Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:35, шпаргалка
ответы на вопросы по предмету рынок ценных бумаг для финансовых специальностей
10. Государственные краткосрочные и долгосрочные облигации. Муниципальные облигации. Цель их выпуска.
Государственные и муниципальные облигации
Государственные долговые обязательства занимают важное место на рынке капиталов и имеют широкое распространение в мировой практике. Это обусловлено самим механизмом формирования и использования государственного бюджета.
Покрытие расходов госбюджета, когда они превышают доходы, может осуществляться за счет эмиссии денег или за счет кредита, взятого у центрального банка или у коммерческих банков. Однако эмиссия денег ведет к инфляции и расстройству денежного обращения, а кредиты банков, как показывает мировая практика, требуют больших затрат, чем выпуск ценных бумаг.
С помощью выпуска ценных бумаг осуществляется:
покрытие текущего дефицита бюджета, который возникает из-за того, что поступления доходов приходятся на определенные даты, а расходы осуществляются более равномерно;
погашение ранее выпущенных облигационных займов;
финансирование государственных программ капиталоемких проектов;
обеспечение кредитно-финансовых институтов и коммерческих банков ликвидными резервами. При этом кредитно-финансовые учреждения, приобретая государственные облигации, получают процентный доход.
В соответствии с Законом «О государственном внутреннем долге» РФ от 13 ноября 1992 г. № 3877-1 долговые обязательства РФ могут быть в форме:
1. кредитов, полученных правительством Российской Федерации;
2. государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
3. других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
В соответствии с данным Законом государство не несет ответственности по долговым обязательствам национально-государственных и административно-
Муниципальные облигации по своим характеристикам близки к государственным облигациям. Различие только в том, что собранные эмитентом средства расходуются на финансирование потребностей муниципальных (региональных) бюджетов и программ, а погашение и выплата процентов по облигациям осуществляются за счет муниципальных налогов и других доходов местного бюджета.
Принято выделять муниципальные облигации двух типов: общего долга и доходные.
Расходы по обслуживанию облигаций общего долга осуществляются за счет местных налогов, а по обслуживанию доходных облигаций - за счет доходов, полученных от эксплуатации объектов, возведенных на средства от выпуска облигаций (платных сооружений).
Муниципальные облигации являются менее надежными финансовыми инструментами по сравнению с государственными ценными бумагами, поэтому процентная ставка по ним должна быть более высокой, чем по государственным облигациям. Как правило, муниципальные облигации имеют неширокий рынок, ограниченный пределами штата или области.
По способу обращения государственные и муниципальные облигации могут быть рыночными и нерыночными. Рыночные бумаги могут свободно передаваться от одного владельца другому без ограничения. Нерыночные облигации не могут быть переданы первым владельцем другому лицу, не подлежат купле-продаже на вторичном рынке.
Примерами таких облигаций могут быть сберегательные облигации, предназначенные для размещения их среди населения.
Держатель не может их продать другому лицу, но по требованию владельца эмитент берет на себя обязательство погасить облигацию по номиналу.
К нерыночным облигациям относятся и специальные выпуски облигаций, которые размещаются в страховых организациях, пенсионных фондах и правительственных организациях. Такие облигации нельзя продавать, но они могут быть предъявлены эмитенту для выкупа через определенное время после выпуска.
В зависимости от срока действия государственные облигации делятся на краткосрочные (сроком до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет) и бессрочные, которые не имеют срока погашения, а их владелец получает процентный доход, пока является держателем облигации.
Государственные краткосрочные облигации
Государственные краткосрочные облигации (обязательства) широко используются многими странами для финансирования краткосрочных потребностей государства и занимают важное место на денежном рынкe. Эти облигации широко используются как коммерческими банками в качестве инструмента урегулирования их потребностей в ликвидных средствах, так и различными финансовыми и нефинансовыми фирмами для формирования портфеля ценных бумаг.
Государственные краткосрочные облигации являются дисконтными инструментами, т.е. доход инвестора образуется за счет разницы между ценой погашения облигации (номиналом) и покупной ценой, которая ниже номинала.
Например, инвестор покупает облигацию со сроком действия один год по цене 950 долл., а получает при погашении 1000 долл. Сумма 50 долл. будет являться доходом на инвестицию. Поскольку деньги предоставляются в долг, то этот доход часто называют процентным доходом или просто процентами. Только следует помнить, что в данном случае проценты, или процентный доход, это абсолютная величина, выраженная в денежных единицах.
Государственные краткосрочные облигации - наиболее надежные инструменты рынка ценных бумаг. Они имеют обширный вторичный рынок и являются высоколиквидными ценными бумагами.
Российский опыт выпуска государственных краткосрочных облигаций пока еще не очень продолжителен. 8 февраля 1993 г. вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 107 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» (ГКО). Согласно постановлению на весь выпуск оформляется глобальный сертификат. На руки владельцам облигации не выдаются, а учет владельцев облигаций осуществляется на основании записей по счетам «депо» в учреждениях Центробанка или уполномоченных Банком России организациях.
18 мая 1993 г. на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) прошел первый аукцион по продаже ГКО. С 1993 по 2004 г. было осуществлено более 170 выпусков ГКО.
Постановлением Правительства РФ № 790 от 16 октября 2000 г. условия функционирования рынка ГКО были несколько изменены по сравнению с первоначальными требованиями. Эмитентом ГКО от имени РФ выступает Минфин. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО выступает Центробанк, но решение о выпуске принимается теперь без согласования с Центробанком (в отличие от первоначальных условий).
Кроме того, если в постановлении от 1993 г. отмечалось, что Центробанк гарантирует своевременность погашения ГКО, то в новом постановлении это условие отсутствует. Срок обращения ГКО не может превышать 1 года. Облигации могут приобретаться российскими и иностранными физическими и юридическими лицами.
Если в постановлении от 1993 г. отмечалось, что сведения об очередном выпуске ГКО должны быть объявлены не позднее, чем за 7 дней до начала размещения и что выпуск признается состоявшимся при размещении не менее 20 % от номинального объема, то в постановлении 2000 г. эти условия не оговариваются.
Помимо ГКО, Правительством Российской Федерации были выпущены некоторые специфические краткосрочные ценные бумаги, по существу не имеющие аналогов в мировой практике. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 321 от 14 апреля 1994 г. Министерством финансов был осуществлен выпуск казначейских векселей 1994 г. на общую сумму 1,1 трлн руб. Этими векселями погашалась государственная задолженность предприятиям. (Предполагалось погасить векселями 10 % государственного долга.) Вместо 10 млн. руб. предприятию выдавался вексель на сумму 14 млн. руб. с условием погашения его через год. Иными словами, доходность векселя составляла 40 % годовых, в то время как процентные ставки по банковским кредитам в 1994-1995 г. доходили до 200 % годовых.
Казначейские векселя выпускались сериями: все векселя в серии имели единую дату выпуска и погашения. Векселя передавались на хранение в Центральный банк России без выдачи на руки владельцам. Владельцами векселей могли быть только юридические лица - резиденты Российской Федерации.
Казначейские векселя не получили широкого распространения, и уже 9 августа 1994 г. вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 906 «О выпуске казначейских обязательств».
Согласно условиям выпуска Казначейских обязательств (КО), их эмитентом являлось Министерство финансов Российской Федерации. Обязательства выпускались и обращались в бездокументарной форме в виде записей на счетах уполномоченных депозитариев.
Владелец КО мог осуществлять с ними следующие операции:
• погашать кредиторскую задолженность путем перевода КО на счета кредиторов:
продавать КО юридическим и физическим лицам - резидентам РФ;
использовать КО в качестве залога при получении кредита в коммерческих банках;
• обменивать КО на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет.
Пожалуй, наиболее существенной особенностью казначейских обязательств являлось то, что их обращение в подавляющем большинстве осуществлялось в ограниченной форме. Первыми держателями КО являлись министерства и ведомства, круг которых определялся решением Правительства Российской Федерации. Первые держатели расплачивались КО с предприятиями своей отрасли. В дальнейшем большинство серий КО должны были проходить своеобразный этап «очистки», заключающийся в том, что КО должны быть переданы несколько раз из рук в руки только среди конкретного круга предприятий, который определялся при выпуске серии. И только после этого минимального числа передач владельцы КО могли осуществлять любые операции без ограничений. Например, казначейские обязательства серии Б-131005, выпущенные 11 октября 1994 г., должны были пройти 5 передач среди круга предприятий, указанных при выпуске серии. И только начиная с шестого держателя, можно было осуществлять операции с КО данной серии без ограничений.
В конце 1999 г. - начале 2000 г. в связи с приостановкой выпуска ГКО несколько выпусков краткосрочных облигаций произвел Центробанк. Это были облигации с обязательным централизованным хранением номиналом 1 тыс. руб. Выпуск облигаций Банка России (ОБР) был прекращен в 2000 г. после возобновления выпусков ГКО.
Государственные долгосрочные облигации
В зависимости от срока действия долговых инструментов, как отмечалось выше, они подразделяются на краткосрочные (сроком действия до 1 года) и бумаги сроком действия более 1 года (среднесрочные и долгосрочные). Граница между среднесрочными и долгосрочными ценными бумагами весьма условна, поэтому в дальнейшем они рассматриваются как долгосрочные.
Государственные и муниципальные долгосрочные облигации отличаются от краткосрочных облигаций, выпускаемых соответствующими органами, только сроками действия. Выплата процентов и погашение таких облигаций осуществляются за счет собранных налогов. Исключение составляют некоторые муниципальные облигации, которые оплачиваются за счет доходов от объектов, сооруженных за счет займов (например, электростанций). Срок действия государственных облигаций варьируется очень широко - от 1 года до 30 лет. Выплата процентов осуществляется обычно 1 раз в 6 месяцев.
В соответствии с названным выше Законом «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» на территории Российской Федерации в настоящее время выпущены и обращаются следующие виды государственных долгосрочных и среднесрочных облигаций:
- облигации государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г.;
- облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа;
- облигации федерального займа;
- облигации государственного сберегательного займа.
Условия выпуска облигаций государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г. были утверждены Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991 г. № 697 -1. 3аем выпущен сроком. на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021 г. 3аем разделен на 16 отдельных разрядов по 5 млрд. руб., общая сумма займа 80 млрд. руб.
Облигации номинальной стоимостью 10 тыс. руб. снабжены купонами и предназначены для реализации только среди юридических лиц. Процентная ставка установлена в размере 15 % годовых. Доход выплачивается один раз в год 1 июля путем погашения соответствующего купона. Погашение облигаций должно начаться с 1 июля 2006 г. путем проведения ежегодных тиражей вплоть до 2021 г. Так как процентная ставка по облигациям составляет 15 % годовых, то длительное время рыночная цена облигаций была значительно ниже номинала. А общая суммарная стоимость этих облигаций составляет около 0,2 % государственных ценных бумаг России и не оказывает какого-либо влияния на состояние российского рынка ценных бумаг.
Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВ3) были выпущены с целью урегулирования внутреннего валютного долга по обязательствам бывшего СССР перед российскими предприятиями, организациями и учреждениями по их валютным счетам по состоянию на 1 января 1992 г. Иными словами, владельцам валютных счетов во Внешэкономбанке были выданы облигации внутреннего государственного валютного займа. Выпуск займа осуществлялся в соответствии с Указом Президента РФ от 7 декабря 1992 г. № 1565, а также Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1993 г. № 222.
По условиям выпуска общая сумма займа составляла 7 млрд 885 тыс. долл. США. При этом было выпущено 100 тыс. облигаций номиналом 1 000 долл., 41 500 облигаций номиналом 10 тыс. долл. И 73700 облигаций номиналом 100 тыс. долл. Дата выпуска займа 14 мая 1993 г. По облигациям начисляется 3 % годовых, начиная с даты выпуска. Проценты выплачиваются один раз в год 14 мая путем погашения соответствующего купона. Все облигации были разбиты на 5 серий (траншей) и отличаются сроками погашения. Облигации серии I имели срок погашения через 1 год от даты выпуски, т.е. 14 мая 1994 г.; серии II - через 3 года, 14 мая 1996 г.; серии III - через 6 лет, 14 мая 1999 г.; серии IУ - через 10 лет, 14 мая 2003 г.; серии У - через 15 лет, 14 мая 2008 г.
В 1996 г. для урегулирования валютной задолженности Российской Федерации перед предприятиями в так называемых «мягких» (клиринговых, замкнутых и специальных) валютах был произведен дополнительный выпуск облигаций II, III, IУ и У серии на сумму около 1,5 млрд долл. Кроме того, были выпущены YI и УII серии облигаций со сроками погашения, соответственно, 14 мая 2006 г. и 14 мая 2011 г. на сумму 3,5 млрд долл. В 1999 г. Минфин отказался погашать облигации III серии. Часть их была обменена на облигации федерального займа, а часть на восьмилетние облигации ОВВ3 VШ серии со сроком погашения 14 ноября 2007 г.