Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:14, дипломная работа
Дипломная работа «Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия» состоит из трех глав, введения, заключения, приложения и библиографического списка. Во введении раскрыты актуальность темы, определены объект и предмет дипломного исследования, обоснованы практическая значимость темы, сформулированы основная цель и главные задачи решаемые в ра¬боте и являющиеся предметом защиты, так же указаны методы сбора и обработки
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности……………………….....7
1.2. Методы анализа конкурентоспособности…………………………………10
1.3. Виды конкурентов и стратегии конкурентной борьбы ………………..…24
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «КУМЗ»
2.1. Положение ОАО «КУМЗ на рынке алюминиевых полуфабрикатов……36
2.2. Анализ основных конкурентов ОАО «КУМЗ»……………………………43
2.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ОАО «КУМЗ ………………………………………………………………………...…..57
3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОАО «КУМЗ»
3.1. Анализ финансово-экономических показателей ОАО «КУМЗ»………….62
3.2. Экономическое обоснование рекомендаций……………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..70
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..77
-модернизация стана
горячего проката в части
-перевод стана холодного
проката «1800» на смазочно-
Место лидера на рынке АПФ СМЗ занимает благодаря политике управляющей компании Alcoa. Основными покупателями продукции СМЗ являются Алкоа Кофем на экспортном рынке и ООО «Алкоа Рус» на внутреннем рынке, что облегчает сбыт готовой продукции. Управляющая компания Alcoa является мировым лидером в производстве первичного алюминия, алюминиевых изделий, глинозема, в управлении предприятиями, выпускающими эту продукцию, и активно работает во всех областях данной промышленности. Предприятия Alcoa расположены в 44 странах мира, компания насчитывает 122 000 сотрудников, и уже около 45 лет является частью фондового индекса Dow Jones Industrial Average. Alcoa планирует в течение ближайших лет инвестировать в СМЗ более 200 миллионов долларов на развитие технологии, а также на мероприятия по охране труда и окружающей среды, что позволит развить возможности предприятий по обслуживанию заказчиков на растущем российском рынке, а также предложить более широкий ассортимент продукции заказчикам за пределами России.
Планируется увеличение выпуска продукции прокатного производства на 11,4% по отношению к 2008 году.
В отличие от ОАО «СМЗ» структура выпуска готовой продукции ОАО «КУМЗ» распределена иначе (табл. 5). В сравнении с ОАО «СМЗ» (рис.8), в выпуске готовой продукции ОАО «КУМЗ» лидируют два вида производства, прокатное и прессовое (рис.11). Что является фактором повышенной устойчивости предприятия к изменениям спроса на определенный вид продукции.
При сравнении ассортимента выпускаемой продукции (табл.5) становится ясно, что ассортимент ОАО «КУМЗ» шире, благодаря выпуску кузнечнопрессовой продукции. Но это имеет и свои минусы, например:
- модернизация
- цикл изготовления кузнечнопрессовой продукции в среднем длиннее на семь дней;
- при большом ассортименте
в сплавах, как у ОАО «КУМЗ»
большие затраты времени при
переводе оборудования с
Таблица 5
Ассортимент выпускаемой продукции
ОАО «СМЗ» |
ОАО «КУМЗ» |
Лента |
Лента |
Листы |
Листы |
Плиты |
Плиты |
Пруток |
Прутки |
Профиль |
Профили |
Рулоны |
Рулоны |
Трубы |
Трубы |
Штамповки, поковки |
Штамповки, поковки |
- |
Раскатные кольца |
- |
Проволока |
- |
Слитки |
- |
Чушка |
Что касается сравнения по рынкам сбыта, то доля СМЗ на внутреннем рынке выше, чем у КУМЗа и составляет 39% и 37% соответственно. Доля ОАО «КУМЗ» в российской продукции, в секторе глубокой переработки алюминия, превысила 30-процентный уровень. Это лучший показатель последних десятилетий в истории завода, что подчеркивает правильность выбранных приоритетов рыночного продвижения и позиционирования предприятия, его специализацию в отношении удовлетворения запросов высокотехнологичных отраслей: авиационно-космического и нефтегазового комплексов, судостроения, атомной энергетики, транспортного машиностроения.
Но за последние годы видна явная динамика роста присутствия на внутреннем рынке ОАО «КУМЗ» (рис. 7, рис. 6). В 2008 году ОАО «КУМЗ» достиг лучших за последние 16 лет показателей.
2.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ОАО «КУМЗ»
1. Анализ динамики
сбыта в целом показал повышени
2. Анализ географии спроса выявил, что соотношение экспорта и России постепенно приходит в баланс, помимо главных экспортных направлений США и Европы, наблюдается увеличение потребления АПФ на рынках южной Америки и Азии.
3. Ключевое значение для разработки ценовой политики ОАО «КУМЗ» имеет анализ рентабельности продукции: анализ плановых, а также фактических, прямых и косвенных затрат в рамках всей маркетинговой стратегии, позволяет устанавливать соответствующие цены.
Таким образом, ОАО «КУМЗ», занимая сегодня 2-е место на рынке имеет шансы и возможности претендовать на позицию лидера в отрасли. И стратегия претендента на лидерство подходит. ОАО «КУМЗ» ведет войну, снижая издержки производства, производя эксклюзивную продукцию, расширяя ассортимент продукции, разрабатывая новые продукты, повышая уровень производства и качества продукции, проводя сертификации на соответствие международным стандартам качества. Анализ финансового положения показал, что ОАО "КУМЗ" по итогам 2008 года получило чистую прибыль в размере 489 043 тыс. руб., объём реализации продукции составил 13 163тыс. руб. В сравнении с 2007 годом наблюдается снижение показателей финансового положения ОАО "КУМЗ". В связи с мировым финансовым кризисом снижается спрос на алюминиевые полуфабрикаты, на 30-40%. До октября 2008 года отрасль развивалась довольно динамично. В условиях мирового финансового кризиса предприятие предпринимает все необходимые меры по сохранению своего потенциала и мобилизует внутренние резервы для повышения конкурентоспособности на рынке АПФ, что особенно важно при наметившемся снижении объемов производства в 4 квартале 2008 года.
Фланговое наступление представляет нападение на самые уязвимые места конкурента. Может проявляться либо в географическом смысле: фирма занимает места, не охваченные конкурентом-лидером; или сегменатационном: определяет нужды потребителей, не продуманные конкурентом и удовлетворяет их. В отличие от жесткой конкуренции компаний, конкурирующих на одном и том же рынке, эффективная фланговая атака позволяет полнее удовлетворить нужды потребителей Очевидно, что фланговая атака более эффективна, чем фронтальное наступление.
Миссия ОАО «КУМЗ»– стать приоритетным поставщиком изделий глубокой переработки из алюминиевых сплавов для ведущих мировых компаний высокотехнологичных отраслей. В первую очередь, для авиастроения. Есть утвержденная стратегия развития ОАО «КУМЗ». В ней обозначены масштабные производственные, финансово-экономические и инвестиционные рубежи, преобразования в сферах информационного обеспечения, автоматизации. Выход на эти рубежи позволит ОАО «КУМЗ» вплотную подойти к решению задачи, обозначенной в его миссии. Например, по объемам производства планируется перешагнуть лучший результат – 236 тысяч тонн алюминиевого проката, достигнутый в середине 80-х. Занять лидирующие позиции в России и в Европе по выпуску высококачественных изделий из алюминиевых сплавов. Причем, с уменьшением доли полуфабрикатов и резким увеличением поставок готовых изделий.
В рамках краткосрочного
этапа стратегии развития предусмотрено
приступить к квалификации продукции
у ведущих мировых
За весь период действия долгосрочной программы предполагается использовать сотни миллионов долларов инвестиций. Это очень амбициозная программа, которая говорит о серьезной инвестиционной привлекательности ОАО «КУМЗ».
Проводится серьезная работа по совершенствованию системы менеджмента качества. Прежде всего, подготовка и сама сертификация на соответствие требованиям МС AS 9100 в сфере авиапрома, с участием фирмы SGS. Это позволит выйти на мировой рынок авиационных полуфабрикатов. Уже сегодня ОАО «КУМЗ» связывает общая взаимовыгодная перспектива развития с такими ведущими авиакомпаниями, как Airbus, Boeing, Bombardier, Goodrich, Embraer.
С учётом заявленных производителями планов на 2009 год конкурентная борьба на внутреннем рынке будет только усиливаться, так как заявляемый прирост выпуска продукции предприятиями отрасли превышает планируемый общий рост внутреннего потребления.
Внутренний рынок в России нарастает медленно. Основные продажи – на внешнем рынке. Производственные планы КУМЗа в 2009 году предусматривают перешагнуть по объемам производства лучший результат – 236 тысяч тонн алюминиевого проката, достигнутый в середине 80-х. Пока достаточно сложно ответить на вопрос о востребованности продукции на внутреннем рынке, который, между тем, является наиболее емким.
ОАО «КУМЗ» заявляет о себе как о стабильном, надежном, открытом, гибком, качественном, мобильном, известном, престижном, динамичном предприятии.
ОАО «КУМЗ» участвует
во всевозможных общественных мероприятиях,
т.к. выставки являются одним из наиболее
эффективных средств
В 2008 году ОАО «КУМЗ» принял участие в следующих выставочных мероприятиях:
«Дни Уральской промышленности»
«Индустриальный Урал – 2008», г.Каменск-Уральский;
«МАКС 2008», г. Жуковский;
«Магистраль 2008», г. Нижний Тагил;
«Металл-Экспо 2008», г Москва;
Авиасалон «Ле-Бурже», Франция;
Предприятие проводит постоянную работу с клиентами, по основным заказчикам предприятия проводится анализ их портфеля заказов, объем потребления продукции предприятия, а также их положения на рынке. Также ведется сбор и последующий анализ отзывов потребителей о качестве продукции и упаковки, пожелания по условиям оплаты и сроках изготовления.
На основе полученных
результатов можно выделить ряд
направлений деятельности, способствующей
повышению
1. Поддерживать качество продукции, продолжить сертификацию продукции и производства на соответствие международным стандартам.
2. Отслеживать изменение спроса и анализировать риски, с которыми сталкивается предприятие в процессе производства и продвижения товара на внутреннем и внешнем рынке.
3. Расширить ассортимент, сохраняя сбалансированность продуктового портфеля.
4. Исследовать степень осведомленности об ОАО «КУМЗ» и его продукции у фактических клиентов.
3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОАО «КУМЗ»
3.1. Анализ финансово-экономических показателей ОАО «КУМЗ»
Цель анализа финансовых результатов — выявление путей, возможностей и резервов роста предприятия.
Каменск-Уральский
Таблица 6
Анализ показателей рентабельности хозяйственной деятельности
Наименование показателя |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Отклонение | |
2008 к 2007 |
2008 к 2007,% | ||||
Выручка, тыс. руб. |
8 136 430 |
11 098 303 |
13 527 370 |
2 429 067 |
121,9 |
Валовая прибыль, тыс.руб. |
1 123 283 |
1 072 650 |
2 009 268 |
936 618 |
187,3 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
6 047 |
2 465 202 |
489 043 |
23 841 |
19,8 |
Рентабельность активов, % |
0,21 |
70,78 |
10,95 |
-59,83 |
15,5 |
Рентабельность собственного капитала, % |
- |
- |
20,82 |
- |
- |
Коэффициент чистой прибыльности |
0,07 |
22,2 |
3,62 |
-18,58 |
16,3 |
Рентабельность продукции (продаж), % |
3,30 |
0,08 |
6,05 |
5,97 |
7 562,5 |
Оборачиваемость капитала |
6,84 |
5,83 |
5,61 |
-0,22 |
96,2 |
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, тыс.руб. |
- 1 133 942 |
1 362 192 |
1 859 219 |
497027 |
136,5 |
Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса |
- 0,40 |
0,39 |
0,42 |
0,03 |
107,7 |
Информация о работе Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия