Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:39, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Для ознакомления с любой организацией необходимо изучение возможно большего числа сторон её деятельности, формирование на этой основе объективного мнения о положительных и отрицательных моментах в работе коллектива, выявление узких мест и возможностей их устранения. При этом необходимо использовать ряд ключевых показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности анализируемой организации, которые непосредственно влияют на финансовые результаты работы и её финансовое состояние.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Нормативное регулирование деятельности бюджетных учреждений
1.2 Сметное финансирование бюджетных учреждений
1.3 Особенности налогообложения бюджетных учреждений
1.4 Содержание и задачи анализа финансово – хозяйственной деятельности
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ
2.1 Общая характеристика деятельности ГОУ НПО профессионального училища №44 г. Уфы
2.2 Анализ финансирования бюджетного учреждения
2.3 Анализ финансово-экономических показателей деятельности учреждения
2.4 Анализ ведения документации
2.5 Сравнительный анализ деятельности государственного учреждения
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ
3.1 Совершенствование предпринимательской деятельности образовательного учреждения
3.2 Совершенствование бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 492.00 Кб (Скачать)

     Содержание  анализа исполнения сметы внебюджетных средств определяет следующие его задачи:

  • анализ производственных показателей по каждому конкретному внебюджетному средству;
  • анализ соответствия сумм полученных доходов суммам осуществленных расходов;
  • изучение соблюдения сметно-финансовой дисциплины по сметам внебюджетных средств;
  • разработку мероприятий, направленных на повышение эффективности использования специальных средств, а также производственно-хозяйственной деятельности по оказанию платных услуг.

           В качестве источников информации анализа используются:

  • смета доходов и расходов по каждому внебюджетному средству;
  • отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам (ф.4);
  • подробные расчеты, обоснования как доходов, так и расходов по статьям бюджетной классификации;
  • отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам;
  • пояснительная записка.

     При проведении анализа внебюджетных средств  производится проверка правильности образования  и использования внебюджетных средств. Для этого проверяется:

  • наличие документов (разрешения) на открытие или образование того или иного внебюджетного средства со стороны вышестоящей организации;
  • правильность применения тех или иных норм, цен, тарифов, которыми должно пользоваться само бюджетное учреждение в своей основной деятельности;
  • соответствие сумм полученных доходов суммам произведенных расходов. В случае недополучения доходов должна быть сокращена расходная часть по конкретному виду внебюджетных средств;
  • наличие случаев передвижения сметных назначений из сметы одного вида внебюджетных средств в смету другого вида внебюджетных средств, что категорически не допускается.

     Изучение  исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам начинается с анализа источников их образования. Обусловлено это тем, что формирование внебюджетных средств в бюджетных учреждениях осуществляется в пределах разрешенных видов деятельности. Поэтому изучение источников их образования связано с проверкой правильности получения доходов. С этой целью поименованный в отчете вид внебюджетных средств и источники поступлений сверяются с их утвержденным перечнем.

     В процессе анализа устанавливается  состав специальных средств учреждения и выполнение плана по поступлениям текущего года в целом и по каждому  их виду. Анализ образования внебюджетных средств каждого вида имеет особенности, обусловленные характером оказываемых услуг, производственных показателей для определения размера поступлений. При этом учитывается, что в доходную часть сметы и отчета включаются сведения о поступлениях и источниках денежных средств, остатки денежных средств по каждому виду внебюджетных средств на текущем счете на начало планируемого года в смету не включаются. Остатки материальных ценностей также не отражаются в доходной части. Данные для характеристики исполнения сметы по доходам приводятся в таблице 3. 

     Таблица 3 – Анализ источников поступления  внебюджетных средств за 2009 г., тыс.руб.

    Источники средств Утверждено  по смете | Исполнено Отклонения  от сметы

    (+, -)

    по  сумме

    (гр.3

    - гр.2)

    %(гр.4 /| гр.2 x

    x 100)

    1. Платное обучение – 

    всего

    1 054 400 1 047 400 -7000 -0,66
    В том числе:
    - обучение в вузе 993 000 992 000 -1000 -0,1
    - довузовская подготовка 46 800 40 800 -6000 -12,8
    - прочее платное обучение

    (семинары; повышение

    квалификации  и т.д.)

    14 600 14 600 - -
    2. Плата за работу изда-

    тельского центра

    13 300 11 100 -2200 -16,5
    3. Плата за сдачу помещений в  аренду 20 300 19 200 -1100 -5,4
    4. Прочие поступления 107 500 106 200 -1300 -1,2
    Всего средств (доходов)

    (стр.1 + стр.2 + стр.3 +| стр.4)

    1 195 500 1 183 900 -11 600 -0,97
 

     Из  таблицы 3 следует, что учебное заведение  имеет несколько источников финансирования (внебюджетных средств). В соответствии с профилем деятельности вуз сверх  основных функций оказывает дополнительные услуги населению и предприятиям промышленности в области повышения квалификации специалистов, подготовки молодежи к поступлению в высшие и средние учебные заведения, колледжи и т.д.

     Под источниками доходов по внебюджетной деятельности по статье «Прочие доходы»  в учреждении могут учитываться  проценты по депозитам, финансовая помощь, дивиденды по акциям, прочие хозяйственные услуги и др.

     На  следующем этапе необходимо проанализировать структуру поступлений, как по утвержденной смете, так и по ее исполнению. Это  можно сделать по данным таблицы 4. 

     Таблица 4 – Анализ структуры поступлений  внебюджетных средств по направлениям за 2009 г.

    Источники средств По утвержденной

    смете

    Исполнение  сметы Отклонение  от сметы (+, -)
      сумма,

    тыс.руб.

    % к итогу сумма, тыс.руб. % к итогу по сумме

    (гр.4 –

    |- гр.2)

    по уд. весу

    (гр.5–

    -гр.3)

    1 2 3 4 5 6 7
    1. Платное  обучение 1 054 400 88,20 1 047 400 88,50 -7000 +0,30
    2. Плата  за работу

    издательского центра

    13 300 1,11 11 100 0,90 -2200 -0,21
    3. Плата  за сдачу в

    аренду помещения

    20 300 1,70 19 200 1,60 -1100 -0,10
    4.Прочие поступления 107 500 8,99 106 200 9,00 -1300 +0,01
    Всего поступлений

    (стр.1 + стр.2 + стр.3+ стр.4)

    1 195 500 100,00 1 183 900 100,00 -11 600 -
 

     Из  этих данных следует, что основным источником поступления внебюджетных средств  является оплата студентов за обучение, за подготовку абитуриентов во всех подразделениях учреждения. Что касается недовыполнения сметных назначений по отдельным направлениям смет, то причины этого явления необходимо устанавливать конкретно при изучении документов на месте в учреждении - анализе отчетов о выполнении показателей. Поступления за платное обучение в общем итоге предполагались в размере 88,2% (1 054 400 / 1 195 500 x 100), а фактически составили 88,5% (1 047 400 / 1 183 900 x 100).

     Следовательно, наибольшее внимание необходимо уделять четкости планирования именно этого направления деятельности, что отвечает функциональным возможностям учреждения.

     Доходы  по смете внебюджетных средств определяются на основании установленных норм обслуживания, тарифов и расценок с использованием по каждому виду внебюджетных средств специфических измерителей.

     Сумма доходов зависит от объема и характера  услуг, а также от условий их предоставления - отпускной (договорной) стоимости.

     В процессе анализа исполнения сметы  внебюджетных средств исходят из того, что они направляются на цели, установленные при их образовании. Размер расходов определяется по каждому виду внебюджетных средств в соответствии с объемом работы и с учетом необходимости соблюдения режима экономии и хозяйственной целесообразности использования ресурсов. Расходы осуществляются раздельно по каждому виду средств в пределах их остатка. Поэтому сумма расходов по каждому их виду не должна превышать доходы и не может перекрываться доходами по другим видам внебюджетных средств.

     При изучении расходов по отдельным статьям учитывается их зависимость от доходов.

     Если  доходы поступают в меньшем по сравнению со сметой размере, то пропорционально  сокращаются и расходы.

     Фактические расходы за счет внебюджетных средств  составили 1 182 000 тыс.руб., или 99,8% от поступивших  средств (1 182 000 / / 1 183 900 x 100),и распределились по следующим основным статьям сметы  согласно бюджетной классификации (таблица 5).

 

      Таблица 5 – Фактические расходы по внебюджетным средствам за 2009 г., тыс.руб.

    Направления расходов Смета расходов Фактические поступления  и расходы Отклонение  от сметы(+, -)
    1 2 3 4
    Всего поступлений

    средств

    1 195 500 1 183 900 -11 600
    Всего расходов 1 195 500 1 182 000 -13 500
    В том числе:
    - текущие  расходы 753 165 744 660 -8505
    - капитальные  расходы 263 010 260 040 -2970
    - налоги  и отчисления 167 370 165 480 -1890
    - прочие  расходы 11 955 11 820 -135
 

     Из  таблицы 5 следует, что планирование расходов в учреждении предусматривало их осуществление в пределах поступлений, то есть в сумме 1 195 500 тыс.руб. Однако при фактическом исполнении оказалось, что поступления сократились на 11 600 (1 195 500 - 1 183 900) тыс.руб. В этом случае учреждение должно было сократить и расходы, что и было осуществлено. Фактические затраты по укрупненным статьям бюджетной классификации оказались ниже сметных на 13 500 (1 195 500 - 1 182 000) тыс.руб. Следует отметить, что в учреждении образовался свободный остаток от использования внебюджетных средств в сумме 1900 (1 183 900 - 1 182 000)тыс.руб. В этом случае учреждение может израсходовать свободный остаток, но с составлением дополнительной утвержденной сметы по внебюджетной деятельности конкретного направления или внести его в бюджет, из которого финансируется учреждение, если документами не указаны другие способы его использования.

     В процессе анализа следует учитывать, что внебюджетные средства используются по целевому назначению и группируются по статьям в соответствии с бюджетной  классификацией. В случае, если планируемая сумма доходов по конкретному виду внебюджетных средств превышает сумму расходов по этому же виду внебюджетных средств, в смете определяется сумма превышения доходов над расходами. Превышение доходов над расходами, остающееся в распоряжении учреждения, определяется путем вычитания из указанной суммы превышения доходов над расходами налога на прибыль, а также других налогов и сборов, уплачиваемых из сумм превышения доходов над расходами.

     Необходимо  отметить, что анализ финансирования бюджетных учреждений не ограничивается только рассмотренными аспектами. Следует рассматривать вопросы образования дебиторской и кредиторской задолженностей, так как они оказывают непосредственное влияние на процессы финансирования и деятельность учреждений. Значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской и наоборот осложняет финансовое положение учреждения. В рамках данной статьи задача анализа образования этих задолженностей не ставится, так как это требует проведения дополнительных исследований, которым будет посвящена статья «Анализ расчетных операций». 

2.3 Анализ финансово-экономических показателей деятельности учреждения

     Основная  цель анализа финансово-хозяйственной  деятельности организации это получение  максимально качественных информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Информация о работе Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации