Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:14, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа «Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия» состоит из трех глав, введения, заключения, приложения и библиографического списка. Во введении раскрыты актуальность темы, определены объект и предмет дипломного исследования, обоснованы практическая значимость темы, сформулированы основная цель и главные задачи решаемые в ра¬боте и являющиеся предметом защиты, так же указаны методы сбора и обработки

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности……………………….....7
1.2. Методы анализа конкурентоспособности…………………………………10
1.3. Виды конкурентов и стратегии конкурентной борьбы ………………..…24
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «КУМЗ»
2.1. Положение ОАО «КУМЗ на рынке алюминиевых полуфабрикатов……36
2.2. Анализ основных конкурентов ОАО «КУМЗ»……………………………43
2.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ОАО «КУМЗ ………………………………………………………………………...…..57
3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОАО «КУМЗ»
3.1. Анализ финансово-экономических показателей ОАО «КУМЗ»………….62
3.2. Экономическое обоснование рекомендаций……………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..70
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..77

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ выложить.doc

— 489.50 Кб (Скачать)

   Аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия:6

  1. Рейтинговая оценка.

   Рейтинговая оценка используется при целевом сравнении предприятий отрасли и/или региона.

   Для использования этого метода может использоваться следующее информационное обеспечение:

    - сведения, полученные путем интервьюирования менеджеров предприятия-заказчика (или предприятий - объектов исследования);

    - сводная финансовая отчетность предприятий - объектов сравнения;

    - фрагментарная управленческая информация в виде формализованных учетных таблиц, которые достаточно просты для заполнения. Как правило, эти таблицы в форме запроса рассылаются на предприятия - объекты сравнения.

При составлении рейтинга предприятий используется идеология  параметрического анализа, однако нормативные выводы делаются уже на базе количественного сравнения, то есть на основе выбранных показателей (коэффициентов), «взвешенных» по их относительной важности, рассчитывается совокупная балльная оценка предприятий, являющаяся базой для определения итогового места предприятия в рейтинге. Составление рейтинга осуществляется в следующей последовательности.

Определение критериев  отбора показателей для рейтинговой  оценки:

Двумя основными условиями  отбора показателей рейтинговой  оценки являются:

1. Теоретическое - они  должны отражать существенные  аспекты хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия.

2. Практическое - их можно рассчитать на основе реально имеющейся информации о хозяйственной деятельности предприятия.

С теоретической точки  зрения показатели можно разделить  на объективные и субъективные.

Объективными являются показатели, характеризующие эффективность деятельности и финансовую стабильность предприятия (например, коэффициент текущей ликвидности или рентабельность продукции). Субъективные показатели не характеризуют эффективность деятельности предприятия, однако они могут влиять на эффективность работы с клиентом по внедрению системы финансового управления. К таким показателям относятся, например, объем продаж, совокупные активы или число занятых, характеризующих, как правило, размер предприятия и уровень деловой активности. В силу экономии на масштабах производства, как правило, система финансового управления на больших предприятиях более эффективна, нежели на малых. Другим примером является доля частного капитала в уставном капитале предприятия, так как существует предпосылка, что частные предприятия менее «зарегулированы» со стороны государства и тем самым более восприимчивы к внедрению системы финансового управления.

Важным моментом является определение «веса» того или иного показателя в итоговой оценке предприятия. При этом используются два основных критерия:

1. Теоретический, имеющий  значение для оценки эффективности  и финансового состояния предприятия. Так, как уже отмечалось в начале, при проведении рейтинговой оценки с целью выбора предприятий в качестве объектов краткосрочного кредитного финансирования «веса» показателей финансового состояния для расчета совокупного балла выше, а «веса» показателей эффективности - ниже, нежели, соответственно, при оценке предприятий как объектов институционального или долгосрочного кредитного финансирования.

2. Практический, характеризующий  достоверность показателя, рассчитанного на основе имеющейся информации.

Другим существенным фактором при составлении рейтинговой  оценки является учет динамики отдельных показателей. Понятно, что перспективы финансового состояния двух предприятий с одинаковым уровнем ликвидности могут быть весьма различными, если для одного из них этот уровень - результат положительной динамики, а для другого - отрицательной. Поэтому фактор тренда отдельных показателей эффективности деятельности и финансовой стабильности должен учитываться в итоговой балльной оценке предприятия через поправочный коэффициент.

При составлении рейтинга можно использовать десятифакторную модель, структурированную по двум основным аспектам: эффективности хозяйственной деятельности (пять факторов) и финансовой стабильности (пять факторов).

Рейтинг предприятий  определяется на основе расчета их итогового балла в результате оценки.

Итоговый балл отдельного предприятия выводится по формуле (1):

                                                     (1)

где: ТМ - итоговый балл предприятия  по результатам рейтинговой оценки; Мi — балл (количественная оценка) предприятия по i-му показателю хозяйственной деятельности, включаемому в модель составления рейтинга; Вi - вес i-го показателя, присвоенный ему при включении в модель проведения рейтинговой оценки; - сумма произведений баллов отдельных показателей рейтинговой оценки и их весов. Методологически проведение рейтинговой оценки начинается с выбора показателей, включаемых в модель, и присвоения им весов, учитывающих относительную существенность того или иного показателя как фактора состояния бизнеса предприятия. Оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли.

На потребительском  рынке региона рыночная доля - это основной экономико-статистический показатель, характеризующий конкурентоспособность субъектов хозяйствования в связи с тем, что многие из них не сопоставимы с отраслевой точки зрения, но сопоставимы с позиции эффективности хозяйствования через рыночную долю.

Доля рынка определяется как удельный вес розничного товарооборота  субъекта - в общем его объеме (2). Увеличение или уменьшение в интервале от 0 до 100% свидетельствует об уровне конкурентоспособности.

                                                              (2)

где; MS - доля рынка субъекта; RS - розничный объем товарооборота субъекта; ТС - общий объем розничного товарооборота на рынке.

Данная методика оценки конкурентоспособности по рыночной доле позволяет по характеру распределения долей рынка выделить ряд стандартных положений его субъектов: аутсайдеры; со слабой, средней и сильной конкурентной позицией; лидеры. Величина изменения рыночной доли позволяет определить группы хозяйствующих единиц: с быстро улучшающейся, с улучшающейся, с ухудшающейся и быстро ухудшающейся конкурентными позициями. Перекрестная классификация размера долей и их динамики дает возможность построить конкурентную карту рынка, на основании которой легко установить место исследуемого субъекта в структуре рынка, степень доминирования на рынке, особенности развития конкурентной ситуации.7

  1. Оценка конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости.

     Данный метод предполагает оценку не продукта или услуги, а совокупности маркетинговых, управленческих и организационных решений, т.е. экономической технологии компании. Расчет проводится на основе алгоритма оценки конкурентоспособности экономических технологий, использующего показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости.

Данный метод позволяет  достаточно точно выявить и оценить  реальные потребности потенциальных  потребителей и свойства продукции и услуг. В общем виде формула потребительной стоимости - это соотношение суммы требований к товару или, иначе, отношение суммы свойств товара к сумме потребностей в этих свойствах товара.

Этот подход можно  применить и к общей оценке конкурентоспособности фирмы.

К каждой группе применим алгоритм расчета показателя конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости. Он состоит из следующих этапов:8

1. Изучение рынка, конкурентов,  потребностей потенциальных потребителе.

2. Определение целевых сегментов по направлениям.

3. Определение стратегической  и маркетинговой концепции деятельности-фирмы.

4. Определение значимых  блоков, свойств и коэффициентов  значимости по ним.

5.  Расчет нормы  потребительной стоимости по  экономическому блоку свойств.

6. Расчет нормы потребительной  стоимости по техническому блоку  свойств.

7. Расчет нормы потребительной  стоимости по экологическому  блоку свойств.

8. Расчет нормы потребительной  стоимости по социально-психологическому блоку свойств.

9. Расчет нормы потребительной стоимости по юридическому блоку свойств.

10. Определение общей  нормы потребительной стоимости  фирмы.

11. Анализ результатов  и принятие решения по улучшению  конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, общий  показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости можно представить как (3):

,                           (3)   

где Pj - частный показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости по j-му блоку значимых свойств. Данный показатель рассчитывается путем деления суммы свойств продукта на сумму потребностей в этом продукте. При определении данного показателя необходимо учитывать, что он есть величина безразмерная и характеризует конкурентоспособность по однородному блоку свойств. Этот показатель лежит в пределах от 0 до 1. Если Рj = 0 , то это говорит о полной неконкурентоспособности по данной группе однородных свойств. Если Рj = 1, то здесь полная конкурентоспособность по данной группе однородных свойств. N, m, x, у, z — весовые коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от выбранной концепции маркетинга. I=(1-n) - количество значимых свойств и потребностей в j-ом блоке.

Положительные стороны  данного метода:

Оценка конкурентоспособности  предприятия основывается на оценке совокупности маркетинговых, управленческих и организационных решений фирмы. Это дает возможность более точно оценить реальные потребности потенциальных потребителей и уровень компании.

Недостатки данного  метода:

Для сбора всей необходимой  для анализа информации (изучение внешней среды, оценка факторов) используются только экспертные методы. Это не дает возможности получить максимально объективные показатели конкурентоспособности, а соответственно, и объективно определить уровень конкурентоспособности предприятия.

  1. Оценка конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции.

Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом  организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов - ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей или критериев конкурентоспособности.

В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность  управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организация труда на производстве.

Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность  управления оборотными средствами: независимость  предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.

В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.

И в четвертую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.

В связи с тем, что  каждый из этих показателей имеет  разную степень важности для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия (С), экспертным путем были разработаны коэффициенты весомости критериев.

Расчет критериев и  коэффициента конкурентоспособности  предприятия производится по формуле  средней взвешенной арифметической.

С =0,15*e + 0,29*f+0,23 * s + 0,33 * с,                               (4)     

где: С - коэффициент конкурентоспособности предприятия; ; е - значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия; f - значение критерия финансового положения предприятия; s - значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке; с -значение критерия конкурентоспособности товара.

В общем виде алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности  промышленного предприятия предусматривает  три последовательных этапа:

Этап 1-й. Расчет единичных  показателей конкурентоспособности предприятия и перевод этих показателей в относительные величины (баллы).

Для перевода единичных  показателей в относительные  величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей (базы для сравнения) могут выступать:

- среднеотраслевые показатели;

- показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке;

- показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени. В целях перевода показателей в относительные величины используется

15-балловая шкала. При этом 5-ю баллами оценивается показатель, имеющий значение хуже, чем базовый; 10-ю баллами - на уровне базового; 15-ю баллами - лучше, чем базовый.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия