Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:14, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа «Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия» состоит из трех глав, введения, заключения, приложения и библиографического списка. Во введении раскрыты актуальность темы, определены объект и предмет дипломного исследования, обоснованы практическая значимость темы, сформулированы основная цель и главные задачи решаемые в ра¬боте и являющиеся предметом защиты, так же указаны методы сбора и обработки

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности……………………….....7
1.2. Методы анализа конкурентоспособности…………………………………10
1.3. Виды конкурентов и стратегии конкурентной борьбы ………………..…24
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «КУМЗ»
2.1. Положение ОАО «КУМЗ на рынке алюминиевых полуфабрикатов……36
2.2. Анализ основных конкурентов ОАО «КУМЗ»……………………………43
2.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ОАО «КУМЗ ………………………………………………………………………...…..57
3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОАО «КУМЗ»
3.1. Анализ финансово-экономических показателей ОАО «КУМЗ»………….62
3.2. Экономическое обоснование рекомендаций……………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..70
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..77

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ выложить.doc

— 489.50 Кб (Скачать)

Поставки продукции  ОАО "КУМЗ" осуществляются в следующие зарубежные страны: США, Канада, Бразилия, Франция, Германия, Швеция, Финляндия, Италия, Испания, Греция, Индия, Китай, Тайвань, Сингапур,

 

Рис. 7

 

Южная Корея, Австралия, Турция. Более 50% продукции отправляется на экспорт, в первую очередь, в США и Европу (табл. 3, и рис.7).

Таблица 3

Процентное соотношение России и экспорта с 2003 по 2008 гг.

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Внутренний рынок

12%

14%

20%

25%

30%

40%

Экспорт

88%

86%

80%

75%

70%

60%




 

 

 Рынки сбыта продукции  ОАО «КУМЗ»:

- Рынок Западной Европы:

Структура потребления  алюминиевых полуфабрикатов на рынке  Западной Европы

27% - строительство 

21% - упаковка

17% - транспортное 

13% - склад

5% - потребительские товары

14% - машиностроение

3% - прочее

- Рынок США:

Структура потребления  алюминиевых полуфабрикатов на рынке  США

33% - упаковка 

24% - строительство

10% - автомобилестроение

3% - электроэнергетика

3% - транспорт

4% - машиностроение

8% - потребительские товары

15% - другие.

Факторы, влияющие на объем  сбыта ОАО “КУМЗ”

Рынок России: 

- высокая конкуренция  между российскими производителями  алюминиевых полуфабрикатов, а именно: Открытое акционерное общество  «Ступинская металлургическая компания»  (ОАО «СМК»),  Alcoa Rus  (Открытое акционерное общество «Самарский металлургический завод», Открытое акционерное общество «Бело-Калитвинское металлургическое производственное объединение»), Открытое акционерное общество “Красноярский металлургический завод” (ОАО «КраМЗ»);

- возможность изготовления эксклюзивной продукции (кузнечно-прессовое производство и производство испарителей);

- наличие пакета заказов  на директивную продукцию.

Экспорт:

- высокая конкуренция  между российскими производителями  алюминиевых полуфабрикатов при  поставках своей продукции на экспорт;

- высокая конкуренция  со стороны местных производителей.

Выводы из проведенного анализа рынков: основным рынком остаётся экспорт, т.к. потребление алюминия на душу населения на западных рынках в 7 раз выше, чем в России. В  сложившейся  ситуации экономического кризиса рост потребления на зарубежных рынках снизился, зато при поддержке государства увеличились заказы внутри страны в частности для авиации.

Рассмотрев в теоретической  части виды и стратегии конкурентной борьбы, а так же на основе материалов предоставленных ОАО «КУМЗ», можно сказать, что ОАО «КУМЗ» на рынке является компанией №2, и его стратегия, стратегия претендента на лидерство. В фланговом наступлении ОАО «КУМЗ» занимает места, не охваченные конкурентом-лидером (прессовая продукция). В стратегии расширения ассортимента продукции ОАО «КУМЗ» атакует, предоставляя покупателям широкий выбор продуктов (шире, чем у СМЗ). Стратегия инноваций реализуется благодаря долгой и плодотворной совместной работе с ВИЛСом (Всероссийский институт легких сплавов), и ВИАМом (Всероссийский институт авиационных материалов). Стратегия снижения издержек производства проводится с помощью специально разработанных и реализуемых программ, помогающих  снизить издержки производства, увеличить эффективность закупок, снизить затраты на рабочую силу.

Общая ситуация по предприятиям отрасли характеризуется влиянием следующих обстоятельств:

С учётом заявленных производителями  планов на 2009 год конкурентная борьба на внутреннем рынке будет только усиливаться, так как заявляемый прирост выпуска продукции предприятиями отрасли превышает планируемый общий рост внутреннего потребления.

 

2.2. Анализ основных  конкурентов ОАО «КУМЗ»

 

ОАО «Самарский металлургический завод» - крупнейший в России производитель  и поставщик полуфабрикатов из алюминиевых  сплавов. Традиционные потребители  – аэрокосмическая, судостроительная, упаковочная, нефтегазодобывающая, авиационная промышленность, транспортное машиностроение.

Основным видом хозяйственной  деятельности ОАО «СМЗ» является производство алюминиевого проката, включающее в себя всю номенклатуру высокого передела. Общество производит для продаж на внутреннем и внешнем рынках продукцию четырех своих бизнес-юнитов:

- прокатного: рулоны, листы,  плиты, лента окрашенная, лента  баночная (корпусная), лента консервная;

- плавильно-литейного:  мелкая и крупногабаритная чушка  из алюминиевых сплавов;

- кузнечного: штамповки-поковки;

- прессового: прутки, профили, панели, трубы, полосы, квадраты, шестигранники.

Основные результаты

В 2008году производство товарной продукции выросло на 3,1 млрд. руб. или 20,8 % по сравнению с 2007 годом и составило 17,8 млрд. руб. против 14,7 млрд. руб. в 2006 году. Объем выпуска проката увеличился на 3 325,6 тн или 1,8 % с 185 341 тн в 2007 г. до 188 666,6 тн в 2008г. При этом увеличение выпуска проката произошло на внутреннем рынке и снижение по продукции экспортного рынка:

- на внутреннем рынке на 2,9 млрд.руб или 49 % (6,0 млрд. руб. в 2007г и 8,9 млрд. руб. в 2008г) при увеличении выпуска проката на 11 510 тн - 14,6 % с 78 723,7 тн в 2006г. до 90 233,7 тн в 2008г;

- на экспортном рынке на 0,1 млрд. руб. или 1,5% (8,7 млрд. руб. в 2006г – 8,9 млрд. руб. в 2008г) при снижении выпуска проката на 8 184,4 тн и – 7,7% с 106 617,3 тн в 2006г до 98 432,9 тн в 2008г (табл.4, рис.8).

 

Рис. 8

Таблица 4

Структура выпуска товарной продукции ОАО «СМЗ» за 2008 год

Наименование продукции

в натуральном выражении (%)

в  стоимостном выражении (%)

Производство алюминиевого проката и изделий из него

100

100

в том числе:

- литейное производство

0,6

0,5

- прокатное производство

87,3

81,3

- прессовое производство

11,3

15,8

- кузнечное производство

0,8

2,4


 

Выручка от реализации в 2008 году составила 17,2 млрд.руб. По сравнению с 2007 годом выручка от реализации увеличилась на 3,1 млрд.руб. (14,1 млрд. руб – в 2006 году) или 22,3 %. Увеличение выручки от реализации произошло за счет увеличения объемов производства на 0,3 млрд. руб. и за счет роста цен на 2,8 млрд. руб. (необходимо отметить, что в 2008 году произошло значительное снижение производства и реализации продукции из давальческого сырья с 20 336,3 тн в 2007 году до 2 705,1 тн в 2008 году, что тоже повлияло на данный фактор). Основная часть выручки (81,3%) поступила от реализации плоского проката и составила 14 млрд. руб. (159 861,7 тн), рост по сравнению с 2007 годом   составил 2,5 млрд.руб. или 21,8 % (за 2007 год - 11,5 млрд. руб. и 155 744,8 тн).

По сравнению с 2007 годом удельный вес продукции литейного производства в реализации продукции снизился с 0,5% (75,4 млн. руб.) до 0,2% (40,4 млн. руб.).

Снизился в структуре  реализации ОАО СМЗ и удельный вес продукции прессового производства с 16,1% в 2007 году до 16,0 % в 2008 году, хотя в абсолютном выражении объем реализации продукции прессового производства увеличился на 0,5 млрд. руб и 163 тн и составил 2,8 млрд. руб. и 21 274 тн против 2,3 млрд.руб. – 21 111 тн в 2006 году.

Значительно увеличилась в 2008 году реализация кузнечной продукции по сравнению с 2007 годом - на 73,8% и составила 415 млн. руб. против 238,8 млн. руб. в 2007 году, удельный вес продукции кузнечного производства в реализации ОАО СМЗ увеличился на 0,7% (с 1,7% до 2,4%).

Себестоимость реализованной продукции в 2007 году составила 19,1 млрд. руб. По сравнению с 2007 годом себестоимость реализованной продукции возросла на 3,8 млрд. руб. Увеличение себестоимости по сравнению с прошлым годом обусловлено, прежде всего,

- увеличением объемов реализации на 2 %;

-  ростом цен на  основные виды сырья в связи  с ростом LME;

- ростом тарифов на  энергоносители;

- ростом цен на вспомогательные  материалы;

-  большим количества  брака;

-   увеличением затрат  на ремонты в связи с изношенностью  имеющегося у предприятия оборудования, зданий и сооружений;

-  большие средства  вкладываются в обновление и  модернизацию производства.

В результате роста затрат себестоимость одной тонны производства проката возросла на 18 937 руб/тн по сравнению с 2007 годом и составила 104 719 руб/тн против 85 782 руб/тн в 2007 году.

Темп роста расходов в 2008 году превысил темпы роста выручки (доходов) от реализации проката, вследствие чего рентабельность реализованной продукции снизилась на 1,9 % в 2008 году по сравнению с 2007 годом.

Основной деятельностью  ОАО «СМЗ» является производство и реализации продукции и полуфабрикатов из алюминиевых сплавов. Основными  покупателями продукции являются Алкоа  на экспортном рынке и ООО «Алкоа Рус» на внутреннем рынке.

В общем объеме продаж полуфабрикатов из алюминиевых сплавов в 2008г (рис.9). Доля экспортных продаж составила 54,1% (97,6 тыс. тн), доля продаж на внутренний рынок – 45,9% (82,9 тыс. тн).

 

Рис. 9

 

Рис. 10

 

Помимо реализации продукции  и полуфабрикатов ОАО «СМЗ» в 2008г. оказывало услуги по переработке давальческого сырья для ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск». Объем отгрузки продукта переработки составил 2,7 тыс.тн.

Основную долю продаж на экспорт в 2008г. составили продажи  рулонов 36,4% (35,57 тыс.тн), (рис.10) и продажи листового проката -26,1% (25,48 тыс.тн).

За 2008 год общая величина активов выросла на 2,1 млрд. руб. и  по итогам года составила 15,464 млрд. руб. Величина внеоборотных активов в 2008 году возросла на 3 млрд. руб. Величина оборотных активов уменьшилась на 0,9 млрд. руб. В результате произошли изменения в структуре активов баланса – доля оборотных активов уменьшилась с 71,2% до 55,8%. Собственные оборотные средства уменьшились на 1,2 млрд. руб. и на конец года составили 6 млрд. руб.

ОАО «СМЗ» проводит полное модернизирование прокатного производства, так к примеру:

В 2008 году выполнялись проекты модернизации и восстановления оборудования, и проекты, направленные на поддержание производства. В 2008 году были завершены важные для прокатного производства проекты:

-модернизированы системы  центрирования полосы и системы  контроля прохождения шва на  линиях лакирования для обеспечения  снижения отбраковки лент и  повышения выходов годного;

-модернизирована система  управления линии продольной  резки «Георг» для повышения стабильности и надежности работы оборудования;

-проведен капитальный  ремонт КАПЗ-1 для обеспечения  выполнения заказов на специальные  листы для военно-промышленного  комплекса России;

-установлена система  смазки правильной машины на  линии непрерывной правки «Вин-Дамирон» для повышения качества выпускаемой продукции;

-установлен новый  станок для шлифовки дисковых  ножей для финишных линий, позволяющий  обеспечить необходимое качество  выпускаемых листов и лент.

Также в 2008 году начаты проекты, планируемые к завершению в 2009 году, влияющие на увеличение производства и стабильность работы оборудования:

- капитальный ремонт трансформаторов главных приводов стана горячего проката, проект направлен на обеспечение стабильности работы стана горячего проката;

-модернизация систем управления приводами и гидравликой стана холодного проката «1800», проект направлен на повышение надежности работы оборудования и снижение отбраковки из-за отказа в работе систем стана;

-модернизация участка  шлифовки валков для станов  холодного проката, проект направлен на улучшение обеспечения валками станов холодного проката и повышения качества и точности шлифовки валков.

В 2009 году будут также  завершены проекты, начатые ранее:

-установка толкательной  газовой печи для нагрева и  гомогенизации слитков, проект направлен на увеличение мощностей по нагреву слитков баночной ленты, а также на обеспечение и улучшение их качественных параметров;

Информация о работе Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия