не рассчитывалась по причине его отсутствия, но в 2008 году она составила 20,82 %.  Оборачиваемость капитала  снизилась и составила 96,2 % 2008 к 2007, что соответственно увеличило число дней оборота капитала, замедление оборачиваемости капитала потребует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции, что негативно скажется на конкурентоспособности предприятия.

В 2008 году объем производства продукции (рис.12) составил 117292 тонны, что превышает уровень предыдущего года на 6831 тонну. 

В 2008 году выпуск товарной продукции в денежном выражении (рис.13) составил 13,2 млрд. руб., что на 22,9% выше прошлогоднего уровня. Экспортной продукции выпущено на сумму 7,0 млрд. рублей. Доля экспорта составила 53,4% от общего объема товарной продукции. В 2007 году доля экспорта была 54,2%. Фонд оплаты труда уменьшился на 11,2% и составил 983,1 млн. рублей. Среднесписочная численность в 2008 году уменьшилась на 780 человек и составила 4794 человека. В декабре текущего года среднесписочная численность составила 4737 человек. Среднемесячная зарплата увеличилась в сравнении с предыдущим годом на 14,9% и достигла17091 рубля на человека. Производительность труда увеличилась с 19,82 до24,47 тонны на одного работающего в год или на 23,5%. Затраты на один рубль товарной продукции в 2008 году составили 0,95 рубля против 1,01 рубля в 2007 году.

 

Рис.12

 

Рис.13

 

Все выше изложенные данные свидетельствуют о положительной динамике работы предприятия, что выразилось в повышении объема производства продукции и снижении затрат.

Таблица 7

Ликвидность эмитента

Наименование показателя

2006 год

2007 год

2008 год

Отклонение

2008 к 2007

2008 к 2007,%

Собственные оборотные  средства, тыс.руб.

- 1 799 523

542 666

730 017

187 351

134,5

Коэффициент автономии  собственных средств

- 0,22

0,53

0,53

0

100,0

Индекс постоянного  актива

- 1,95

0,71

0,70

-0,01

98,6

Текущий коэффициент  ликвидности

1,00

1,38

1,38

0

100,0

Быстрый коэффициент  ликвидности

0,34

0,58

0,69

0,11

119,0


 

Коэффициент автономии за 2008 год остался прежним, что свидетельствует о прежнем уровне долгосрочных обязательств предприятия и независимости предприятия от заемных средств. Рекомендуемое значение которого должно быть не меньше 0,5, что в последние два года соответствует норме.

Сопоставив приведенные  данные (табл.7) видно, что оборотные средства увеличились на 134,5% по отношению к 2007году, что является положительной динамикой деятельности фирмы.

Ликвидность предприятия может определяться с помощью показателя оценки ликвидности – коэффициенты быстрой, текущей ликвидности. Проанализируем эти коэффициенты на конец года за каждый период.

1. Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается как отношение денежных средств и ликвидных ценных бумаг, активов к сумме краткосрочных обязательств. Нормальное ограничение этого коэффициента находится в диапазоне от 0,7 до 1. Он отражает прогнозируемые платежные способности организации при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. В нашем случае коэффициент далек от идеала, но в сравнении с 2006 годом наблюдается положительная динамика.

2. Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение всех оборотных средств (текущих активов) за вычетом НДС по приобретенным ценностям и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной, даты к текущим обязательствам. Нормальным значением для данного показателя считается >2. Выполнение этого норматива организацией означает, что на каждый рубль краткосрочных обязательств приходится не меньше двух рублей ликвидных средств. Величина нашего показателя равна 1,38, что значительно ниже нормативного уровня, причем наметилась тенденция его к понижению. Невыполнение установленного норматива создает угрозу финансовой нестабильности компании из-за различной степени ликвидности активов и невозможности их быстрой реализации в случае, если несколько кредиторов обратятся одновременно.

Таблица 8

Основные показатели по потреблению энергоресурсов в 2008 году:

Показатели

Ед. изм.

2006

2007

2008

2008 к 2007, %

Потребление электроэнергии

млн. кВтч

356,042

390,980

396,961

101,53

Потребление заявленного  максимума нагрузки (среднемесячное значение)

МВт

46,4

49,4

-

-

Выпуск товарной продукции

тонн

90 960

110 461

117 292

106,18


 

Увеличение потребления  электроэнергии (табл.8) за 2008 год в целом по заводу обусловлено пуском  в эксплуатацию оборудования ЗАО «Чкаловский», трех индукционных плавильных печей в цехе № 31 и печей светлого отжига в цехе №2.  Кроме того, увеличился выпуск более энергоемкой продукции. Это дает превышение потребления электроэнергии в 2008г. по сравнению с 2007г. на 1,53%. При этом удельный расход электроэнергии  в  2008г снизился на 4,41% при росте выпуска товарной продукции на 6,18%. 

Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия показал, что ОАО "КУМЗ" по итогам 2008 года получило чистую прибыль в размере 489 043 тыс. руб., объём реализации продукции составил 13 163тыс. руб. В сравнении с 2007 годом наблюдается снижение показателей рентабельности хозяйственной деятельности ОАО "КУМЗ", но в перспективе положение предприятия будет только упрочняться.

 

3.2. Экономическое обоснование  рекомендаций

 

В качестве рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия предлагается периодическое (ежегодное) исследование степени осведомленности об ОАО «КУМЗ» и его продукции у фактических клиентов. Исследование степени осведомленности основных заказчиков предприятия об ОАО «КУМЗ» и его продукции предполагается с использованием  периодического Интернет опроса. Это позволит более точно выявить специфические потребности потребителей. На основе итогов опроса будет произведена корректировка политики продвижения продукции ОАО «КУМЗ».

Анкетированию подлежат постоянные клиенты ОАО «КУМЗ» -   74 завода - заказчика. В исследовании применяется специально разработанный  комплекс вопросов, сформулированный в анкете (Приложение 1) – инструментарии маркетингово исследования.

Преимущества Интернет анкетирования:

- минимальные расходы;

- легкость в обработке  информации;

- возможность провести  перепись в кратчайшие сроки.

Анализ ресурсного обеспечения  показал, что почти все ресурсы, необходимые для реализации проекта (интеллектуальны, материальные, финансовые, профессиональные, правовые, управленческие, информационные), имеются у организации в наличии. Однако придется обратиться к услугам сторонних лиц для консультирования.

Стоимость маркетингового исследований проведенного силами маркетингово отдела отнесем к постоянным хозяйственным расходам.

Анализ информационно-рекламных  материалов показывают, что стоимость  маркетинговых исследований - величина непостоянная, зависящая от самых  разнообразных условий. Поэтому  приведенные сведения о ценах  могут быть только начальными ориентирами при заключении договоров.

Таким образом, общая стоимость проекта (табл.9) составляет 3,1 тыс. рублей. В данном случае смета расходов  проекта является предварительной  (оценочной). 

Таблица 9

Смета проведения  периодического анкетного опроса

Наименование работ

Плановая стоимость  в тыс.руб.

Оплата работы специалиста  для консультирования персонала.

2-3,2

Оплата Интернета

0,5

Итого: (тыс.руб.)

≈ 3,1


 

Проблема, взятая для  проекта актуальна на ОАО «КУМЗ», т.к. для занятия места лидера рынка ОАО «КУМЗ» необходимо использовать все возможности, и в первую очередь проанализировать информированность уже имеющихся клиентов об ОАО «КУМЗ», ассортименте компании и факторов влияющих на выбор заказчика. Реализовав этот проект мы решим проблему снижения объемов заказов вызванную кризисом, и сможем вырваться на лидирующие позиции в своей производственной группе.

Абсолютно точно  определить эффективность проекта не представляется возможным.

Расчет экономической  эффективности анкетирования производится на основании фактических данных, получаемых предприятием после проведения анкетирования, анализа и мероприятий проведенных предприятием.  Экономическая эффективность анкетирования определяется исходя из изменений в товарообороте предприятия, наступающих в следствии рекомендаций вынесенных из анализа анкет.

Об экономической  эффективности анкетирования можно  судить по экономическому результату, достигнутому от применения рекомендаций вынесенных в ходе анализа проведенного анкетирования. Экономический результат определяется соотношением между прибылью от дополнительного товарооборота, полученного   от реализации вынесенных рекомендаций и     расходами     на     них.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Раскрывая тему дипломной работы, были сделаны следующие выводы:

- для ОАО «КУМЗ» основным рынком остаётся экспорт, т.к. потребление алюминия на душу населения на западных рынках в 7 раз выше, чем в России;

- в отличие от ОАО «СМЗ» структура выпуска готовой продукции ОАО «КУМЗ» распределена иначе в сравнении с ОАО «СМЗ», у ОАО «КУМЗ» лидируют два вида производства, прокатное и прессовое. Что является фактором повышенной устойчивости предприятия к изменениям спроса на определенный вид продукции;

- доля СМЗ на внутреннем рынке выше, чем у КУМЗа и составляет 39% и 37% соответственно. Но за последние годы видна явная динамика роста присутствия на внутреннем рынке ОАО «КУМЗ». В 2008 году ОАО «КУМЗ» достиг лучших за результатов за последние 16 лет. Доля ОАО «КУМЗ» в российской продукции, в секторе глубокой переработки алюминия, превысила 30-процентный уровень. Это лучший показатель последних десятилетий в истории завода, что подчеркивает правильность выбранных приоритетов рыночного продвижения и позиционирования предприятия, его специализацию в отношении удовлетворения запросов высокотехнологичных отраслей;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия показал, что ОАО "КУМЗ" по итогам 2008 года получило чистую прибыль в размере  489 043 тыс. руб., объём реализации продукции составил 13 163тыс. руб. В сравнении с 2007 годом наблюдается снижение показателей рентабельности хозяйственной деятельности ОАО "КУМЗ", но в перспективе положение предприятия будет только упрочняться;

- ОАО «КУМЗ» на  рынке является компанией №2, и его стратегия, стратегия  претендента на лидерство. ОАО «КУМЗ» занимает места, не охваченные конкурентом-лидером (прессовая продукция). В стратегии расширения ассортимента продукции ОАО «КУМЗ» атакует, предоставляя покупателям широкий выбор продуктов (шире, чем у СМЗ). Стратегия инноваций реализуется благодаря долгой и плодотворной совместной работе с ВИЛСом (Всероссийский институт легких сплавов), и ВИАМом (Всероссийский институт авиационных материалов). Стратегия снижения издержек производства проводится с помощью специально разработанных и реализуемых программ, помогающих  снизить издержки производства, увеличить эффективность закупок, снизить затраты на рабочую силу.

На основе полученных выводов можно выделить ряд направлений деятельности, способствующей повышению конкурентоспособности предприятия:

1. Поддерживать качество продукции, продолжить сертификацию продукции и производства на соответствие международным стандартам.

2. Отслеживать изменение  спроса и анализировать  риски,  с которыми сталкивается предприятие  в процессе производства и  продвижения товара на внутреннем и внешнем рынке.

3. Расширить ассортимент,  сохраняя сбалансированность продуктового  портфеля.

4. Исследовать степень  осведомленности об ОАО «КУМЗ»  и его продукции у фактических  клиентов.

Об экономической  эффективности анкетирования, выбранного в качестве рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия, можно судить по экономическому результату, достигнутому от применения рекомендаций вынесенных в ходе анализа проведенного анкетирования. Но т.к. расчет экономической эффективности анкетирования производится на основании фактических данных, то абсолютно точно определить эффективность проекта не представляется возможным.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия