Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:21, отчет по практике
Целью преддипломной практики является:
- закрепление в производственных условиях знаний, полученных при изучении специальных дисциплин в ВУЗе;
- приобретение и развитие практических навыков проведения экономического обследования и анализа эффективности деятельности организации;
- выполнение индивидуального задания, сбор и обработка необходимых данных по теме дипломного проектирования.
Базой прохождения преддипломной практики выступило ОАО «Витязь» - крупнейшее промышленное предприятие Витебска и одно из крупнейших в Республике Беларусь.
Проведем анализ экспорта продукции ОАО «Витязь» за 2009-2010 гг. на основе данных, представленных в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Анализ экспорта продукции за 2009-2010 гг.
Страна |
2009 г. |
2010 г. | ||
Млн. руб. |
Тыс. долл. |
Млн. руб. |
Тыс. долл. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Россия |
36303,7 |
13053,3 |
50888,5 |
17139,3 |
Казахстан |
32,9 |
11,6 |
81,6 |
27,0 |
Окончание таблицы 2.8
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Латвия |
12,8 |
4,6 |
27,8 |
9,3 |
Молдова |
72,6 |
25,3 |
120,7 |
40,1 |
Украина |
626,4 |
227,1 |
254,3 |
84,4 |
Эквадор |
30,0 |
9,9 | ||
Чехия |
5,3 |
1,9 |
||
Корея |
2,0 |
0,7 | ||
Мексика |
3,9 |
1,3 | ||
Итого |
37053,7 |
13323,8 |
51408,8 |
17312,0 |
Составлено автором по данным организации
В 2010 г. восстановлен и удержан экспортный рынок. Основным рынком сбыта продукции ОАО «Витязь» по прежнему является Российская Федерация (99% всего экспорта). Из общей поставки на экспорт в Россию отгружено на сумму 17139,3 тыс. долл., в другие страны СНГ – 151,5 тыс. долл. и страны дальнего зарубежья – 21,2 тыс. долл. Экспорт медицинской техники составил 252,8 тыс. долл.
За 2010 г. исследованы рынки Кореи, Мексики, Эквадора, Индии и Бельгии, осуществлена отгрузка медицинской техники в дополнительно освоенные страны Мексику, Корею и Эквадор. Специалисты маркетинга и сбыта принимают все возможные меры по расширению географии поставок продукции, участвуют во всех выставках по предложению продукции покупателям.
Созданная на предприятии товаропроводящая сеть (Приложение Б, В) предназначена для продвижения и реализации продукции на внешнем и внутреннем рынках, используя при этом объекты товаропроводящей сети: торговые представительства, фирменные магазины, сервисные центры, торговые дома, официальных дилеров и т. д.
В настоящее время собственная товаропроводящая сеть включает в себя:
- по Российской Федерации - 2 дочерних предприятия в г. Москва и г. Санкт-Петербург, занимающихся оптовой торговлей и 4 торговых дома в г. Смоленск, г. Псков, г. С-Петербург, г. Череповец, занимающихся розничной торговлей;
- по Украине - дочернее
предприятие в г. Киеве,
- по Республике Беларусь - 17 техноторговых филиалов, расположенных в городах Барановичи, Брест, Бобруйск, Глубокое, Гомель, Гродно, Кричев, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Орша, Пинск, Солигорск, Лида и 34 фирменных магазина, в том числе по Витебской области 10 магазинов и по г. Витебску - 4 магазина, в сторонних торговых организациях открыто 48 фирменных секций.
В 2010 г. дополнительно открыт магазин в г. Гродно.
В результате функционирования
дочернего предприятия «С-
В 2010 г. налажено сотрудничество не только с местными региональными дилерами, но с крупными торговыми сетями Российской Федерации, куда поставляется телевизионная продукция ОАО «Витязь». В настоящее время предприятие активно сотрудничает с торговыми сетями г. Москвы (Эльдорадо, Ашан, Медиа-Маркт, Техносила, Х-5) и г. Санкт-Петербурга (Лента).
2.3 Характеристика
показателей себестоимости
Важным показателем, характеризующим работу предприятия, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню и на этой основе дать оценку работы организации по использованию возможностей и установить резервы ее снижения.
Отпускные цены на продукцию формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли.
Включение затрат в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, утвержденными Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством статистики и анализа, Министерством труда 30 января 1998 г.
Затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) рассчитываются по нормам, утвержденным руководителем предприятия, и нормативам, определяемым в установленном порядке.
Планирование затрат на производство осуществляется с целью определения общей величины затрат по предприятию, а также для расчета себестоимости единицы продукции. Планированию себестоимости продукции предшествует анализ сложившегося уровня затрат, для выявления резервов производства.
Исходными данными для разработки плана себестоимости являются: планируемые объемы производства продукции, нормы расхода материальных и трудовых ресурсов, экономические нормативы.
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Систематическое ее снижение является одним из главных направлений формирования доходности организации, так как рост объема производства и реализации продукции, повышение цен, как правило, приносят ему лишь временный успех.
В составе себестоимости можно выделить следующие группы затрат:
– материальные затраты;
– амортизация основных средств и нематериальных активов;
– расходы на оплату труда;
– отчисления на социальные
нужды (по установленным законодательство
– прочие затраты, в том числе налоги и другие обязательные платежи, относимые на себестоимость (в частности, начисляются в процентах от фонда заработной платы отчисления в Государственный фонд содействия занятости, земельный налог, а также другие установленные налоги и платежи).
В себестоимость продукции включаются затраты:
– сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия (кроме возвратных отходов) в пределах норм по действующей нормативной документации;
– возвратные отходы (вычитаются из себестоимости);
– транспортно-заготовительные расходы;
– топливо и энергия на технологические цели;
– плата по процентам за ссуды (кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам и ссудам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств и приобретение основных средств и нематериальных активов);
– услуги сторонних организаций;
– арендные платежи (в том числе лизинговые);
– амортизация основных средств и нематериальных активов;
– основная и дополнительная заработная плата;
– расходы на реализацию;
– командировочные расходы;
– потери от брака (в фактической себестоимости) и др.
Проведем анализ себестоимости продукции ОАО «Витязь» по элементам затрат, представив ее структуру в виде таблицы 2.9.
Таблица 2.9 – Анализ структуры себестоимости товарной продукции ОАО «Витязь» по элементам затрат в 2009-2010 гг.
Элементы затрат |
2009 г. |
2010 г. |
Темп роста, % |
Отклонение | ||
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % | |||
1. Сырье и материалы |
13741 |
9,01 |
17108 |
8,86 |
124,50 |
3367 |
2. Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты |
51597 |
33,83 |
63710 |
32,98 |
123,48 |
12113 |
3. Работы и услуги
производственного характера, |
2843 |
1,86 |
3102 |
1,61 |
109,11 |
259 |
4. Топливо |
36966 |
24,23 |
54610 |
28,27 |
147,73 |
17644 |
5. Электроэнергия |
1695 |
1,11 |
2129 |
1,10 |
125,60 |
434 |
6. Тепловая энергия |
- |
- |
52 |
0,03 |
52 | |
7. Прочие материальные затраты |
406 |
0,27 |
314 |
0,16 |
77,34 |
-92 |
ИТОГО материальных затрат |
107248 |
70,31 |
141025 |
73,00 |
131,49 |
33777 |
8. Фонд оплаты труда |
19414 |
12,73 |
22286 |
11,54 |
114,79 |
2872 |
9. Отчисления на социальные нужды |
6782 |
4,45 |
7743 |
4,01 |
114,17 |
961 |
10. Амортизация |
2441 |
1,60 |
5198 |
2,69 |
212,95 |
2757 |
11. Прочие |
16652 |
10,92 |
16927 |
8,76 |
101,65 |
275 |
ИТОГО затрат на производство продукции |
152537 |
100 |
193179 |
100 |
126,64 |
40642 |
Составлено автором по данным организации
На основании данных, приведенных в таблице 2.9, можно сделать вывод, что материальные затраты на производство товарной продукции в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились на 33777 млн. руб. Это произошло, в основном, за счет роста затрат на топливо на 47,73%, что связано с резким ростом цен на газ.
Затраты на материалы и покупные комплектующие изделия увеличились на 3367 млн. руб. и 12113 млн. руб. соответственно и в отчетном году в сумме составили 80818 млн. руб. Удельный вес материалов в себестоимости остался практически на уровне прошлого года: 8,86% в 2010 г. и 9,01% в 2009 г., а удельный вес покупных комплектующих изделий снизился до 32,98% в отчетном году. Это произошло за счет изменения структуры выпуска телевизоров и снижения цен на некоторые закупаемые материалы и комплектующие в результате целенаправленной работы организации по их закупке.
Затраты на электроэнергию увеличились в 2010 г. на 434 млн. руб. (25,60%), это объясняется ростом цен на покупную электроэнергию в отчетном году.
Удельный вес затрат по оплате труда в себестоимости снизился в 2010 г. по сравнению с предыдущим до 11,54%, доля отчислений на социальное страхование снизилась с 4,45% в 2009 г. до 4,01% в 2010 г.
Доля амортизации в отчетном году увеличилась до 2,69%, рост амортизационных отчислений составил 2757 млн. руб. Это связано с тем, что в течение всего 2009 г. в организации, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь, амортизация не начислялась. В 2010 г. ее начисление не происходило только во втором полугодии.
Доля прочих расходов снизилась с 10,92% в 2009 г. до 8,76% в 2010 г. в связи со снижением затрат по оплате услуг других организаций (рекламных агенств, коммунального хозяйства и бытового обслуживания).
В целом затраты на производство товарной продукции в отчетном году увеличились на 40642 млн. руб. (26,64%).
Проведем анализ изменений уровня затрат на один рубль товарной продукции на основе данных, представленных в таблице 2.10.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение | ||
План |
Факт |
от 2009 г. |
от плана | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Себестоимость продукции, млн. руб. |
152537 |
176123 |
193179 |
40642 |
17056 |