Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:39, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Для ознакомления с любой организацией необходимо изучение возможно большего числа сторон её деятельности, формирование на этой основе объективного мнения о положительных и отрицательных моментах в работе коллектива, выявление узких мест и возможностей их устранения. При этом необходимо использовать ряд ключевых показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности анализируемой организации, которые непосредственно влияют на финансовые результаты работы и её финансовое состояние.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Нормативное регулирование деятельности бюджетных учреждений
1.2 Сметное финансирование бюджетных учреждений
1.3 Особенности налогообложения бюджетных учреждений
1.4 Содержание и задачи анализа финансово – хозяйственной деятельности
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ
2.1 Общая характеристика деятельности ГОУ НПО профессионального училища №44 г. Уфы
2.2 Анализ финансирования бюджетного учреждения
2.3 Анализ финансово-экономических показателей деятельности учреждения
2.4 Анализ ведения документации
2.5 Сравнительный анализ деятельности государственного учреждения
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ
3.1 Совершенствование предпринимательской деятельности образовательного учреждения
3.2 Совершенствование бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 492.00 Кб (Скачать)

     Статья  «Стипендии» имеет удельный вес 22,26 %, что отражает специфику деятельности конкретного учреждения. Анализ структуры расходов позволяет оценить соответствие направления использования бюджетных средств профилю деятельности учреждения.

     Как видно, внебюджетные средства РНИ имеют  значительный вес в общей сумме денежных средств, направляемых на покрытие расходов учреждения. По данным на конец 2009 года финансирование из бюджета составило 66,5 %.

     Первое  место в доходах РНИ занимает переводческий факультет, доля которого увеличилась до 34,3 %. За ним следует заочное отделение (23,2). Недовыполнен план по спецфакультету для переподготовки руководящих работников (—1 %). По сравнению с планом уменьшилась доля доходов математического факультета (—0,6 %), что обусловлено уменьшением набора студентов в отчетном году.

     За  анализируемый период фактические  доходы были меньше плановых на 100220 тыс. руб. Основным источником перевыполнения сметы была деятельность переводческого факультета (+3320,5 тыс. руб.). Невыполнение сметы по внебюджетным доходам произошло по математическому факультету, спецфакультету для переподготовки руководящих работников и по заочному отделению.

     Обращает  на себя внимание рост уровня расходов на рубль доходов по внебюджетным средствам РНИ с 79,66% до 83,47 %. Основными  причинами этого было снижение рентабельности. Наивысшие показатели рентабельности имеет переводческий факультет 16,53%. Все остальные подразделения имеют показатели рентабельности ниже среднего по училищу.

     Нерентабельной  является аренда жилых помещений.

     Анализ  сметы расходов внебюджетных средств  позволяет определить пути экономии расходов, так позволяет сопоставить  динамику роста или уменьшения расходов по подразделениям училища.

     Что же касается анализа сметы расходов бюджетных средств, то следует отметить, что в целом после переходе на казначейскую систему роль анализа  финансирования на уровне субъекта хозяйствования несколько снизилась в силу того, что для конкретного бюджетного учреждения значительно сократилась самостоятельность при распоряжении выделенными средствами, а значит, и возможность влиять на эффективность их использования. 

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ 

3.1 Совершенствование предпринимательской деятельности образовательного учреждения 

     Рыночные  условия хозяйствования привели  к появлению нового для бюджетных  учреждений явления как предпринимательская деятельность.  
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения такого типа могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они создано, и соответствующую этим целям. В соответствии с главой 25 части второй Налогового кодекса РФ (НК РФ), вступившей в действие с 1 января 2002 года, к доходам от предпринимательской деятельности, например образовательных, бюджетных организаций относятся доходы, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам.

     Услуги, относимые к предпринимательской  деятельности бюджетных учреждений, определяются законодательными актами Российской Федерации в области образования.

     Таким образом, бюджетное учреждение может иметь два источника получения имущества и денежных средств:

     - выделение бюджетных средств  на целевое финансирование деятельности учреждения;

     - получение доходов от ведения  предпринимательской деятельности, которая рассматривается как  один из основных источников финансирования.

     В соответствии со ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в  ред. от 13.01.96 г. N 12-ФЗ) к предпринимательской  деятельности образовательных учреждений относятся:

     - продажа и сдача в аренду  основных фондов и имущества образовательного  
учреждения;

     - торговля покупными товарами, оборудованием; 

     - оказание посреднических услуг; 

     - долевое участие в деятельности  других учреждений (в том числе  
образовательных) и организаций;

     - приобретение акций, облигаций,  иных ценных бумаг и получение доходов  
(дивидендов, процентов) по ним;

     - ведение приносящих доход иных  внереализационных операций,  
непосредственно несвязанных с собственным производством,  
предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией. [4, c.3]

     В нашем случае доходы от предпринимательской  деятельности ГОУ НПО профессионального  училища №44 г. Уфы получает от:

     - сдачи в аренду помещения по  улице Ухтомского, 29 (общежитие ГОУ)  общей площадью 524 кв.м. и помещений  учебных корпусов;

     - поступлений от платной образовательной деятельности, в частности ГОУ на коммерческой основе осуществляет обучение «операторов связи», «телеграфистов» и «кабельщиков-спайщиков», а также осуществляет набор на платные курсы по специальности «Оператор ЭВМ»;

     - оказание ИТ (информационно – технологических) услуг и дистрибуция – поставка оргтехники и расходных материалов;

     - добровольных пожертвований и  взносов.

     Доходы  от предпринимательской деятельности реинвестируются в данное образовательное  учреждение и направляются на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса, на заработную плату. С введением новых форм хозяйствования в системе бюджетной организации существенно увеличился поток документов, проходящих через бухгалтерию, поэтому традиционные формы бухгалтерского учета уже не способны в должной мере обеспечить развитие учета. В этих условиях для обеспечения эффективной финансово-хозяйственной деятельности учреждения необходима рациональная организация системы бухгалтерского учета, адекватная его современному состоянию развития. Поэтому основным критерием оценки эффективности того или иного варианта организации бухгалтерского учета следует принять степень его соответствия условиям деятельности бюджетного учреждения.

     Методика  ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности, обусловленные непроизводственным и некоммерческим характером основной деятельности. [35]

     Основной  задачей организации бухгалтерского учета предпринимательской деятельности выступает четкое разграничение объектов учета. Разделение в учете в зависимости от вида операций производится следующим образом. Субсчетам учета материальных ценностей, расчетов и иным, которые могут использоваться для учета операций нескольких видов, присваиваются признаки в виде номеров.

     Основанием  для подразделения субсчетов  учета материальных ценностей является источник их приобретения.

     Бухгалтерский учет предпринимательской деятельности ГОУ ведется в соответствии с  Инструкцией по бухгалтерскому учету  в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 года № 107н (в редакции от 9 июня 2001 года). Бухгалтерский учет на изучаемом объекте ведется «вручную», что осложняет проведение финансового анализа, снижает оперативность принятия управленческих решений и увеличивает вероятность возникновения ошибок в отчетной документации. [26, c.15]

     Во  избежание вышеперечисленных проблем  рекомендуется создание информационной системы бухгалтерского учета, учитывающей  специфику ведения учета, которая  отражается в плане счетов, формах первичных документов, формах месячной, квартальной, годовой отчетности, методике начисления износа и системе налогообложения. Естественно такая система должна создаваться с учетом таких требований, как одновременное ведение разных систем учета, каждая из систем должна соответствовать требованиям законодательства, использование различных программных платформ и т.д.

     На  основании проведенного анализа руководству ГОУ НПО профессионального училища №44 г. Уфы предлагается провести ряд мероприятий для улучшения финансового состояния.

     На  первом этапе рекомендуется внедрить автоматизированную систему «Смета», разработанная НПО «Криста», которая является универсальной системой автоматизации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении.

     Достоинствами системы является ее прозрачность, многопользовательский доступ к базе данных, большой спектр документов и выходных форм, соответствующих законодательству РФ, а также возможность разграничения прав пользователей, ведение журнала бухгалтерских операций с многоуровневой аналитикой. Данная система позволяет автоматизировать учет от ввода первичных документов до формирования отчетности. В базовую конфигурацию АС «Смета» входят следующие рабочие места, Кадры, Заработная плата и табель, Касса, Банк и смета, Основные средства, материалы продукты питания, МБП и Общая бухгалтерия.

     Приобретение  программы рекомендуется произвести за счет внедрения мероприятий по сокращению затрат.

     Локальная коробочная версия на 1 место – цена за копию 14560.00 руб.

     Доп. рабочее место для локальной коробочной версии на 1 место – цена за копию 9360.00 руб.

     SQL-сетевая  коробочная версия до 10-ти мест  – цена за копию 62400.00 руб.

     Доп. рабочее место для SQL-сетевой коробочной версии до 10-ти мест – цена за копию 6240.00 руб.

     Итого потребуется: 92 560 рублей.

     Рассчитаем  срок окупаемости продукта:

     Основной  деятельностью организации является оказание услуг по аренде площадей и дистрибуция – поставка оргтехники и расходных материалов, и как  следствие запасы в составе активов баланса составляют 17,7%, дебиторская задолженность за оказанные услуги 56,2%. В составе запасов на конец года образовались неликвидные запасы, которые стали составлять 4%. В составе дебиторской задолженности задолженность покупателей и заказчиков составила 51,9%.

     В составе затрат на производство львиную  долю составляют затраты на содержание автотранспорта (5 000 тыс. руб./мес.) и аренду дорогостоящих основных средств (2 000тыс. руб./мес). В процессе анализа выявлено, что два автомобиля использующихся для оказания услуг отделу АТС и линий связи не используются по своему прямому назначению. При заключении договора на обслуживание автотранспортом данного отдела необходимость в ночном дежурстве машин была, но в последствии такая необходимость отпала, а автомашины продолжают работать. Затраты по содержанию автомобилей обходятся организации в 2 400тыс. руб.- они необоснованны и влекут за собой увеличение себестоимости. Также на увеличение себестоимости влияет и аренда дорогостоящего оборудования (серверы и оборудование связи), которые морально устарели на данный момент и перестали использоваться. Размер затрат по аренде такого оборудования составляет (12 000тыс.руб./мес.). Рекомендуем руководству предприятия сократить подобные затраты следующим путем:

  • расторжение договора на обслуживание автотранспорта;
  • возврат арендованного оборудования арендодателю в связи с моральным старением и не использованием в процессе работы организации.

     Сокращение  данных затрат приведет к сокращению себестоимости на 9% ( со 175 705тыс.руб. до 158 305тыс.руб.), прибыль налогообложения тогда составит 87 687тыс.руб вместо 73 287тыс. руб. Далее, мероприятия по оптимизации прибыли основываются на мероприятиях по покрытию затрат. Немаловажное значение на финансовый результат предприятия оказывает такое направление деятельности, как дистрибуция. Из проведенного анализа себестоимости и выручки от реализации товаров услуг можно увидеть, что реализация товаров в общем объеме себестоимости составляет 26%, а в выручке - 20%, это означает, что предприятие на содержание подобного вида деятельности затрачивает больше, чем получает, а валовая прибыль составляет всего 4 524тыс.руб.. Причиной такого несоответствия является маленькая наценка на реализуемые товары – она составляет 8%. В связи, с чем рекомендуем:

  • увеличить наценку на реализуемые товары до 14%, за счет исследования рынка поставщиков и нахождения поставщиков с наименьшей стоимостью товара;
  • изменить мотивацию персонала отдела продаж (от мотивации за количество заключенных договоров и объема реализованных товаров до мотивации от увеличения наценки товара и поиска «наилучших» поставщиков).

       Одним из новых направлений  деятельности предприятия является  связь. Оказание услуг связи реализуются пока всего на 10% от общего объема выручки предприятия, затраты же составляют 20%. Такое положение организации сложилось в результате перехода на более современные технологии оказания данных услуг, которые в свою очередь требуют замены устаревшего оборудования, обучения персонала. В связи с этим руководству организации рекомендуется привлекать дополнительные объемы на покрытие 10% расходов по содержанию отдела АТС и линий связи. Эти объемы можно привлекать как путем нахождения новых заказчиков по деятельности учреждения, так и привлечением краткосрочного кредита на развитие направления связи.

Информация о работе Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации