Переходная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 07:44, курсовая работа

Описание работы

Экономическая теория прежде всего отражает закономерности функционирования экономики. Через категории, к примеру, равновесной цены, предельных издержек, моделей роста и другие она характеризует определенные устойчивые связи, свойственные рыночной экономической системе. Однако рыночная экономика со всеми ее чертами существовала не всегда. Как и всякая другая система, она прошла известный путь развития, который экономическая теория также должна иметь в виду.

Содержание

1. Этапы развития экономической системы……………………………………….…...4
2. Объективные предпосылки переходных состояний………………………………...…4
3. Переходность как состояние современного мирового сообщества………………..5
4. О понятии «переходная экономика»………………………………………………….6
5. Плановая экономика — одна из альтернатив XX в……………………………………..7
6. Теория «Рыночного социализма» и теория Д. М. Кейнса………………………….….8
6.1. Теория «Рыночного социализма»…………………………………………....8
6.2. Теория Д. М. Кейнса………………………………………………………….9
7. История социалистической идеи…………………………………………….………11
8. Экономическая теория Карла Маркса…………………………………………….…12
9. Плановая экономика как воплощение социалистической идеи……………………....14
10. Основные характерные черты плановой экономики……………………………....16
11. Советская экономика до начала «перестройки»…………………………………...17
12. Кризис плановой экономики и необходимость перехода к другой системе…….23
13. Крах советской экономики на рубеже 80 — 90-х годов…………………………..24
13.1. «Перестройка» экономики………………………………………………….24
14. Уроки советского опыта…………………………………………………………….25
15. Сущность переходного периода…………………………………………………….28
16. Специфика переходного процесса в российской экономике………………………...29
17. Институциональные преобразования………………………………………………30
18. Условия характеризующие завершение переходного процесса………………….32
19. Концепции переходной экономики………………………………………………...34
19.1. Концепция градуализма или эволюционный путь к рыночной экономике....34
19.2. «Рыночный социализм» как разновидность эволюционного пути перехода к рынку………………………………………………………………………………………….35
19.3. «Шоковая терапия» или вариант радикального перехода к рынку……...36
19.4. «Шоковая терапия» в России и постсоциалистических странах……………….37
20. Цели постсоциалистической трансформации……………………………………...38
21. Российская модель социальной рыночной экономики……………………………40
22. Главные задачи рыночных преобразований……………………………………….…….42
23. Либерализация экономики………………………………………………………….43
23.1. Внутриэкономическая либерализация……………………………………....43
23.2. Внутриэкономическая либерализация в России и в других странах с переходной экономикой…………………………………………………………………44
23.3. Противоречия внутриэкономической либерализации………………………….45
23.4. Противоречия внутриэкономической либерализации и в России и в других странах с переходной экономикой……………………………………………………...45
23.5. Либерализация внешнеэкономических отношений……………………………….46
23.6. Либерализация внешнеэкономических отношений в России…………………….46
24. Изменение структуры собственности в переходной экономике……….……..47
24.1. Разгосударствление — основное содержание преобразований собственности……………………………………………………………………………47
24.2. Самоуправление…………………………………………………….…...….48
24.3. Приватизация и демонополизация……………………………………...…49
24.4. Формы и методы приватизации………………………………………….52
24.5. Приватизация в постсоциалистических странах………………………..55
24.6. Приватизация в России…………………………………………………...58
24.7. Необходимость реформирования предприятий………………………...63
24.8. Реформа предприятий в России………………………………………….63
24.9. Аграрная реформа в России……………………………………………...65
25. Макроэкономическое неравновесие и пути его преодоления………………..67
25.1. Содержание макронеравновесия и его особенности в переходной экономике……………………………………………………………………………...67
25.2. Основные формы макронеравновесия в переходной экономике………....68
26. Макроэкономическая (финансовая) стабилизация……………………………………69
27. Интеграция в мировую экономику……………………………………………….71
28. Трансформационный спад – его сущность и природа…………………………..72
29. Транформационный спад в российской переходной экономике…………………75
30. Отличие трансформационного спада от циклического кризиса………………..75
31. «Негативная» адаптация и «депрессивная» стабилизация……………………...76
32. Экономическая динамика в период трансформации в России и в других постсоциалистических странах……………………………………………………….78
33. Специфика Российской ситуации применения стабилизационных программ. Характеристики кризиса в России конца 80-х — начало 90-х годов XX столетия и мероприятия, предпринимаемые для выхода из него……………………………….80
34. Роль государства в переходной экономике………………………………………...84
34.1. Роль государственного регулирования экономики…………………………....84
34.2. Функции государственного регулирования экономики……………...…85
34.3. Средства государственного регулирования экономики………………...86
34.4. Институты государственного регулирования переходной экономики……….87
35. Итоги, проблемы, перспективы развития России и стран СНГ………………………..87
35.1. Выбор модели развития России…………………………………………..87
35.2. Перспективы СНГ…………………………………………………………90
36. Список используемой литературы………………………………………………..94

Работа содержит 1 файл

переходная экономика.doc

— 688.00 Кб (Скачать)

Подобная модель хозяйственного обособления предопределяет заинтересованность самоуправленческого трудового коллектива прежде всего в росте текущих доходов предприятия, оставляя в стороне любую мотивацию в преумножении капитала. Поэтому система заинтересованности строится не на принципе максимизации общей массы прибыли фирмы, как это преимущественно бывает в условиях рыночной экономики, а на увеличении текущих доходов каждого отдельного члена самоуправленческого коллектива. А поскольку при этом заработная плата воспринимается как элемент дохода, а не издержек производства, цены на продукцию таких предприятий не служат им ориентиром в соотношении рыночного спроса и предложения. Это, в свою очередь, означает, что самоуправленческие предприятия если и возможны в рыночной и переходной экономике, то лишь в каких-то определенных конкретных случаях мелкого предпринимательства. Доминирующей формой они быть не могут.

24.3. Приватизация и демонополизация

Приватизация в переходной экономике является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственных предприятий могут возникать частные и смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах— от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций.

Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале.

В процессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода прав собственности) появляются новые социальные категории — собственников (акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений.

Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом постсоциалистической рыночной трансформации. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпам и масштабам, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно различаться. Так, одним из постулатов неолиберальной модели экономической рыночной трансформации, которой в целом следовало большинство постсоциалистических стран, являлось возможно более быстрое дерегулирование экономики, т. е. уход государства от непосредственного руководства агентами микроуровня и отделение реального сектора от государственного бюджета (отмена государственных субвенций, дотаций, льгот, гарантий и т. п.). В связи с этим ставилась задача предельно быстрого разгосударствления и приватизации большинства предприятий. Однако не во всем благоприятный первоначальный опыт реформы собственности, особенно в рамках крупных предприятий, заставил частично пересмотреть не только роль государства, но и место государственного сектора в переходной экономике.

Потенциальное противоречие между функциями собственности и контроля в корпоративных формах предпринимательства привело к серьезным конфликтам интересов в большинстве крупных приватизированных предприятий. Во всех постсоциалистических странах на фоне слабой законодательной проработки прав собственности интересы менеджмента противостояли интересам акционеров. А быстрая массовая приватизация по ваучерным схемам сопровождалась еще и конфликтами интересов внутренних и внешних инвесторов.

В связи с этим широко распространенная в первые годы рыночных реформ точка зрения на быструю приватизацию и накопление «критической массы» частной собственности как на необходимые условия выбора между либеральным или социал-демократическим путем развития постепенно сменилась пониманием особой роли государства и государственного сектора в переходной экономике. И даже учитывая, что приватизация в большинстве постсоциалистических стран (кроме некоторых республик бывшего СССР) в конце 90-х годов во многих отраслях уже подошла к завершению, нельзя оставить без внимания аргументы сторонников госкапиталистической модели предприятий.

Во-первых, часть предприятий в течение длительного времени сохраняется в государственной собственности по причине необходимости полного или частичного государственного контроля или невозможности включить их в общие программы приватизации. Характерно, что и в развитой рыночной экономике определенное число так называемых общественных, или публичных, предприятий (как правило, железнодорожный транспорт, почта, телекоммуникации, энергетика, угольная и некоторые другие отрасли) обычно остается в руках государства. Во-вторых, неудачная или противоречащая законодательству приватизация отдельных предприятий может привести к необходимости передачи их вновь в государственную собственность тем или иным путем (как это было, например, в результате выкупа московским правительством у негосударственных собственников контрольных пакетов акций крупных автомобильных заводов).

В любом случае в переходной экономике государственный контроль отличается от государственного управления в плановой экономике. Государственные предприятия должны быть выведены на режим функционирования, соответствующий основным требованиям рыночной среды, т. е. быть «маркетизированы». Эти требования в основном сводятся к следующему: жесткий бюджет, конкуренция, реструктуризация производства и финансов, организация корпоративного управления.

Приватизация стала ядром институциональной реформы, в ходе которой формируется новая организационно-экономическая структура предпринимательства и само предпринимательство как экономический феномен.

Предпринимательство представляет собой специфический сектор экономики, функционирующий в соответствии с рядом присущих именно ему закономерностей. Структурные элементы этого сектора — разнообразные предприятия в истинном смысле слова — действуют по строгому принципу: либо хозяйственный успех, либо банкротство, экономическая смерть. Этот принцип, реализуемый лишь в условиях конкуренции, неизбежно диктует стремление усилить деловую активность, увеличить хозяйственный оборот.

Предприниматель в условиях нынешней рыночной экономики — это прежде всего новатор, осуществляющий такую сложную комбинацию факторов производства, результатом которой становится товар и услуга, не имеющие себе аналогов.

Результаты предпринимательства выступают в виде коммерческого эффекта, воплощенного в деньгах (прибыли).

Предпринимательство (бизнес) — это любая приносящая прибыль деятельность, удовлетворяющая потребности общества в товарах и услугах. Две стороны современного бизнеса: прибыльность и направленность на удовлетворение нужд потребителей — неразрывно связаны друг с другом, определяют экономические и социальные ориентиры его развития.

Не обязательно быть собственником, чтобы быть предпринимателем. Например, деятельность посредников, не являющихся собственниками товаров и ценных бумаг, так же представляет собой путь к выявлению прибыли, ее извлечению и присвоению. Предприниматель обладает качествами, которые не делают его выше или лучше остальных, они делают его другим, — это деловая активность, предприимчивость, инициатива.

Почему же общество считает возможным выделять предпринимателю часть прибыли? Предприниматель осуществляет затраты особого рода, отличающие его от других работников по скорости и оптимальности принятия решений.

Предпринимательская деятельность может и не зависеть напрямую от собственности. На крупных предприятиях это приводит к резкому разграничению предпринимателя и собственников-акционеров. Между тем предприниматели-менеджеры, получившие полномочия от частных или государственных собственников, отличаются от предпринимателей-собственников в одном отношении: им не важно, кто собственник.

Всегда существует опасность того, что государство предоставит «своим» предприятиям особые льготные условия. Назначенные правительством менеджеры едва ли станут противиться подобному вмешательству. В данном случае фигура предпринимателя-менеджера символизирует меньшие гарантии для существования свободной рыночной экономики, чем предприниматель-собственник.

В ближайшем будущем особого внимания требует развитие внутреннего рынка, поддержка мелкого и среднего предпринимательства. Поддержка национальных товаропроизводителей и разумный протекционизм во внешнеэкономической политике должны сочетаться с формированием внутренней конкурентной среды и регулированием монополий.

Приватизация способствует демонополизации производства. В ходе реорганизации, разукрупнения и приватизации действующих предприятий появляются малые и средние предприятия, которые выходят на рынок с различными товарами и услугами. При разделении предприятия вместо одного возникают два или более новых предприятия.

Малые предприятия (особенно в сфере торговли) являются ключевыми при переводе к эффективной рыночной экономике: они формируют спрос на готовые товары и продукцию. Критериями малого бизнеса являются небольшое количество работников, виды и объем предоставляемых услуг, территориальная ограниченность и обозримость предприятия. Малые предприятия вступают в отношения конкуренции друг с другом, способны насытить рынок товарами лучшего качества по более низким ценам.

Свободные средства предприятий и населения с целью их вложения в производство используются различными группами инвестиционных компаний. Одни компании осуществляют прямые направленные инвестиции (холдинги, финансовые группы и финансовые компании), другие — повсеместные инвестиции (собственно инвестиционные компании, страховые и пенсионные фонды).

Традиционно под инвестиционной компанией понимается инвестиционное акционерное общество, формирующее свой капитал посредством выпуска и продажи акций. Инвестиционная фирма в другой форме собственности обычно называется трастом и управляет капиталом вкладчиков по их доверенности.

Инвестиционная компания формирует свои ресурсы только за счет собственных средств путем размещения акций среди юридических лиц. У инвестиционных фондов есть возможность воспользоваться привлечением средств населения.

Существуют два пути формирования финансово-промышленных групп (ФПГ). Один — объединение самих крупных фирм; это и есть образование собственно ФПГ. Второй связан с тем, что вокруг крупной фирмы группируются ряд мелких и средних; это создание так называемых предпринимательских групп. Они представляют собой сеть имущественных и контрактных отношений между крупной фирмой олигополистического типа и мелкими и средними компаниями. Для предпринимательских групп характерно преобладание вертикальных связей; для ФПГ наибольшее значение имеют горизонтальные связи.

Экономической основой координации деятельности предприятий, входящих в финансово-промышленную группу, могут выступать: организация холдинговой компании; взаимное владение акциями; концентрация пакетов акций банком или трастовой компанией.

Холдинговые компании, являясь собственниками контрольных или паритетных пакетов акций других акционерных обществ, получают возможность эффективного воздействия на осуществление производственной и инвестиционной стратегий на многих предприятиях различных отраслей.

К сожалению, в России резкий переход к акционированию крупных предприятий без их предварительного разделения не позволил увязать задачи приватизации и демонополизации.

Создание финансово-промышленных групп в форме холдинговых компаний, акционерных обществ, перекрестного владения акциями должно решить важнейшую задачу экономической реформы: не только распределить бывшее государственное имущество между мелкими собственниками, но и стимулировать крупных стратегических собственников. Однако привлечение инвестиций, осуществляемых стратегическими собственниками, не может стать оправданием появления новых монопольных структур. Контроль над монополиями является неотъемлемой частью политики демонополизации.

Развитие малого и крупного предпринимательства способствует стабилизации хозяйственных связей, формированию внутренней конкурентной среды, сужению сферы влияния теневой экономики, развитию внешнеэкономических связей.

24.4. Формы и методы приватизации

Конкретные методы проведения реформы собственности зависят от того, на каких принципах передается государственное имущество новым собственникам.

Это прежде всего выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий — все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала.

Огромные массы меняющих форму собственности государственных активов во всех постсоциалистических странах потребовали достаточного разнообразия возможных легальных форм приватизации. Причем соображения социальной справедливости, получавшие все большую общественную поддержку, в ходе реформ раздвинули круг возможных участников за счет включения в число новых владельцев активов населения, работников и управляющих компаний, бывших владельцев или их наследников, утративших некогда право собственности в процессе социалистической национализации. Характерно также, что приватизация во многих странах с переходной экономикой проводилась одновременно с либерализацией законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности.

В принципе, все разнообразие методов может быть сведено к следующим: прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компаний, массовая ваучерная приватизация и реприватизация.

Информация о работе Переходная экономика