Ответы на вопросы-РЦБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:35, шпаргалка

Описание работы

ответы на вопросы по предмету рынок ценных бумаг для финансовых специальностей

Работа содержит 1 файл

Ответы на вопросы-РЦБ.doc

— 399.00 Кб (Скачать)


10. Государственные краткосрочные и долгосрочные облигации. Муниципальные облигации. Цель их выпуска.

Государственные и муниципальные облигации

Государственные долговые обязательства занимают важное место на рынке капиталов и имеют широкое распространение в мировой практике. Это обусловлено самим механизмом формирования и ис­пользования государственного бюджета.

Покрытие расходов госбюджета, когда они превышают доходы, может осуществляться за счет эмиссии денег или за счет кредита, взя­того у центрального банка или у коммерческих банков. Однако эмис­сия денег ведет к инфляции и расстройству денежного обращения, а кредиты банков, как показывает мировая практика, требуют больших затрат, чем выпуск ценных бумаг.

С помощью выпуска ценных бумаг осуществляется:

 покрытие текущего дефицита бюджета, который возникает из-за того, что поступления доходов приходятся на определенные даты, а расходы осуществляются более равномерно;

 погашение ранее выпущенных облигационных займов;

 финансирование государственных программ капиталоемких про­ектов;

 обеспечение кредитно-финансовых институтов и коммерческих банков ликвидными резервами. При этом кредитно-финансовые уч­реждения, приобретая государственные облигации, получают процен­тный доход.

В соответствии с Законом «О государственном внутреннем долге» РФ от 13 ноября 1992 г. № 3877-1 долговые обязательства РФ могут быть в форме:

1. кредитов, полученных правительством Российской Федерации;

2. государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

3. других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

В соответствии с данным Законом государство не несет ответствен­ности по долговым обязательствам национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Муниципальные облигации по своим характеристикам близки к государственным облигациям. Различие только в том, что собранные эмитентом средства расходуются на финансирование потребностей муниципальных (региональных) бюджетов и программ, а погашение и выплата процентов по облигациям осуществляются за счет муни­ципальных налогов и других доходов местного бюджета.

Принято выделять муниципальные облигации двух типов: общего долга и доходные.

Расходы по обслуживанию облигаций общего дол­га осуществляются за счет местных налогов, а по обслуживанию до­ходных облигаций - за счет доходов, полученных от эксплуатации объектов, возведенных на средства от выпуска облигаций (платных сооружений).

Муниципальные облигации являются менее надежными финан­совыми инструментами по сравнению с государственными ценными бумагами, поэтому процентная ставка по ним должна быть более вы­сокой, чем по государственным облигациям. Как правило, муници­пальные облигации имеют неширокий рынок, ограниченный преде­лами штата или области.

По способу обращения государственные и муниципальные обли­гации могут быть рыночными и нерыночными. Рыночные бумаги мо­гут свободно передаваться от одного владельца другому без ограниче­ния. Нерыночные облигации не могут быть переданы первым владельцем другому лицу, не подлежат купле-продаже на вторичном рынке.

Примерами таких облигаций могут быть сберегательные об­лигации, предназначенные для размещения их среди населения.

Дер­жатель не может их продать другому лицу, но по требованию владель­ца эмитент берет на себя обязательство погасить облигацию по номиналу.

К нерыночным облигациям относятся и специальные выпуски об­лигаций, которые размещаются в страховых организациях, пенсион­ных фондах и правительственных организациях. Такие облигации нельзя продавать, но они могут быть предъявлены эмитенту для вы­купа через определенное время после выпуска.

В зависимости от срока действия государственные облигации де­лятся на краткосрочные (сроком до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет) и бессрочные, которые не имеют срока погашения, а их владелец получает процентный доход, пока является держателем облигации.

Государственные краткосрочные облигации

Государственные краткосрочные облигации (обязательства) широко используются многими странами для финансирования краткосрочных потребностей государства и занимают важное место на денежном рынкe. Эти облигации широко используются как коммерческими банка­ми в качестве инструмента урегулирования их потребностей в лик­видных средствах, так и различными финансовыми и нефинансовыми фирмами для формирования портфеля ценных бумаг.

Государственные краткосрочные облигации являются дисконтны­ми инструментами, т.е. доход инвестора образуется за счет разницы между ценой погашения облигации (номиналом) и покупной ценой, которая ниже номинала.

Например, инвестор покупает облигацию со сроком действия один год по цене 950 долл., а получает при погаше­нии 1000 долл. Сумма 50 долл. будет являться доходом на инвести­цию. Поскольку деньги предоставляются в долг, то этот доход часто называют процентным доходом или просто процентами. Только следу­ет помнить, что в данном случае проценты, или процентный доход, ­это абсолютная величина, выраженная в денежных единицах.

Государственные краткосрочные облигации - наиболее надежные инструменты рынка ценных бумаг. Они имеют обширный вторичный рынок и являются высоколиквидными ценными бумагами.

Российский опыт выпуска государственных краткосрочных обли­гаций пока еще не очень продолжителен. 8 февраля 1993 г. вышло По­становление Правительства Российской Федерации № 107 «О выпус­ке государственных краткосрочных бескупонных облигаций» (ГКО). Согласно постановлению на весь выпуск оформляется глобальный сертификат. На руки владельцам облигации не выдаются, а учет вла­дельцев облигаций осуществляется на основании записей по счетам «депо» в учреждениях Центробанка или уполномоченных Банком Рос­сии организациях.

18 мая 1993 г. на Московской межбанковской ва­лютной бирже (ММВБ) прошел первый аукцион по продаже ГКО. С 1993 по 2004 г. было осуществлено более 170 выпусков ГКО.

Постановлением Правительства РФ № 790 от 16 октября 2000 г. усло­вия функционирования рынка ГКО были несколько изменены по срав­нению с первоначальными требованиями. Эмитентом ГКО от имени РФ выступает Минфин. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО выступает Центробанк, но решение о выпуске принимается теперь без согласования с Центробанком (в отличие от первоначальных усло­вий).

Кроме того, если в постановлении от 1993 г. отмечалось, что Цент­робанк гарантирует своевременность погашения ГКО, то в новом поста­новлении это условие отсутствует. Срок обращения ГКО не может превышать 1 года. Облигации могут приобретаться российскими и ино­странными физическими и юридическими лицами.

Если в постановлении от 1993 г. отмечалось, что сведения об оче­редном выпуске ГКО должны быть объявлены не позднее, чем за 7 дней до начала размещения и что выпуск признается состоявшимся при размещении не менее 20 % от номинального объема, то в поста­новлении 2000 г. эти условия не оговариваются.

Помимо ГКО, Правительством Российской Федерации были вы­пущены некоторые специфические краткосрочные ценные бумаги, по существу не имеющие аналогов в мировой практике. Так, в соответ­ствии с Постановлением Правительства РФ № 321 от 14 апреля 1994 г. Министерством финансов был осуществлен выпуск казначейских век­селей 1994 г. на общую сумму 1,1 трлн руб. Этими векселями погаша­лась государственная задолженность предприятиям. (Предполагалось погасить векселями 10 % государственного долга.) Вместо 10 млн. руб. предприятию выдавался вексель на сумму 14 млн. руб. с условием по­гашения его через год. Иными словами, доходность векселя состав­ляла 40 % годовых, в то время как процентные ставки по банковским кредитам в 1994-1995 г. доходили до 200 % годовых.

Казначейские векселя выпускались сериями: все векселя в серии имели единую дату выпуска и погашения. Векселя передавались на хранение в Центральный банк России без выдачи на руки владель­цам. Владельцами векселей могли быть только юридические лица - ­резиденты Российской Федерации.

Казначейские векселя не получили широкого распространения, и уже 9 августа 1994 г. вышло Постановление Правительства Российс­кой Федерации № 906 «О выпуске казначейских обязательств».

Согласно условиям выпуска Казначейских обязательств (КО), их эмитентом являлось Министерство финансов Российской Федерации. Обязательства выпускались и обращались в бездокументарной форме в виде записей на счетах уполномоченных депозитариев.

Владелец КО мог осуществлять с ними следующие операции:

• погашать кредиторскую задолженность путем перевода КО на сче­та кредиторов:

 продавать КО юридическим и физическим лицам - резидентам РФ;

 использовать КО в качестве залога при получении кредита в ком­мерческих банках;

• обменивать КО на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет.

Пожалуй, наиболее существенной особенностью казначейских обя­зательств являлось то, что их обращение в подавляющем большин­стве осуществлялось в ограниченной форме. Первыми держателями КО являлись министерства и ведомства, круг которых определялся решением Правительства Российской Федерации. Первые держатели расплачивались КО с предприятиями своей отрасли. В дальнейшем большинство серий КО должны были проходить своеобразный этап «очистки», заключающийся в том, что КО должны быть переданы не­сколько раз из рук в руки только среди конкретного круга предприя­тий, который определялся при выпуске серии. И только после этого минимального числа передач владельцы КО могли осуществлять лю­бые операции без ограничений. Например, казначейские обязатель­ства серии Б-131005, выпущенные 11 октября 1994 г., должны были пройти 5 передач среди круга предприятий, указанных при выпуске серии. И только начиная с шестого держателя, можно было осуще­ствлять операции с КО данной серии без ограничений.

В конце 1999 г. - начале 2000 г. в связи с приостановкой выпуска ГКО несколько выпусков краткосрочных облигаций произвел Цент­робанк. Это были облигации с обязательным централизованным хра­нением номиналом 1 тыс. руб. Выпуск облигаций Банка России (ОБР) был прекращен в 2000 г. после возобновления выпусков ГКО.

Государственные долгосрочные облигации

В зависимости от срока действия долговых инструментов, как от­мечалось выше, они подразделяются на краткосрочные (сроком дей­ствия до 1 года) и бумаги сроком действия более 1 года (среднесрочные и долгосрочные). Граница между среднесрочными и долгосрочными ценными бумагами весьма условна, поэтому в дальнейшем они рас­сматриваются как долгосрочные.

Государственные и муниципальные долгосрочные облигации от­личаются от краткосрочных облигаций, выпускаемых соответствую­щими органами, только сроками действия. Выплата процентов и по­гашение таких облигаций осуществляются за счет собранных налогов. Исключение составляют некоторые муниципальные облигации, ко­торые оплачиваются за счет доходов от объектов, сооруженных за счет займов (например, электростанций). Срок действия государственных облигаций варьируется очень широко - от 1 года до 30 лет. Выплата процентов осуществляется обычно 1 раз в 6 месяцев.

В соответствии с названным выше Законом «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» на территории Российской Федерации в настоящее время выпущены и обращаются следую­щие виды государственных долгосрочных и среднесрочных облига­ций:

- облигации государственного республиканского внутреннего зай­ма РСФСР 1991 г.;

- облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа;

- облигации федерального займа;

- облигации государственного сберегательного займа.

Условия выпуска облигаций государственного республиканского внут­реннего займа РСФСР 1991 г. были утверждены Постановлением Пре­зидиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991 г. № 697 -1. 3аем выпущен сроком. на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021 г. 3аем разде­лен на 16 отдельных разрядов по 5 млрд. руб., общая сумма займа ­80 млрд. руб.

Облигации номинальной стоимостью 10 тыс. руб. снабжены купо­нами и предназначены для реализации только среди юридических лиц. Процентная ставка установлена в размере 15 % годовых. Доход вып­лачивается один раз в год 1 июля путем погашения соответствующего купона. Погашение облигаций должно начаться с 1 июля 2006 г. пу­тем проведения ежегодных тиражей вплоть до 2021 г. Так как процен­тная ставка по облигациям составляет 15 % годовых, то длительное время рыночная цена облигаций была значительно ниже номинала. А общая суммарная стоимость этих облигаций составляет около 0,2 % государственных ценных бумаг России и не оказывает какого-либо влияния на состояние российского рынка ценных бумаг.

Облигации внутреннего государственного валютного облигацион­ного займа (ОВВ3) были выпущены с целью урегулирования внут­реннего валютного долга по обязательствам бывшего СССР перед рос­сийскими предприятиями, организациями и учреждениями по их валютным счетам по состоянию на 1 января 1992 г. Иными словами, владельцам валютных счетов во Внешэкономбанке были выданы об­лигации внутреннего государственного валютного займа. Выпуск зай­ма осуществлялся в соответствии с Указом Президента РФ от 7 де­кабря 1992 г. № 1565, а также Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1993 г. № 222.

По условиям выпуска общая сумма займа составляла 7 млрд 885 тыс. долл. США. При этом было выпущено 100 тыс. облигаций номиналом 1 000 долл., 41 500 облигаций номиналом 10 тыс. долл. И 73700 облигаций номиналом 100 тыс. долл. Дата выпуска займа 14 мая 1993 г. По облигациям начисляется 3 % годовых, начиная с даты выпуска. Проценты выплачиваются один раз в год 14 мая путем пога­шения соответствующего купона. Все облигации были разбиты на 5 се­рий (траншей) и отличаются сроками погашения. Облигации серии I имели срок погашения через 1 год от даты выпуски, т.е. 14 мая 1994 г.; серии II - через 3 года, 14 мая 1996 г.; серии III - через 6 лет, 14 мая 1999 г.; серии IУ - через 10 лет, 14 мая 2003 г.; серии У - через 15 лет, 14 мая 2008 г.

В 1996 г. для урегулирования валютной задолженности Российс­кой Федерации перед предприятиями в так называемых «мягких» (кли­ринговых, замкнутых и специальных) валютах был произведен допол­нительный выпуск облигаций II, III, IУ и У серии на сумму около 1,5 млрд долл. Кроме того, были выпущены YI и УII серии облигаций со сроками погашения, соответственно, 14 мая 2006 г. и 14 мая 2011 г. на сумму 3,5 млрд долл. В 1999 г. Минфин отказался погашать обли­гации III серии. Часть их была обменена на облигации федерального займа, а часть на восьмилетние облигации ОВВ3 VШ серии со сро­ком погашения 14 ноября 2007 г.

Информация о работе Ответы на вопросы-РЦБ