Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 04:36, дипломная работа
Сегодня одним из наиболее прибыльных и быстро развивающихся российских рынков является пивная промышленность. Повышение благосостояния населения и качества предлагаемой продукции положительно сказалось на развитии рынка, привлекло к нему внимание российских и зарубежных инвесторов. Ожесточилась конкуренция, увеличился ассортимент, объемы производства и инвестиций в рекламу. Неуклонно растет потребность в профессиональном персонале.
Введение 5
Основные тенденции развития рынка пива 8
Обзор рынка пивной продукции в России 8
Обзор рынка пивной продукции на дальнем Востоке 21
Концепции развития пивопроизводства 27
2 Анализ хозяйственной деятельности 29
ООО «АМУР-ПИВО»
2.1 Общее положение ООО «АМУР-ПИВО» на рынке пива 29
2.2 Основные финансово-хозяйственные показатели 34
2.3 Анализ баланса предприятия 38
2.4 Оценка платежеспособности предприятия 41
2.5 Анализ финансовой устойчивости и
деловой активности 46
3 Планирование производства ассортимента продукции 49
3.1 Структура управления компании Heineken 49
3.2 Экономическая постановка задачи 51
3.3 Определение исходных данных 57
3.4 Расчет прогнозных значений показателей потери продукта 65
3.5 Определение фонда времени доступного для розлива 68
3.6 Математическая постановка модели 74
Заключение 75
Список использованных источников 76
Приложение А – Анализ ликвидности баланса 81
Приложение Б – Расчет прогнозных значений 82
Приложение В- Структура управления Heineken 85
Приложение Г – Развернутая математическая модель 86
Российский рынок пива в настоящее время продолжает являться перспективным и динамично развивающимся, он по-прежнему далек от насыщения и сохраняет инвестиционную привлекательность. Хотя следует отметить прогнозируемое в ближайшие годы снижение темпов роста производства до уровня 5-7% в год и ниже, что и нашло подтверждение в итогах 2006 года. Прирост производства пива в России, по данным Госкомстата, в 2006г. составил всего 5,2%. В последнее время на российском рынке пива наблюдается ужесточение конкуренции как со стороны отечественных, так и иностранных производителей. Структура и инфраструктура отрасли сложились и были выстроены таким образом, что они не могут эффективно работать, если продукция не пользуется повышенным спросом. Еще большее беспокойство вызывает то, что замедление роста пивоварения происходит на фоне общего увеличения объемов производства пищевой промышленности. Эти результаты могли стать следствием принятия Госдумой законодательных ограничений рекламы пива и места его употребления.
Также на сегодняшний день вызывает тревогу акцизная политика государства в отношении пивоваренной отрасли - ежегодно акциз на пиво растет, так с 1999 года акциз вырос с 0,72 рублей до 2,07 рублей за литр. Отличительной чертой развития пивоваренной промышленности является жесткая конкуренция не только отечественных брендов, но и иностранных, что толкает предприятия на поиск новых инвесторов и обновление технологического оборудования, либо ведет к банкротству, особенно это касается предприятий, годовой выпуск пива которых составляет менее 500000 гектолитров в год.
Поэтому с 1998 года ОАО «АМУР-ПИВО» осуществляет реконструкцию пивоваренного производства, так приоритетным направлением для внутренней политики компании избраны высокая технологическая оснащенность производства и качество продукции. За последние пять лет объемы производства компании росли, несмотря на технологическое переоснащение производства. Так объемы производства пива выросли с 3831 тысяч декалитров до 12420 тысяч декалитров, более чем 3,2 раза, что позволило встать предприятию в ряд ведущих производителей пива на Дальнем Востоке /9/.
За это время, в 2003 году, на рынке Хабаровского края появился новый конкурент – филиал пивоваренной компании «Балтика». Также во Владивостоке на базе мощностей ОАО «Пивоиндустрия Приморья» наращивает объемы производства и реализации новая компания ООО «Влад-Пиво». Данная экономическая ситуация является мощным стимулом для улучшения качества продукции. Для этого постоянно расширяется дистрибьюторская сеть компании. Если ранее поставки осуществлялись на Дальневосточный регион, то сейчас ежемесячно имеют место отгрузки в Сибирь и Байкальский регионы. В дальнейшем компания намерена также наращивать объемы производства и реализации за счет введения новых мощностей (увеличение мощности БЛЦ, введение Новой ПЭТ линии).
Сегодня ОАО «АМУР-ПИВО» – одно из ведущих пивоваренных предприятий на Дальнем Востоке. Завод уверенно входит в первую пятерку предприятий группы компаний Heineken в России благодаря высоким объемам производства и реализации качественного пива, ведь именно высокое качество – гарантия стабильного присутствия на потребительском рынке.
Каждый год
ОАО «АМУР-ПИВО» реализует
Так, 2007 год – год новых свершений и новых проектов, год решения новых задач, перемен и инноваций. На предприятии реализуются такие проекты, как:
- установка
дополнительных бродильных
- установка оборудования Jurby и EUWA по водоподготовке (вода проходит несколько степеней очистки, в частности от железа и марганца);
- установлена этикеровочная машина KHS, которая закатывает горло бутылки в фольгу, что позволяет обеспечить розлив пива класса премиум и лицензионных брендов;
- запущена станция рекуперации СО2. Станция рекуперации позволяет уйти от покупной и работать на собственной СО2, которая образуется в процессе сбраживания пива;
- важным этапом
в развитии/модернизации
- произошел запуск HeiCORE ХКС, единой для всех компаний Heineken системы управления бизнес -процессами, которая обеспечивает прозрачность реализации и отпуска продукции, ведения единого документооборота и системы отгрузок.
В марте на заводе запущена новая линия ПЭТ колоссальной производительности 24 000 бутылок в час, а это почти 6 бутылок в секунду. Каждые 2-3 минуты с конвейера выходит паллета. С каждым годом «Амур-Пиво» все больше совершенствует свое производство, чтобы быть достойным конкурентом на рынке пива.
2.2 Основные показатели финансово-
Главная цель финансового анализа – вовремя обнаружить недостатки в финансовой деятельности организации, устранить их и отыскать резервы для ее улучшения. При горизонтальном (временном) анализе сравнивают данные текущей отчетности с данными предыдущего периода. Вертикальный (структурный) анализ дает представление о структуре – удельных весах в общей сумме финансовых показателей. Трендовым называется анализ, при котором определяется тренд финансовых показателей, то есть тенденции изменений на протяжении нескольких отчетных периодов. Анализ, основанный на финансовых коэффициентах, или анализ относительных показателей, строится на расчете взаимосвязи данных отчетных документов. Сравнительный анализ строится на сравнении основных показателей либо конкурентных организаций, либо подразделений одной организации. Анализ влияния разных факторов (или причин) на какой-либо показатель является сущностью факторного анализа.
Именно с «чтения» бухгалтерского баланса организации, выявлении общей стоимости имущества организации, величины собственных и заемных средств и другое, следует начинать анализ ее финансового состояния. Результат такого анализа позволит судить о платежеспособности, кредитоспособности и финансовой устойчивости (леверидже) организации и о характере использования финансовых ресурсов /15/.
В таблице 6 приведены основные показатели финансовой деятельности предприятия.
Таблица 6 - Основные показатели финансово- хозяйственной деятельности
Наименование показателя |
2004 |
2005 |
2006 |
Темп прироста, процент к предыдущему году | |
1 Показатели объема производства и продаж | |||||
1.1 Выручка от продажи, тысяч рублей |
1099921 |
1273985 |
1314801 |
16 |
3 |
2 Показатели объема используемых ресурсов, капитала и затрат | |||||
2.1 Материальные затраты на производство и продажу, тысяч рублей |
645 137 |
805 710 |
876 912 |
25 |
9 |
2.2 Годовой фонд оплаты труда персонала, тысяч рублей |
77 744 |
83 044 |
78 515 |
7 |
-5 |
2.3 Среднесписочная численность персонала, человек |
360 |
345 |
350 |
-4 |
1 |
2.4 Средняя величина основного капитала (внеоборотных активов), тысяч рублей |
1069925 |
1115652 |
1175724 |
4 |
5 |
2.5 Средняя величина
основных средств |
947 653 |
937 440 |
952 581 |
-1 |
2 |
2.6. Средняя величина оборотного капитала (оборотных активов), тысяч рублей |
346 520 |
423 994 |
542 474 |
22 |
28 |
2.7 Сумма чистых активов (на конец периода), тысяч рублей |
422 043 |
415 829 |
394 111 |
-1 |
-5 |
2.8 Полная себестоимость
проданных товаров, тысяч |
924 643 |
1103821 |
1176859 |
19 |
7 |
3 Показатели, характеризующие финансовый результат | |||||
3.1 Прибыль (убыток) от продаж, тысяч рублей |
175278 |
170164 |
137942 |
-3 |
-19 |
3.2 Прибыль (убыток)
до налогообложения, тысяч |
27632 |
8509 |
-24444 |
-69 |
-387 |
3.3 Чистая прибыль (убыток), тысяч рублей |
17869 |
344 |
-21720 |
-98 |
-6414 |
4 Показатели
эффективности использования | |||||
4.1 Среднемесячная
зарплата одного работника, |
17,996 |
20,059 |
18,694 |
11 |
-7 |
4.2 Производительность труда (годовая выработка), тысяч рублей |
3 055,34 |
3 692,71 |
3 756,57 |
21 |
2 |
4.3 Фондоотдача (по первоначальной стоимости) |
1,16 |
1,36 |
1,38 |
17 |
2 |
4.4 Материалоемкость продукции |
0,59 |
0,63 |
0,67 |
8 |
5 |
4.5 Коэффициент
оборачиваемости оборотного |
3,17 |
3,00 |
2,42 |
-5 |
-19 |
4.6 Затратоемкость проданных товаров |
0,84 |
0,87 |
0,90 |
3 |
3 |
4.7 Рентабельность продаж, в процентах |
15,94 |
13,36 |
10,49 |
-16 |
-21 |
4.8 Рентабельность активов по чистой прибыли, в процентах |
1,26 |
0,02 |
-1,26 |
-98 |
-5758 |
Окончание таблицы 6 | |||||
Наименование показателя |
2004 |
2005 |
2006 |
Темп прироста, процент к предыдущему году | |
5 Показатели
финансовой устойчивости и | |||||
5.1 Коэффициент автономии |
0,23 |
0,18 |
0,18 |
-24 |
0 |
5.2 Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,00 |
0,03 |
0,01 |
722 |
-54 |
5.3 Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) |
0,38 |
0,67 |
0,48 |
76 |
-28 |
5.4 Коэффициент
обеспеченности собственными |
-2,06 |
-1,54 |
-1,43 |
-25 |
-7 |
В таблице 6 рассчитаны основные показатели финансово-хозяйственной деятельности.
Выручка от продаж возрастает с 1099921 тысяч рублей в 2004 году до 1314801 тысяч рублей в 2006 году.
Материальные затраты на производство и продажу возрастают и составляют 876 912 тысяч рублей в 2006 году.
Годовой фонд оплаты труда персонала в 2006 году относительно 2005 года уменьшается на 5 %.
Прослеживается в 2005 году уменьшение численности персонала на 4 процента по сравнению с 2004 годом, а в 2006 году увеличение на один процент.
Средняя величина оборотного капитала увеличилась на 22 процента в 2005 году по сравнению с 2004 годом и на 28 процентов в 2006 году относительно 2005 года.
Прибыль от продаж значительно снижается с каждым годом на 3 процента в 2005 году по сравнению с 2004 годом, и на 19 процентов в 2006 году по сравнению с 2005 годом.
Среднемесячная зарплата одного работника в 2005 году увеличилась в связи с уменьшением численности работников, а в 2006 году снизилось на 7 процентов в связи с расширением штата персонала и освоением новых.
Производительность труда каждый год поднимается. В 2005 году она выросла на 21 процент, а в 2006 году всего на 2 процента.
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала в 2006 году снизился на 19 процентов по сравнению с 2005 годом.
В 2004 году на один
рубль выручки затраты
Рентабельность продаж в 2005 году по сравнению с 2004 снизилась на 16 процентов, а в 2006 году по сравнению с 2005 на 21 процент.
Доля собственного капитала в источниках формирования активов в 2004 году составляет 23 процентов, а в 2005-2006 годах снизилась до 18 процентов.
Доля оборотных средств, сформированных за счет собственного капитала, отрицательна как в 2004 году, так и в 2006 году /21/.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и так далее).
2.3 Анализ баланса предприятия
Сведения о размещении капитала предприятия содержатся в активе баланса. В статьях актива баланса представлены виды размещенного капитала, будь то вложения в имущество или материальные ценности, расходы на производство или продажу продукции, остатки денежных средств в банках и кассе и другое. Все активы баланса в зависимости от степени ликвидности подразделяются на две группы. Одна группа активов – долгосрочные активы – располагаются в первом разделе баланса «Внеоборотные активы». Другая группа активов – текущие активы – располагается во втором разделе баланса «Оборотные активы».
От соотношения основного капитала (долгосрочных активов) и оборотных средств зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Анализ активов предприятия начинают с анализа состава и структуры активов (таблица 7).
Таблица 7 – Горизонтальный и вертикальный анализ изменений статей актива баланса
Наименование статьи |
в абсолютных показателях |
в удельных весах, в процентах |
Абсолютное отклонение, тысяч рублей |
Темп прироста, в процентах | ||
на начало периода |
на конец периода |
на начало периода |
на конец периода | |||
Итого активов |
1677908 |
1758487 |
100,0 |
100,0 |
80579 |
4,8 |
1.1 Внеоборотные активы |
1169243 |
1182205 |
69,7 |
67,2 |
12962 |
1,1 |
1.2 Оборотные активы |
508665 |
576282 |
30,3 |
32,8 |
67617 |
13,3 |
1.2.1 Запасы |
276731 |
284401 |
16,5 |
16,2 |
7670 |
2,8 |
1.2.2 Дебиторская задолженность |
212531 |
277824 |
12,7 |
15,8 |
65293 |
30,7 |
1.2.3 Денежные средства |
19403 |
14057 |
1,2 |
0,8 |
-5346 |
-27,6 |
Внеоборотные активы составляют 69,7 процентов на начало периода и 67,2 процента на конец. А удельный вес оборотных средств составляет 30,3 и 32,8 процентов соответственно. Отрицательным фактором является опережением темпов прироста Оборотных активов (13,3%) над темпом прироста внеоборотных активов (1,1%). Рост дебиторской задолженности может говорить о расширении деятельности предприятия и росте числа покупателей (с 212531 тысяч рублей до 277824 тысячи рублей). Выяснить настоящую причину можно, лишь детально проанализировав изменение счетов дебиторов и выявив просроченные задолженности. Необходимо стремиться к сокращению сроков погашения платежей, так как «замороженные» средства предприятие не сможет вовремя использовать на свои хозяйственные нужды, например на приобретение сырья, выплату заработной платы и так далее.