Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:14, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа «Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия» состоит из трех глав, введения, заключения, приложения и библиографического списка. Во введении раскрыты актуальность темы, определены объект и предмет дипломного исследования, обоснованы практическая значимость темы, сформулированы основная цель и главные задачи решаемые в ра¬боте и являющиеся предметом защиты, так же указаны методы сбора и обработки

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности……………………….....7
1.2. Методы анализа конкурентоспособности…………………………………10
1.3. Виды конкурентов и стратегии конкурентной борьбы ………………..…24
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «КУМЗ»
2.1. Положение ОАО «КУМЗ на рынке алюминиевых полуфабрикатов……36
2.2. Анализ основных конкурентов ОАО «КУМЗ»……………………………43
2.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ОАО «КУМЗ ………………………………………………………………………...…..57
3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОАО «КУМЗ»
3.1. Анализ финансово-экономических показателей ОАО «КУМЗ»………….62
3.2. Экономическое обоснование рекомендаций……………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..70
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..77

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ выложить.doc

— 489.50 Кб (Скачать)




МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОУ ВПО «ИНСТИТУТ  МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ»

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

080507 «Менеджмент  организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Дипломная работа  «Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия» состоит из трех глав, введения, заключения, приложения и библиографического списка. Во введении раскрыты актуальность темы, определены объект и предмет дипломного исследования, обоснованы практическая значимость темы, сформулированы основная цель и главные задачи решаемые в работе и являющиеся предметом защиты, так же указаны методы сбора и обработки информации.

Первая глава «Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия» включает:

- понятие конкуренции  и конкурентоспособности;

- методы анализа конкурентоспособности;

- виды конкурентов  и стратегии конкурентной борьбы.

Вторая глава «Анализ  конкурентоспособности ОАО «КУМЗ»» включает:

- положение ОАО «КУМЗ  на рынке алюминиевых полуфабрикатов;

- анализ основных конкурентов  ОАО «КУМЗ»;

- рекомендации по повышению  конкурентоспособности  предприятия  ОАО «КУМЗ».

Третья глава «Анализ экономического положения ОАО «КУМЗ»» включает:

- анализ финансово-экономических  показателей ОАО «КУМЗ»;

- экономическое обоснования рекомендаций.

В результате дипломная  работа  «Повышение конкурентоспособности  промышленного предприятия» состоит из 76 страниц, 9 таблиц и 13 рисунков.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

РЕФЕРАТ …………………………………………………………………………4     

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности……………………….....7

1.2. Методы анализа конкурентоспособности…………………………………10

1.3. Виды конкурентов и стратегии конкурентной борьбы ………………..…24

2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ОАО «КУМЗ»

2.1. Положение ОАО «КУМЗ на рынке алюминиевых полуфабрикатов……36

2.2. Анализ основных  конкурентов ОАО «КУМЗ»……………………………43

2.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ОАО «КУМЗ ………………………………………………………………………...…..57

3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОАО «КУМЗ»

3.1. Анализ финансово-экономических  показателей ОАО «КУМЗ»………….62

3.2. Экономическое обоснование рекомендаций……………………………….68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..70

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..72

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..77

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Происходящие в  нашей стране сложные процессы  реформирования экономических отношений  и развитие новых рыночных  условий хозяйствования требуют  новых подходов к организации  производственно-хозяйственной деятельности, принципов и методов управления производством.

В ходе экономических  реформ промышленные предприятия России претерпели существенные изменения, как  с точки зрения социально-экономической  природы собственности, так и  с точки зрения качественных и  количественных характеристик своих производственных возможностей. Изменившаяся коренным образом внешняя среда потребовала навыков ведения хозяйственной деятельности в условиях конкуренции.

За последние десятилетия  усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены, и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Очень немногие отрасли  экономики сегодня в состоянии  противостоять влиянию конкуренции на рынке. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и освоить искусство конкурентной борьбы. Таким образом, приобретает особую актуальность анализ конкурентоспособности фирмы на рынке, именно это и определило выбор темы дипломной работы.

Цель исследования – анализ  конкурентоспособности промышленного предприятия.

 Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятия конкуренции и конкурентоспособности предприятия и продукта, методы анализа конкурентоспособности.

2. Провести  анализ положения ОАО «КУМЗ на рынке алюминиевых полуфабрикатов,  а также его основных конкурентов.

3. Провести анализ экономического положения ОАО «КУМЗ» на рынке алюминиевых полуфабрикатов (в дальнейшем - АПФ).

4. Предложить рекомендации по повышению конкурентоспособности  ОАО «КУМЗ»

5. Рассчитать экономическое обоснование рекомендаций по повышению конкурентоспособности ОАО «КУМЗ».

Объектом исследования является деятельность предприятия ОАО «КУМЗ». Предметом исследования является анализ конкурентоспособности ОАО «КУМЗ».

Научно - методической основой  исследования послужили теоретические и практические положения отечественных и зарубежных исследований ученых по проблемам менеджмента и реформирования экономики.

Информационной базой  исследования послужили теоретические  и фактические материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных специалистов, нормативные документы Правительства РФ. В работе использованы статистические материалы Госкомстата России, данные научных докладов и статей, а также материалы международных и всероссийских научных конференций. Также основу работы составили собственные исследования, данные, полученные при прохождении преддипломной практики на ОАО «КУМЗ»,  и данные из Интернет ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1. Понятие конкуренции  и конкурентоспособности

 

В современной науке  сформировались следующие подходы  к определению понятия конкуренция. Как и всякое важное понятие, термин «конкуренция» имеет множество  толкований.

Этимологически слово  «конкуренция» восходит к латинскому «CONCURRENTIA», означающему «столкновение», «состязание» («бежать к цели»). Именно такая поведенческая трактовка этой категории изначально установилась в экономической литературе. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара. При этом, основным методом конкурентной борьбы ему виделись изменения цен.1

В дальнейшем поведенческое  понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называется «свойственная товарному производству… антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров».

Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют свои условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и, в зависимости от исполнения этих условий, решают, кому предоставить блага, а кому - нет. «Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворять критериям доступа к редким благам», – считает современный американский экономист П.Хейне, т.е. как своеобразный механизм свободной состязательности и соперничества товаропроизводителей.

Следствием конкуренции  является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности  хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

Как показал проведенный  анализ литературных источников, не существует общепризнанного понятия конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара есть проявление конкурентоспособности предприятия. Чаще всего термин «конкурентоспособность» авторы научных публикаций применяют по отношению к товару, реже — в отношении предприятий.

Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном (внутреннем или внешнем) рынке.2

Понятие конкурентоспособности  является базовым для любого предприятия  и рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах - уровне предприятия в целом, уровне производства и уровне продукции.

           Конкурентоспособность является  комплексным системным свойством,  по-разному проявляющимся на каждом  из уровней.

Конкурентоспособность «уровень предприятия» является общей мерой интереса и доверия к услугам предприятия на фондовом, финансовом и трудовом рынках. В числе главных определяющих факторов этой меры выступают стоимость предприятия, техническая оснащенность рабочих мест, реализуемая концепция управления, управленческие технологии, организационная система, человеческий капитал, стратегический маркетинг, техническая, инвестиционная и инновационная политики. Показатели конкурентоспособности на уровне, определяющие общую меру интереса и доверия к предприятию в сфере бизнеса представлены на рис. 1. 3

 

Показатели конкурентоспособности  на уровне предприятия

Показатели конкурентоспособности

 

Темпы роста дохода прибыли

Гарантированная экономическая  добавленная стоимость

Коммерческий рост в целевых рынках

Суммарный рынок

Коммерческий рост в  целевых рынках

Стратегические расхождения

Уровень социальной ответственности


 

Рис. 1

 

Конкурентоспособность изделий предприятия измеряется степенью удовлетворенности, приверженности и лояльности заказчиков и владельцев продукции. Главными образующими этой интегральной меры выступают качество, полная цена (приобретение, владение, утилизация), сроки поставки, послепродажное обслуживание, информационная поддержка изделий на всем жизненном цикле.

Показатели конкурентоспособности  продукции на уровне изделий предприятия, как общая мера удовлетворенности, приверженности и лояльности клиентов к продукции предприятия может  быть сведена к следующим основным показателям.

В настоящее время  на многих российских предприятиях отсутствует целенаправленная, постоянно действующая, научно-обоснованная комплексная система оценки его конкурентоспособности, а также система стратегического управления по взаимосвязанным целям и показателям, что весьма негативно сказывается на эффективности деятельности предприятия в целом.

1.2. Методы анализа конкурентоспособности

 

В последние десятилетия  в условиях глобализации экономики  отмечается усиление конкуренции фактически во всем мире. С установлением рыночных отношений в России российским компаниям приходится выдерживать серьезную конкуренцию не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. В связи с этим возникает острая проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности российских предприятий. 4

Проблемы анализа и  оценки конкурентоспособности сложны и многогранны. Свой вклад в решение этих проблем внесли такие зарубежные и отечественные ученые, как М. Портер, Ф. Котлер, Е. Дихтль, Е.П. Голубков, А.Н. Печенкин, А. Глухов, П.С. Завьялов, ГЛ. Багиев и др., которые разрабатывали теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия. Однако до сих пор отсутствует четкая систематизация полученных результатов исследований. 5

Информация о работе Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия