Переходная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 07:44, курсовая работа

Описание работы

Экономическая теория прежде всего отражает закономерности функционирования экономики. Через категории, к примеру, равновесной цены, предельных издержек, моделей роста и другие она характеризует определенные устойчивые связи, свойственные рыночной экономической системе. Однако рыночная экономика со всеми ее чертами существовала не всегда. Как и всякая другая система, она прошла известный путь развития, который экономическая теория также должна иметь в виду.

Содержание

1. Этапы развития экономической системы……………………………………….…...4
2. Объективные предпосылки переходных состояний………………………………...…4
3. Переходность как состояние современного мирового сообщества………………..5
4. О понятии «переходная экономика»………………………………………………….6
5. Плановая экономика — одна из альтернатив XX в……………………………………..7
6. Теория «Рыночного социализма» и теория Д. М. Кейнса………………………….….8
6.1. Теория «Рыночного социализма»…………………………………………....8
6.2. Теория Д. М. Кейнса………………………………………………………….9
7. История социалистической идеи…………………………………………….………11
8. Экономическая теория Карла Маркса…………………………………………….…12
9. Плановая экономика как воплощение социалистической идеи……………………....14
10. Основные характерные черты плановой экономики……………………………....16
11. Советская экономика до начала «перестройки»…………………………………...17
12. Кризис плановой экономики и необходимость перехода к другой системе…….23
13. Крах советской экономики на рубеже 80 — 90-х годов…………………………..24
13.1. «Перестройка» экономики………………………………………………….24
14. Уроки советского опыта…………………………………………………………….25
15. Сущность переходного периода…………………………………………………….28
16. Специфика переходного процесса в российской экономике………………………...29
17. Институциональные преобразования………………………………………………30
18. Условия характеризующие завершение переходного процесса………………….32
19. Концепции переходной экономики………………………………………………...34
19.1. Концепция градуализма или эволюционный путь к рыночной экономике....34
19.2. «Рыночный социализм» как разновидность эволюционного пути перехода к рынку………………………………………………………………………………………….35
19.3. «Шоковая терапия» или вариант радикального перехода к рынку……...36
19.4. «Шоковая терапия» в России и постсоциалистических странах……………….37
20. Цели постсоциалистической трансформации……………………………………...38
21. Российская модель социальной рыночной экономики……………………………40
22. Главные задачи рыночных преобразований……………………………………….…….42
23. Либерализация экономики………………………………………………………….43
23.1. Внутриэкономическая либерализация……………………………………....43
23.2. Внутриэкономическая либерализация в России и в других странах с переходной экономикой…………………………………………………………………44
23.3. Противоречия внутриэкономической либерализации………………………….45
23.4. Противоречия внутриэкономической либерализации и в России и в других странах с переходной экономикой……………………………………………………...45
23.5. Либерализация внешнеэкономических отношений……………………………….46
23.6. Либерализация внешнеэкономических отношений в России…………………….46
24. Изменение структуры собственности в переходной экономике……….……..47
24.1. Разгосударствление — основное содержание преобразований собственности……………………………………………………………………………47
24.2. Самоуправление…………………………………………………….…...….48
24.3. Приватизация и демонополизация……………………………………...…49
24.4. Формы и методы приватизации………………………………………….52
24.5. Приватизация в постсоциалистических странах………………………..55
24.6. Приватизация в России…………………………………………………...58
24.7. Необходимость реформирования предприятий………………………...63
24.8. Реформа предприятий в России………………………………………….63
24.9. Аграрная реформа в России……………………………………………...65
25. Макроэкономическое неравновесие и пути его преодоления………………..67
25.1. Содержание макронеравновесия и его особенности в переходной экономике……………………………………………………………………………...67
25.2. Основные формы макронеравновесия в переходной экономике………....68
26. Макроэкономическая (финансовая) стабилизация……………………………………69
27. Интеграция в мировую экономику……………………………………………….71
28. Трансформационный спад – его сущность и природа…………………………..72
29. Транформационный спад в российской переходной экономике…………………75
30. Отличие трансформационного спада от циклического кризиса………………..75
31. «Негативная» адаптация и «депрессивная» стабилизация……………………...76
32. Экономическая динамика в период трансформации в России и в других постсоциалистических странах……………………………………………………….78
33. Специфика Российской ситуации применения стабилизационных программ. Характеристики кризиса в России конца 80-х — начало 90-х годов XX столетия и мероприятия, предпринимаемые для выхода из него……………………………….80
34. Роль государства в переходной экономике………………………………………...84
34.1. Роль государственного регулирования экономики…………………………....84
34.2. Функции государственного регулирования экономики……………...…85
34.3. Средства государственного регулирования экономики………………...86
34.4. Институты государственного регулирования переходной экономики……….87
35. Итоги, проблемы, перспективы развития России и стран СНГ………………………..87
35.1. Выбор модели развития России…………………………………………..87
35.2. Перспективы СНГ…………………………………………………………90
36. Список используемой литературы………………………………………………..94

Работа содержит 1 файл

переходная экономика.doc

— 688.00 Кб (Скачать)

Далее, для любой нормальной системы макроэкономическое неравновесие — временное явление. Силой свойственных ей внутренних закономерностей функционирования система постоянно возвращается в устойчивое (равновесие) состояние. Своеобразными регуляторами, «чистильщиками» подобного рода в рыночной системе являются, например, циклические кризисы. Иное дело — переходная экономика. Она характеризует процесс перехода от одной системы к другой. Поэтому весь процесс перехода сам по себе представляет именно неустойчивое состояние, переход к будущему устойчивому состоянию. Вторая особенность макронеравновесия переходной экономики и заключается в том, что оно здесь не временное, а постоянное явление, закономерность переходной экономики.

Эта закономерность обусловливает особенность противоречий переходной экономики. Так, казалось бы, экономике желательно стремиться к обеспечению стабильности. Но эта стабильность означала бы закрепление диспропорциональностей плановой экономики. Или — с первых лет переходной экономики в России звучат требования о переходе к экономическому росту. Требования понятные. Однако экономический рост возможен также на базе оставшейся диспропорциональной структуры производства. Нужен ли такой рост? Противоречия переходной экономики в этом смысле суть противоречия устойчивости и неустойчивости, увеличения (производства) и сокращения, равновесия и неравновесия при общей определяющей роли макроэкономического неравновесия.

25.2. Основные формы макронеравновесия в переходной экономике

Основные формы макроэкономического неравновесия выражают содержание преобразовательного процесса в переходной экономике. Это содержание, с одной стороны, связано с ломкой производственной и экономической структуры общества, а с другой — становлением рыночного механизма, самого по себе несущего новые проблемы и противоречия.

Структурные изменения в производстве, проявляющиеся в вытеснении «лишнего» производства, ненужной продукции и т.п. обусловливают спад производства. Либерализация цен в условиях сокращающегося производства и, подчас, вынужденной мягкой кредитно-денежной политики порождает инфляцию. Сокращение производства при внедрении в хозяйство рыночных принципов способствует появлению и расширению открытой безработицы. Наконец, либерализация цен в атмосфере инфляции и растущей безработицы приводит к существенному снижению жизненного уровня большинства населения. Все эти формы (спад, инфляция, безработица, снижение уровня жизни) получили яркое проявление в российской переходной экономике.

26. Макроэкономическая (финансовая) стабилизация

Рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Через финансовый механизм государство и предприятия образуют и используют фонды денежных средств, которые необходимы для их деятельности.

Центральной проблемой настоящего и будущего финансовой стабилизации остается инфляция. Существенный источник нагнетания инфляции — льготные кредиты. Одолеть инфляцию невозможно также без сокращения бюджетного дефицита. Увеличение ссудного процента сверх уровня инфляции ведет к дополнительному сокращению текущего спроса. Повышение процента по вкладам стимулирует сбережения. В результате всех этих мер создается возможность обеспечить более рациональные соотношения цен по отдельным товарам, отражающие реальный спрос.

Стабилизационные меры направлены на ликвидацию инфляционного потенциала в виде излишнего количества денег (по отношению к имеющейся товарной массе) населения и предприятий.

Поэтому снятие государственного контроля над ценами и возникающий сразу после этого резкий разрыв в темпах роста цен и заработной платы (из-за фактического замораживания последней) должны достаточно быстро остановить дальнейшее повышение цен, которые наталкиваются на барьер платежеспособного спроса. Инфляция должна замедлиться, хотя по-прежнему останется высокой.

Финансовая реформа предполагает: преодоление товарного дефицита и достижение равновесия на потребительском рынке, как только появится возможность свободно купить любой товар; нормализацию кредитного фонда; «связывание» избыточных наличных и безналичных денег. Она включает в себя проведение бюджетно-налоговой (фискальной) и денежно-кредитной политики.

Проект государственного бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом соответствующего уровня. Важнейшими статьями доходов государственного бюджета являются: налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и такие неналоговые поступления, как доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли.

Расходы государственного бюджета направляются на покрытие затрат на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, соответствующие субсидии местным бюджетам; затрат на хозяйственные нужды; капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ.

Другими статьями расходов являются затраты на вооружение и материальное обеспечение внешней политики и административно-управленческие расходы, направляемые на содержание правительственных органов, полиции, юстиции.

Источником финансирования бюджетного дефицита является выпуск государственных ценных бумаг. Однако при учете казначейских обязательств в Центральном Банке в обращение выпускается дополнительная денежная масса и происходит «монетизация государственного долга». Финансирование бюджетного дефицита становится инфляционным и ведет к нарушению устойчивости денежного обращения.

Возможности не инфляционного покрытия бюджетного дефицита в большой степени зависят от своевременного и полного поступления налоговых платежей. К сожалению, налоговая система в России работает слабо, казна получает значительно меньше средств, чем запланировано.

Налоговая система — совокупность всех налогов и других платежей, формы и методы их расчета и взимания. Функциями налогообложения являются фискальная (формирование государственных доходов); регулирующая (налоговая политика как элемент государственного регулирования); социальная (сглаживание имущественного неравенства между гражданами).

Чрезмерно высокие ставки налогов тормозят развитие деловой активности в результате ослабления экономических стимулов. Все большее число предпринимателей пытаются скрыть доходы от налогообложения. В итоге — ухудшение условий финансирования бюджетной сферы: народного образования, науки, управления.

При переходе к рынку вводятся следующие принципы налогообложения:

— обязательность уплаты налогов;

— удобство и простота налоговой системы для налогоплательщиков и налоговых органов;

— гибкость налоговой системы в меняющихся условиях хозяйствования;

— дифференциация налоговых ставок для различных категорий плательщиков (прогрессивное и льготное налогообложение);

— недопущение двойного налогообложения.

Существуют и легальные способы уклонения от налогов, например, помещение средств в специальные фонды и ценные бумаги, не подлежащие обложению налогом или подпадающие под действие сниженных налоговых ставок.

В длительной перспективе разумное снижение налогов будет способствовать росту сбережений, инвестиций, занятости и соответствующему увеличению налогооблагаемой базы. Последующее повышение уровня государственных доходов приведет к уменьшению дефицита и снижению инфляции.

Среди проблем, осложняющих финансовую стабилизацию, особое место занимает кризис неплатежей. Неплатежи парализуют деятельность предприятий. Их работники не получают вовремя заработную плату. Основным методом преодоления неплатежей является проведение оздоровления отдельных предприятий и структурная перестройка экономики в целом.

Позитивные моменты «шоковой терапии» оплачиваются, как правило, довольно дорогой ценой: резко снижается жизненный уровень населения, прежде всего его малообеспеченных и занятых в некоммерческой сфере слоев; сокращается инвестиционный спрос (государственная система финансовых учреждений в 1992— 1994 гг. была постепенно преобразована в двухуровневую банковскую структуру государственный центральный банк — независимые коммерческие банки, государственные банки превращались в финансовые «империи», частные фирмы и граждане создавали новые коммерческие банки, деятельность банков характеризуется высокой ценой кредитов, сокращением сроков кредитования, развитием валютных операций, дорогие кредиты в последние годы лишают надежды на скорое восстановление производства) и, следовательно, капитальные вложения, особенно в производство; падает объем производства, в первую очередь в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары, в результате общего сокращения платежеспособного спроса населения; растет безработица и (скорее теоретически) число банкротств.

Ввиду жесткости такой стабилизационной политики условиями ее проведения становятся: отсутствие иных способов остановить дальнейшее углубление экономического кризиса; поддержка (хотя бы пассивная) наиболее экономически значимых категорий населения; проведение этих мер политическим руководством, пользующимся доверием общества или, по меньшей мере, политически активных его слоев.

27. Интеграция в мировую экономику

Огромное значение для развития рыночной экономики имеет формирование устойчивых внешнеэкономических связей, открытость российского рынка. Имеются два важнейших направления этой интеграции: международная торговля и интернационализация производства (с привлечением зарубежных инвестиций).

Перемены, произошедшие во внешней торговле России за последние годы, носят радикальный характер. Осуществлена демонополизация внешнеэкономической деятельности. Ею сейчас занимаются сотни тысяч хозяйствующих субъектов.

Сохраняется основное достижение политики либерализации экономики: насыщение потребительского рынка товарами. В немалой степени это достигается за счет импорта, на долю которого приходится около 40 % розничного товарооборота.

Интернационализация производства имеет, помимо привлечения инвестиций из-за рубежа, и другой аспект: выход на мировой рынок с отечественной продукцией и импорт товаров и услуг из других стран. Эффективное участие в международном разделении труда является необходимым условием высоких темпов научно-технического прогресса и экономического роста.

Российская экономика имеет рад конкурентных преимуществ:

- дешевая и одновременно высококвалифицированная рабочая сила;

- внешнеторговый опыт на рынках развивающихся стран;

- значительные масштабы свободных производственных площадей;

- наличие уникальных передовых технологий в ряде отраслей.

Вместе с тем, в последние годы потеряны многие традиционные рынки сбыта российской продукции. Неблагоприятное воздействие на внешнеэкономические связи может оказать и динамика мировых цен: на основные товары российского экспорта (сырьевые) не стабильны (падают и растут переменно), импорта — ростут.

Новая система регулирования внешнеэкономической деятельности характеризуется усилением экономических, тарифных методов регулирования и снижением роли количественных ограничений экспорта и импорта.

Интеграции в мировую экономику может способствовать и создание зон свободной торговли, в которых предприятиям предоставляются налоговые и таможенные льготы, действуют стимулы для привлечения иностранных инвестиций.

Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания нашей промышленности и по технологическому уровню продукции. Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась автаркией, то есть формированием самодостаточной экономической системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей продукции. Современная экономическая история однозначно свидетельствует о том, что закрытость экономики ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. Нет ни одной развитой страны с автаркической экономикой.

Значение интеграции в мировую экономику в настоящее время особенно усиливается в связи со стремительной интернационализацией науки и повышением роли информации и знания как источника экономического развития.

Однако переход к открытой экономике не должен быть одномоментным актом. Необходимо поощрять экспорт и соблюдать баланс между открытостью иностранной конкуренции и протекционистской защитой некоторых отраслей или предприятий.

28. Трансформационный спад – его сущность и природа

Данный термин введен в научный оборот уже упоминавшимся венгерским ученым Я. Корнай. Корнай утверждает, что при переходе от административно-командной системы к рынку экономика переживает глубокий кризис, вызванный переходным, трансформационным состоянием экономической системы. Оно выражается в том, что прежние, плановые механизмы организации хозяйственной деятельности уже разрушены, а новые, рыночные механизмы еще слабы или отсутствуют вообще. Ту же самую мысль можно выразить, используя другие понятия. Причина трансформационного спада — это отсутствие целостной, непротиворечивой и когерентной институциональной системы в переходный период.

Информация о работе Переходная экономика