Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:14, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа «Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия» состоит из трех глав, введения, заключения, приложения и библиографического списка. Во введении раскрыты актуальность темы, определены объект и предмет дипломного исследования, обоснованы практическая значимость темы, сформулированы основная цель и главные задачи решаемые в ра¬боте и являющиеся предметом защиты, так же указаны методы сбора и обработки

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности……………………….....7
1.2. Методы анализа конкурентоспособности…………………………………10
1.3. Виды конкурентов и стратегии конкурентной борьбы ………………..…24
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «КУМЗ»
2.1. Положение ОАО «КУМЗ на рынке алюминиевых полуфабрикатов……36
2.2. Анализ основных конкурентов ОАО «КУМЗ»……………………………43
2.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ОАО «КУМЗ ………………………………………………………………………...…..57
3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОАО «КУМЗ»
3.1. Анализ финансово-экономических показателей ОАО «КУМЗ»………….62
3.2. Экономическое обоснование рекомендаций……………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..70
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..77

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ выложить.doc

— 489.50 Кб (Скачать)

Обычно для  расширения доли рынка претенденту  приходится использовать комплекс вышеописанных  стратегий и его успех определяется наиболее эффективным их сочетанием.

  1. Стратегии последователей.

К ним относятся  компании, которые стремятся сохранить  свою долю на рынке и обойти все  «подводные камни», при этом подражая конкретной «чужой» стратегии. Однако, последователи тоже могут придерживаться стратегий, направленных на поддержание и увеличение сегмента рынка. Большинство маркетологов считают, что стратегия последователя (имитация продукта) не менее эффективна, чем стратегия новаторского продукта. Правда, следование за лидером вовсе не подразумевает обычного копирования, - последователь должен вести собственную стратегию роста, причем такую, которая не провоцирует ответных агрессивных действий конкурентов. Выделяют 4 стратегии последователей: имитатор, двойник, подражатель или приспособленец.

1. Подражатель. Дублирует продукт лидера и упаковку, реализуя товар на черном рынке или сомнительным посредникам.

2. Двойник. Копирует продукцию, систему распределения, рекламную кампанию конкурента вплоть до чуть-чуть измененного марочного названия. Двойник паразитирует на инвестициях лидера.

3. Имитатор. Что-то копирует у лидера, но сохраняет различия в упаковке, рекламе, ценах и т.п. Его политика не волнует лидера до тех пор, пока имитатор не предпринимает агрессивных атак, более того, имитатор помогает лидеру избежать полной монополии в отрасли.

4. Приспособленец. Обычно видоизменяет или улучшает продукцию лидера. Он начинает с каких-то других рынков, чтобы избежать прямого столкновения с лидером, очень часто приспособленец становится претендентом. Этот путь прошли многие японские компании.

Хотя последователь  не несет расходов на исследования, обычно он зарабатывает меньше, чем  лидер.

  1. Стратегии для обитателей ниш.

Фирма обслуживает небольшие  сегменты рынка, и не составляет особой конкуренции крупным фирмам. Ее особенность – это специализация на конкретном товаре/услуге. При том в последнее время этой стратегии стали уделять внимание и большие фирмы.

Компания, облюбовавшая определенную нишу, добивается существенного  увеличения добавленной стоимости и прибыли; она ориентируется на высокую марку прибыли, в то время как компании, действующие на массовых рынках, на большие объемы прибыли.

Ключевая идея ниши — специализация. Компании, которые  оперируют в нишах, выбирают одну из следующих ролей:

  1. Специализация по конечным пользователям.
  2. Специализация по вертикали.
  3. Специализация в зависимости от размеров и важности клиентов. Компания направляет усилия на обслуживание мелких, средних или крупных клиентов.
  4. Географическая специализация. Компания продает товары/услуги в определенной местности или регионе.
  5. Продуктовая специализация. Компания производит только определённый продукт или собственную единую товарную линию.
  6. Специализация на индивидуальном обслуживании потребителей.
  7. Специализация на определенном соотношении качества и цены. Компания занимается производством либо высококачественной, либо дешевой продукции.
  8. Специализация на обслуживании. Фирма предлагает одну или несколько уникальных услуг, которые не предоставляются её конкурентами.
  9. Специализация на каналах распределения. Фирма специализируется на разработке единственного канала сбыта.

Поскольку положение  в нише может измениться, компания должна позаботиться о создании новых ниш. Стоит заметить, что, оперируя на двух и более нишах, компания увеличивает свои шансы на выживание в атмосфере жесткой конкуренции. 16

2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «КУМЗ»

 

2.1. Положение ОАО «КУМЗ на рынке алюминиевых полуфабрикатов

 

История ОАО «КУМЗ» началась в 1939 году, с постановления о строительстве завода и продолжается по сегодняшний день. ОАО «Каменск – Уральский Металлургический Завод» является одним из ведущих предприятий в Российской Федерации, специализирующийся в производстве полуфабрикатов из алюминия, алюминиевых и магниевых сплавов. В настоящее время ОАО «КУМЗ» - это сильное, динамично развивающееся предприятие с принадлежащей ему долей рынка, со сложившейся репутацией надежного партнера и большим потенциалом на будущее.

На заводе работает квалифицированный  и опытный персонал, общее количество работающих 4 500 человек.

Завод расположен на окраине города Каменска-Уральского и занимает площадь равную 4,3 кв. км.

На ОАО КУМЗ  функционируют  три производства – прокатное, прессовое, кузнечное, так – же на предприятии есть собственное литейное производство.

Организационно правовая форма - Каменск-Уральский Металлургический Завод является Открытым Акционерным  Обществом.  В силу своей правовой формы на заводе были выпущены привилегированные и обыкновенные акции. Ежегодно на предприятии проходит собрание акционеров, в котором утверждается председатель собрания. В голосовании принимают участие все акционеры, имеющие право голоса.  В силу своей прибыльности на заводе на каждую акцию выплачиваются дивиденды.

Деятельность Каменск-Уральского Металлургического Завода направлена на производство алюминиевых полуфабрикатов (АПФ).

На ранке алюминиевых  полуфабрикатов ситуация стабильная, так как на данный момент эта отрасль динамично развивается.

В настоящее время  на внутреннем рынке наблюдается  увеличение потребления АПФ предприятиями  металлургического сектора, энергетики и автомобилестроения в среднем  на 10-15% в год. Темпы роста потребления алюминиевых полуфабрикатов предприятиями строительного сектора составляют 20% в год.

Алюминиевые полуфабрикаты  выпускаемые на КУМЗе производятся в нескольких цехах – это;

  1. Литейный цех.
  2. Прокатный цех.
  3. Трубопрессовый цех.
  4. Кузнечно-прессовый цех.
  5. Цех испарителей.
  6. Прессовый цех.

ОАО «КУМЗ» выпускает  более 70 тысяч наименований изделий, около 80 марок алюминиевых и магниевых  сплавов. Совместно с ВИЛСом (Всероссийский  институт легких сплавов), разрабатывающим  технологии, и ВИАМом (Всероссийский  институт авиационных материалов), разрабатывающим сплавы, именно на КУМЗе велись и продолжают внедряться наиболее сложные разработки – как правило, для их широкого применения на предприятиях сектора глубокой переработки алюминиевой отрасли. Наиболее сложные, уникальные технологии после их серийной отладки нередко оставались в производстве исключительно КУМЗа. Постоянно ведутся перспективные разработки, реализация которых усиливает рыночную востребованность «КУМЗа».

Предприятие стремится  к тому, чтобы потребители считали ОАО «КУМЗ» лучшим производителем полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов и других видов продукции. Для этого на ОАО «КУМЗ» была внедрена интегрированная система менеджмента включающая в себя систему менеджмента качества (соответствующую международному стандарту ISО 9001).

Несмотря на все достижения на заводе существуют  проблемы.

Первоочередной проблемой  для КУМЗа является покупка алюминия у производителей. Суть в том, что  в 2007 году активы «Русского алюминия» (РУСАЛ)  были объединены с активами «Сибирско – уральской алюминиевой компании» (СУАЛ) и швейцарского сырьевого трейдера Glencore в крупнейшую в мире алюминиевую компанию «Российский алюминий». Это привило к монополизации поставщика алюминия на территории России, и повлекло большую зависимость КУМЗа  от компании «Российский алюминий».

Второй наиболее важной проблемой являются конкуренты. На территории России располагаются ещё  несколько крупных металлургических предприятий со схожей номенклатурой  выпускаемой продукции.  А с  учетом заявленных производителями планов конкурентная борьба на внутреннем рынке будет только усиливаться, так как заявляемый прирост выпуска продукции предприятиями отрасли превышает планируемый общий рост внутреннего потребления. Сложившаяся ситуация на внутреннем рынке вынуждает к активным действиям со стороны конкурентов, что повлекло к продаже продукции по демпинговым ценам.

С учётом номенклатуры выпускаемой  продукции основными конкурентами ОАО «КУМЗ» за 2006-2008 гг. являются следующие производители (рис.6):

- по листопрокатной продукции: «Alcoa» ОАО «БКМПО», ОАО «СМК»;

- по кузнечно –  прессовой продукции: ОАО «КрАМЗ»,  ОАО «СМК».

Лидирующее место среди  основных производителей занимает Alcoa (ОАО "Самарский металлургический завод" (СМЗ) и ОАО "Белокалитвинское металлургическое производственное объединение" (БКМПО) входят в состав Alcoa). КУМЗ по выпуску продукции на втором месте.

 

Рис. 6

 

В 2008 году объем производства продукции ОАО «КУМЗ» составил        11 7292 тонны, что превышает уровень предыдущего года на 6 831 тонну или на 6,2%.  Следует отметить устойчивую тенденцию к снижению выпуска испарителей. Так к уровню 2006 года их выпуск сократился в 2,5 раза. Это объясняется переходом одного из крупнейших потребителей завода «Атлант» (Беларусь) на альтернативную конструкцию испарителей, с одной стороны, и усиливающейся конкуренцией со стороны Западных производителей, с другой. 

Как отмечалось ранее, для того чтобы потребители считали ОАО «КУМЗ» лучшим производителем полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов и других видов продукции проводятся внутренние и внешние аудиты. Анализ несоответствий, выявленных  в ходе внутренних аудитов  показывает, что количество несоответствий ежегодно уменьшается, что свидетельствует о повышении результативности функционирования интегрированной системы менеджмента. Также проведено 2 сертификационных аудита, 3 ресертификационных аудита и 4 инспекционных аудита. Сертификаты: от фирмы SGS на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001, SAE AS 9100; от «Русского Регистра» на соответствие требованиям системы экологического менеджмента и системы безопасности труда; Lloyd,s Register, DNV, ВНИИС  на производство и продукцию. Что позволило ОАО «КУМЗ» укрепить свои позиции на внутреннем и внешних рынках.

Таблица 2

Показатели качества продукции

Показатели

2007 г.

2008 г.

Сравнение

1

Входной контроль

Количество поставок

2557

2601

увеличение в 1,02 раза

Случаев с отклонением

12

17

увеличение в 1,4 раза

2

Несоответствующая продукция  по поступившим рекламациям Потребителей (% к товарному выпуску)

0,137

0,087

снижение в 1,6 раза

3

Общие потери от брака  в %

к себестоимости продукции

1,332

1,062

снижение в 1,25 раза

4

Внутренние потери от брака в % к себестоимости

продукции

1,295

1,043

снижение в 1,2 раза


 

Показатели табл. 2 фактически отражают более высокие требования завода к своей деятельности и к качеству выпускаемой продукции. Анализ затрат на качество показал, что при минимальном увеличении затрат на контроль имеет место тенденция к снижению как внутренних, так и общих затрат на качество. Улучшение качества выпускаемой продукции способствует повышению ее конкурентоспособности и, как следствие, заключению новых договоров на поставку продукции ОАО «КУМЗ».

Что касается описания рынков, то на внутреннем рынке ОАО «КУМЗ» укрепляет связи с российскими стратегическими заказчиками и крупнейшими отечественными дистрибьюторами, усиливает долгосрочное сотрудничество с ведущими федеральными холдингами, в том числе с Объединенной авиастроительной корпорацией. Все это позволяет с большой уверенностью прогнозировать дальнейшее поступательное развитие.

ОАО «КУМЗ» усиливает  свое присутствие и на внешнем  рынке, отличающемся, прежде всего, своей  высокой емкостью. С вводом в декабре  прошлого года нового производства по выпуску листов и плит авиационного назначения (завод «Чкаловский») предприятие впервые сделало серьезный шаг по интеграции в мировую экономику. С рядом ведущих мировых авиастроительных компаний подписаны, при непосредственном участии управляющей организации ООО «УК «Алюминиевые продукты», договоры долгосрочного сотрудничества. Примечательно и другое, наряду с растущими интересами в традиционных для ОАО «КУМЗ» европейском и североамериканском рынках, идет активное сближение позиций с юго-восточными и латиноамериканскими партнерами.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия