Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:39, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Для ознакомления с любой организацией необходимо изучение возможно большего числа сторон её деятельности, формирование на этой основе объективного мнения о положительных и отрицательных моментах в работе коллектива, выявление узких мест и возможностей их устранения. При этом необходимо использовать ряд ключевых показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности анализируемой организации, которые непосредственно влияют на финансовые результаты работы и её финансовое состояние.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Нормативное регулирование деятельности бюджетных учреждений
1.2 Сметное финансирование бюджетных учреждений
1.3 Особенности налогообложения бюджетных учреждений
1.4 Содержание и задачи анализа финансово – хозяйственной деятельности
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ
2.1 Общая характеристика деятельности ГОУ НПО профессионального училища №44 г. Уфы
2.2 Анализ финансирования бюджетного учреждения
2.3 Анализ финансово-экономических показателей деятельности учреждения
2.4 Анализ ведения документации
2.5 Сравнительный анализ деятельности государственного учреждения
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ
3.1 Совершенствование предпринимательской деятельности образовательного учреждения
3.2 Совершенствование бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 492.00 Кб (Скачать)
  • категория расходов, например, текущие и капитальные расходы;
  • предметная статья, например, закупки товаров и оплата услуг, капитальные вложения в основные фонды;
  • подстатья, например, оплата труда рабочих и служащих, приобретение оборудования и предметов длительного пользования;
  • элемент расходов, например, основной оклад гражданских служащих, приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений.

     Отсутствие  какого-либо уровня отражается цифрой 0.

     Экономическая классификация расходов бюджетов показывает те виды финансовых операций, с помощью  которых государство выполняет  свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

     В категорию текущих расходов (код 1) включаются расходы на приобретение товарно-материальных ценностей, оплату предоставленных услуг и выполненных работ (кроме расходов, связанных с капитальными затратами). В категорию капитальных расходов (код 2) включаются все виды расходов, связанных с приростом основных фондов, государственных запасов и резервов, покупкой земли и нематериальных активов, а также безвозмездные расходы, позволяющие их получателям увеличивать свои основные средства, компенсировать потери от разрушения основных фондов или увеличивать свой финансовый капитал.

     Разделы, подразделы, параграфы, главы, категории, предметные статьи, подстатьи, элементы расходов – называются подразделениями бюджетной классификации.

     В разрезе категорий, статей, подстатей, элементов расходов по каждому параграфу соответствующего раздела (подраздела) учреждения и организации, финансируемые из бюджета, готовят сметы расходов, организуют учет их исполнения и составляют отчетность.

     Такая бюджетная классификация позволяет  проводить анализ по локальным сметам, по сводным сметам однотипных бюджетных учреждений, а также по сводным сметам министерств как в целом, так и в разрезе отдельных учреждений. [17]

     Основные  показатели финансового состояния  учреждения – степень обеспеченности денежными средствами и соблюдение финансовой дисциплины, поэтому анализ заключается в проверке соответствия сумм финансирования сметным назначениям, а также фактических расходов - сметным назначениям и кассовым расходам.

     Основными задачами анализа финансирования бюджетных  учреждений являются:

  • оценка обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами и использования их по целевому назначению;
  • характеристика состояния расчетов и запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
  • выявление причин финансовых нарушений и затруднения финансирования;
  • выявление резервов улучшения финансового состояния учреждений и разработка мероприятий по их реализации.

     В качестве источников информации для  анализа финансового состояния  учреждения используются:

  • баланс исполнения сметы расходов (ф.1);
  • справка о движении сумм финансирования из бюджета;
  • отчет об исполнении сметы расходов (ф.2);
  • смета расходов, включая сметы на капитальное строительство;
  • подробные расчеты по каждой статье сметы расходов;
  • отчетность о выполнении плана по сети, штатам и контингентам и другие источники информации. В соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 08.04.1998 № 565 «О переходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета и создания территориальных органов государственного казначейства» Минфином РБ с 1 января 1999 г. осуществлен переход на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета. С введением этой системы принципиально изменился порядок финансирования учреждений и организаций за счет средств республиканского бюджета. Основанием для получения средств из республиканского бюджета учреждениями и организациями является зарегистрированная в автоматизированной системе государственного казначейства (АСГК) поквартальная роспись расходов по главным распорядителям средств в разрезе подведомственных учреждений и организаций, программ и мероприятий с распределением планируемых ассигнований по всем подразделениям бюджетной классификации.[18]

     Роспись расходов по распорядителям средств  республиканского бюджета осуществляется главными распорядителями средств  на основании утвержденных смет учреждений и организаций, а также смет на осуществление отдельных целевых программ и мероприятий и представляется ими в Министерство финансов. Ее регистрация в АСГК осуществляется после согласования с отраслевыми и бюджетным управлениями Минфина РБ. Финансирование расходов организаций, содержащихся за счет средств республиканского бюджета, осуществляется органами государственного казначейства. Его территориальные органы перечисляют средства в пределах сметных назначений распорядителя средств (организации) по предъявленным им платежным поручениям:

  • на счета поставщиков - за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы;
  • на счета получателей - по обязательным расчетам и нетоварным операциям;
  • на текущий счет организации в банке - для получения наличных денежных средств.

     Перед перечислением средств учреждению сметные назначения должны быть обязательно  уточнены. Это делается в следующих  случаях:

  • при необходимости изменения данных плана по сети, штатам и контингентам;
  • при изменении профиля деятельности или режима работы учреждения;
  • при выделении дополнительных ассигнований на содержание учреждения;
  • при необходимости учета имеющихся сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
  • при уменьшении сумм ассигнований в связи с нарушением сметно-штатной дисциплины и превышении утвержденных норм и нормативов, выявленных при проверке сметы;
  • при изменениях оплаты труда и цен на материальные ценности и оказанные услуги в связи с инфляцией. Как правило, в адрес бюджетного учреждения направляются справки-извещения, в которых отражается сумма изменений с указанием причин. В процессе анализа по каждой статье расходов вносятся уточнения в план финансирования. Расчет полноты использования средств финансирования за 2009 г. учреждения приведен в таблице 1.
 

     Таблица 1 – Анализ полноты использования  средств финансирования учреждения за 2009 г., тыс.руб.

    Направление расходов Утверждено  по смете

    за 2009 г.

    Кассовые 

    расходы

    Результат использования  средств финансирования
    1 2 3 4
    Текущие расходы 558 894,3 558 156,8 -737,5
    Оплата  труда 253 551,5 253 415,5 -136,0
    Начисления  на оплату труда 83 978,5 83 584,0 -394,5
    Приобретение  предметов снабжения и расходных  материалов 18 781,0 18 720,6 -60,4
    Командировки  и служебные разъезды 18,3 18,2 -0,1
    Оплата  транспортных услуг 750,0 750,0 0
    Оплата  услуг по связи 770,0 769,8 -0,2
    Оплата  коммунальных услуг 31 040,0 31 008,5 -31,5
    Прочие  текущие расходы 4656,0 4636,9 -19,1
    Стипендии 165 349,0 165 253,3 -95,7
    Капитальные расходы 50 350,0 50 326,9 -23,1
    Приобретение  оборудования 7350,0 7327,1 -22,9
    Капитальный ремонт 43 000,0 42 999,8 -0,2
    Итого по смете 609 244,3 608 483,7 -760,6
 

     В результате расчетов уточненная сумма  сметных назначений составляет 609 244,3 тыс.руб., а кассовые расходы - 608 483,7 тыс.руб. Эти данные можно получить из отчетности об исполнении сметы расходов организаций, финансируемых из бюджета (ф.2). Учреждение недоиспользовало 760,6 (608 483,7 - 609 244,3) тыс.руб.

     Недоиспользование средств, выделенных по смете, нежелательно, если это приводит к ухудшению условий обслуживания учреждений; необоснованному снижению норм расходов на питание больных, стипендий студентов и учащихся, воспитанников; неудовлетворительному снабжению учреждений необходимыми материальными ресурсами и т.д.

     Необходимо отметить, что недовыполнение сметных назначений может быть связано с инфляционными процессами и отсутствием бюджетных средств.

     Важной  задачей анализа финансирования бюджетных учреждений является выявление  обеспеченности их финансовыми ресурсами. С этой целью суммы фактически выделенных учреждению средств сопоставляются со сметными назначениями и устанавливаются факты недофинансирования (таблица 2). Их наличие отрицательно влияет на деятельность учреждений по оказанию населению в необходимом объеме социально-культурных услуг и эффективность использования ресурсов.

     В учреждении сумма недофинансирования составила 760,3 тыс.руб. (608 484,0 - 609 244,3). Недофинансирование наблюдается по всем рассматриваемым  статьям за исключением расходов на транспортные услуги. В ходе финансирования бюджетные средства учреждению должны выделяться своевременно и непрерывно. Только при этом условии обеспечивается нормальная работа учреждения и соблюдение им расчетной дисциплины. Средства на заработную плату необходимы ко дню ее выплаты рабочим и служащим, для расчетов с подрядчиком за работы по капитальному ремонту зданий и сооружений - к моменту сдачи объектов и предъявления к оплате расчетных документов и т.д. Поэтому при анализе финансирования сроки перечисления денежных средств учреждений сопоставляют со сроками производства отдельных расчетных операций, устанавливают количество, продолжительность и частоту несвоевременного выделения средств. 

     Таблица 2 – Анализ обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами за 2009 г., тыс.руб.

    Направление расходов Профинансировано По смете Недофинан-

    сированно

    1 2 3 4
    Текущие расходы  558 157,1 558 984,3 -737,2
    Оплата  труда 253 415,5 253 551,5 -136,0
    Начисления  на оплату труда 83 584,0 83 978,5 -394,5
    Приобретение  предметов снабжения и расходных материалов 18 720,6 18 781,0 -60,4
    Командировки  и служебные разъезды 18,2 18,3 -0,1
    Оплата  транспортных услуг 750,0 750,0 0
    Оплата  услуг по связи 769,8 770,0 -0,2
    Оплата  коммунальных услуг 31 008,5 31 040,0 -31,5
    Прочие  текущие расходы 4636,9 4656,0 -19,1
    Стипендии 165 253,3 165 349,0 -95,7
    Капитальные расходы  50 326,9 50 350,0 -23,1
    Приобретение  оборудования 7327,1 7350,0 -22,9
    Капитальный ремонт 42 999,8 43 000,0 -0,2
    Итого по смете 608 483,7 609 244,3 -760,2
 

     При анализе финансирования устанавливается также полнота обеспечения учреждения бюджетными ассигнованиями для организации нормальной работы. Выявляют факты задержки расчетов в связи с отсутствием средств.

     В распоряжении бюджетных учреждений кроме бюджетных могут быть и  те средства, которые у них образуются за счет платных услуг. Все дополнительные средства, которые получены помимо бюджета, проходят по сметам внебюджетных средств.

     Внебюджетными средствами называются доходы, образующиеся в результате деятельности бюджетных  учреждений по оказанию платных услуг населению или предприятиям или сдачи в аренду принадлежащих им зданий, помещений и инвентаря. Значение каждого вида специальных средств в отдельности определяется важностью осуществляемых за счет них мероприятий.

     Доходы, получаемые от хозяйственной деятельности, не включаются в республиканский или местные бюджеты и расходуются строго по целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам.

     Планирование  доходов и расходов по внебюджетным средствам производится в порядке, установленном Методическими указаниями о порядке планирования, использования и учета доходов, получаемых от хозяйственной деятельности юридических лиц, финансируемых из бюджета, утвержденными приказом Минфина РБ от 11.11.1999 № 324.

     Бюджетные учреждения, имеющие внебюджетные средства, обязаны составлять сметы доходов  и расходов по каждому виду внебюджетных средств по утвержденной Минфином РБ форме и отчетность об использовании сметы доходов и расходов по каждому внебюджетному средству, а также сводный отчет, если имеется несколько внебюджетных средств. В доходную часть сметы включаются планируемые поступления денежных средств по соответствующему виду внебюджетных средств.

     В расходной части сметы предусматриваются  планируемые расходы по этой деятельности с распределением их по статьям бюджетной  классификации.

     Расходы по смете доходов и расходов по внебюджетным средствам не могут  превышать суммы, предусматриваемой в доходной части сметы.

     К смете доходов и расходов по внебюджетным средствам прилагаются расчеты  показателей работы учреждения, которые  влияют на объемы доходов и расходов по внебюджетным средствам, расчеты  по доходам, расчеты по расходам по каждой статье, подстатье, элементу, а также пояснительная записка. Кроме этого, к каждой смете внебюджетных средств должен быть приложен отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам в соответствии с конкретным внебюджетным средством.

Информация о работе Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации