Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:21, отчет по практике
Целью преддипломной практики является:
- закрепление в производственных условиях знаний, полученных при изучении специальных дисциплин в ВУЗе;
- приобретение и развитие практических навыков проведения экономического обследования и анализа эффективности деятельности организации;
- выполнение индивидуального задания, сбор и обработка необходимых данных по теме дипломного проектирования.
Базой прохождения преддипломной практики выступило ОАО «Витязь» - крупнейшее промышленное предприятие Витебска и одно из крупнейших в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
На нынешнем этапе рыночного развития Республики Беларусь возрастают требования к практической подготовке выпускников высших учебных заведений, что предполагает необходимость взаимосвязи их теоретических знаний с умением решать практические вопросы.
Целью преддипломной практики является:
- закрепление в производственных условиях знаний, полученных при изучении специальных дисциплин в ВУЗе;
- приобретение и развитие
практических навыков
- выполнение индивидуального
задания, сбор и обработка
Базой прохождения преддипломной практики выступило ОАО «Витязь» - крупнейшее промышленное предприятие Витебска и одно из крупнейших в Республике Беларусь.
В рамках отчета необходимо изучить общую характеристику организации и особенности ее управления, дать экономическую характеристику организации: ресурсного потенциала, объёмов производства и реализации продукции, показателей себестоимости продукции, работ, услуг, финансовых результатов деятельности и финансового состояния, инновационной и инвестиционной деятельности организации.
Кроме того, целью работы является сбор информации для выполнения дипломной работы, что в отчете подтверждается наличием индивидуального задания в соответствии с выбранной темой дипломного проекта. Оно заключается в анализе производственной эффективности ОАО «Витязь».
Информация, на основе которой составлен отчет о прохождении практики, содержится в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности организации, нашедшей свое отражение в приложениях.
1 Общая характеристика
1.1 Краткая
характеристика организации и
основные технико-
Открытое акционерное общество «Витязь» (до 15 марта 2010 г. - Республиканское унитарное производственное предприятие "Витязь") - главное промышленное предприятие г. Витебска, создано 3 марта 1976 г.
ОАО «Витязь» создано на основании приказа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 29.12.2009 г. № 366 путем преобразования Республиканского унитарного производственного предприятия «Витязь» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.
Общество зарегистрировано Государственным учреждением «Администрация свободной экономической зоны «Витебск» в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 300031652.
Место нахождения предприятия: 210605, Республика Беларусь, г. Витебск, ул. П.Бровки, 13а. Форма собственности: частное.
Сегодня ОАО «Витязь» - крупнейший отечественный производитель современных телевизоров. Огромное предприятие расположилось на территории 185 гектаров и является единственным на территории СНГ, работающим в системе полного цикла изготовления телевизоров.
Целью деятельности предприятия является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли. Предмет деятельности – производство телевизионных приемников, сопутствующих потребительских товаров, тепловой энергии, медицинской техники, мебели, а также оказание услуг и выполнение работ населению, предприятиям и организациям всех форм собственности.
ОАО «Витязь» имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде, открывать в установленном порядке счета в банках. Общество имеет самостоятельный баланс, гербовую печать, штампы и бланки со своим наименованием.
В настоящее время «Витязь» – крупное многопрофильное предприятие, включающее в себя специализированные производства и цеха, располагающие спектром технологических возможностей. По состоянию на 1 января 2012 г. численность работников предприятия составила 2982 человека. В состав «Витязя», кроме основного производства, входят:
- инженерно-производственный комплекс «Витязь-С»;
- монтажно-производственный комплекс «Витязь-К»;
- ремонтно-строительное управление;
- котельная «Южная»;
- транспортное управление;
- техно-торговый центр «Витязь»;
- торговый дом «Витязь»;
- торгово-производственный комплекс;
- кафе «Остров сокровищ»;
- медсанчасть;
- комплекс общежитий;
- оздоровительный лагерь;
- подсобное хозяйство «Весна».
ОАО «Витязь» способно удовлетворить, при заключении договоров, потребность Министерств и ведомств республики в противопожарной технике; вырабатывает тепловую энергию, 92% которой идет на отопление жилого фонда города. В тепличном хозяйстве предприятия выращиваются овощи. Хозяйство является рентабельным.
За свою более чем 30-летнюю историю ОАО «Витязь» приобрело безупречную репутацию лидера, чья продукция соответствует высоким требованиям современного европейского рынка и успешно конкурирует с аналогами ведущих мировых фирм. Современные телевизоры «Витязь» - продукция полного технологического цикла, начиная с разработки дизайна и заканчивая выпуском готового изделия. Применение новейших мировых технологий в производстве позволило достичь высокого уровня качества и надежности выпускаемых телевизоров.
Проведем анализ использования производственных мощностей в 2010 г. (таблица 1.1).
В 2010 г. выпущено 336883 телевизоров, что на 50049 телевизоров больше, чем в 2009 г. Использование производственной мощности составило 42%. Телевизоры оставались основной продукцией предприятия в отчетном году и составили 52,6% от общего объема производства, следовательно, они являются определяющими и в использовании производственных мощностей.
Таблица 1.1 – Выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития предприятия в 2010 г.
Показатели |
2010 г. |
Абсол. отклонение, п.п. | |
задание |
отчет | ||
Продукция промышленности, % |
115 |
113,1 |
-1,9 |
Производство потребительских товаров, % |
115 |
108,7 |
-6,3 |
Объем внешней торговли (тыс. долл. США): |
|||
Экспорт (тыс. долл. США), % |
135 |
129,9 |
-5,1 |
Импорт (тыс. долл. США), % |
113 |
100,9 |
-12,1 |
Внешнеторговое сальдо, тыс. долл. |
-6125 |
-4561,4 |
1563,6 |
Снижение уровня материалоемкости, % |
-1,0 |
-5,1 |
-4,1 |
Уровень рентабельности реализованной продукции, % |
-9 |
-7,8 |
1,2 |
Показатель по энергосбережению,% |
-12 |
-9,4 |
2,6 |
Доля сертифицированной продукции, % |
49,9 |
62,7 |
12,8 |
Удельный вес новой продукции, % |
30 |
11,6 |
-18,4 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
15000 |
9445 |
-5555 |
Составлено автором по данным организации
За отчетный год темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах 2010 г. составил 113,1% при задании 115%. Темп роста объемов производства товаров народного потребления за 2010 г. составил 108,7% при задании 115%. Причиной невыполнения задания является острая нехватка оборотных средств, а также отсутствие возможности заместить недостающие оборотные средства за счет кредитов банков из-за отсутствия залогов.
Отчетный год для ОАО «Витязь» был очень напряженным из-за жесткой конкуренции на российском рынке. Причиной недовыполнения заданных темпов роста по экспорту товаров явилось то, что предприятие не выдерживало конкуренции по ценовому фактору с китайскими производителями телевизоров. Последним была обеспечена мощная государственная поддержка, что позволило им вести жесткую демпинговую ценовую политику на рынке. Кроме того, финансовый кризис серьезно затронул предприятие через российский рынок, в основном, все торговые партнеры запросили отсрочку по платежам за ранее поставленную продукцию на 4-5 месяцев. Вместе с тем, учитывая сложность финансовой ситуации во всем мире, все иностранные поставщики перевели предприятие на предоплату.
Проведем анализ технико-экономических показате
Таблица 1.2 – Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Витязь» за 2009-2010 гг.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Объем производства продукции в сопоставимых ценах, млн. руб. |
156491 |
177025 |
20534 |
113,12 |
Объем производства продукции в фактических ценах, млн. руб. |
156246 |
185573 |
29327 |
118,77 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг, млн. руб. |
162582 |
189420 |
26838 |
116,51 |
Окончание таблицы 1.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб. |
163985 |
206188 |
42203 |
125,74 |
Затраты на производство продукции, млн. руб. |
152537 |
193238 |
40701 |
126,68 |
Прибыль от реализации продукции, млн. руб. |
-5799 |
-21015 |
15216 |
362,39 |
Среднемесячная заработная плата работников, руб. |
589944 |
723361 |
133417 |
122,62 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
3308 |
3010 |
-298 |
90,99 |
Фонд заработной платы работников, млн. руб. |
23525,9 |
26259,8 |
2733,9 |
111,62 |
Производительность труда работающих, млн. руб. |
44,90 |
55,62 |
10,72 |
123,86 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
-19925 |
|||
Рентабельность, % |
-3,57 |
-11,09 |
7,52 |
|
Дебиторская задолженность, млн. руб. |
38738 |
30056 |
-8682 |
77,59 |
Кредиторская задолженность, млн. руб. |
13667 |
16488 |
2821 |
120,64 |
Составлено автором по данным организации
Производство промышленной продукции в сопоставимых ценах в 2010 г. составило 177025 млн. руб., что на 13,12% больше, чем в 2009 г. Объем производства увеличился за счет того, что были освоены новые виды продукции - чайники, электрофены, утюги. Так же доля выпуска кинескопных телевизоров снизилась, а доля более дорогостоящей продукции – жидкокристаллических телевизоров, увеличилась.
За счет повышения объемов производства продукции в отчетном году произошло увеличение выручки от ее реализации на 26838 млн. руб., что на 16,51% больше, чем в 2009 г.
Затраты на производство продукции в 2010 г. увеличились по сравнению с 2009 г. на 40701 млн. руб., что, соответственно, вызвало увеличение ее себестоимости на 42203 млн. руб. (25,74%), которая составила в отчетном году 206188 млн. руб.
В 2010 г. предприятие получило убыток в 21015 млн. руб. и, соответственно, снизилась рентабельность продаж и составила -11,09%. Среднемесячная заработная плата на предприятии увеличилась на 133417 руб. (22,62%), при этом снизилась среднесписочная численность работающих на 298 человек. Производительность труда в отчетном году увеличилась по сравнению с предыдущим на 10,72 млн. руб. (23,86%) и составила 55,62 млн. руб. Таким образом, темп роста производительности труда превышает темп роста заработной платы, что говорит об эффективном использовании трудовых ресурсов.
Показатель кредиторской задолженности увеличился на 2821 млн. руб., а дебиторской снизился на 8682 млн. руб.
Предприятием принимаются
меры по улучшению финансовых результатов:
расширяется торговая сеть, увеличивается
ассортимент реализуемых
1.2 Организация управленческой работы
Современная структура управления ОАО «Витязь» является классической для предприятия. При её формировании учтены принципы разделения труда, единоначалия, централизации, подчинённости, скалярной цепи. Это позволяет при функционировании системы управления поддерживать трудовую дисциплину, соблюдать соответствие между полномочиями работника и его ответственностью.
Для соблюдения принципа
распределения по труду внедрена
система поэлементного
Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание. Организационная структура предприятия имеет линейно-функциональный (штабной) вид (приложение А).