Переходная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 07:44, курсовая работа

Описание работы

Экономическая теория прежде всего отражает закономерности функционирования экономики. Через категории, к примеру, равновесной цены, предельных издержек, моделей роста и другие она характеризует определенные устойчивые связи, свойственные рыночной экономической системе. Однако рыночная экономика со всеми ее чертами существовала не всегда. Как и всякая другая система, она прошла известный путь развития, который экономическая теория также должна иметь в виду.

Содержание

1. Этапы развития экономической системы……………………………………….…...4
2. Объективные предпосылки переходных состояний………………………………...…4
3. Переходность как состояние современного мирового сообщества………………..5
4. О понятии «переходная экономика»………………………………………………….6
5. Плановая экономика — одна из альтернатив XX в……………………………………..7
6. Теория «Рыночного социализма» и теория Д. М. Кейнса………………………….….8
6.1. Теория «Рыночного социализма»…………………………………………....8
6.2. Теория Д. М. Кейнса………………………………………………………….9
7. История социалистической идеи…………………………………………….………11
8. Экономическая теория Карла Маркса…………………………………………….…12
9. Плановая экономика как воплощение социалистической идеи……………………....14
10. Основные характерные черты плановой экономики……………………………....16
11. Советская экономика до начала «перестройки»…………………………………...17
12. Кризис плановой экономики и необходимость перехода к другой системе…….23
13. Крах советской экономики на рубеже 80 — 90-х годов…………………………..24
13.1. «Перестройка» экономики………………………………………………….24
14. Уроки советского опыта…………………………………………………………….25
15. Сущность переходного периода…………………………………………………….28
16. Специфика переходного процесса в российской экономике………………………...29
17. Институциональные преобразования………………………………………………30
18. Условия характеризующие завершение переходного процесса………………….32
19. Концепции переходной экономики………………………………………………...34
19.1. Концепция градуализма или эволюционный путь к рыночной экономике....34
19.2. «Рыночный социализм» как разновидность эволюционного пути перехода к рынку………………………………………………………………………………………….35
19.3. «Шоковая терапия» или вариант радикального перехода к рынку……...36
19.4. «Шоковая терапия» в России и постсоциалистических странах……………….37
20. Цели постсоциалистической трансформации……………………………………...38
21. Российская модель социальной рыночной экономики……………………………40
22. Главные задачи рыночных преобразований……………………………………….…….42
23. Либерализация экономики………………………………………………………….43
23.1. Внутриэкономическая либерализация……………………………………....43
23.2. Внутриэкономическая либерализация в России и в других странах с переходной экономикой…………………………………………………………………44
23.3. Противоречия внутриэкономической либерализации………………………….45
23.4. Противоречия внутриэкономической либерализации и в России и в других странах с переходной экономикой……………………………………………………...45
23.5. Либерализация внешнеэкономических отношений……………………………….46
23.6. Либерализация внешнеэкономических отношений в России…………………….46
24. Изменение структуры собственности в переходной экономике……….……..47
24.1. Разгосударствление — основное содержание преобразований собственности……………………………………………………………………………47
24.2. Самоуправление…………………………………………………….…...….48
24.3. Приватизация и демонополизация……………………………………...…49
24.4. Формы и методы приватизации………………………………………….52
24.5. Приватизация в постсоциалистических странах………………………..55
24.6. Приватизация в России…………………………………………………...58
24.7. Необходимость реформирования предприятий………………………...63
24.8. Реформа предприятий в России………………………………………….63
24.9. Аграрная реформа в России……………………………………………...65
25. Макроэкономическое неравновесие и пути его преодоления………………..67
25.1. Содержание макронеравновесия и его особенности в переходной экономике……………………………………………………………………………...67
25.2. Основные формы макронеравновесия в переходной экономике………....68
26. Макроэкономическая (финансовая) стабилизация……………………………………69
27. Интеграция в мировую экономику……………………………………………….71
28. Трансформационный спад – его сущность и природа…………………………..72
29. Транформационный спад в российской переходной экономике…………………75
30. Отличие трансформационного спада от циклического кризиса………………..75
31. «Негативная» адаптация и «депрессивная» стабилизация……………………...76
32. Экономическая динамика в период трансформации в России и в других постсоциалистических странах……………………………………………………….78
33. Специфика Российской ситуации применения стабилизационных программ. Характеристики кризиса в России конца 80-х — начало 90-х годов XX столетия и мероприятия, предпринимаемые для выхода из него……………………………….80
34. Роль государства в переходной экономике………………………………………...84
34.1. Роль государственного регулирования экономики…………………………....84
34.2. Функции государственного регулирования экономики……………...…85
34.3. Средства государственного регулирования экономики………………...86
34.4. Институты государственного регулирования переходной экономики……….87
35. Итоги, проблемы, перспективы развития России и стран СНГ………………………..87
35.1. Выбор модели развития России…………………………………………..87
35.2. Перспективы СНГ…………………………………………………………90
36. Список используемой литературы………………………………………………..94

Работа содержит 1 файл

переходная экономика.doc

— 688.00 Кб (Скачать)

34.3. Средства государственного регулирования экономики

Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. Переход от административно-командной к рыночной системе сопровождается сокращением сферы применения административных средств и расширением сферы действия экономических средств государственного регулирования экономики. Рыночные преобразования в переходной экономике обычно начинаются с разрушения системы административно-командных средств управления: отменяются плановые задания по выпуску и сбыту продукции, предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей, беспрепятственный выход на внешний рынок и т.д.

Однако административные средства продолжают применяться в нескольких областях. Во-первых, в условиях спада производства государство на начальном этапе перехода к рынку нередко сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные средства регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство директивно определяет цены, объем и ассортимент продукции или услуг для естественных монополий). В-третьих, административные средства применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности (квотирование, лицензирование и т.д.).

При создании системы экономических средств регулирования решающее значение имеет реформирование кредитной и налоговой систем.

34.4. Институты государственного регулирования переходной экономики

В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления — министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально-экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование является прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование. Возникают специфические для переходного периода институты-ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.

35. Итоги, проблемы, перспективы развития России и стран СНГ

Россия и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к системе современной рыночной экономики. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов и политиков), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще некоторое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этой смеси добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.

Теоретическая и прикладная экономика разработала некоторые подходы к решению проблем переходного периода, однако это были проблемы стран, переходящих от традиционной к современной рыночной системе, т. е. развивающихся стран. Для перехода от административно-командной экономики к современной рыночной эти рецепты пригодны лишь частично, а остро необходимое для постсоциалистических стран новое направление теоретической и прикладной экономики — экономические проблемы переходного периода — еще только в стадии становления.

Тем не менее уже сейчас можно отметить некоторые черты этого периода. Это прежде всего своеобразное сочетание экономических законов коммунистической и капиталистической систем. В этом сочетании они частично нейтрализуют друг друга. Более того, можно говорить и о собственных законах переходной системы.

При этом если переходная система означает постепенное усиление в ней элементов современного рыночного хозяйства и ослабление элементов административно-командной системы (причем этот процесс не идет равномерно), то подобной системе присуща изменчивость, нестабильность как одна из самых характерных ее черт.

35.1. Выбор модели развития России.

К середине 90-х годов ВВП России сократился почти наполовину по сравнению с 1989 г. Особенно тревожен глубокий спад инвестиций и ввода в действие новых фондов. Наиболее сильно кризис поразил машиностроение и другие отрасли обрабатывающей промышленности, что привело к повышению удельного веса топливодобывающего комплекса и «утяжелению» структуры российской экономики.

Этот кризис обусловлен объективными условиями перехода от административно-командной к рыночной экономике. Россия столкнулась с системным трансформационным кризисом, при котором спад производства и падение жизненного уровня явились следствием разрушения прежних экономических институтов и слабости новых, рыночных экономических институтов.

Но внешней причиной спада выступают финансовые ограничения. В первые годы после начала реформ политика финансовых ограничений носила выраженный циклический характер. От цикла к циклу реакция производства на сжатие денежно-кредитной массы ослабевала. После сжатия денежной массы в конце 1994 г. заметного спада вообще не произошло. Это свидетельствовало о том, что промышленность «сбросила» все те производства, которые не могли существовать в условиях жесткой денежно-кредитной политики. Спад достиг «дна»: остались те производства, без которых физически невозможно существование народного хозяйства нашей страны. Поэтому в 1996—1997 гг. спад почти прекратился и сменился «депрессивной» стабилизацией.

Выход России из трансформационного спада требует создания институциональных условий для расширения экономической деятельности и осторожного увеличения денежной массы, способного восстановить спрос на продукцию российской промышленности и при этом избежать инфляционного эффекта.

В последние годы наша страна развивалась в основном по топливно-сырьевой модели. Однако такой характер развития таит угрозы экономической безопасности нашей страны в связи с истощением запасов, деградацией мощностей в добывающей промышленности и неустойчивости конъюнктуры мирового рынка. Поэтому выбор в пользу «технологической» модели для России фактически безальтернативен, тем более что наша страна сохраняет потенциал развития обрабатывающей промышленности, в том числе современных наукоемких производств.

На протяжении всего XX в. экономика нашей страны развивалась как многоотраслевой комплекс. Однако наибольшее развитие, особенно в последние десятилетия, получили две группы отраслей, которые находятся на противоположных концах «технологической цепочки»: добывающая промышленность и смежные отрасли «первого» передела и высокотехнологичные, в основном военные, производства.

Как показано выше, наиболее благоприятные возможности сейчас имеют топливно-сырьевая и смежные с ней отрасли, в то время как предпосылки для роста обрабатывающей промышленности, напротив, слабы. Значит ли это, что российская экономика должна развиваться по топливно-сырьевой модели?

Такая модель начала формироваться в нашей стране не в годы рыночных реформ, а значительно раньше. Еще в 70-е годы произошел сдвиг в структуре капиталовложений в пользу нефтегазовой промышленности и нефтепереработки, потому что экспорт энергоносителей приносил огромные доходы и позволял финансировать крупномасштабные импортные закупки оборудования и продовольствия.

Часть специалистов считает, что в настоящее время России не остается другого выбора, кроме продолжения этой стратегической линии. Разработана даже концепция «газовой паузы», в основе которой лежит идея о том, что в ближайшие 10 — 20 лет Россия должна концентрировать ресурсы на развитии газовой промышленности и финансировать модернизацию промышленности за счет доходов от экспорта газа. Заниженный курс рубля вплоть до последнего времени стимулировал экспорт сырья и топлива (как известно, низкий курс рубля поощряет экспорт, потому что выручка в иностранной валюте дает большую сумму после пересчета в рубли). Топливно-сырьевой сектор обеспечивал преобладающую часть поступлений в государственный бюджет и экспортной выручки, которая использовалась для импорта промышленных и продовольственных товаров для населения.

Однако положение в большинстве топливно-сырьевых отраслей грозит падением добычи и экспорта. Эти отрасли сталкиваются с проблемами, типичными для российской экономики в целом: старение оборудования, неплатежи, недостаток инвестиций, тяжелое налоговое бремя и т. д.

Например, в нефтяной промышленности выбытие производственных мощностей в три-четыре раза превышает ввод новых мощностей. Вся добывающая промышленность, особенно производство алюминия и древесины, страдает от высоких тарифов на железнодорожные перевозки и электроэнергию.

Но главное заключается в том, что ориентация на топливно-сырьевой экспорт угрожает стратегическим позициям России в мировой экономике и ставит нашу страну в зависимость от конъюнктуры международной торговли. Россия еще не интегрировалась в мировое хозяйство до такой степени, которая создала бы взаимозависимость между нашей страной и ее внешнеэкономическими партнерами. Односторонняя, асимметричная зависимость от внешнего рынка — от импорта или от экспортных доходов — может иметь тяжелые последствия для национальной экономики, о чем свидетельствует современная экономическая история. Так, США, ввозившие в начале 70-х годов примерно 40% потребляемой нефти, пережили тяжелый «нефтяной шок» в 1973—1974 гг. после резкого скачка мировых цен. Пример противоположного рода— резкое ухудшение экономической ситуации в СССР в 1987 г. сразу вслед за падением мировых цен на нефть. В современных условиях угроза экономической безопасности России может возникнуть не только из-за сознательного манипулирования ценами и валютным курсом со стороны ведущих участников международной торговли, но и вследствие неблагоприятного развития конъюнктуры мирового рынка. Эта угроза усугубляется кризисным состоянием российской экономики, при котором обычные колебания мировой конъюнктуры могут тяжело отразиться на положении дел внутри страны.

События на международных рынках в конце 1997 г. и в начале 1998 г. действительно продемонстрировали несостоятельность топливно-сырьевой модели. Международный финансовый кризис нанес очень тяжелый удар по добывающей промышленности, особенно по добыче и переработке нефти. Мировые цены на нефть упали в полтора-два раза по сравнению с уровнем середины 1997 г. Это поразило и фондовый рынок, на котором обращаются главным образом акции предприятий ТЭК. Производители сырья и топлива не в состоянии компенсировать падение спроса и снижение курса акций повышением эффективности добычи и переработки продукции из-за крайней изношенности оборудования. Это имеет тяжелые последствия для всей экономики, включая формирование доходной части бюджета.

Кризис в топливно-сырьевом секторе сочетается с дальнейшей деградацией мощностей в обрабатывающей промышленности. В 1998 г. производительность труда, коэффициенты использования машин и оборудования упали до самых низких показателей по сравнению с началом 90-х годов.

Исследователи отмечают, что ни топливно-сырьевой, ни обрабатывающий сектора экономики по отдельности не располагают достаточными доходами, основными и оборотными средствами для воспроизводства, не говоря уже о финансировании нематериальной сферы.

Несмотря на продолжительный кризис последних лет, Россия сохраняет потенциал развития обрабатывающей промышленности, в том числе современных наукоемких производств. Этот потенциал заключается в передовых предприятиях и высокоразвитой научно-технической базе. При этом, в отличие от дальневосточных государств, сделавших в последние десятилетия мощный индустриальный рывок, подъем обрабатывающей промышленности России может ориентироваться не на экспорт, а на чрезвычайно емкий внутренний рынок. Необходимо использовать уникальное сочетание огромного научно-технического потенциала, высококвалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Такого сочетания нет ни в одной стране мира — во всех остальных государствах, добившихся экономических успехов, отсутствовал, по крайней мере, один из этих трех компонентов.

Как становится очевидным в свете экономических итогов 90-х годов, «технологическая» модель развития для России не имеет альтернативы. Но это очень трудный выбор. Реализация «технологической» стратегии требует переориентации экономической политики с учетом результатов реформ и современного состояния рыночной системы в России. Эти вопросы будут более подробно раскрыты в последующих главах.

35.2. Перспективы СНГ

По мере того как происходило становление собственной государственности, у правящих кругов стран — членов СНГ уменьшались опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв суверенитета. Возможности, увеличения поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно исчерпанными. Потенциал же расширения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности стран — членов СНГ. В то же время резервы расширения торговли в рамках СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными.

Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей подготовки персонала и т.д. создавали хорошие возможности для взаимного обмена. Конечно, эта продукция по качеству и техническому уровню часто не соответствует требованиям мировых рынков, но торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств. В дальнейшем повышать качество и технический уровень продукции легче на базе работающих предприятий, чем начинать с нуля.

Информация о работе Переходная экономика