Особенности стимулирования труда работников в условиях развития рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей стимулирования труда работников в условиях развития рыночной экономики.
В соответствии с поставленными целями в работе решены следующие задачи:
1) рассмотрены задачи и основные виды стимулирования труда;
2) исследован отечественный и зарубежный опыт;
3) проведен общий анализ процесса стимулирования труда на примере одного российского предприятия;
4) выявлены основные недостатки в системе эффективного развития стимулирования труда работников в ОАО «Михайловский ГОК»;
5) даны рекомендации и предложения по совершенствованию стимулирования труда работников на данном предприятии.

Содержание

Введение
1. Часть
2. Часть
3. Часть
Выводы
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 180.64 Кб (Скачать)

     Достижение  целей, реализация функций и технологий управления карьерным процессом  ООО «Нижпласт» должны происходить  на основе определенных принципов, основными  из которых могут быть:

     • коллегиальность в принятии решений  по карьере;

     • совмещение целей организации и  индивидуальных интересов менеджера;

     • непрерывность развития и продвижения  менеджеров;

     • прозрачность процедур и технологий оценки, механизма должностных перемещений (информирование персонала о вакансиях, об условиях их замещения, критериях  отбора);

     • экономичность развития, отбора и  продвижения (например, обучение в деятельности, "новые знания - под новую должность").

     Решение проблемы структуры и кадров управления карьерным процессом должно включать два основных момента. Во-первых, субъектами управления должны быть сами деятели  карьеры - менеджеры, а также их руководители (непосредственные начальники, кураторы, наставники). Таким образом, главными действующими лицами выступают линейные руководители всех уровней: каждый из них одновременно является субъектом  управления и своей карьерой, и  карьерой подчиненных. Во-вторых, структура  управления карьерой должна являться неотъемлемой частью системы управления персоналом в виде ее подсистемы развития и продвижения кадров, и функции  в рамках данной подсистемы должны выполняться специалистами в  области управления карьерой с привлечением психологов, социологов. Достижение целей, задач и выполнение функций по управлению карьерным процессом  при такой организации равномерно ложится на плечи линейных руководителей  и специалистов по управлению персоналом. При этом задача кадровой службы состоит  в координировании, консультационном обеспечении процесса управления карьерой, снижении степени субъективизма  в принятии решений по должностным  и другим продвижениям.

     Механизм  управления карьерой в организации  должен включать совокупность организационно - административных, социально - психологических, экономических и морально-нравственных средств и методов воздействия  на развитие и продвижение сотрудника. В рамках этого механизма должны в комплексе применяться такие  методы, как фиксирование условий, требований к развитию и продвижению менеджеров в должностных инструкциях, уставе организации; создание корпоративной  культуры, поощряющей стремление к  карьере как самовыражению в  рамках организации и осуждающей карьеризм как ориентацию на продвижение  ради получения дополнительных выгод (внешние атрибуты власти, привилегии) любой ценой, вплоть до попрания нравственных норм; материальное и денежное стимулирование карьерного движения. Механизм управления карьерой должен выступать как "совокупность средств воздействия и, прежде всего, кадровых технологий, которые обеспечивают управление профессиональным опытом персонала  в организации, реализацию его карьерной  стратегии". Процесс управления карьерой должен являться результатом взаимодействия системы и механизма и включать в себя последовательность действий, направленных на достижение целей развития, отбора и продвижения персонала в рамках организационного пространства: постановку целей, анализ действительной ситуации, выявление проблем (несоответствия между желаемым и действительным) и планирование и реализацию мер по их конструктивному решению.

     Управление  карьерой как стратегия, как определенный подход к управлению человеческими  ресурсами не может не пронизывать  все остальные элементы (функции, технологии) системы управления персоналом. В частности, набор, отбор и найм - может происходить по принципу, называемому в современной теории управления "принципом пирамиды", согласно которому за счет внешних  источников рабочей силы формируется  только основание пирамиды организационной  структуры (то есть заполняются должности, не требующие высокой квалификации и глубокого знания особенностей организации), а за счет внутреннего  рынка труда, на основе формирования системы планомерного развития и  продвижения персонала в организационном  пространстве заполняются вакансии, находящиеся в верхней части  организационной пирамиды (ключевые, руководящие должности, требующие  высокой квалификации).

     Таким образом, управление карьерой менеджера, карьерным процессом в целом  представляет собой сложную, комплексную, много аспектную деятельность.

     Для обеспечения в организации успешного  управления карьерным процессом  в целом и индивидуальной карьерой каждого сотрудника требуется детальная  разработка концепции управления карьерным  процессом, которая бы вобрала в  себя весь предшествующий положительный  опыт, а также перечисленные и  другие конструктивные подходы и  принципы. Только при условии следования такой концепции можно в полном объеме реализовать миссию управления карьерой - достижение гармонии между  интересами организации и потребностями  человека.

     Предложение организации возможностей развития карьеры сотрудникам может формироваться  из простых программ в виде обучения и более детализированных консультационных услуг по совершенствованию дальнейших планов продвижения по службе. Данные программы при рациональном подходе  не требуют больших затрат, хотя и способны оказать существенное мотивирующее воздействие.

     Создаваемая программа по возможностям продвижений  на ООО «Нижпласт» должна включать в себя следующие услуги:

     1) давать широкий спектр информации  о вакантных местах и о квалификации, которая нужна, чтобы их занять;

     2) указывать систему, а соответствии  с которой квалифицированные  служащие могут претендовать  на эти места;

     3) помогать работникам установить  цели карьеры;

     4) поощрять осмысленный диалог  между работниками и их руководителями  о целях этой карьеры.

     Программы развития картеры для обеспечения  систематического мотивирующего воздействия  должны:

     • регулярно предлагаться;

     • быть открытыми для всех работников;

     • модифицироваться, если их оценка показывает, что необходимы изменения.

     Общей целью программ развития карьеры  является сочетание потребностей и  целей работника с текущими или  будущими возможностями продвижения, имеющимися в организации.

     Для оказания консультационных услуг сотрудникам  организации по развитию карьеры  могут быть использованы как формальные, так и неформальные консультации. Первый способ подразумевает привлечение  специалистов, либо формирование специализированного  структурного подразделения в организации. Второй - менее затрачен, хотя его  возможности зачастую менее широки.

     В текущей ситуации более реальной для ООО «Нижпласт» представляется использование неформальной формы  консультирования сотрудников по поводу развития карьеры.

     Для этого в обязанности управленческого  штата необходимо включить услуги по консультированию работников, желающих оценить свои возможности и интересы. Процесс консультирования может  затрагивать личные интересы, и это  правильно, поскольку они являются важными факторами, определяющими  ожидания, связанные с карьерой. Консультация со стороны руководителя должна быть частью оценки исполнения обязанностей работником. Характерной  чертой эффективной оценки работы является то, что она содержит информацию, позволяющую работнику не только понять, насколько он хорошо работает, но и чего может добиться в будущем  — таким образом пробуждается интерес к планированию продвижения. Руководители должны быть готовы дать своим подчиненным информацию о  потребностях и возможностях в фирме  не только в пределах какого-то отдельного участка работы, но и в целом  по организации.

     Обязательным  условием эффективного функционирования и стимулирующего воздействия системы  управления карьерой является формирование хорошей коммуникационной системы  в организации. ООО «Нижпласт» может  быть использовано, публичное систематическое  информирование о вакансиях в  фирме. Эффективная практика такого рода требует большего, чем простое  извещение на доске объявлений. При  организации информирования о вакансиях  должны удовлетворяться следующие  условия:

     • сотрудники информируются не только о свободных местах, но и о действительно  происходящих перемещениях и продвижениях;

     • информация дается не менее чем за пять-шесть недель до объявления набора извне;

     • правила избрания открыты и обязательны  для всех;

     • стандарты отбора и инструкции формулируются  четко и ясно;

     • каждый имеет возможность попробовать  свои силы:

     • работники, претендовавшие, но не получившие места, в письменной форме извещаются о причинах отказа.

     Предложенные  мероприятия способны заложить основу функционирования системы управления карьерой в организации. В дальнейшем же на основе изучения потребностей и  интересов работников провести дальнейшее развитие карьерной системы организации  и используемых методов стимулирования. В целом необходимо сказать, что  система карьерного консультирования способна оказать немалую помощь руководству организации в части  понимания системы мотивации  своих сотрудников и осуществления  корректировки используемых методов  и систем мотивации.

     Таким образом, хорошо сформулированные усилия по развитию системы управления карьерой в организации могут помочь работникам в определении их собственных  потребностей к продвижению, дать информацию о подходящих возможностях карьеры  внутри организации и сочетать потребности  и цели работника с целями организации.

     Формирование  такой системы может уменьшить  устаревание людских ресурсов, которые  так дорого обходятся организации.

     3.2. Система социально-психологических  факторов в управлении стимулированием  труда персонала ООО «Нижпласт»

     Говоря  об использовании социально-психологических  методов стимулирования персонала  необходимо отметить, что очень важным условием успешности такой стратегии  стимулирования служит открытость и  доверительность в отношениях между  руководством и работниками: постоянное и точное информирование о производственно-экономической  ситуации, складывающейся на предприятии, об изменениях в соответствующих  секторах рынка, об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях, успешности их реализации. Рассмотренные выше меры по развитию системы мотивации персонала  на ООО «Нижпласт»» неизбежно  требуют усовершенствования применения социально-психологических методов  и концепций управления персоналом в организации. Можно выделить три  основных направления усовершенствования использования социально-психологических  методов в мотивации персонала:

     • Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе

     • Развитие системы управления конфликтами

     • Формирование и развитие организационной  культуры. Рассмотрим подробнее возможности  развития мотивации в указанных  направлениях.

     Управленческому персоналу ООО «Нижпласт» при  развитии системы управления конфликтами  необходимо ориентироваться на то, что несмотря на неизбежность конфликтов необходимо стремиться избегать деструктивных  конфликтов особенно важно. Деструктивный  конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности членов трудового  коллектива, уменьшению группового сотрудничества и эффективности организации. Менеджеру  следует стараться предупредить деструктивный конфликт, контролируя  возникающие в организации конструктивные конфликты. В случае возникновения  деструктивного конфликта для выхода из него необходимо решить конфликт по существу (найти причину и по возможности  ликвидировать ее, достичь определенного  компромисса), стараясь при этом сгладить дисфункциональные последствия  конфликта. Для этого можно используются следующие группы методов:

     • Ограничение взаимодействия конфликтующих  сторон, применение координационных  механизмов (например, разграничения  полномочий между подчиненными), приводящих к ликвидации основных причин конфликта  и объединяющих коллектив.

     • Методы, объединяющие конфликтующие  стороны, задающие им общие цели. Например, установление общеорганизационных  комплексных целей (совместных целей  для конфликтующих подразделений, сотрудников и т.п.).

     • Методы, стимулирующие сотрудников  к самостоятельному выходу из конфликта, либо способствованию его разрешению: создание системы вознаграждений и  стимулирования бесконфликтного поведения  и способствования улаживанию имеющегося конфликта и т.д.

     Для предупреждения деструктивных конфликтов и возможного перетекания конструктивных конфликтов в деструктивные в  организации может быть налажена определенную систему предупреждения конфликтных ситуаций, стимулирования их позитивных последствий конфликтов. Такая система может включать в себя ряд мероприятий: четкое определение  и разъяснение требований к работе для всех структурных подразделений  и должностных лиц, создание и  поддержание благоприятного микроклимата в организации и культуры организации, постановка и развитие организационных целей, стимулирование участия работников в решении общеорганизационных проблем, отладка механизма обратной связи в системе коммуникации организации, создание механизма улаживания расхождения интересов и возникающих проблем (организационные совещания, возможность обращения с предложением или просьбой к ответственным или вышестоящим лицам) и т.д. Такая система позволит руководителям во время обнаруживать возникающие конфликты, эффективно выявлять их причины, быстро начинать управление конфликтными ситуациями, а следовательно, и предотвращать наиболее тяжелые последствия деструктивных конфликтов, такие как формализацию отношений, психологический антагонизм и практически всегда следующее за ними снижение общей результативности работы. Таким образом, создание в организации системы предупреждения конфликтных ситуаций, стимулирования их позитивных последствий позволит обеспечить высокую эффективность функционирования системы управления в организации, поддержание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе.

Информация о работе Особенности стимулирования труда работников в условиях развития рыночной экономики