Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 07:44, курсовая работа
Экономическая теория прежде всего отражает закономерности функционирования экономики. Через категории, к примеру, равновесной цены, предельных издержек, моделей роста и другие она характеризует определенные устойчивые связи, свойственные рыночной экономической системе. Однако рыночная экономика со всеми ее чертами существовала не всегда. Как и всякая другая система, она прошла известный путь развития, который экономическая теория также должна иметь в виду.
1. Этапы развития экономической системы……………………………………….…...4
2. Объективные предпосылки переходных состояний………………………………...…4
3. Переходность как состояние современного мирового сообщества………………..5
4. О понятии «переходная экономика»………………………………………………….6
5. Плановая экономика — одна из альтернатив XX в……………………………………..7
6. Теория «Рыночного социализма» и теория Д. М. Кейнса………………………….….8
6.1. Теория «Рыночного социализма»…………………………………………....8
6.2. Теория Д. М. Кейнса………………………………………………………….9
7. История социалистической идеи…………………………………………….………11
8. Экономическая теория Карла Маркса…………………………………………….…12
9. Плановая экономика как воплощение социалистической идеи……………………....14
10. Основные характерные черты плановой экономики……………………………....16
11. Советская экономика до начала «перестройки»…………………………………...17
12. Кризис плановой экономики и необходимость перехода к другой системе…….23
13. Крах советской экономики на рубеже 80 — 90-х годов…………………………..24
13.1. «Перестройка» экономики………………………………………………….24
14. Уроки советского опыта…………………………………………………………….25
15. Сущность переходного периода…………………………………………………….28
16. Специфика переходного процесса в российской экономике………………………...29
17. Институциональные преобразования………………………………………………30
18. Условия характеризующие завершение переходного процесса………………….32
19. Концепции переходной экономики………………………………………………...34
19.1. Концепция градуализма или эволюционный путь к рыночной экономике....34
19.2. «Рыночный социализм» как разновидность эволюционного пути перехода к рынку………………………………………………………………………………………….35
19.3. «Шоковая терапия» или вариант радикального перехода к рынку……...36
19.4. «Шоковая терапия» в России и постсоциалистических странах……………….37
20. Цели постсоциалистической трансформации……………………………………...38
21. Российская модель социальной рыночной экономики……………………………40
22. Главные задачи рыночных преобразований……………………………………….…….42
23. Либерализация экономики………………………………………………………….43
23.1. Внутриэкономическая либерализация……………………………………....43
23.2. Внутриэкономическая либерализация в России и в других странах с переходной экономикой…………………………………………………………………44
23.3. Противоречия внутриэкономической либерализации………………………….45
23.4. Противоречия внутриэкономической либерализации и в России и в других странах с переходной экономикой……………………………………………………...45
23.5. Либерализация внешнеэкономических отношений……………………………….46
23.6. Либерализация внешнеэкономических отношений в России…………………….46
24. Изменение структуры собственности в переходной экономике……….……..47
24.1. Разгосударствление — основное содержание преобразований собственности……………………………………………………………………………47
24.2. Самоуправление…………………………………………………….…...….48
24.3. Приватизация и демонополизация……………………………………...…49
24.4. Формы и методы приватизации………………………………………….52
24.5. Приватизация в постсоциалистических странах………………………..55
24.6. Приватизация в России…………………………………………………...58
24.7. Необходимость реформирования предприятий………………………...63
24.8. Реформа предприятий в России………………………………………….63
24.9. Аграрная реформа в России……………………………………………...65
25. Макроэкономическое неравновесие и пути его преодоления………………..67
25.1. Содержание макронеравновесия и его особенности в переходной экономике……………………………………………………………………………...67
25.2. Основные формы макронеравновесия в переходной экономике………....68
26. Макроэкономическая (финансовая) стабилизация……………………………………69
27. Интеграция в мировую экономику……………………………………………….71
28. Трансформационный спад – его сущность и природа…………………………..72
29. Транформационный спад в российской переходной экономике…………………75
30. Отличие трансформационного спада от циклического кризиса………………..75
31. «Негативная» адаптация и «депрессивная» стабилизация……………………...76
32. Экономическая динамика в период трансформации в России и в других постсоциалистических странах……………………………………………………….78
33. Специфика Российской ситуации применения стабилизационных программ. Характеристики кризиса в России конца 80-х — начало 90-х годов XX столетия и мероприятия, предпринимаемые для выхода из него……………………………….80
34. Роль государства в переходной экономике………………………………………...84
34.1. Роль государственного регулирования экономики…………………………....84
34.2. Функции государственного регулирования экономики……………...…85
34.3. Средства государственного регулирования экономики………………...86
34.4. Институты государственного регулирования переходной экономики……….87
35. Итоги, проблемы, перспективы развития России и стран СНГ………………………..87
35.1. Выбор модели развития России…………………………………………..87
35.2. Перспективы СНГ…………………………………………………………90
36. Список используемой литературы………………………………………………..94
Таким образом, Россия объективно не может рассчитывать на скорый выход из кризиса; она обречена на длительный период реформ.
Поскольку кризис в России носит нециклический характер, к России нельзя применять набор привычных инструментов, используемых при таких кризисах. Длительность трансформационного кризиса ограничивает применение монетаристских программ, использование которых предполагает скоростной механизм адаптации производителей к рыночным регуляторам. Кроме того, Россия — страна с невысоким уровнем дохода и не может длительное время жертвовать падением жизненного уровня, ибо последний ставит под сомнение выживаемость населения и социальную стабильность.
Для кейнсианских программ в России также имеются существенные ограничения:
1) Эти программы строятся на увеличении бюджетного дефицита и государственного долга. Однако и тот, и другой достигли у нас уровня, превышающего оптимальный. Кроме того, Россия еще не приобрела достаточного опыта неинфляционного развития при бюджетном дефиците. Поэтому в наших условиях наращивать последний опасно;
2) Кейнсианские программы строятся на мультипликационном эффекте, который возможен при высокой интегрированности экономики. В условиях разрыва хозяйственных связей действие мультипликатора невозможно.
Итак, рецепты западного образца антициклического регулирования экономики в чистом виде для России не пригодны, т. к. она решает совсем иные проблемы. Не переход от развитого рынка в более его зрелую ступень, а процесс формирования основ рыночного механизма встает на повестку дня в экономических преобразованиях России. Это прежде всего формирование производителей как частных собственников, создание конкурентной среды, в которой даже государственные предприятия должны вести себя, как агенты рынка. Сюда же относится и подтягивание инфраструктуры до необходимого уровня, диктуемого требованиями рынка. Следует иметь в виду, что для налаживания рыночных механизмов необходимы зрелые формы рынка информации, фондового рынка, рынка жилья, ибо эти сферы хозяйственной деятельности несут на себе значительную нагрузку в обеспечении подвижности ресурсов, без которой невозможно выйти из структурных деформаций на путь сбалансированного экономического роста. В России вышеназванные рынки делают пока только первые шаги.
Такое реформирование экономики возможно лишь на фоне эффективной антиинфляционной политики, которая способна предотвратить обесценение производственного капитала. Ведь только инвестиции, в конечном итоге, увеличивают предложение и вытягивают страну из депрессии. На создание условий для выхода из кризиса можно надеяться лишь при образовании благоприятного инвестиционного климата, когда предприятия выходят на достаточный уровень накоплений, а спрос (его величина и структура) способен поглотить возможное увеличение предложения, и предприятия рассчитывают на реальное вознаграждение их возросшей деловой активности.
Если же речь вести об экономических путях выхода из кризиса, на первое место мы выдвигаем теорию государственного регулирования экономики.
Среди мероприятий по выводу России из кризиса следует назвать следующие:
Характеристики кризиса | Мероприятия, предпринимаемые для выхода из него |
Товарный дефицит | 1. Либерализация цен на основную массу товаров. 2. Импортные поставки, в том числе за счет средств на поддержку платежного баланса, товарные интервенции в периоды либерализации цен. 3. Либерализация экономической деятельности и быстрая структурная перестройка производства в пользу увеличения выпуска товаров, пользующихся спросом. |
Спад производства | 1. Создание в экономике конкурентной среды за счет либерализации объемов выпуска продукции и цен, а также за счет снятия ряда внешнеторговых барьеров. 2. Приватизация государственных предприятий и возрождение частного интереса в экономической деятельности. 3. Коммерциализация деятельности государственных предприятий и приватизация большинства из них. 4. Стимулирование мелкого и среднего бизнеса. 5. Расширение импорта ключевых товаров, как результат притока валютных средств. 6. Структурная перестройка производства с увеличением выпуска потребительских товаров и сокращением производства в тяжелой индустрии и оборонной промышленности. 7. Осуществление инвестиционных программ, в том числе с участием иностранного капитала. 8. Выравнивание налогового режима в отдельных отраслях экономики. |
Инфляция | 1. Ликвидация избытка денег у населения: за счет продажи государственных ценных бумаг, доходов от приватизации, освобождения цен, девальвации рубля. 2. Жесткая денежная и бюджетная политика. 3. Поддержание стабильного курса рубля, в том числе за счет фонда стабилизации рубля. 4. Политика ограничения личных доходов. 5. Товарные интервенции в периоды либерализации цен, в том числе за счет поставок товаров по импорту. |
Безработица | 1. Формирование государственной службы занятости и фонда для выплаты пособий по безработице. 2. Стимулирование частной экономической деятельности и развития мелкого и среднего бизнеса. 3. Организация общественных работ. 4. Экспорт рабочей силы (введение в действие закона о въезде и выезде). 5. Стимулирование экономического роста. |
Дефицит платежного баланса | 1. Введение внутренней конвертируемости рубля на основе реалистичного обменного курса и его стабилизации. 2. Стимулирование экспорта и защита производителей внутри страны за счет ограничения импорта обменным курсом рубля. 3. Выравнивание платежного баланса в связи с девальвацией рубля и ликвидацией множественности курсов. 4. Поддержка платежного баланса с помощью безвозмездной помощи и долгосрочных кредитов индустриально развитых стран. 5. Стимулирование иностранных инвестиций. 6. Государственная политика стимулирования экспорта. |
Дефицит государственного бюджета | 1. Сокращение государственных расходов, особенно в части субсидий, военных расходов и помощи иностранным государствам. 2. Налоговая реформа. 3. Строгое соблюдение установленных пределов дефицита госбюджета. 4. Принятие новых социальных программ только в пределах сбалансированного бюджета. |
34. Роль государства в переходной экономике
Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной порождает ошибочное представление о, якобы, необходимости устранения государства из сферы экономических преобразований. Происшедшее в реальности, в частности в российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде на всесильную творческую роль рынка привело к дополнительным издержкам и трудностям в трансформационном процессе.
Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. Во-первых, степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. Во-вторых, происходит переход от преимущественно административных способов государственного регулирования к экономическим.
В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в сформировавшемся рыночном хозяйстве. Значительная роль государства в период перехода к рынку обусловлена следующими причинами. Прежде всего, переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества (Россия, большинство стран СНГ, страны Восточной Европы). Государству приходится регулировать формирование рыночной инфраструктуры.
Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности. На начальном этапе перехода к рынку распад административно-командной системы обычно происходит быстрее, чем создание рыночных механизмов, что чревато дезорганизацией хозяйственной деятельности. Чтобы не допустить этого, государству приходится более активно вмешиваться в экономические процессы.
34.2. Функции государственного регулирования экономики
Роль государства конкретизируется в его функциях. На деле, роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Если в прежней системе всесильное тоталитарное государство в экономической сфере прежде всего осуществляет функцию сохранения сложившейся и разъедаемой усиливающимся кризисом плановой экономики, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы.
В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства. Первая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений: создание правовой базы хозяйствования, адекватной условиям рыночной экономики; демонополизация и стимулирование конкуренции; приватизация государственной собственности (руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого государственного имущества и т.д.); руководство процессами либерализации цен и внешнеэкономической либерализации; формирования институтов рыночной инфраструктуры и т.д.
Ко второй группе относятся перераспределительные функции, призванные корректировать несовершенство рыночных механизмов в деле распределения материальных, финансовых ресурсов, доходов населения. В эту же группу входит функция обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста, умелое проведение макроэкономической политики — кредитно-денежной, налоговой, политики доходов и др.
Конечно, правильная макроэкономическая политика государства не сможет устранить полностью макроэкономическое неравновесие, свойственное содержанию переходной экономики. Но она может обеспечить оптимальный вариант преобразований, т.е. снизить их издержки, не допустить наиболее разрушительных форм (например, гиперинфляции). Глубинной задачей такой политики на начальном этапе переходного процесса является преодоление спада производства и обеспечение экономического роста. Ряд стран Центральной и Восточной Европы решили эту задачу уже в 1993—1994 гг. Предварительным условием ее решения является создание благоприятной атмосферы для экономического роста: заинтересованности в производственных инвестициях, приемлемой ставки процента, низких темпов инфляции и т.п. Такие задачи решала российская экономика в 1995— 1996 гг.
Центральной задачей начального этапа перехода от плановой системы к рыночной является преодоление развернувшегося инфляционного процесса, обеспечение финансовой стабилизации. В целом борьба с инфляцией ведется по двум основным направлениям: прекращение Центральным Банком финансирования дефицита государственного бюджета (т.е. по сути, чистой эмиссии денег) и обеспечение жесткой кредитно-денежной политики. В свою очередь, эти направления реализуются через два различных механизма: ортодоксальный и гетеродоксальный. Ортодоксальный механизм (примененный в России) опирается в своем осуществлении на контроль за предложением денег и валютным курсом. Гетеродоксальный (примененный в большинстве стран Центральной и Восточной Европы) добавляет к этим двум «якорям» (денежная масса и валютный курс) еще один — политика (деиндексация) доходов.
При известной непоследовательности в проведении политики финансовой стабилизации в итоге в российской экономике были обеспечены положительные результаты. С 1995 г. Центральный Банк не кредитует финансирование дефицита государственного бюджета (в 1994 г. такие кредиты в источниках финансирования составляли почти 80%). С сентября 1995 г. ужесточена кредитно-денежная политика. Все это привело к снижению темпов инфляции в 1996 г. до 2% и менее в месяц.
Парадоксом переходной экономики является то, что возможности государства влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли).